Логопедический массаж – средство эффективной коррекции речевых нарушений дошкольников

В данной статье автор попытался упорядочить имеющуюся информацию по данному вопросу, обобщить опыт известных логопедов, представить свой личный опыт.

В статье можно получить общие сведения о логопедическом массаже, об истории его появления; узнать, какие существуют виды и приемы логомассажа; о необходимых условиях его проведения; о показаниях и противопоказаниях к проведению логомассажа. Большое внимание уделено новому виду логопедического массажа – зондовому.

В статье описаны задачи, которые позволяет решать логомассаж, описана методика проведения расслабляющего и активизирующего логопедического массажа.

Представлены комплексы самомассажа для дошкольников, стишки, потешки, скороговорки для сопровождения процесса (действия логомассажа выполняются в сопровождении стихотворений, которые не только задают ритм движения и определяют последовательность действий, но и описывают сами движения, что очень полезно для детей с недоразвитием речи).

В статье показаны возможности логопедического массажа закреплять знания ребенка (ориентирование в пространстве – язычок выполняет движения то вверх, то вниз; зонд скользит то вправо, то влево; элементарные математические представления закрепляются: зонд рисует на язычке прямые линии, ломаные линии, точки; приходится отсчитывать количество изотомических движений).

Данная статья может быть интересна логопедам, воспитателям, родителям детей-логопатов.

Логопедический массаж – средство эффективной коррекции речевых нарушений дошкольников

Введение

Логопедический массажВ настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных.

Статистические данные последних десятилетий показывают, что число детей с речевой патологией выросло до 80 % от общего числа детей дошкольного и младшего школьного возраста (А.Г. Прытко, Е.А. Соболева, Т.Б.Филичева и др.), тогда как на конец 50–х годов ХХ века данное число детей не превышало 17 % (Б.М. Гриншпун, М.Е. Хватцев и др.).

Объективные обследования в большинстве случаев не выявляют грубой патологии у таких детей, но, между тем, их проблемы подчас труднопреодолимы.

По утверждению специалистов, в процессах обучения и направленной коррекции традиционные методы во многих случаях перестали приносить желаемые результаты.

В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Даже в относительно простых случаях таких патологий в преодолении проблемы было бы идеальным присутствие как общепринятых, традиционных методов, так и нетрадиционных. Нетрадиционные методы помогают более глубокой (качественной) коррекции, особенно затрагивая состояния, сопутствующие речевой патологии.

Одним из нетрадиционных методов физического и энергетического воздействия на тело человека является массаж. Он может снять боль, помочь победить болезнь, способствовать умственному, речевому и физическому развитию детей. Массаж, пройдя проверку временем, не утратил своей актуальности.

Установить точно, где и когда начали осознано применять массаж, невозможно. До нас дошло множество источников (наскальные рисунки, письмена и пр.), достоверно доказывающих, что он возник на заре человечества и использовался практически во всех уголках Земли. Секрет долголетия массажа в простоте, доступности и результативности.

В России в конце XIX века ведущие врачи – клиницисты принимали активное участие в научных разработках методики массажа, широко внедряя его в практику. Неоценимый вклад в развитие европейского массажа внесли И.В.Заблудовский, М.К.Барсов, В.В.Гамолицкий, Е.Н.Залесова, Н.И.Рачинский, В.К.Крамаренко, К.Г.Соловьев, И.П.Каллистов, А.В.Янченко.

Самая большая заслуга в развитии теории и практики массажа в России до революции принадлежит русскому ученому И.В.Заблудовскому. Он создал стройную научно обоснованную систему, ставшую основой современного лечебного, спортивного, гигиенического и логопедического массажа.

Во второй половине ХХ века в логопедической практике как вспомогательная технология стал развиваться логопедический массаж. Теоретическое обоснование необходимости логопедического массажа в комплексной коррекционной работе встречается в работах О.В.Правдиной, К.А.Семеновой., Е.М.Мастюковой, М.Б.Эйдиновой. Приемы и методы логопедического массажа осветили в своих работах специалисты Е.Ф.Архипова, Г.В.Дедюхина, Т.А.Яньшина, Л.Д.Могучая и другие.

В последние годы появляется все больше публикаций, посвященных описанию приемов логопедического массажа, но в логопедическую практику внедряются эти приемы пока недостаточно.

Вместе с тем, целесообразность логопедического массажа признают все специалисты, занимающиеся с детьми – логопатами.

Логопедический массаж – это уникальный нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения, так как он способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние ребенка, страдающего речевыми нарушениями.

