Использование информационно-коммуникационных технологий как средства оптимизации логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения

Компьбтерные технологии в логопедической практикеМетодическая разработка:

«Использование информационно-коммуникационных технологий как средства оптимизации логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения».

Введение

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает приоритетное значение. Благодаря преобразованиям, все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но также и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – одна из актуальных проблем в дошкольной педагогике.

Современный учитель-логопед должен быстро ориентироваться в нестандартных условиях, быть профессионально и психологически готовым к постоянному обновлению средств коррекционно-педагогической работы, форм и методов организации собственной деятельности.

Закон РФ «Об образовании» в статье 18 указывает: «Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений».

Создание дошкольных логопедических пунктов позволяет реализовать норму «Об образовании», которая провозглашает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников (ст.2, п. 3). В условиях дошкольного учреждения ребенок с речевым нарушением может получить квалифицированную помощь.

Изучение речевого развития большого количества детей показало, что в старших и подготовительных к школе группах детских садов общеразвивающего вида от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия, ринофония, фонетико-фонематическое недоразвитие, стертая дизартрия,которая, как известно, трудно поддается коррекции, часто имеет остаточные явления, и в результате в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения детей (данные Е.Ф. Архиповой).

Поэтому актуальной является проблема своевременного выявления этих детей и проведение необходимого коррекционно-развивающего обучения. Необходимо отметить, что у дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями наблюдается нарушение внимания,неусидчивость, суетливость, беспокойство, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости.

Чтобы заинтересовать таких детей, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный.

Вот почему поиск эффективных путей преодоления этого речевого расстройства является одним из значимых направлений в логопедической работе.

С учетом современного социального заказа, обусловленного увеличением количества детей с различными речевыми нарушениями и введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, учителя — логопеды стремятся осваивать и использовать новые технологии, способствующие повышению эффективности коррекционно-логопедического процесса.

В связи с этим, я сформулировала тему методической работы как «Использование информационно-коммуникационных технологий как средства оптимизации логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения».
Целью работы является отбор, описание и анализ целесообразности применения приемов использования учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения информационно-коммуникационных и интернет–технологий в процессе коррекции нарушений звукопроизношения, обусловленных дизартрией.

Для достижения поставленной цели нами определеныследующие задачи:

• изучить особенности психического развития шестилетнего ребенка с нарушением речи по типу стертой формы дизартрии;
• изучить научно-методическую литературу по проблеме преодоления фонетического нарушения речи у детей со стертой формой дизартрии;
• изучить возможности и имеющийся опыт использования готовых компьютерных программ и интернет–ресурсов коррекционной направленности;
• осуществить отборобразовательных и игровых электронных ресурсов коррекционно-развивающего содержания на сайтах в системе Интернет для пополнения учебно-методического комплекса логопедического кабинета новым разделом – медиатекой;
• создать собственные цифровые образовательные продукты, провести их апробацию и презентацию в ходе практической работы с детьми с ФНР вследствие дизартрии (стертой формы);
• изучитьэффективность использования информационно − коммуникационных и интернет-технологий в логопедической работе с детьми с ФНР.

Объект изучения – процесс коррекционно-развивающего обучениядетей старшего дошкольного возраста (6 лет) с фонетическим нарушением речи вследствие дизартрии(стертая форма).

Предмет исследования – использование информационно-коммуникационных технологий как средства оптимизациипроцессакоррекционно-педагогической работы по преодолению фонетического нарушения речи у детей со стертой формой дизартрии.

Исследование проводилось в группе детей шестилетнего возраста, имеющих фонетическое нарушение вследствие дизартрии.Место проведения эксперимента — МДОБУ ДСОВ №1 г. Гаврилов-Яма Ярославской области.

Глава 1

Научно-теоретические основы использования средств ИКТ в процессе оказания логопедической помощи в преодолении нарушений звукопроизношения вследствие дизартрии детям шестилетнего возраста

1.1 . Возможности применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности коррекционно-логопедической службы

Информационные коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят в жизнь дошкольных образовательных учреждений, привнося в процесс обучения новое содержание.

Информационные технологии — это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может предоставлять широкие возможности для освоения детьми различных средствкоммуникации.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен).

В этих технологиях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику, необходимо отметить, что основной целью их внедрения является помощь в адаптации ребенка к жизни в информационном обществе.

Абсолютно ясно, что ИКТ становятся важным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Инновационные процессы коснулись и коррекционно-логопедических службДОУ.В современных условиях логопеды активно осваивают и используют информационно–коммуникационные технологии, позволяющие повысить эффективность коррекционно–развивающего обучения детей со сложными речевыми нарушениями.

Применение ИКТ может быть опосредованным (интернет, ведение документации) и непосредственным (использование развивающих компьютерных программ, мультимедийных презентаций).

Для работы используются стандартные программы MicrosoftWord, MicrosoftExcel, MicrosoftPowerPoint, MicrosoftPublisher, проигрыватель WindowsMedia.

