Рабочая программа коррекционного курса ‘Логопедическая коррекция для группы обучающихся 2 класса’

Рабочая программа коррекционного курса Логопедическая коррекция для группы обучающихся 2 класса на 2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Планирование логопедаПрограмма составлена для группы учащихся 2 класса с однородным речевым нарушением – системным недоразвитием речи средней степени при умственной отсталости.

Дети поступили в школу во второй класс, к началу обучения у них не сформированы достаточные для удовлетворительного обучения навыки речевой деятельности. Школьникам доступны только простые формы фонематического анализа. Нарушены сложные формы словообразования, словоизменения (согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, искажение предложно-падежных конструкций). Недостаточно сформирована связная речь. В письменной речи наблюдаются многочисленные ошибки, обусловленные нарушением языкового анализа и синтеза, фонематическим недоразвитием (пропуски, недописывания и замены букв). У 50% – трудности слитного прочтения слов.

Данная программа направлена на решение описанных выше проблем и ставит перед собой цель – сформировать достаточный для обучения в школе уровень речевой деятельности.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

  • Развитие фонематического слуха.
  • Развитие навыков звукобуквенного, звукослогового анализа и синтеза.
  • Развитие словообразования (сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами и прилагательные с суффиксами притяжательности).
  • Обогащение и активизация словаря.
  • Развитие и коррекция грамматического строя речи (грамматические категории существительного, глагола).
  • Развитие связной речи (простые предложения с однородными членами с союзами и без, сложноподчиненные предложения).

Характеристика коррекционного курса

Программа составлена в соответствии с программой по русскому языку данного класса. При подборе материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы.

Методическая основа программы:

  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников (принцип поуровневого анализа речи).
  • Мазанова Е.В. Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников (коррекция нарушений языкового анализа и синтеза).
  • Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах (коррекция лексико-грамматического строя речи).
  • Даньшина Н.Г. Логопедические игры и упражнения для предупреждения дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания у младших школьников с общим недоразвитием речи (формирование фонематических процессов).
  • Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников (коррекция чтения).

Одним из важнейших условий коррекционной работы является выработка единства требований к ученику, допускающему специфические ошибки, со стороны учителя и логопеда. Усвоенные речевые навыки должны закрепляться в различных ситуациях (диалог со взрослыми и детьми, пересказ прочитанного, самостоятельный рассказ) на уроках русского языка, чтения, развития речи.

Такая координация работы логопеда и учителей способствует более эффективной коррекции недостатков речевого развития учащихся.

Программа рассчитана на 1 год обучения и включает в себя 3 этапа:

  1. Диагностический (исследование речевых и неречевых функций).
  2. Коррекционный.
  3. Оценивающий (оценка результатов коррекционной работы).

Система организации контроля за реализацией программы

Контроль над выполнением программы проводится по прохождению каждого раздела в форме устного или письменного задания.

Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагности¬че¬ские) исследования 2 раза в год с внесением по необходимости последующих корректив в содержание всего кор¬рек¬-цион¬но-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Резуль¬та¬ты мо¬ни¬торинга находят отражение в речевых картах детей и ежегодном отчете.

Сроки проведения мониторинговых исследований: первая половина сентября, вторая половина мая.

Система условий реализации программы

Структура логопедического занятия зависит от целей, которые ставятся на уроке.

Обязательными для всех занятий являются:

  • организационный момент (эмоциональный настрой детей на занятие);
  • актуализация знаний (подготовка к восприятию материала);
  • основной этап занятие (повторение, закрепление или объяснение нового материала) с включением физ. минуток;
  • рефлексия (выявление уровня осознания пройденного материала).

При реализации программы необходимо:

  • материализация действий с опорой на вспомогательные средства, использование максимальной и разнообразной наглядности;
  • частая смена деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую, чередование видов деятельности с целью развития различных анализаторов: слухового, зрительного, тактильного и т.п.;
  • частая повторяемость коррекционных упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме;
  • обеспечение мотивации к процессу обучения.

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Личностные результаты:

- проявление интереса к языковой и речевой деятельности;
- расширение представлений о многообразии окружающего мира;
- доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
- первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
- умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
- совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников;
- слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- слушать собеседника и понимать речь других;
- принимать участие в диалоге;
- принимать участие в работе парами и группами.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

Учащиеся должны уметь:

• анализировать слова по звуковому составу, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки в произношении;
• читать слова по слогам;
• списывать с рукописного и печатного текста;
• писать под диктовку слова, которые не расходятся с произношением;
• видеть границы предложения (большая буква, точка);
• согласовать существительные с глаголами, прилагательными;
• по вопросам и по иллюстрациям рассказать о прочитанном.

Учащиеся должны знать:

• все буквы и звуки родного языка;
• отличительные признаки гласных и согласных звуков;
• пары гласных звуков, пары согласных звуков по твёрдости-мягкости, по звонкости-глухости.