Логопедический массаж не только улучшает двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекает в работу близлежащие мозговые системы. Он является частью комплексной реабилитации дошкольников, как средство эффективной коррекции речевых нарушений.

Данная работа может быть интересна и полезна логопедам, педагогам, воспитателям, родителям. Некоторые приемы логомассажа (например, самомассаж) доступны даже самим детям. Заинтересованные родители, имеющие детей с речевой патологией и нуждающиеся в многократном повторении курсов такого массажа, технику и методику логомассажа могут освоить под наблюдением и руководством специалиста.

Цель работы:

Целью данной работы является систематизация и развитие методик массажа, направленных на коррекцию речевых нарушений, заключающихся в общеукрепляющем воздействии на неречевые и речевые функциональные системы ребенка.

Задачи:

  1. Изучение различных методик логопедического массажа при коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
  2. Разработка и апробирование комплексов логопедического массажа в коррекционной работе с детьми – дошкольниками.
  3. Взаимодействие с родителями и педагогами по коррекции речевых нарушений дошкольников с использованием логопедического массажа.

1.1. Общие сведения о логопедическом массаже

Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.

В основе большинства речевых патологий лежат нарушения кровоснабжения и мышечного тонуса, которые делают невозможным овладение правильным произношением по подражанию, а в дальнейшем и формированию грамматически правильной речи.

Сами логопедические заключения говорят об этом: моторная (двигательная) алалия; дизартрия (нарушение согласованности мышц артикуляционного аппарата); дистония, спастические формы нарушения и т.д.

Все это говорит о том, что применение массажа при речевых расстройствах не просто желательно, а крайне необходимо для успешной работы над дефектом, так как только традиционными педагогическими методами здесь не обойтись.

Выясним очаги и способы воздействия логопедического массажа, его структуру.

В человеческом организме все органы и функциональные системы взаимосвязаны и представляют собой единое целое. Ни одну часть тела, ни один орган, особенно вовлеченный в патологический процесс (в нашем случае это речевые патологии) нельзя рассматривать изолированно.

Основное воздействие массажа испытывает на себе наша кожа, которая представляет собой обширное рецепторное поле. Именно в коже расположены сеть нервов, лимфатических и кровеносных сосудов (капилляров). Кожа участвует в регуляции кровообращения, уменьшая или увеличивая приток крови к органам.

Мы не будем подробно разбирать механизм действия массажа на организм.

Физиологи доказали, что под влиянием массажа (особенно разминания) количество работающих капилляров увеличивается в несколько десятков раз (от 9 до 140), в результате чего ускоряется ток крови, который вызывает положительные изменения возникающие в мышцах.

Общеукрепляющее воздействие оказывает массаж на мышечную систему. Под его влиянием нормализуется тонус и эластичность мышц, улучшается их сократительная функция, возрастает сила, повышается работоспособность. Особенно это актуально при речевых расстройствах, связанных с нарушением мышечного тонуса артикуляционного аппарата, которые приводят к их рассогласованию (дизартрия).

Массаж оказывает разностороннее влияние на организм и прежде всего на нервную систему, которая в свою очередь координирует жизнедеятельность всех других систем организма, обеспечивая тем самым его целостность. В результате массажа в организме возникают различные реакции рефлекторного характера, благодаря которым происходит мобилизация защитных и приспособительных сил организма, приводящих к нормализации его функции при самых различных нарушениях, в том числе и речевых.

Поэтому, логопедический массаж не ограничивается массажем только артикуляционного аппарата. При коррекции речи предусматривается массаж следующих отделов тела: шейного, верхнегрудного (воротниковой зоны), волосистой части головы, лица, языка.

В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

Нередко, массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. Практический опыт коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими речевыми расстройствами показывает, что применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи.

Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект.

Существуют различные методики проведения логопедического массажа. Наиболее популярные – массаж Дьяковой Е.А. и зондовый массаж Новиковой Е.В. Также известны работы, освещающие методику логопедического массажа, таких специалистов, как Е.Ф. Архипова, И.Б.Карелина, О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева, Ю.В. Маклеева, О.Г. Приходько и др.

Цель логопедического массажа:

Формирование правильной речи у ребенка с речевыми расстройствами.

Задачи логопедического массажа:

• коррекция звукопроизношения;
• нормализация речевого дыхания;
• устранение эмоционального напряжения у лиц, имеющих дефекты речи;
• улучшение состояния голоса;
• улучшение тонуса мышц ротовой полости и голосового аппарата;
• проработка и активизация перефирического речевого аппарата;
• уменьшение гиперсаливации;
• укрепление глоточного рефлекса;
• усиление проприоцептивных ощущений;
• создание предпосылок для произвольных координированных движений органов артикуляции;
• афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).