Логопедические кабинеты оснащаются компьютерами, создается медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно–развивающую информацию, а также созданных логопедами учреждения:

• текстовая (консультации, рекомендации для воспитателей и родителей, выступления, сценарии, стихи и т.п.);
• табличная (мониторинг, дифференциальные таблицы, мнемотаблицы и т.п.);
• графическая (речевые профили, графики обследования, диагностический материал);
• звуковая (мелодии без слов, песни, звуки и звукоподражания);
• видеоинформация (артикуляционная гимнастика, фильмы и клипы);
• анимация;
• картинки;
• фотографии;
• слайд–шоу (презентации по лексическим темам и направлениям коррекционно–развивающего обучения);
логопедические программы «Игры для Тигры», «Подготовка к школе», «Путешествие с Лунтиком» и др.

Использование ИКТ открывает новые возможности для совершенствования его деятельности, направленной на внедрение в педагогическую практику методов и средств сбора, обработки, передачи и хранения информации.

Многие исследователи доказывают целесообразность знакомства с компьютером дошкольника. Так, Л. А. Венгер в работах, посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста, научно обосновывает и доказывает необходимость применения компьютера для интеллектуального развития ребенка.

Психологи-исследователи Ю.М.Горвиц, Т.Д. Марцинковская, С.Л. Новоселова и др. говорят об эффективности использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста таких компьютерных игровых программ, строение которых соотносится с интеллектуальной, речевойструктурой игровой деятельности ребенка.

Преимущества использования ИКТ для логопеда:

• составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации;
• позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям;
• компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу;
Преимущества использования ИКТ для ребенка:
• повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;
• формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения;
• обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

Современные информационно-коммуникативные технологии позволяют использовать компьютер по следующим направлениям логопедической работы:

логопедическая диагностика, мониторинг
• электронная база данных о детях и динамике их речевого развития
• бланки речевых карт, логопедических представлений, договоров, речевые характеристики
• комплекты диагностических заданий по всем разделам логопедии: карточки, картинки предметные и сюжетные, тесты для списывания, для чтения, тексты диктантов, деформированные тексты и предложения
• таблицы, диаграммы
• презентации занятий
коррекционно- развивающая и профилактическая работа
• развивающие логопедические программы и тренажеры по всем разделам логопедии программы ( «Игры дляТигры», «Гарфилд», «Пропись» и др.);
• развивающие логопедические программы и тренажеры по некоторым разделам логопедии (самостоятельно разработанные логопедами);
• размноженный с помощью сканера, принтера дидактический материал (инд. карточки, перфокарты, предметные и сюжетные картинки и т.д.)

Оформление документации отнимает много времени. ИКТ обеспечивают порядок и эстетику в ведении документации, упрощает работу с документами. В электронной папке логопеда хранятся планы логопедической работы за несколько лет, отчеты, таблицы, диаграммы, необходимые бланки, образцы речевых характеристик, списки учащихся, расписание логопедических занятий и другие документы.

Взаимодействие и партнерские отношения между специалистами коррекционно-логопедической, психологической, социально-педагогической, медицинской служб осуществляются, помимо прочих каналов, с помощью ИКТ. Информацию об интересующих нас воспитанниках, необходимые статистические данные о состоянии здоровья детей, оформление документации психолого-медико-педагогического консилиума быстро и качественно можно подготовить, используя компьютер.

Кроме того, все желающие могут задать вопросы специалистам ПМПК, в том числе и дефектологу, логопеду – специалистам коррекционно-логопедической службы, средствами ИКТ, выйдя на сайт ДОУ.

Для проведения коррекционно-логопедических занятий используется богатый дидактический материал. Это готовый образовательный ресурс в виде лицензированных обучающих программ («Гарфилд», «Баба Яга учится читать», «Игры для Тигры», «Маленький искатель», «Учимся говорить правильно» и др.) и самостоятельно разработанный инструментарий: презентации, логопедические тренажеры (приложение: титульный лист обучающей программы, например, «Учимся говорить правильно»).

Использование компьютерных игр, тренажеров со звуковыми эффектами, анимацией активизирует деятельность детей на занятии. Используемый продуктпредусматривает ненавязчивый и необидный для детей контроль (звуковой, зрительный), а также дает возможность создать игровую или соревновательную ситуацию на занятии (приложение: диск с медиапродуктами).

Важный аспект коррекционно-образовательного процесса – здоровьесбережение. Тренажеры для коррекции зрения, физкультминутки со сказочными героями вызывают у дошкольников положительный эмоциональный настрой и интерес. Занятия с использованием компьютера проводятся в соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием информационно–коммуникационных технологий (приложение: авторский медиапродукт «Мы с компьютером друзья»).

Учитель-логопед, использующий уже готовый образовательный ресурс или создающий новый для своего занятия, выступает в роли эксперта, самостоятельно оценивает найденные и созданные материалы и использует на занятиях только те, которые отвечают основным содержательно-методическим и дизайн -эргономическим требованиям (приложение: экспертиза цифрового образовательного ресурса).

В этом случае использование информационно–коммуникационных технологий открывает широкие возможности для оптимизации деятельности логопеда и создания современной предметно–развивающей среды для детей речевыми нарушениями.

