Рабочая программа коррекционного курса Логопедическая коррекция для группы обучающихся 2 класса на 2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Программа составлена для группы учащихся 2 класса с однородным речевым нарушением – системным недоразвитием речи средней степени при умственной отсталости.
Дети поступили в школу во второй класс, к началу обучения у них не сформированы достаточные для удовлетворительного обучения навыки речевой деятельности. Школьникам доступны только простые формы фонематического анализа. Нарушены сложные формы словообразования, словоизменения (согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, искажение предложно-падежных конструкций). Недостаточно сформирована связная речь. В письменной речи наблюдаются многочисленные ошибки, обусловленные нарушением языкового анализа и синтеза, фонематическим недоразвитием (пропуски, недописывания и замены букв). У 50% – трудности слитного прочтения слов.
Данная программа направлена на решение описанных выше проблем и ставит перед собой цель – сформировать достаточный для обучения в школе уровень речевой деятельности.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
- Развитие фонематического слуха.
- Развитие навыков звукобуквенного, звукослогового анализа и синтеза.
- Развитие словообразования (сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами и прилагательные с суффиксами притяжательности).
- Обогащение и активизация словаря.
- Развитие и коррекция грамматического строя речи (грамматические категории существительного, глагола).
- Развитие связной речи (простые предложения с однородными членами с союзами и без, сложноподчиненные предложения).
Характеристика коррекционного курса
Программа составлена в соответствии с программой по русскому языку данного класса. При подборе материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы.
Методическая основа программы:
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников (принцип поуровневого анализа речи).
- Мазанова Е.В. Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников (коррекция нарушений языкового анализа и синтеза).
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах (коррекция лексико-грамматического строя речи).
- Даньшина Н.Г. Логопедические игры и упражнения для предупреждения дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания у младших школьников с общим недоразвитием речи (формирование фонематических процессов).
- Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников (коррекция чтения).
Одним из важнейших условий коррекционной работы является выработка единства требований к ученику, допускающему специфические ошибки, со стороны учителя и логопеда. Усвоенные речевые навыки должны закрепляться в различных ситуациях (диалог со взрослыми и детьми, пересказ прочитанного, самостоятельный рассказ) на уроках русского языка, чтения, развития речи.
Такая координация работы логопеда и учителей способствует более эффективной коррекции недостатков речевого развития учащихся.
Программа рассчитана на 1 год обучения и включает в себя 3 этапа:
- Диагностический (исследование речевых и неречевых функций).
- Коррекционный.
- Оценивающий (оценка результатов коррекционной работы).
Система организации контроля за реализацией программы
Контроль над выполнением программы проводится по прохождению каждого раздела в форме устного или письменного задания.
Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагности¬че¬ские) исследования 2 раза в год с внесением по необходимости последующих корректив в содержание всего кор¬рек¬-цион¬но-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Резуль¬та¬ты мо¬ни¬торинга находят отражение в речевых картах детей и ежегодном отчете.
Сроки проведения мониторинговых исследований: первая половина сентября, вторая половина мая.
Система условий реализации программы
Структура логопедического занятия зависит от целей, которые ставятся на уроке.
Обязательными для всех занятий являются:
- организационный момент (эмоциональный настрой детей на занятие);
- актуализация знаний (подготовка к восприятию материала);
- основной этап занятие (повторение, закрепление или объяснение нового материала) с включением физ. минуток;
- рефлексия (выявление уровня осознания пройденного материала).
При реализации программы необходимо:
- материализация действий с опорой на вспомогательные средства, использование максимальной и разнообразной наглядности;
- частая смена деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую, чередование видов деятельности с целью развития различных анализаторов: слухового, зрительного, тактильного и т.п.;
- частая повторяемость коррекционных упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме;
- обеспечение мотивации к процессу обучения.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты:
- проявление интереса к языковой и речевой деятельности;
- расширение представлений о многообразии окружающего мира;
- доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
- первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
- умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
- совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников;
- слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- слушать собеседника и понимать речь других;
- принимать участие в диалоге;
- принимать участие в работе парами и группами.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
Учащиеся должны уметь:
• анализировать слова по звуковому составу, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки в произношении;
• читать слова по слогам;
• списывать с рукописного и печатного текста;
• писать под диктовку слова, которые не расходятся с произношением;
• видеть границы предложения (большая буква, точка);
• согласовать существительные с глаголами, прилагательными;
• по вопросам и по иллюстрациям рассказать о прочитанном.