Физиологическое действие логопедического массажа:

• Изменение общей нервной возбудимости;
• Оживление утраченных либо сниженных рефлексов;
• Изменение в целом функционального состояния ЦНС;
• Улучшение секреторной функции кожи, активизация ее лимфо- и кровообращения, что улучшает ее питание и повышает обменные процессы;
• Расширение капилляров, повышение увеличивающее газообмен между кровью и тканями;
• Оказание рефлекторного воздействия на всю лимфатическую систему, что улучшает функцию лимфатических сосудов;
• Повышение эластичности мышечных волокон, силы и объема их сократительной функции, работоспособности мышц;
• Увеличение подвижности и эластичности связочного аппарата.

1.2. Виды логопедического массажа

Существует несколько видов логопедического массажа. Основными являются:

1. Классический (ручной) массаж – это массаж, при выполнении которого используются 4 классических приема: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. В классическом массаже учитывается состояние мышечного тонуса, соответственно он подразделяется на активизирующий и расслабляющий.

Гармонизирующий массаж – это средний массаж между расслабляющим и активизирующим массажем. Его проводят в случае неравномерного мышечного тонуса.

2. Точечный или массаж по биологически активным точкам (БАТ) – это массаж который является методом рефлекторной терапии.

Точечный массаж заключается в воздействии на активные точки надавливанием и также делится на расслабляющий и тонизирующий массаж.

3. Смешанный массаж – это массаж, который включает в себя несколько видов массажа.

Например, дифференцированный классический массаж может быть дополнен приемами точечного массажа, что усиливает воздействие на организм в целом; либо дополнен отдельными приемами инструментального (зондового) массажа, что усиливает воздействие на отдельные мышечные группы.

4. Самомассаж – это массаж, который выполняется самим ребенком самостоятельно.

Данный вид массажа является дополнительным средством воздействия и также может быть расслабляющим и активизирующим. Это может быть как массаж руками, так и массаж языка с помощью зубов (артикуляционное упражнение «Причешем язычок», когда ребенок с силой проталкивает язык через сомкнутые зубы).

5. ИЛК – искусственно-локальная контрастодермия — это воздействие на кожные рецепторы то холодом, то теплом.

6. Массаж рефлексогенных зон — это массаж стоп, кистей рук, волосистой части головы, ушей, языка.

Массаж рефлексогенных зон регенерирует органы, улучшает их кровоснабжение, способствует расслаблению. Уже только этим создаются важные предпосылки для восстановления нарушенных функций в организме. Опыт показывает, что такой массаж способен снять блокаду или перенапряжение.

7. Сегментарно — рефлекторный массаж – это когда массаж проводят отдельными зонами, частями, например, сначала одну половину лица, затем другую, или это может быть массаж отдельных частей кистей рук, стоп, ушных раковин, волосистой части головы, языка.

При сегментарно-рефлекторном воздействии применяют все основные приемы классического массажа + дополнительно разработанные и научно обоснованные для различных паталогий методик. При таком массаже могут использоваться элементы гимнастики и изотомические (с элементами сопротивления) упражнения для нормализации работы мышц шеи, губ, языка.

Выбор приемов массажа, техника их применения и дозирование воздействия зависят от формы и стадии паталогического процесса. Все это устанавливается при первом посещении специалиста.

8. Аппаратный массаж – проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.

9. Инструментальный массаж – массаж с применением логопедических зондов и специальных приспособлений таких, как зондозаменители, шпателя, зубные щетки, ложки и пр.

Крупенчук О.И. разработала интересную новую методику проведения логопедического массажа обычными ложками.

Такой массаж имеет ряд преимуществ.

  1. Во-первых, он помогает избежать отрицательной реакции на зондовый массаж,
  2. во-вторых, его легко могут освоить заинтересованные родители и применять в домашних условиях,
  3. в-третьих, движения массажа достаточно просты, что позволяет обучить детей самомассажу.

Все действия с ложками выполняются в сопровождении стихотворений, которые не только задают ритм движения и определяют последовательность действий, но и описывают сами движения, что очень полезно для детей с недоразвитием речи.

И все же, зондовый массаж, по мнению специалистов, является наиболее эффективным в коррекционной работе с детьми, у которых имеются речевые нарушения. Поэтому зондовый массаж хочется отметить особенно.