Таким образом, использование информационно- коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

1.2.Возрастные особенности общего и речевого развитиядетей шестилетнего возраста

Правильно оформленная, красивая, чисто звучащая речь является не только средством общения, но и орудием мышления. Познавательная активность шестилетних детей очень высокая. Дети интересуются явлениями окружающей жизни, поэтому задают очень много вопросов, причём конкретных и сложных. И требуют полной, порой энциклопедической информации. Дети начинают хорошо устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и предметами. Например, играя в «Четвёртый лишний», выделяют уже не второстепенные, а главные признаки и объясняют свой выбор (например: кошка, собака, волк, корова; кто лишний?) Не задумываясь, отвечают: волк, потому что это дикое животное, а остальные—домашние.

У детей шести лет происходят важные изменения в развитии речи. Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого неба, нижней челюсти) к производству полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно.

Умение различать звуки на слух и слышать порядок слогов в словах к этому возрасту должно быть абсолютно правильным. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.

Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими название профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. В речи ребенка этого возраста появляются собирательные существительные, которые обозначают совокупность лиц, предметов, явлений как единство, как одно неделимое целое. Они не могут употребляться во множественном числе (например: родня, детвора, листва и пр.)

Ребенок вводит в речь прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный).

Шестилетние дети владеют обобщающими понятиями, например, «транспорт», указывая, что транспорт бывает воздушным (самолет, вертолет), водным (катер, паром), наземным (автобус, поезд), подземным (метро).

Имеют представление о сезонных изменениях в природе, о выращивании овощей и фруктов, о лесных ягодах и грибах, о хищных и травоядных, домашних и диких животных, о насекомых, птицах и рыбах.

Знают названия месяцев, дней недели, части суток, название своей страны и столицы государства, географические понятия (море, река, горы, пустыня, лес), правила дорожного движения для пешеходов.

Ребенок шести лет свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.).

Темп речи детей в повседневном общении остаётся умеренным, однако стилистические и содержательные затруднения могут вызвать у них необходимость прервать своё высказывание, сделать паузу, немотивированно остановиться. И, наоборот, в состоянии волнения, возбуждения, желая как можно скорее высказаться, ребёнок может начать говорить быстро, взахлёб, громче, чем обычно. Быстрая речь, конечно, отрицательно влияет на качество звуко и слово произношения. Торопливость может привести к недоговариванию, проглатыванию слогов и слов, пропуску звуков. Кроме того, смена зубов, происходящая на шестом году жизни, также способна затруднить звукопроизносительные возможности ребенка.

Дети шести лет правильно употребляют в речи простые и сложные предлоги (из, из-под), изменяют имена существительные по числам и падежам, согласовывают в речи существительные с числительными (пять ложек, пять яблок, груш, конфет), согласовывают прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже (море синее, стулья деревянные), образовывают притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин), правильно по смыслу применяет все части речи.

Также могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка, способны к звуковому анализу простых трехзвуковых слов.

Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Ребёнок может уже поддерживать непринуждённую беседу, правильно задавать вопросы и отвечать на вопросы собеседника. Развивается умение связно и последовательно пересказывать литературный текст, составлять рассказы по картинкам и серии сюжетных картин.

Особенности личности 6-летних детей создают дополнительные трудности в процессе обучения. Познавательные мотивы, адекватные задачам обучения, еще неустойчивы и ситуативны, поэтому во время учебных занятий у большинства детей они появляются и поддерживаются только благодаря усилиям педагога.

Следовательно, реализация программных задач по коррекции речевых нарушений у детей шестилетнего возраста с ФНР вследствие дизартрии предполагает, наряду с традиционными методиками и приемами, использование инновационных образовательных технологий, способствующих оптимизации средств логопедической работы: здоровьесберегающих технологий, технологии проектной деятельности, информационно-коммуникационных технологий, игровой технологии, технологии «ТРИЗ» и др.

Использование развивающих методов и приемов коррекции мелкой, речевой моторики, речевого дыхания, голоса таких как кинезитерапия, логопедический, пальцевый массаж, биоэнергопластика, фитбол-гимнастика, Су-джок терапия, ауриколотерапия, модели артикуляции звуков, применение нетрадиционных методов коррекционного воздействия (хромотерапия, литотерапия, имаготерапия, музыкатерапия), мультимедийные презентации, игровые компьютерные программы позволяет улучшить качество обучения детей, повышает мотивацию, обеспечивает наглядную основу изучаемого материала, оказывает стимулирующее влияние на развитие речи детей, что способствует формированию фонетической базы, развитию мыслительных операций, более прочному усвоению и запоминанию материала у детей шестилетнего возраста с ФНР вследствие дизартрии.

1.3. Особенности фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии

Фонетическое нарушение речи — нарушение процесса формирования произношения фонем у детей, при этом все остальные стороны речи сохранны.
Данная проблема усугубляется еще и тем, что в последние годы фонетическое нарушение речи у детей стало все часто сочетаться со стертыми формами дизартрии.

Стертая дизартрия — речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. (Л. В. Лопатина).

Поскольку стертая дизартрия связана с поражением центральной нервной системы, то причины и механизмы ее совершенно иные, чем при других нарушениях.

Многие исследователи (Г.В. Гуровец, С.И.Маевская, Л.В.Мелехова, Е.Ф.Соботович, Л.В.Лопатина, Н.В. Серебрякова и др.) отмечают, что фонетические нарушения являются распространенными, ведущими в структуре речевого дефекта у детей со стертой дизартрией.