Учащиеся должны знать:
• все буквы и звуки родного языка;
• отличительные признаки гласных и согласных звуков;
• пары гласных звуков, пары согласных звуков по твёрдости-мягкости, по звонкости-глухости.
Достаточный уровень:
Учащиеся должны уметь:
• анализировать слова по звуковому составу, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки в произношении и написании; строить звуковые схемы слогов и слов;
• читать по слогам короткие тексты;
• списывать с рукописного и печатного текста;
• писать под диктовку слова, которые не расходятся с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
• видеть границы предложения (большая буква, точка);
• согласовать существительные с глаголами, прилагательными;
• составлять предложения;
• по вопросам и по иллюстрациям рассказать о прочитанном.
Учащиеся должны знать:
• все буквы и звуки родного языка;
• отличительные признаки гласных и согласных звуков;
• пары гласных звуков, пары согласных звуков по твёрдости-мягкости, по звонкости-глухости.
Содержание коррекционного курса
Наименование раздела и тем |
Содержание |
Форма контроля |
Всего часов |
Диагностика | Обследование речи учащихся, анализ результатов обследования | 4 | |
Развитие звуковой стороны речи | Развитие фонематического восприятия, навыка слуховой и зрительной дифференциации | Слуховой диктант | 12 |
Развитие языкового анализа и синтеза | Развитие простых и сложных форм звукового и звукослогового анализа, фонематических процессов | Слуховой диктант | 16 |
Развитие лексико-грамматического строя речи | Расширение словаря, автоматизация грамматических форм в импрессивной и экспрессивной речи | Составление словосочетаний, предложений по сюжетной картинке | 20 |
Развитие связной речи | Формирование навыка связного высказывания. | Пересказ прочитанного с опорой на картинку | 12 |
Диагностика | Обследование речи учащихся, анализ результатов обследования | 4 |
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Задачи занятия |
Содержание |
Оборудование |
Кол-во часов |
Диагностика (4) |
|||||
Диагностика | Анализ результатов обследования | Обследование речи учащихся |
4 |
||
Развитие звуковой стороны речи (12) |
|||||
Гласные звуки | Развитие фонематического восприятия, закрепление знаний о гласных | Уточнение артикуляции звуков, знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме | Разрезная азбука, символы звуков |
1 |
|
Гласные 1 и 2 ряда | Развитие фонематического восприятия | Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения. | Символы звуков, домик букв |
1 |
|
Согласные звуки | Развитие фонематического восприятия, закрепление знаний о согласных | Уточнение артикуляции звуков, знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме | Символы звуков, разрезная азбука |
1 |
|
Дифференциация твердых и мягких согласных | Развитие слуховых дифференцировок (на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста) | Формирование навыка употребления букв (парных гласных) после твёрдых и мягких согласных на письме в слогах, словах, предложении. | Цветные карандаши, пособие «парные гласные» |
3 |
|
Дифференциация звонких и глухих согласных | Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | Цветные карандаши |
3 |
||
Дифференциация непарных согласных | Дифференциация слогов и слов с непарными согласными. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза |
2 |
|||
Контрольное занятие по теме | Выявить уровень освоения изученного материала |
1 |
|||
Развитие языкового анализа и синтеза (16) |
|||||
Гласные звуки и буквы | Развитие простых и сложных форм звукового анализа;
развитие фонематических процессов; формирование и развитие психических процессов. |
Выделение гласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове | Цветные карандаши, пособия по звукобуквенному анализу |
3 |
|
Согласные звуки и буквы | Выделение согласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков | Цветные карандаши, пособия по звукобуквенному анализу |
3 |
||
Слог. Слоговой анализ слов | Выделение гласного звука из слога. Фонематический анализ обратного слога. Анализ прямого слога. Дифференциация открытых и закрытых слогов в слове | Красные карандаши, пособия по слоговому анализу |
3 |
||
Слоговой анализ 2-х и 3-х сложных слов | Слоговой анализ слов, выделение ударного слога, слоговой синтез слов | Пособия по слоговому анализу |
3 |
||
Развитие слогового анализа и синтеза | Слоговой анализ и синтез слов различного слогового состава с опорой на схемы | Слоги, схемы слов |
3 |
||
Контрольное занятие по теме | Выявить уровень освоения изученного материала |
1 |
|||
Развитие лексико-грамматического строя речи (20) |
|||||
Дифференциация понятий «слово»-»предложение». | Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет умения активно пользоваться различными способами словообразования и словоизменения.
Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет умения активно пользоваться различными способами словообразования и словоизменения. |
Дифференциация речевых единиц (форм слова, структуры предложения в речи) | Схемы предложений |
1 |
|
Слова-предметы | Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря | Предметные картинки по темам |
1 |
||
Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа | Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Тренировка в словоизменении существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного) | Предметные картинки, сюжетные картинки |
1 |
||
Практическоеупо-гребление существительных разного рода | Знакомство с понятием рода. Соотнесение существительного определенного рода с реальным предметом. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в составлении схемы. Обогащение словаря. Развитие логического мышления | Игрушки разного рода, картинки |
1 |
||
Употребление существительных в косвенных падежах | Знакомство с падежами существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Работа по словоизменению. Преодоление аграмматизма падежных окончаний в устной речи | Пособия по практическому употреблению сущ. В различных падежах, картинки |
4 |
||
Слова-признаки | Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие умений постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов со схемой. | Игрушки, предметные картинки |
1 |
||
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе | Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет умения активно пользоваться различными способами словообразования и словоизменения. | Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию. Соотнесение рода предмета и признака. Работа с антонимами, синонимами | Предметные картинки |
2 |
|
Согласование прилагательных с существительными в падеже | Согласование существительных с прилагательным в роде. Соотнесение предмета и признака в различных предложно-падежных конструкциях. Преодоление аграмматизма падежных окончаний прилагательных в устной речи | Пособия по практическому употреблению сущ. В различных падежах, картинки |
4 |
||
Слова-действия | Знакомство с действиями предметов. Обогащение словаря действий. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой | Сюжетные картинки, игрушки |
1 |
||
Согласование глагола с существительным в числе | Работа по словоизменению. Соотнесение числа существительного с числом глагола. Обогащение словаря действий. | Предметные картинки |
1 |
||
Согласование глагола с существительным в роде | Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами | Схемы предложений, предметные картинки |
1 |
||
Согласование глагола с существительным во времени | Знакомство с тремя временами глагола. Развитие умений постановки вопроса к словам, обозначающим действия предмета. Изменение глагола по временам. | Сюжетные картинки |
1 |
||
Контрольное занятие по теме | Выявить уровень освоения изученного материала |
1 |
|||
Развитие связной речи (12) |
|||||
Предложение | Формирование знаний о предложении, умении строить простое предложение | Соотнесение предложений с графической схемой. Объяснение связей в предложении. Соблюдение порядка слов в предложениях; | Схема предложения |
2 |
|
Состав предложения | Формирование умения видеть и строить связи слов в предложении | Наблюдение связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла фразы в зависимости от перестановки слов в предложении, изменения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями | Схемы предложений, деформированные предложения |
3 |
|
Сложное предложение | Формирование умения строить сложное предложение | Построение сложных предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. | Сюжетные картинки |
3 |
|
Обучение связности высказывания | Овладение навыком дифференциации связного текста от набора слов, словосочетаний, предложений и т.д. | Построение высказывания без пропуска членов предложения и излишних повторений;
составление высказывания из 2-3 фраз, соединенных между собой способом лексических повторов, личных местоимений, наречий (раньше, потом, там). |
Схемы предложений, сюжетные картинки |
3 |
|
Контрольное занятие по теме | Выявить уровень освоения изученного материала |
1 |
|||
Диагностика (4) |
|||||
Диагностика | Анализ результатов обследования | Обследование речи учащихся |
4 |
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы требуется помещение, оснащенное достаточным и разнообразным количеством наглядного материала, компьютера.
Учебно-методический комплекс
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников
- Мазанова Е.В. Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах
- Даньшина Н.Г. Логопедические игры и упражнения для предупреждения дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания у младших школьников с общим недоразвитием речи
- Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников
- Мазанова Е.В. Альбомы по коррекции дисграфии.— М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
- Мазанова Е.В. Конспекты занятий по коррекции дисграфии. М.: «Гном и Д», 2007.
Автор-составитель: Т.А. Иванова,
учитель-логопед