Первые зонды были созданы, но не описаны научно-педагогическим и общественным деятелем профессором М.Е. Хватцевым.

Зонды – логопедические (франц. sonde – щуп) инструменты, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков.

Традиционный набор зондов логопеды применяют для постановки звуков уже много лет. Первым разработчиком зондового массажа по праву считается Е.В. Новикова, представившая в 1998 году способ коррекции речевых расстройств и набор зондов для логопедического массажа.

Е.В. Новикова создала свой комплект зондов и разработала особый массаж языка, губ, щек, скул, мягкого неба с их помощью. Благодаря своим достоинствам методика получила патент и была внесена в международный реестр комплиментарной медицины.

В настоящее время существуют логопедические зонды Т.А.Воробьевой, О.И.Крупенчук, С.М.Томилиной и др. Это зонды «Логоежик», «Грабельки», «Расческа», «Вилочка», «Саночки малые», «Саночки средние», «Саночки большие», «Дракоша», «Восьмерочка», «Топорик», «Крестовина», «Толкачик», «Щипчики» и др.

Существуют комбинированные зонды, которые можно использовать и при постановке звуков и при проведении массажа.

Для работы можно использовать готовый комплект логопедических зондов любого автора, а можно собрать свой комплект из всех существующих в зависимости от состояния мышечного тонуса ребенка, двигательных возможностей и патологической симптоматики. Для проведения массажа достаточно 8 – 10 зондов.

Цель зондового массажа – нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен.

Приемы классического массажа:

В логопедическом массаже используются те же приемы, что и в обычном классическом. В классическом массаже есть четыре основных приема, всё остальное их модификации. Классический массаж дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.

1. Поглаживание – рука скользит по коже или слизистой, не сдвигая её, не собирая в складки, кожа не должна краснеть. Производится движение в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно).

Поглаживанием начинается и заканчивается любой сеанс массажа.

2. Растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях. Рука смещает кожу, но не давит вглубь. Применяется с большей силой давления (прямолинейное, круговое, спиралевидное, штрихование).

3. Разминание – выполняется смещение тканей с захватом массируемой области, способы разминания (надавливание, сжимание, перетирание, растягивание, щипки).

4. Вибрация – это передача колебаний руки логопеда на массируемые ткани. Вибрация бывает двух видов: прерывистая, непрерывная. Вариантами приёма вибрации являются потряхивание и ударная техника это поколачивание (пальцевой душ).

Техника вибрации осуществляется одним или несколькими пальцами, при этом тканям придаются колебательные движения различной частоты и амплитуды. Вибрация может осуществляться поверхностью всех пальцев либо кончиками пальцев.

Существует ещё один приём, он заимствован из точечного массажа, и используется в классическом. Это плотное нажатие. Этот приём, улучшающий кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах выхода пучков нервных окончаний. Это так называемые биологически активные точки. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, любое поглаживание.

Выбор приемов зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.

1.3. Условия проведения логопедического массажа

• Массаж проводится лёжа или сидя. Должно быть кресло с подголовником или кушетка, или массажный стол. Ребенку должно быть удобно.
• Массаж не следует проводить сразу после приема пищи, через 1,5 -2 часа.
• Расслабляющий массаж лучше не проводить перед занятиями, а активизирующий нельзя проводить перед сном.
• Перед проведением массажа логопед должен вымыть руки и протереть их спиртом. Руки должны быть чистыми, без украшений, ногти короткими. Массаж языка и полости рта желательно проводить в виниловых перчатках.
• Все используемые инструменты должны быть одноразовыми или обработаны согласно инструкции ОСТ 42-21-85.
• При выполнении логопедического массажа в наличие должны быть: спирт, ватные диски, палочки для ушей, стерильные салфетки, нашатырный спирт, перекись водорода, присыпка, детское масло, теплое полоскание (отвар ромашки или Ротокана).
• Продолжительность сеанса не более 30 минут. Первые сеансы 10-15 минут, но и не менее 15 минут, иначе нет смысла.
• Частота массажного сеанса — ежедневно или через день, количество сеансов 10 – 15 с повтором через 2-3 недели и, при необходимости, через полгода.
• Массаж должен быть дифференцированным, необходимо учитывать специфику дефекта (гипертонус или гипотонус мышц лица, губ, языка, гиперкинезы), особенности строения артикуляционного аппарата (например, укороченная подъязычная уздечка).
• Схема логопедического массажа должна опираться на классический массаж и разработанные специальные массажные комплексы.
• Приёмы массажа не должны вызывать болезненных ощущений и отрицательных эмоций у ребёнка.
• Руки массажиста всегда должны быть чистыми, без украшений, ногти короткими.
• Лицо ребенка должно быть вымытым перед массажем.