Нарушения произносительной стороны речи, в том числе и звукопроизношения, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям с другими артикуляционными расстройствами и представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции.

Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы, и нарушение его часто приводит к расстройству других, уровней этой системы.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой формой дизартрии выражаются в искажении, смешении, замене, в пропусках звуков.

При стертой дизартрии нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата).

Большинство авторов, изучающих проблему звукопроизношения при стертой дизартрии, указывают, что для всех детей характерно полиморфное нарушение звукопроизношения. Распространенность нарушений произношения различных групп звуков у детей характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов и акустической близостью звуков.

В исследованиях Е.В.Лопатиной, посвященных изучению звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии, приводятся статистические данные.

Полиморфные нарушения приводятся следующим образом:

• нарушения двух фонетических групп звуков- 16,7%
• нарушения трех фонетических групп звуков- 43,3%
• нарушения четырех фонетических групп звуков- 40%

Наиболее сохранными являются заднеязычные и звук [j]

Самым распространенным у дошкольников со стертой дизартрией являются нарушения произношения свистящих звуков. За ними следуют нарушения произношенияшипящих звуков. Менее распространенными оказываются нарушения произношениясонорных звуков [р] и [л].

В исследованиях О.Ю.Федосовой отмечается, что нарушение звукопроизношения носят непостоянный характер. Автор указывает, что наиболее благоприятной для верного произношения звуков является сильная (ударная) позиция звука, нахождение его вначале слова, в коротких словах и в словах простой слоговой структуры. И, напротив, качество звука ухудшается в слабой (безударной) позиции, при удлинении слова, при усложнении слоговой структуры и расширения контекста.

У дошкольников со стертой формой дизартрии наряду с дефектами звукопроизношения имеются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. При этом более нарушенным оказывается процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс их самостоятельной реализации.

Ряд авторов отмечает, что в основе некоторых звукопроизносительных расстройств могут лежать отклонения слухового восприятия, которые могут оказаться производными, т.е. носить вторичный характер (Е.Г.Корицкая, Е.Ф. Соботович и др.). Как указывает Р.Е. Левина, «такое явление наблюдается при нарушениях речевых кинестезий, имеющих место при морфологических и двигательных поражениях органов речи».Нарушения звукопроизношения выражаются во множественных искажениях и отсутствии звуков.

Фонематический слух полностью сформирован: дети правильно выполняют задания на слуховую и произносительную дифференциацию звуков.

Слоговая структура слов разной сложности не нарушается. Качество и объем активного и пассивного словаря соответствуют возрастной норме, дети успешно овладевают навыками словоизменения и словообразования.

Связная монологическая речь детей этой группы формируется в соответствии с возрастными нормативами. В речи детей этой группы отсутствуют структурные или морфемные аграмматизмы.

Если рассматривать эту группу детей со стертой дизартрией в рамках психолого-педагогической классификации (Р.Е. Левиной), то можно отнести их к группе с фонетическим недоразвитием (ФН).

Элементы вторичной недостаточности ярко проявляются у детей с псевдобульбарной дизартрией, причем степень ее выраженности зависит от степени выраженности самой дизартрии.

При псевдобульбарной дизартрииотмечается проявление паретичности в отдельных группах мышц органов артикуляционного аппарата. Также страдает выразительность, модуляция речи, произношение в целом становится невнятным. В этом процессе определенное значение имеет поражение не только собственного двигательного звена, но и нарушения кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений.

Ребенок не может воспринимать состояние напряженности или расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или неправильные артикуляционные уклады. А это приводит к недостаточному развитию взаимосвязи слухового и кинестетического восприятии у детей с псевдобульбарной дизартрией.

Такие трудности формирования взаимосвязанной работы речедвигательного и речеслухового анализаторов могут повлечь за собой отставание в развитии фонематических процессов, овладении навыками звукового анализа, накоплении словаря, грамматического строя, связной речи.
Для детей с дизартрией трудновыполнимыми оказываются различение близких по своему звучанию слов (на материале картинок), подбор картинок на заданный звук, узнавание слогов и т.д.

Поэтому, актуальной является проблема своевременного выявления особенностей проявления дизартрии у ребенка и проведение необходимого коррекционно-развивающего обучения с использованием современных средств ИКТ, позволяющих разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повышать эффективность коррекционной работы по преодолению дизартрии у детей с ФНР на основе целенаправленного формирования артикуляционного праксиса.

Необходимо последовательное и поэтапное формирование всех компонентов произношения, с учетом особенностей психологической сферы ребенка шестилетнего возраста.

Глава 2

Использование ИКТ в коррекционно-развивающем процессе

2.1. Условия оптимизации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с помощью ИКТ

С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных условиях применяются новые технологии с использованием компьютера и специальных компьютерных развивающих, коррекционных программ. Существует множество речевых нарушений и способов их коррекции, но в работе логопеда всегда найдется место для использования компьютерных программ, что позволяет повысить эффективность и динамичность всего коррекционно-образовательного процесса.

Внедрение ИКТ повышает требования к уровню профессионализма педагога, т.к. новаяинформационная культура предполагает наличие специальных знаний и навыков у ее носителя. Педагоги ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность им стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.

