Проблема задержки речевого развития (ЗРР) у детей — одна из ведущих в современной логопедии. Ученые различных стран активно разрабатывают системы диагностической и коррекционной помощи детям с различными патологиями, в том числе и с задержкой речевого развития (ЗРР).
В настоящее время разработано множество концепций этиологии и патогенеза ЗРР. Изучением проблемы ЗРР занимались такие ученые, как Н.И. Васильева, О.Е. Грибова, В.Киселева, Л.М. Гладковская и другие известнейшие исследователи. Проблема ЗРР — проблема мирового масштаба. Разработкой научных знаний по этой проблеме активно занимаются не только в России. В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии. На сегодняшний день, эта проблема остается нерешённой, и многие дети нуждаются в помощи специалистов. Таким образом, вопрос речевого развития детей имеет большую социальную значимость. По последним данным задержкой речевого развития страдает чуть ли не каждый четвертый ребенок.
Задержка речевого развития
У детей с запоздалым развитием речи существует разница между пониманием речи и словесным озвучиванием. Они правильно выполняют различные просьбы, по заданию показывают предметы, картинки и т.д., но назвать их не могут. При обследовании поведение таких детей различно: одни доверчивы, ласковы, другие плачут, третьи упорно молчат. Некоторые беспокойно бегают с места на место и трудно сосредотачиваются. Поэтому очень часто невозможно за одно обследование дать однозначный диагноз, ведь таким же образом очень часто ведут себя и «нормальные» дети. На ЗРР ребенка (имеется ввиду ребенок до 3-х лет) влияют несколько факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние.
К внутренним факторам можно отнести:
- некоторые наследственные болезни;
- особенности протекания беременности;
- наличие гипоксии внутриутробной и родовой;
- наличие определенных болезней у ребенка;
- пол ребенка;
- ребенок — левша или правша;
- личные особенности ребенка.
То есть речь идет о факторах, которые практически не зависят от ребенка, и которые он получил в наследство.
К внешним относятся следующие факторы:
- стрессовые ситуации;
- присутствие младших братьев-сестер (особенно с маленькой разницей);
- смена места проживания (одна из разновидностей стресса), детского садика;
То есть к внешним параметрам можно отнести все то, что окружает ребенка.
Причины возникновения ЗРР
Далее частично рассмотрены причины задержки речи.
Наследственные болезни
К болезням наследственного характера, вызывающим ЗРР можно отнести:
- глухонемота;
- патологии ротовой полости;
- Также образованию речи препятствуют расщепление неба, патологии языка, уздечки, в некоторых случаях аденоидные разрастания, и т.д.
- наследственная задержка речи;
Чаще (почти в 2 раза) передается по линии отца. Близнецы и двойняшки также часто отстают в речевом развитии. При этом ЗРР передается между поколениями, не обязательно последовательно, возможен скачок через поколение.
- эпилепсия, судороги;
- мигрени и аллергии;
- алкоголизм родителей;
- самоубийства или склонность к суициду у родителей и родственников;
- умственная отсталость;
- выдающиеся способности к чему-либо;
- заикание;
- малый вес;
- многие другие проблемы с телесным и психическим здоровьем.
Современная классификация речевых нарушений, которая ведет к задержке развития речи, имеет очень широкий диапазон, это: алалия, сигматизм свистящих звуков, открытая ринолалия, дизартрия, тахилалия, ринолалия, заикание, дислалия, афазия и др. нарушения речи. Говоря о речевой характеристике детей с задержкой в развитии речи в целом, следует отметить, что, несмотря на большое разнообразие речевых нарушений, характерных для отдельных вариантов, имеются и общие, специфичные особенности. Прежде всего, здесь следует назвать нарушение коммуникативной функции речи. Ребенок избегает общения, ухудшая возможности своего речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией и окружением. Оторванность такого ребенка от мира, неспособность осознать себя в нем, очевидно, сказываются на становлении его самосознания. Следствием этого является позднее появление в речи местоимения «Я» и других личных местоимений в первом лице. У всех детей с разными вариантами проявления речевых нарушений встречается недостаточность понимания, осмысления речи.
Обучение в школе
Поступление детей в школу с различными нарушениями речи с Задержкой Речевого Развития и не полное ее восстановление до семи лет, говорит о том, что такой ребенок будет испытывать трудности по русскому языку, чтению и по другим основным предметам. В отдельных случаях из-за речевых нарушений ребёнок практически не усваивает программу начальной школы. Появляются проблемы в психологическом плане в период адаптации. Ребенок мало общается со сверстниками и плохо контактирует с учителями, на уроках не активен и в основном молчалив. Ребенок чувствует неуверенность, появляется комплекс и негативное отношение к своей речи.
Логопедическая работа
Работа по развитию речи детей должна быть индивидуальной, соответствовать уровню интеллектуального развития ребенка. Коррекционная работа по развитию речи трудна, требует большого напряжения и может растягиваться на годы.
Основные этапы логопедической работы
1. Обследование речи всех обучающихся с 1 класса с целью выявления речевых нарушений.
2. Постановка на учет к логопеду детей с нарушениями речевого развития (В случае согласия родителей законных представителей, ребенок попадает в логопедическую группу или на индивидуальные
занятия. В каждом отдельно взятом случае этот вопрос решается в индивидуальном порядке с учетом уровня развития ребенка, тяжести нарушения и иных аспектов)
3. Составление индивидуального плана логопедических занятий для детей с задержкой речевого развития.
4. Коррекционно-логопедическая работа
5. Консультативно-просветительская работа с родителями и учителями.
6. Динамика развития речи обучающихся.
Логопед должен обязательно провести обследование, собрать анамнез ребенка по следующим направлениям:
- Раннее развитие: сбор данных физиологического развития ребенка.