Обследование мимической мускулатуры и артикуляционного аппарата:

Перед массажем главное, что нужно сделать, это определить тонус мышц речевого аппарата. Он может быть нормальным, повышенным (гипертонусом) или пониженным (гипотонусом).

Определение тонуса лучше проводить в положении лежа, когда мышцы ребенка максимально расслабленны. В норме мышцы находятся в состоянии некоторого напряжения. Здоровая мышца мягкая, упругая эластичная, её ощупывание безболезненно. При гипертонусе мышцы более плотные, напряженные, пассивные движения совершаются с трудом. При гипотонусе мышцы вялые и дряблые. Соответственно при гипертонусе необходим расслабляющий массаж, а при гипотонусе – активизирующий.

Мышцы речевого аппарата могут быть поражены только с одной стороны. В этом случае наблюдается отклонение языка, губ, челюсти в сторону. Та сторона, в какую отклоняется язык или губа – спастическая, противоположная – вялая.

Начинать массаж нужно с сохранных (не пораженных) участков. Для этого необходимо тщательное обследование речевого аппарата, чтобы выяснить, какие мышцы или мышечные группы поражены и в какой степени.

  • Обследование начинают с наблюдения за состоянием мимической мускулатуры и осмотра кожных покровов.
  • Обследование артикуляционной моторики: движение губ, движение нижней челюсти, движение языка, состояние мышц щёк.
  • Обследование состояния мягкого нёба.
  • Обследование звукопроизношения.

Показания к проведению логопедического массажа:

Логопедический массаж используется в логопедической работе с детьми, у которых диагностируются следующие речевые расстройства это:

• Дизартрия – коррекция любой формы дизартрии, практически, невозможна без применения логопедического массажа.
• Сложная дислалия – при простой дислалии обычно нет необходимости в логопедическом массаже, а при различных вариантах сложной дислалии, более эффективно поддаются коррекции, когда применяется массаж артикуляционного аппарата.
• Укороченная подъязычная уздечка — артикуляционная гимнастика и логопедический массаж помогут устранить дефекты произношения.
• Алалия – логопедический массаж особенно эффективен при моторной алалии.
• Ринолалия – логопедический массаж показан в послеоперационном периоде.
• Заикание – с помощью расслабляющего логопедического массажа можно значительно снизить появление судорог.
• Нарушение голоса – в комплексной системе восстановления голоса успешно применяется логопедический массаж.
• Гиперсаливация – логопедический массаж позволяет повысить чувствительность, когда дети плохо сглатывают.
• Слабое мягкое небо — логопедический массаж позволяет избавиться от носового.
• Неспецифическая замена звука.
• Смягчение и оглушение звуков.
• Нарушения голоса (дисфония, афония) – логомассаж успешно используется в комплексной системе восстановления голоса.

В целом логопедический массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц. Нередко, логопедический массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

Противопоказания логопедического массажа:

Противопоказаниями к проведению массажа являются:

• Лихорадочное состояние;
• Острые воспалительные процессы;
• Конъюнктивиты (воспаление соединительной оболочки глаз);
• Различные заболевания кожных покровов и волосистой части головы (инфекционные, грибковые и невыясненной этиологии);
• Диатезы и другие кожные аллергические реакции;
• Стоматиты или другие инфекции полости рта;
• Носовые кровотечения и склонность к ним;
• Герпес на губах;
• Отёк Квинке (аллергический отёк тканей наружных или внутренних органов);
• Резко выраженная пульсация сонных артерий;
• Тошнота, рвота;
• Чрезмерная физическая или психическая усталость.
• Эпилепсия или эписиндром;
• Носовые кровотечения и склонность к ним;
• Увеличение лимфатических узлов;

В ряде случаев противопоказания к назначению массажа носят временный характер и имеют место в остром периоде болезни или при обострении хронического заболевания.

1.4. Методика проведения логопедического массажа

Расслабляющий массаж периферического речевого аппарата — выполняется в том случае если:

1. Мышечный тонус повышен, основная цель – общая релаксация, снижение тонуса мышц периферического речевого аппарата.

2. Проводится в медленном темпе, движения рук ритмичные 1/секунду.