Для того, чтобы воспитать в соответствии с ФГОС ребёнка, уверенного в своих силах, открытого внешнему миру, положительно относящегося к себе и к другим, обладающего чувством собственного достоинства, активно взаимодействующего со сверстниками и взрослыми, обладающего развитымвоображением, способногок фантазии, воображению, творчеству, игре, подчиняющемуся разным правилам и социальным нормам, с творческими способностями, любознательного,наблюдательного, способного экспериментировать, принимать собственные решения, необходимо сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Одно из важнейшихусловий успеха информатизации учебного и воспитательного процессов – овладение педагогом новыми формами работы.

Перед специалистом детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы.

Наиболее сложным для него является внедрение информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Это требует оснащенности учреждения мультимедийным оборудованием, владения педагогом компьютерной грамотностью, творческого подхода, поиска новых нестандартных форм и методов обучения.

Решение проблемы технического оснащения ДОУ позволит не только оптимально решать воспитательно-образовательные задачи, но и отработать систему мониторинга за развитием ребенка и освоением имобразовательной программы, осуществить индивидуальный маршрутразвития.

Именно универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в образовании.

Компьютер может быть применен как средство расширения возможностей воспитательно-образовательного процесса всех учебных заведений от детского сада до школы. Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых обратить его в полезное русло. В связи с этим возникла необходимость в приобщении детей к компьютерному миру как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, с тем, чтобы этот мир стал для ребенка привычным и естественным.

Преимущества компьютера:

1. предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
2. несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
3. движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
4. обладает стимулом познавательной активности детей;
5. предоставляет возможность индивидуализации обучения;
6. в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
7. позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Требования к компьютерным программам ДОУ

1. Исследовательский характер.
2. Легкость для самостоятельных занятий детей.
3. Развитие широкого спектра навыков и представлений.
4. Возрастное соответствие.
5. Занимательность.

Классификация программ

1. Программы для развития воображения, мышления, памяти.
2. Говорящие словари иностранных языков.
3. Простейшие графические редакторы.
4. Игры-путешествия.
5. Программы, обучающие чтению, математике.
6. Мультимедийные презентации.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус.

2.2. Изучение особенностей речевых процессов у детей шестилетнего возраста с фонетическим нарушением речи вследствие дизартрии
Изучение проводилось на базе логопедического пункта при МДОБУ ДСОВ №1 г. Гаврилов-Яма Ярославской области.

В эксперименте участвовали дети старшей группы в возрасте 6 лет с фонетическим недоразвитием речи вследствие дизартрии (стертая форма).

Работа состояла из трех частей:

1. констатирующий эксперимент;
2. формирующий эксперимент;
3. контрольный эксперимент.

Нами также были использованы методы анализа психолого-педагогической и медицинской документации, динамическое педагогическое наблюдение за детьми, беседы с родителями, педагогами, медицинскими работниками и детьми.

Целью констатирующего эксперимента являлось изучение группы детей с фонетическим нарушением речи при стертой форме дизартрии.

Формирующий эксперимент заключался в проведении коррекционно-развивающего обучения группы детей с фонетическим нарушением речи при стертой дизартрии с использованием ИКТ на логопедических занятиях.

По окончании коррекционной работы был проведен контрольный эксперимент, целью которого являлась проверка эффективности использования ИКТ.

Логопедическое обследование было построено на общем системном подходе с учетом речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния и возраста детей.

Кроме того, обследование детей проводилось с учетом требований «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 2002 г.).

Для разработки приемов логопедического обследования и критериев оценки состояния звукопроизношения у дошкольников были использованы в адаптированном варианте материалы, опубликованные в работах Е.Ф. Архиповой (приложение: обследование звукопроизношения у детей с дизартрией).

При этом определяли, какие группы звуков нарушены, количество нарушенных звуков, характер нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение)в различных фонетических условиях:

- при изолированном произношении;
- в слогах — прямых, обратных, со стечением согласных;
- в словах (исследуемый звук находится в разных позициях по отношению к началу, концу и середине слова);
- во фразах;
- в спонтанной речи.

Результаты обследования данных параметров оценивались в баллах и оформлялись в виде профилей.

В качестве примера предлагается:

При подборе лексического материала соблюдаются следующие требования:

- насыщенность лексического материала заданным звуком;
- разнообразие лексического материала;
- включение слов с оппозиционными звуками;
- включение слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.

При обследовании звукопроизношения применяются методические приемы отраженного и самостоятельного воспроизведения лексического материала.

Детям предлагаются сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предложения, включающие исследуемые звуки.

Одним из основных требований к лексическому материалу было понимание значения слов, предлагаемых ребенку для воспроизведения при обследовании звукопроизношения.

Предлагалась следующая схема обследования:

1) изолированное произнесение;
2) в слогах разной структуры (8 модулей);
3) в словах, где звук занимает разные позиции (отраженно и самостоятельно, по картинке);
4) в словах разной слоговой структуры (13 классов) (отраженно и самостоятельно, по картинке);
5) в предложении (отраженно, по картинке, по вопросам).

Результаты обследования оценивались как качественно, так и в баллах. (Приложение №1). Затем определялся уровень обследуемых процессов, и составлялись оценочные графики (Приложение № 2).