Достаточный уровень:

Учащиеся должны уметь:

• анализировать слова по звуковому составу, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки в произношении и написании; строить звуковые схемы слогов и слов;
• читать по слогам короткие тексты;
• списывать с рукописного и печатного текста;
• писать под диктовку слова, которые не расходятся с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
• видеть границы предложения (большая буква, точка);
• согласовать существительные с глаголами, прилагательными;
• составлять предложения;
• по вопросам и по иллюстрациям рассказать о прочитанном.

Учащиеся должны знать:

• все буквы и звуки родного языка;
• отличительные признаки гласных и согласных звуков;
• пары гласных звуков, пары согласных звуков по твёрдости-мягкости, по звонкости-глухости.

Содержание коррекционного курса

Наименование раздела и тем

Содержание

Форма контроля

Всего часов

Диагностика Обследование речи учащихся, анализ результатов обследования 4
Развитие звуковой стороны речи Развитие фонематического восприятия, навыка слуховой и зрительной дифференциации Слуховой диктант 12
Развитие языкового анализа и синтеза Развитие простых и сложных форм звукового и звукослогового анализа,  фонематических процессов Слуховой диктант 16
Развитие лексико-грамматического строя речи Расширение словаря, автоматизация грамматических форм в импрессивной  и экспрессивной речи Составление словосочетаний,  предложений по сюжетной  картинке 20
Развитие связной речи Формирование навыка связного высказывания. Пересказ прочитанного с опорой на картинку 12
Диагностика Обследование речи учащихся, анализ результатов обследования 4

Тематическое планирование

Тема занятия

Задачи занятия

Содержание

Оборудование

Кол-во часов

Диагностика (4)

Диагностика Анализ результатов обследования Обследование речи учащихся

4

Развитие звуковой стороны речи (12)

Гласные звуки Развитие фонематического восприятия, закрепление знаний о гласных Уточнение артикуляции звуков, знакомство с символами и «опо­рами»  для  обозначения  звуков на письме Разрезная азбука, символы звуков

1

Гласные 1 и 2 ряда Развитие фонематического восприятия Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения. Символы звуков, домик букв

1

Согласные звуки Развитие фонематического восприятия, закрепление знаний о согласных Уточнение артикуляции звуков, знакомство с символами и «опо­рами»  для  обозначения  звуков на письме Символы звуков, разрезная азбука

1

Дифференциация твердых и мягких согласных Развитие слуховых дифференцировок (на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста) Формирование навыка употребления букв (парных гласных) после твёрдых и мягких согласных на письме в слогах, словах, предложении. Цветные карандаши, пособие «парные гласные»

3

Дифференциация звонких и глухих согласных Диффе­ренциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опо­рами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического воспри­ятия, внимания, анализа и синтеза Цветные карандаши

3

Дифференциация непарных согласных Диффе­ренциация слогов и слов с непарными согласными. Развитие фонематического воспри­ятия, внимания, анализа и синтеза

2

Контрольное занятие по теме Выявить уровень освоения изученного материала

1

Развитие языкового анализа и синтеза (16)

Гласные звуки и буквы Развитие простых и сложных форм звукового анализа;

развитие фонематических процессов;

формирование и развитие психических процессов.

Выделение гласных звуков в словах (опреде­ление наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количе­ства звуков в слове Цветные карандаши, пособия по звукобуквенному анализу

3

Согласные звуки и буквы Выделение согласных звуков в словах (опре­деление наличия или отсутствия звука в сло­ве), вычленение звука из начала и конца сло­ва, определение последовательности и коли­чества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков Цветные карандаши, пособия по звукобуквенному анализу

3

Слог. Слоговой анализ слов Выделение гласного звука из слога. Фонематический анализ обратного слога. Анализ прямого слога. Диф­ференциация открытых и закрытых слогов в слове Красные карандаши, пособия по слоговому анализу

3

Слоговой анализ 2-х и 3-х сложных слов Слоговой анализ слов, выделение ударного слога, слоговой синтез слов Пособия по слоговому анализу

3

Развитие слогового анализа и синтеза Слоговой анализ и синтез слов различного слогового состава с опорой на схемы Слоги, схемы слов

3

Контрольное занятие по теме Выявить уровень освоения изученного материала

1

Развитие лексико-грамматического строя речи (20)

Дифференциация понятий «слово»-»предложение». Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет умения активно пользоваться различными способами словообразования и словоизменения.

Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет умения активно пользоваться различными способами словообразования и словоизменения.