- Раннее речевое развитие ребенка. Логопед задает вопросы о том, когда у ребенка появились гуление, лепет, насколько был разнообразен, интонирован, первые слова и предложения.
Оценит физическое развитие ребенка: умение качественно, в полном объеме, выполнять те или иные упражнения. Например. Постоять на одной ноге, попрыгать на двух ногах, перепрыгнуть препятствие, походить на пятках и т.д.
- Уровень формирования умений выполнения артикуляционных упражнений: логопед проверит, как малыш может управлять губами, языком, принимая те или иные артикуляционные уклады.
- Уровень развития мелкой моторики. Малышу будут предложены несколько укладов, которые он должен будет выполнить с помощью пальчиков. Все упражнения сопровождаются речевой инструкций и собственным показом в виде игры. Определение уровня понимания речи ребенком. Знание по возрасту названий предметов, их признаков, действий. Грамматические категории: единственное и множественное число, род, падеж, согласование существительное и прилагательное, числительное и существительное и т.д. Понимание инструкций. Определение уровня развития экспрессивной речи (активной) ребенка.
Коррекционная работа
1 . Проведение фронтальных и индивидуальных логопедических занятий.
2. Работа над формированием слоговой структуры слова, связности высказывания, развитие словарного запаса ребенка.
3. Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения, фонематического восприятия и грамматических форм речи;
4. Индивидуальные занятия по предупреждению дисграфии и коррекция письма с учащимися 1-х, 2-х, 3-х, 4-х классов
5. Коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;
Работа с родителями
В условиях общеобразовательной школы логопед проводит специально для родителей :
- Консультации
- Беседы
- Проводит собрания по различным темам: « Развитие речи ребенка дома», « Как научить ребенка любить читать?», «Развитие мелкой моторики детей» и другие.
- Разъяснение специальных знаний по логопедии.
- направляет родителей с детьми к узким специалистам, врачам на дополнительное обследование (Неврологу,психологу, отолорингологу, офтальмологу, ортопеду, стоматологу, ортодонту)
- Дает рекомендации по дальнейшему развитию речи ребенка.
Опираясь на работы выдающихся ученых и педагогов таких, как О.Е Грибова, Т.А.Ткаченко, В Цвынтарный, Е.В Мазанова, Н.С. Жукова я взяла в свою логопедическую работы много эффективных приемов работы с детьми дошкольного и школьного возраста, а так же использую свои методические разработки и приемы работы в развитии речи и для устранения недостатков произношения у ребят.
Предлагаю рассмотреть наиболее важные и эффективные:
- Создание благоприятной обстановки на занятии, ребенок психологически должен быть настроен на трудную, но в тоже время интересную работу.
- Дыхательная гимнастика способствует развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). В своей коррекционно-логопедической работе с детьми я провожу работу над развитием силы, плавности, длительности выдоха. В работе с речевыми дефектами и на развитие дыхания я использую и практикую применение детьми музыкального инструмента – хомуса. Это якутский национальный инструмент. Странная особенность игры на якутском хомусе — это полное сосредоточение. Наблюдается, что дети которые умеют и владеют игрой на хомусе быстрее и лучше развиваются в речевом плане, у них развивается контроль за вдохом и выдохом, дыхание становится правильным и ровным, которое очень важно при таких нарушениях как логоневроз (заикание), нарушение темпа и плавности речи. Дети легче и быстрее научаются правильному звукопроизношению. Учатся сосредотачиваться на задании. Развиваются такие психические процессы, как внимание, память. Использование такого метода работы и применение хомуса дает хорошие результаты в моей работе, а главное дети чувствуют это сами и рады обучаться играть на этом чудесном инструменте.
- Логопедические занятия проводятся три раза в неделю длительность не превышает 30 минут.
- Артикуляционная гимнастика для язычка проводится 5-10 минут. Очень интересно и эффективно использовать наглядный материал на занятии, чтоб ребенок быстро запоминал данное упражнение и правильно его выполнял. Наиболее эффективные упражнения для подвижности губ : «Трубочка», «Улыбка». Для развития подвижности язычка: «Чашечка», «Моторчик», «Качели», «Лошадка», «Почистим зубки».
- Пальчиковая гимнастика и массаж мелкой моторики руки так же обязательна и эффективна при коррекции речевых нарушений. Такие как движение пальчиками и выполнение разных фигурок , животных « Юрта », «Пальчики здороваются», «На поляне дом стоит», «Козочка рогатая» . Используются так же массажные шары для руки и пальчиков.
- Игры на развитие фонематического строя речи « Какой звук потерялся», «Угадай задуманный звук», « Незнайкины ошибки» и другие.
- использование на коррекционных занятиях ИКТ — игры, упражнения для развития подвижности язычка, задания в форме игры , но все в ограниченном режиме и по определенному времени. Не более 10 минут.
- проведение дополнительных занятий по развитию речи в начальных классах по ФГОС. Развитие на занятиях психических процессов ребенка (память , внимание, восприятие)
Логопед работает в тесной связи со всеми подразделениями образовательного учреждения. В школе с ребенком работают учитель, логопед, психолог, социальный педагог, школьный врач.
Таким образом, мы реализуем в своей деятельности принципы комплексного воздействия на имеющуюся проблему с привлечением необходимых специалистов. И здесь важно использовать в логопедической работе так же принцип комплексного изучения речевой патологии, что позволяет обеспечить всестороннюю оценку особенностей его развития, подобрать эффективные методы и приемы коррекционной работы. При возникновении трудностей в овладении школьной программы и не возможности обучения ребенок с задержкой речи направляется на городскую ПМПК (Психолого -медико –педагогическую комиссию) на дополнительное более широкое обследование другими специалистами.
Сивцева Т. А.,
учитель-логопед,
г. Якутск