2.3. Основные направления логопедической работы по формированию фонетической стороны речевой функциональной системы у детей шестилетнего возраста с ФНР вследствие дизартрии (с использованием ИКТ)

Основную группу детей старшего дошкольного возраста, зачисленных на логопедические занятия дошкольного логопедического пункта, составляют дети с фонетическими нарушениями речи. Значительное место среди них занимают речевые нарушения, осложненные дизартрией.

Данные научных исследований и логопедическая практика (К.И. Борякова, Л.С. Волкова, Г.А. Максаков, Н.В. Нищева, И.А.Смирнова, А.В.Соболева, Г.А.Тумакова, Е.М.Ушакова, С.Н.Шаховская и др.) показывают, что логопедическое воздействие, направленное на коррекцию сложного речевого нарушения, должно носить системный,комплексный характер.

Формирование всех компонентов произношения необходимо осуществлять последовательно, поэтапно, с учетом особенностей психологической сферы, с использованием игрового метода.

К сожалению, как показывает практика, время, отведенное на коррекцию полиморфного нарушения звукопроизношения вследствие дизартрии, ограниченное рамками одного учебного года, не всегда позволяет в полном объеме преодолеть существующие проблемы. Медленные темпы продвижения детей на логопедических занятиях, недостаточное усвоение материала, частичная потеря отработанных навыков и умений, снижение интереса детейна логопедических занятиях – всё это затрудняет коррекционную работу.

Для повышения эффективности коррекционной работы по преодолению дизартрии нами разработаны основные направления логопедической работы с использованием материалов медиатеки- собрания различных медиапродуктов, используемых на логопедических занятиях фрагментарно, как часть занятия, в индивидуальной или подгрупповой форме с обязательным соблюдением требований СанПин по охране здоровья детей дошкольного возраста:

– использование новых моделей компьютера;
– работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
– обязательная гимнастика для глаз (со специально изготовленным пособием)

Направления логопедической работы с использованием ИКТ:

Развитие психологической базы речи

 Зрительно-пространственное восприятие, внимание, память, эмоционально-волевая сфера.

Нормализация мышечного тонуса в различных отделах речевого аппарата индивидуально, дифференцированно в различных отделах речевых органов (логопедический массаж с зубной щеткой).

Видеофрагмент презентации «Маленькие хитрости».

Формирование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата (темп, достаточный объем выполнения упражнений, удержание позы, переключаемость, объединение нескольких движений в единый комплекс), пространственной организации артикуляционных движений. Вариативные виды гимнастик Презентация «Артикуляционная гимнастика Спортивная».

Подготовка артикуляционной базы для предстоящей постановки звуков определенной группы согласно индивидуальному плану работы (отработка комплексов по методике, предложенной Е. Ф. Архиповой).

Презентация «Маленькие хитрости», Презентация «Артикуляционная гимнастика. Сказка о Непослушном Язычке».

Преодоление гиперкинезов, синкенизий (отработка состояния покоя в органах артикуляции, сдерживание насильственных движений, разъединение патологических сопутствующих движений).  Презентация «Маленькие хитрости».

Введение метода биоэнергопластики (сочетание артикуляционных поз и упражнений с движениями пальцев рук, моделирование артикуляционных укладов). Медиапродукт «Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста».

Развитие мимической мускулатуры (нормализация тонуса, формирование мимических поз) пассивная и активная гимнастика. 

Презентация «Маленькие хитрости».

Развитие тонкой моторики: нормализация тонуса, формирование статической и динамической организации, координация речи и движения(пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения).

Синхронизация артикуляционных, дыхательных и фонетических упражнений. Фонетические дорожки (DVD диск).

Автоматизация поставленных звуков на постоянно усложняющемся речевом материале (по Е.Ф.Архиповой), «логопедические тренажеры». «Морское приключение. Автоматизация звука Р в слогах»

Развитие речевого дыхания (совершенствование навыков правильной голосоподачи, закрепление дыхания на основе речевого материала разной сложности с поставленными звуками). Медиапродукт-презентация «Путешествие Радужки. Автоматизация звука Р».

Совершенствование четкости дикции на базе отработанных звуков основных фонетических групп. Медиапродукт-слайды «Чистоговорки, загадки».

Развитие просодической стороны речи

 Дыхательные, голосовые, интонационно-ритмические упражнения.

Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа
 Традиционные приемы сочетаются логопедическими тренажерами, логопедическими дорожками.

Развитие лексико-грамматического строя речи
 На основе слов, содержащих автоматизируемые и дифференцируемые звуки

Развитие связной речи и речевого общения
 Логопедическая программа «Игры для Тигры»
____

Реализация программных задач по коррекции речевых нарушений у детей предполагает, в первую очередь, использование традиционных методик и приемов. Прогресс образовательной технологии строится на оптимизации применяемых методов.Внедрение инновационных технологий – один из способов оптимизации.

Так, на подготовительном этапе, в процессе знакомства с органами артикуляции, с названиями и функциональным назначением каждого, включается работа, направленная на развитие кинестетических ощущений с опорой на видеоматериал медиапродукта «Сказочка-указочка»(Приложение 3), позволяющая включить ребенка а активный процесс знакомства с органами речи вместе его героями. Ребенок учится не только ощущать состояние мышечного тонуса (напряжение-расслабление, подвижность-неподвижность), но и осознавать, словесно описывать различные положения губ, челюсти, языка со зрительной опорой, осуществляя самоконтроль.