3. Основные приёмы:

  • поглаживание — продольное, поперечное, спиралевидное, кругообразное;
  • растирание — продольное, поперечное, спиралевидное, штрихование фалангами;
  • лёгкая непрерывистая вибрация.

4. Массаж можно выполнять на присыпке, лучше с нерезким запахом.

5. Последовательность воздействия в процессе одного сеанса:

a) мышцы шеи и плечевого пояса (ШВЗ);

b) лицевая мускулатура:

- массаж лба и волосистой части головы;
- массаж области верхнего и нижнего века;
- массаж артикуляционной мускулатуры;
- массаж мышц окружности рта;

c) мышцы надподъязычные (дна полости рта);

d) мышцы языка.

Активизирующий массаж — выполняется в том случае если:

1. Мышечный тонус понижен, основная цель – повышение мышечного тонуса, восстановление двигательной активности мышц.

2. Проводится в быстром темпе, движения рук ритмичные и активные-2/секунду.

3. Основные приёмы активизирующего массажа:

- растирание: продольное, поперечное, спиралевидное, штрихование фалангами;
- разминание: надавливание, сжимание, перетирание, растягивание, щипки;
- сильная вибрация (прерывная);
- после каждых 7-8 движений необходимо делать 2-3 поглаживающих движения.

4. Массаж проводится с использованием детского масла.

5. Последовательность воздействия в процессе одного сеанса может быть такая же что и в расслабляющем массаже, либо возможен следующий вариант:

a) массаж лицевой мускулатуры;
b) массаж надподъязычных мышц (дна полости рта);
c) массаж языка;
d) массаж мягкого нёба.

Количество массажных движений по одному направлению и с одним приемом составляет 10-12 раз.

Методика массажа мышц языка

Нарушение мышечного тонуса всегда в больше степени выражено в мышцах языка. Повышенный тонус отмечается значительно чаще, чем пониженный.

При выполнении массажа должны быть учтены следующие методические указания:

• Массаж языка производится только в положении лёжа ребёнка.
• Перед массажем языка даём ребенку подержать во рту теплый отвар ромашки, для согревания мышц языка.
• Дифференцированный массаж мышц языка проводится в медицинских перчатках, с использованием салфетки.
• При массаже языка могут использоваться также различные приспособления: зонды, шпатели, зубные щётки, массажёры и зондозаменители.
• Массаж, как правило, проводится в положении языка вне полости рта.
• Если у ребенка сильно развит рвотный рефлекс, то массаж языка прово
дится внутри полости рта.
• При повышенном тонусе не рекомендуется подтягивать язык вперёд больше чем на одну треть.
• Массажные движения должны проводиться в трёх направлениях: горизонтальном, поперечном и вертикальном.
• Если имеется отклонение языка в сторону, то массажные движения выполнять больше на той стороне, в которую язык отклоняется.
• Перед началом массажа устанавливается (граница) нёбно-глоточного рефлекса.

- После каждого выполненного массажного приёма необходимо сделать паузу, чтобы ребёнок закрыл рот, проглотил слюну, если это необходимо.

Расслабляющий массаж мышц языка:

1. Расслабление языка проводить только после расслабления периферических мышц (Ш В З, лица, дна полости рта).

2. Движение в основном направлены от кончика к корню языка:.

Используются приемы:

- поглаживание — продольное, поперечное, «ёлочкой»;
- растирание прямолинейное; спиралевидное, кругообразное;
- лёгкое разминание (перетирание) без нажима;
- лёгкое потряхивание, лёгкая вибрация с надавливанием на тело языка и продвижением его вперёд.

3. В случае укороченной уздечки языка проводят следующие массажные приёмы: поглаживание спиралевидные, растягивающие, разминающие движения — перетирание.

4. После массажа можно сделать упражнения пассивной гимнастики, направленные на растяжение и расслабление скелетных мышц языка.

Активизирующий массаж мышц языка:

1. При активизирующем массаже можно делать массаж только лица и языка.
2. Движения при массаже интенсивные, активные направлены в основном от корня языка к кончику.
3. Используются приемы: разминание – надавливание; перетирание в продольном и поперечном направлении; спиралевидное движение; пощипывание, сжимание, растягивание с увеличением силы воздействия; сильная короткая вибрация.
4. При сниженном тонусе мышц, как правило, наблюдается гиперсаливация – включать упражнения по преодолению саливации.
5. После массажа полезно использовать упражнения пассивно-активной гимнастики (эффект сопротивления).

Самомассаж

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком, взрослым).

