Использование игровых технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ

Представленные в этой статье игры с использованием пособия «Волшебный куб» способствуют формированию детского коллектива, возникновению и развитию диалогических отношений, продуктивного общения, социализации детей с ОВЗ. Предлагаю логопедам, педагогам, родителям разнообразить совместную деятельность с ребёнком с тяжёлыми нарушениями речи, превратив артикуляционную гимнастику в увлекательную игру.

Использование игровых технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ

Часто детям с особыми возможностями здоровья бывает трудно установить эмоциональный контакт даже с близкими людьми. Следствием речевых трудностей данной категории детей является снижение потребности в общении.

С одной стороны, несформированность коммуникативных навыков у детей с ОВЗ затрудняет их вхождение в коллектив сверстников, а с другой, группа не всегда принимает такого ребенка за «своего».

Возникающая ситуация не способствует развитию интеллектуального и личностного потенциала детей интегрированной группы. И здесь для разрешения противоречия на помощь педагогу приходят игровые технологии. Только в игре дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, смогут научиться взаимодействовать и общаться в одной группе.

Игра — это тот сквозной механизм в системе коррекции речи, эмоционально – волевой сферы детей с особыми возможностями здоровья.

Предлагаю использовать в образовательной практике пособие «Волшебный куб» — своего рода помощь в налаживании социальных связей и установлении эмоциональных контактов между всеми субъектами образовательного процесса.

«Волшебный куб» позволяет детям вжиться в роль сказочных героев, наделить их определёнными эмоциями, жестами, характерными позами.

Играя с кубом, у ребенка развиваются общая, артикуляционная моторика, укрепляется мышечная система языка, губ, щёк. В других видах игр с кубом требуется следить за последовательностью его передачи, соблюдать общий темп упражнений, очерёдность, правила игры. Игровую деятельность с кубом рассматриваю прежде всего с позиции освоения диалектики общения, когда само общение направлено на установление и поддержание эмоционального контакта.

Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира. Кроме того, «Волшебный куб» позволяет детям получить заряд положительных эмоций и удовольствие от процесса игры.

Дидактическое пособие «Волшебный куб»

Это многофункциональное развивающее пособие для детей 4-6 лет.

Куб состоит из 6 граней с зеркалами и включает в себя предметные картинки (людей и животных)

Волшебный куб

Цель: нормализация моторики артикуляционного аппарата, речевого дыхания, развитие ритма, темпа, плавности речи через вхождение в образ героя.

В игру с «Волшебным кубом» можно включить все комплексы артикуляционной гимнастики, которые осваиваются детьми с нарушениями речи. Это дает большой простор для развития всего комплекса понятий, составляющих речь.

«Сделай массаж своему язычку»

Цель: расслабление мышц органов артикуляции.

Участники: логопед и дети.

Оборудование: куб

Игровое правило: выполнить полезный массаж язычку помогут тебе твои губы и зубы. Осторожно поглаживай и похлопывай свой язычок, смотри в зеркало на «Волшебном кубе»

1

Содержание игры:

Сначала надо превратить язык в лопаточку, а потом делать так:

Язычок погладим ласково губами,
А потом постукаем бережно губами,
Язычок погладим ласково зубами,
Нежно покусаем (похлопаем) мы его зубами,
И опять погладим ласково зубами,
А потом похлопаем бережно губами
И в конце погладим ласково губами. (Репина З. А.)

Сделай массаж язычку ещё раз.

Чувствуешь, как понравился язычку такой массаж? Какой он стал спокойный, расслабленный, готов тебя слушаться и делать всё так, как ты ему велишь.

«Волшебные звуки»

Цель: выполнение ротового выдоха и пение на выдохе ряда гласных звуков с разной интонацией.

«Сейчас я пропою волшебное слово, а ты послушай. (Логопед произносит ряд гласных звуков: АУО)

А теперь произнесём вместе. Давай попробуем спросить на волшебном языке: «Как дела?» (Произнесение с вопросительной интонацией ряда гласных: АОУ?)

Затем тот же ряд гласных произносится от имени сказочных героев, изображенных на кубе с интонациями удивления, радости, жалобы.