В дальнейшем, в процессе работы по формированию артикуляционного праксиса учитель-логопед подключает участие ручной модели, используя медиапродукт «Метода биоэнергопластики в логопедической работе с детьми дошкольного возраста» (Приложение 4), повышая тем самым мотивационную готовность и поддерживая положительный эмоциональный настрой на занятии. Коррекционно-логопедическая работа с использованием на заключительном этапе героев сказки «Чупа и Чупс» в мультимедийном варианте способствует совершенствованию координации движений и развитию психологической базы речи.
Выполнение элементов требует от ребенка концентрации зрительного и слухового внимания, формирования пространственной ориентировки, точных движений пальцев и кистей рук совместно с органами артикуляционного аппарата.

В процессе логопедических тренировок постепенно меняются образы- символы язычка при выполнении комплексов артикуляционной гимнастики. Приглашая на занятия, кроме непослушного язычка, еще и язычка-спортсмена, язычка-штангиста для выполнения силовых упражнений, язычка-гимнаста для выполнения динамичесих упражнений, язычка-легкоатлета для закрепления поставленных звуков в слогах, язычка-космонавта, который осилит любые трудности в ходе работы над дифференциацией поставленных звуков на сложном речевом материале, включая в работу медиапродукты на данную тему, мы повышаем мотивацию. Это создает у ребенка ощущение новизны и вырабатывает стремление добиться определенных результатов, разнообразит артикуляционные тренировки, сохраняет интерес, воспитывает потребность в данном виде деятельности. Средства компьютера позволяют придумывать дополнительные задания, осуществляя при этом индивидуальный подход к преодолению моторных нарушений каждого ребенка.

На основных этапах, в процессе автоматизации поставленных звуков целесообразно использование логопедических тренажеров образовательных продуктов, готовых и авторских, герои которых предлагают вместе с ними произносить речевой материал с различным темпом, ритмическим рисунком, голосовыми характеристиками. Помогут в этом медиапродукты «Морское приключение» (Приложение 5), «В гости к Фее».

Анализ готовых компьютерных программ, показывает, что многие из них имеют непосредственную коррекционную направленность. Это логопедическая коррекционная программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно». Данная программа предназначена для развития, формирования и коррекции основных компонентов речи (фонетической, фонематической, лексико-грамматической, связной) у детей старшего дошкольного возраста и может быть использована учителем-логопедом на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях, родителями детей с речевыми нарушениями (руководствуясь заданиями логопеда, они могут заниматься с детьми дома).
Речевой материал этой программы научит ребёнка четко произносить сложные слова (упражнения «Посчитай слоги», раздел «Речевые звуки», «Звуки-двойняшки» и «Безголосые звуки»).

Игровые задания и упражнения программы являются эффективным средством формирования навыков звукового анализа слов. Дети учатся выделять заданный звук в словах, определять его место: в начале, середине и конце слова (упражнения «Определи место звука», раздел «Речевые звуки», «Безголосые звуки», «Голосистые звуки»).

Раздел «Речевые звуки» представлен мультимедийными играми-заданиями нескольких типов и направлен на развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка.

И все же на данном этапе мы испытываем трудности в приобретении специальных обучающих программ.

Выходом, на наш взгляд, может стать создание собственных цифровых образовательных ресурсов: слайд-фильмов и компьютерных презентаций, разработанных с учетом особенностей развития своих воспитанников и оформленных в разделе «медиатека» УМК логопедического кабинета наDVD диске по разным направлениям коррекции речи детей дошкольного возраста.

Таким образом, использование готовых, авторских, и созданных мною медиапродуктов: мультимедийных презентаций, слайдов, представленных в таблице, — обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов логопедической работы, способствуют оптимизации процесса формирования правильного произношения у детей шестилетнего возраста с ФНР, осложненных дизартрией.

2.4. Эффективность коррекции фонетических нарушений речи у детей с дизартрией с использованием информационно-коммуникационных технологий

Результаты экспериментальной работы свидетельствуют, что использование информационно-коммуникационных технологий на логопедических занятиях:

• способствует мотивации детей к предлагаемой коррекционной деятельности по формированию артикуляционного праксиса у детей с дизартрией;
• в значительной степени повышает результативность коррекционной работы на этапе постановки и автоматизации разных групп звуков;
• в целом помогает педагогу разнообразить речевой материал для проведения коррекционных занятий.

Оценивая результаты экспериментального обучения, направленного на формирование правильного произношения у детей всех групп звуков: свистящих, шипящих, сонорных, необходимо отметить нестандартный индивидуальный подход в работе и формирование прочных артикуляционных навыков у детей с дизартрией, общую положительную динамику количества и качества произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков.

После проведенной коррекционной работы значительно расширился и конкретизировался лексический запас на сложном речевом материале и самоконтроль за его произношением в спонтанной речи. Прослеживался высокий эмоциональный уровень, воспитание волевых качеств, стремление к преодолению трудностей и повышение речевых возможностей в игровой непринужденной форме в ходе самостоятельной работы ребенка с компьютером.

Сравнительная характеристика полученных результатов представлена на индивидуальных оценочных графиках (Приложение 2).

Заключение.

Профессиональная деятельность учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения направлена на оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными речевыми нарушениями.