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса денных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

Кроме того, самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, дневного сна, может быть включен в организованную коррекционно-обучающую деятельность, а также завершать либо предварять артикуляционную гимнастику, а самомассаж рук и тела может включаться в структуру любой организованной образовательной деятельности в качестве физкультурной паузы или пальчиковой гимнастики.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 – 10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4 – 6 раз.

В один сеанс самомассажа может быть включено несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня. Дети обучаются приемам самомассажа под руководством взрослого.

Перед его выполнением дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках, или лежать на ковриках или в кроватках (после дневного сна).

Обучая детей самомассажу, педагог показывает каждый прием на себе и комментирует его. Дети выполняют прием самостоятельно, при необходимости можно использовать зрительный контроль (зеркало).

Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном темпе. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно – проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу.

Также использование стихотворного текста является дополнительным стимулирующим фактором речевого развития и создает у детей положительный эмоциональный настрой, желание заниматься. Веселые стихи и песенки, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота и доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствует изменению позиции ребенка из объекта в субъект, педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

При выполнении логопедического самомассажа, как впрочем и классического и логопедического массажа и самомассажа рук и других частей тела необходимо соблюдать ряд требований:

• Помещение должно быть хорошо проветренным;
• Одежда не должна стеснять движений;
• ОБЯЗАТЕЛЬНО вымыть руки и лицо ребенка;
• Направления движений всегда от переферии к центру, или к лимфатическим узлам;
• Ногти ребенка должны быть коротко пострижены, без заусенцев;
• Соматическое состояние ребенка не должно вызывать у него дискомфорта (не выполняются никакие массажные приемы при повышенной температуре, сыпи, вирусных и инфекционных заболеваниях, диатезах);
• Не рекомендуется проводить массаж и самомассаж сразу после приема пищи;
• Работа должна проводиться в эмоциональной форме, доставлять детям физическое и психологическое удовлетворение.

К основным приемам самомассажа относятся те же приемы, что и в классическом массаже:

• Поглаживание – рука скользит по поверхности кожи, не сдвигая ее, не собирая в складки;
• Растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях;
• Разминание — смещение тканей с захватом – действие стимулирующее даже при локальном воздействии. Разминание аналогично пассивной гимнастике;
• Вибрация – передача колебаний руки на массируемые ткани ребенка, бывает прерывистая и непрерывная.

Процедура логопедического самомассажа проводиться, как правило, по рекомендуемой схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.

Заключение

В логопедии, в настоящее время логопедический массаж начинает привлекать заслуженное внимание, как нетрадиционная форма воздействия на организм человека.

Хочется надеяться, что логомассаж, как средство эффективного воздействия на звукопроизношение дошкольников, ждет блестящее будущее. Хотя и раньше в логопедической практике использовались элементы массажа, но им уделялось очень мало внимания. В основном превалировали педагогические методы воздействия на логопата, которые, к сожалению, не могли решить всех проблем. Не учитывалось усиление в результате массажа мозгового кровообращения и метаболизма, что улучшает протекание и формирование многих психических процессов (памяти, внимания и др.), вызывает общее оздоровление, т.е. гармонизирует все процессы, происходящие в целостном организме.

За последние десятилетия интерес к логопедическому массажу значительно возрос. Появилось множество новых методик логомассажа. Предлагается специальная литература по этой теме.

В своей работе мы попытались упорядочить некоторую имеющуюся информацию по этому вопросу, обобщить опыт известных логопедов, свой пока небольшой опыт и сделать выводы.

Изучение различных методик логопедического массажа, а также изучение опыта использования логомассажа своими коллегами и личный опыт позволяет убедиться в бесспорной и очевидной эффективности этого нетрадиционного метода воздействия для коррекции звукопроизношения дошкольников.

Разработанные и апробированные комплексы логопедического массажа дали положительные результаты в коррекционной работе с детьми – логопатами.

Родители и педагоги таких детей также отмечают достаточно заметную и быструю положительную динамику в развитии всех сторон речи. Об этом свидетельствует запись на повторные курсы логопедического массажа детей через 1 – 2 месяца.

Особенно эффективной оказалась поочередная работа двух логопедов – логопеда, проводящего массаж, и логопеда, проводящего традиционные занятия.