Дифференциация речевых единиц (форм слова, структуры предложения в речи) Схемы предложений

1

Слова-предметы Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помо­щи схемы. Обогащение номинативного словаря Предметные картинки по темам

1

Практическое упо­требление    сущест­вительных в форме единственного и мно­жественного числа Знакомство с понятием числа. Слово­изменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Тренировка в словоизмене­нии существительных. Развитие воспри­ятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного) Предметные картинки, сюжетные картинки

1

Практическоеупо-гребление   сущест­вительных  разного рода Знакомство с понятием рода. Соотнесе­ние существительного определенного рода с реальным предметом. Трениров­ка в постановке вопроса к существитель­ным различного рода, в составлении схемы. Обогащение словаря. Развитие логического мышления Игрушки разного рода, картинки

1

Употребление су­ществительных в кос­венных падежах Знакомство с падежами существитель­ных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и вини­тельного падежей. Работа по словоиз­менению. Преодоление аграмматизма падежных окончаний в устной речи Пособия по практическому употреблению сущ. В различных падежах, картинки

4

Слова-признаки Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по сло­воизменению и словообразованию. Развитие умений постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов со схемой. Игрушки, предметные картинки

1

Согласование прилагательных   с существительны­ми в роде и числе Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет умения активно пользоваться различными способами словообразования и словоизменения. Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию. Соот­несение рода предмета и признака. Ра­бота с антонимами, синонимами Предметные картинки

2

Согласование прилагательных   с существительными в падеже Согласование существительных с прила­гательным в роде. Соотнесение предме­та и признака в различных предложно-падежных конструкциях. Преодоление аграмматизма    падежных    окончаний прилагательных в устной речи Пособия по практическому употреблению сущ. В различных падежах, картинки

4

Слова-действия Знакомство с действиями  предметов. Обогащение словаря действий. Разви­тие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих  действия   предмета,  с графической схемой Сюжетные картинки, игрушки

1

Согласование глагола с сущест­вительным в числе Работа по словоизменению. Соотнесе­ние числа существительного с числом глагола. Обогащение словаря действий. Предметные картинки

1

Согласование глагола с сущест­вительным в роде Согласование глагола с существитель­ным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графичес­кой схемой. Работа с антонимами, синонимами Схемы предложений, предметные картинки

1

Согласование гла­гола с существитель­ным во времени Знакомство с тремя временами глагола. Развитие умений постановки вопроса к словам, обозначающим действия пред­мета. Изменение глагола по временам. Сюжетные картинки

1

Контрольное занятие по теме Выявить уровень освоения изученного материала

1

Развитие связной речи (12)

Предложение Формирование знаний о предложении, умении строить простое предложение Соотнесение предложений с графичес­кой схемой. Объяснение связей в предложении. Соблюдение порядка слов в предложениях; Схема предложения

2

Состав   предло­жения Формирование умения видеть и строить связи слов в предложении Наблюдение связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным сло­вам в предложении. Наблюдение за из­менением смысла фразы в зависимости от перестановки слов в предложении, изменения количества слов. Преодоле­ние устного аграмматизма. Работа с де­формированными предложениями Схемы предложений, деформированные предложения

3

Сложное предложение Формирование умения строить сложное предложение Построение сложных предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Сюжетные картинки

3

Обучение связности высказывания Овладение навыком дифференциации связного текста от набора слов, словосочетаний, предложений и т.д. Построение высказывания без пропуска членов предложения и излишних повторений;

составление высказывания из 2-3 фраз, соединенных между собой способом лексических повторов, личных местоимений, наречий (раньше, потом, там).

Схемы предложений, сюжетные картинки

3

Контрольное занятие по теме Выявить уровень освоения изученного материала

1

Диагностика (4)

Диагностика Анализ результатов обследования Обследование речи учащихся

4

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы требуется помещение, оснащенное достаточным и разнообразным количеством наглядного материала, компьютера.

Учебно-методический комплекс

  1. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников
  2. Мазанова Е.В. Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников
  3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах
  4. Даньшина Н.Г. Логопедические игры и упражнения для предупреждения дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания у младших школьников с общим недоразвитием речи
  5. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников
  6. Мазанова Е.В. Альбомы по коррекции дисграфии.— М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
  7. Мазанова Е.В. Конспекты занятий по коррекции дисграфии. М.: «Гном и Д», 2007.

Автор-составитель: Т.А. Иванова,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Документы Метки: 

Сейчас читают:

Программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ 1-го доп. класса «Азбука речи» Программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ 1-го доп. класса «Азбука речи»
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре в средней группе для детей с ТНР Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре в средней группе для детей с ТНР
Рабочая программа по курсу коррекции речевых нарушений у обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) Рабочая программа по курсу коррекции речевых нарушений у обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Календарный план непосредственно образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматической стороны речи и по развитию связной речи с детьми с ЗПР (5 – 6 лет) Календарный план непосредственно образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматической стороны речи и по развитию связной речи с детьми с ЗПР (5 – 6 лет)

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.