В процессе коррекции и развития речи необходимым является применение современных коррекционных технологий для совершенствованиязвуковой и смысловой сторон речи, включая информационно-коммуникационные. При использовании компьютерных технологий активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условнорефлекторные связи центральной нервной системы.

В процессе логопедической работы на их основе формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки исправлять речевые нарушения. Компьютерные технологии позволяют применять программы для работы над слуховым и зрительным восприятием, вниманием, фонематическим слухом и восприятием, фонематическим анализом и синтезом, артикуляционной и мелкой моторикой, звукопроизношением, просодическими компонентами устной речи, лексико-грамматическим строем речи, словесно-логическим мышлением, коммуникативными навыками.

Информационные технологии – еще одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования, постоянно помогает учителю-логопеду поддерживать состояние творческого поиска.

Разнообразие используемых медиапродуктов обеспечивает дифференцированный подход к коррекции фонетических нарушений у детей с дизартрией, индивидуализирует подачу речевого материала на разных этапах работы над звуком, обеспечивает индивидуальное сопровождение каждого ребенка в зависимости от структуры речевого нарушения и особенностей его развития.

Положительные результаты экспериментального обучения подтвердили продуктивность и эффективность использования предложенных информационно-коммуникационных технологий и созданных на их основе цифровых образовательных продуктов по всем направлениям логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у детей шестилетнего возраста с дизартрией.

Список литературы

1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. Пособие для студентов вузов/ Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
3. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
4. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно – метод. Пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
6. Гурорвец Г.В., Маевская С.И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой формой дизартрии и ринофонией и методы коррекционного воздействия // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых / Под ред. В.И. Селиверстова и С.Н. Шаховской. – М.: Изд-во Моск. гос. пед. ин-та, 1985.
7. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. – 1996.-№5.
8. Карелина И.Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2000.
9. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А.Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Изд. Дом «Литера», 2009.
10. Логопедия . Под ред. Волковой Л.С. – М.: Просвещение, 1989.
11. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии: Учеб. Пособие к спецкурсу – СПб.: Образование, 1994.
12. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. 1986. №2.
13. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учеб пособие для студентов высших и средних спец. пед. учебных заведений: В 2 т.т. Т.1 / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 1997.
14. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001.
15. Соботович Е.Ф., Чернопрольская А.Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики. // Дефектология. – 1974. — №4.
16. Федосова О.Ю. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии. // Коррекционная педагогика. 2004. — №1.
17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). – М.: Школьная Пресса, 2002.
18. Харченко Е.П., Клименко М.Н. Дизартрия. Общие сведения. // Дошкольная педагогика. 2009 (май, август).
19. ГорвицЮ. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании // Обруч. 1998. № 0. с.1.
20. ГорячевА. В., КлючН. В. Все по полочкам. М.: Балас, 2007. 64 с.
21. Доктор Бит. Информатика для начинающих. М.: Стрекоза, 2009. 72 с.
22. Ягодина Л. А. Методические подходы к обучению педагога-психолога использованию информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании. Дис. … канд. пед. наук. М., 2010. 162 с.
23. ИстоминаТ. Л. Дистанционный конкурс детских проектов. Интегрированные среды Лого // Информатика и образование. 2007. № 6 С. 90–96.
24. НовоселоваС. Л., ПеткуГ. П. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997. 127 с.
25. РепинаЗ. А., ЛизуноваЛ. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук. 2004. № 5 (14). С. 285–287.
26. РобертИ. В., ЛавинаТ. А. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. М.: ИИО РАО, 2006, 86 с.
27. ФроловМ. И. Учимся анимации на компьютере. Самоучитель для детей и родителей. М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2002. 286 с.
28. ЧерненкоО. Н. Информационные технологии в учебном процессе. Волгоград: Учитель, 2007. 34 с.
Программное обеспечение:
1. Операционная система Windows 2000/XP и выше.
2. Веб-браузер, например, MicrosoftInternetExplorer версии 6.0 и выше.
3. Программа электронной почты, например, MicrosoftOutlookExpress или др.
4. Программы информационного взаимодействия в сети IСQ, Skype.
5. Автономный редактор HTML для визуальной разработки веб-страниц, например, MicrosoftFrontPage.
6. Текстовый редактор MicrosoftWord 2007 и выше.
7. Редактор электронных таблиц MicrosoftExcel 2007 и выше.
8. Система управления базами данных MicrosoftAccess 2007 и выше.
9. Графические программные средства (графический редактор Paint, пакет CorelDRAW!, пакет AdobePhotoshop).
10. Программы для создания анимированных изображений, например, «ImageReady», «UleadGifAnimator» и др.
11. Программа презентационной графики, например, MicrosoftPowerPoint.
12. Программы анимационной графики «GIMP», «Мышка Мия. Юный дизайнер», «Мульти-Пульти» и др.
13. Компьютерные игровые средства: «Уроки для дошколят», «Энциклопедия животного мира», «Волшебные игрушки», «LegoRacers», пакет КИД/Малыш и др.
14. Программы компьютерной психодиагностики: «Прогрессивные матрицы» Дж. Равенна; программно-технический комплекс для оценки развития ребенка «Тетрадь мониторинговых показателей развития дошкольника» и др.

Рудкина Е.А.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.