«Звуки слушай ты внимательно и произноси старательно»

Цель: развитие моторики артикуляционного аппарата, закрепление правильных артикуляционных укладов.

Оборудование: предметные картинки с изображением сказочных героев, зверей, предметов, куб.

Игровые правила:

Каждое движение выполняйте перед зеркалом.

Движения проводите неторопливо, чётко.

Игровые задания:

Отгадай загадку:

Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (язык)

Какой звук ты слышишь, когда

  • шипит сердитый гусь?
  • стрекочут кузнечики?
  • рычит собака?
  • звенит ручеёк?

Вспомни, какие ещё звуки ты слышишь летом, осенью, зимой и весной.

  • выполни артикуляционное упражнение
  • узнай звук по артикуляции.

Рассказывание знакомых стихотворений от лица сказочных героев, которые изображены на кубе.

Игровые упражнения:

«Расскажи стихотворение как Весёлая неваляшка»

«Пропой строчки из стихотворения как кот Музик»

«Расскажи стихотворение грозно, как лев»

Игра «Маски»

Цель: развитие внимания к невербальным формам общения, ориентируясь на мимику, жесты, свободное выражение своих чувств в игре, активизация словаря.

1

Оборудование: маски, куб

Участники: дети от 5 до 7 лет.

Содержание игры:

1 вариант:

Сегодня у нас разные маски. Посмотрите на них. Какая это маска -весёлая или грустная? А эта? Я надену маску и посмотрю на вас, а вы будете моими зеркалами. Если на мне грустная маска, то и вы сделайте лица грустными. Вам тоже грустно. А теперь будем действовать без слов. Я надеваю маску, а вы мои зеркала. Теперь маска на лице у Маши, и вы превращаетесь в Машины зеркала. Маска переходит к вам.

2 вариант:

Дети делятся на две группы. Ведущий по очереди присоединяется к каждой из групп. Первая группа договаривается, какого героя они показывают, вторая отгадывает и показывает, используя «Волшебный куб». Потом группы меняются.

Вопросы для беседы:

1.Какая маска вам больше нравится?

2.Какого героя вы хотите показать ещё раз?

3.Какое выражение лица вам приятно видеть у своего друга, мамы, педагога? Покажите.

4. А какое выражение лица приятно для других людей? Покажите нашему «Волшебному кубу».

Игра «Свет мой, зеркальце скажи»

Цель: продолжать учить детей активнее использовать язык общения в речи, понимать состояние других людей, адекватно действовать в социальных ситуациях.

Участники: дети, педагог.

Оборудование: куб, картинки с эмоциями.

Содержание игры:

1 вариант:

Игра называется «Разговор без слов». Значит, вам говорить нельзя! Можно только показывать мимикой, выражением лица.

Педагог произносит короткие фразы, которые ребёнок сопровождает мимикой, без комментариев. «Покажи рот до ушей, брови на переносице, брови на лоб полезли, губы трубочкой»

2 вариант:

«Как я себя чувствую» Ребёнок выбирает картинку, рассказывает, какие чувства испытывает сказочный герой и изображает их в «волшебном кубе»

Дети показывают и рассказывают, что они чувствуют.

А) Приятная встреча.

Б) Обидел друга.

В) Новая игрушка.

Г) Вы услышали резкий звук и испугались.

Вопросы для беседы:

1. Можно ли понять немое кино?

2. Одинаково ли прощаются, здороваются, благодарят. Сердятся злая и добрая феи, Баба-яга и Золушка?

3. Можно ли говорить без слов?

Игра «Моё настроение»

Цель: определение эмоционального настроя ребенка.

Оборудование: цветные грани куба, пиктограммы, картинки с изображением героев, находящихся в разном настроении.

Участники: 1-6 человек, возраст 4-7 лет.

Содержание игры:

Дети располагаются по кругу

  • Какой цвет у тебя сегодня любимый? (Выбери свое настроение.)
  • Изобрази настроение героя.

Выполняя задания, дети по очереди передают куб друг другу.

Детям очень нравится играть с «Волшебным кубом», они уже самостоятельно придумывают разнообразные варианты игр.

Тарасова Татьяна Владимировна,
учитель-логопед
город Чусовой Пермский край

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.