Таким образом, стало возможным сделать следующие выводы:

  1. Очевидна результативность логопедического массажа для коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи;
  2. Массаж не только улучшает произношение, но и положительно влияет на развитие фонематического слуха и общее развитие речи;
  3. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует улучшению произносительной стороны речи;
  4. Сочетание логомассажа с традиционными логопедическими занятиями значительно приближает положительные результаты по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

1. Белая К.А., Петров И.Б. Массаж лечебный и оздоровительный. — М.: Фирма «Т-Око», 1998.
2. Белякова Л.К. Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание. — М.: В.Секечев, ИОИ, 1998.
3. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
4. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. — М.: Академия, 2003.
5. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: практическое пособие. – СПб.:КОРОНА принт, 2004.
6. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Коррекция стертой дизартрии. – СПб Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена: Изд-во, «Союз», 2001.
7. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения: Наглядное практическое пособие. — М.: ГНОМ и Д, 2000.
8. Сербина А.Ф., Волоскова Н.Н. Комплекс приемов массажа речевой и мимической мускулатуры при дизартрии. Дизартрия, клинический, нейролингвистический, психолого-педагогический аспекты проблемы: Учебно-методическое пособие. — Ставрополь, 1996.
9. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.
10. Фомичева м.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1989.
11. Шафеева А.А. Логопедический массаж. — М.: В.Секечев, ИОИ, 2009.

Приложение 1

Самомассаж мышц головы и шеи:

1. «Я хороший» — расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.

2. «Наденем шапочку» — и.п. тоже. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по передней боковой поверхности шеи к яремной ямке.

Самомассаж мышц лица:

1. «Рисуем дорожки» — движения пальцев от середины лба к вискам.
2. «Рисуем яблочки» — круговые движения от середин лба к вискам.
3. «Дождик» — легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
4. «Рисуем брови» — провести по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно, начиная с указательного.
5. «Наденем очки» — легким движение проводить легко от виска, по краю скуловой кости к переносице, а затем по брови к вискам.
6. «Нарисуем усы» — движение указательными средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
7. «Клювик» — движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
8. «Погладим подбородок» — тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
9. «Расческа» — поглаживание губ зубами.
10. «Молоточек» — постукивание губ зубами.
11. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.
12. «Пальцевый душ» — набрать воздух под верхнюю губу и легонько постукивать по ней кончиками пальцев, проделать тоже самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.
13. «Нарисуем три дорожки» — движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.
14. «Нарисуем кружочки» — круговые движения кончиками пальцев по щекам.
15. «Погреем щечки» — растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.
16. «Паровозики» — сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки, сопровождая словами: «чух – чух — чух».
17. «Пальцевый душ» — набрать воздух под щеки и легонько постукивать по ним кончиками пальцев.
18. «Испечем блинчики» — похлопать ладошками по щекам.
19. «Умыли личико» — ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Самомассаж языка:

1. Поглаживание языка губами.
2. Пошлепывание языка губами.
3. Поглаживание языка зубами.
4. Покусывание языка зубами.

Приложение 2

САМОМАССАЖ ЛИЦА И ШЕИ

Не циркач я и артист – сам себе я массажист!
(О. И. Крупенчук)

РУЧКИ РАСТИРАЕМ (потирание ладоней ) И РАЗОГРЕВАЕМ (хлопки),

И ЛИЦО ТЕПЛОМ СВОИМ МЫ УМЫВАЕМ (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз),

ГРАБЕЛЬКИ СГРЕБАЮТ ВСЕ ПЛОХИЕ МЫСЛИ (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

УШКИ РАСТИРАЕМ ВВЕРХ И ВНИЗ МЫ БЫСТРО (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).

ИХ ВПЕРЁД СГИБАЕМ (нагибание ушных раковин кпереди),

ТЯНЕМ ВНИЗ ЗА МОЧКИ (оттягивание вниз за мочки),

А ПОТОМ УХОДИМ ПАЛЬЦАМИ НА ЩЁЧКИ (пальцы перебегают на щёки).

ЩЁЧКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ НАДУВАЛИСЬ (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)

ГУБКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ УЛЫБАЛИСЬ (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу)

КАК УТЯТА К УТКЕ, КЛЮВИКИ ПОТЯНЕМ (вытягивание обеих губ вперёд)

РАЗОМНЁМ ИХ МЯГКО, НЕ ЗАДЕВ НОГТЯМИ (большие и указательные пальцы разминают обе губы).

УГОЛКАМИ ГУБ МЫ ЩЁЧКИ ПОДНИМАЕМ (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта),

А ПОТОМ ОТ НОСА МЫ К ГУБАМ СТЕКАЕМ (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носо-губным складкам)

ГУБКИ ПОЖУЁМ МЫ, ШАРИКИ НАДУЕМ (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)

И ГУБАМИ ВПРАВО-ВЛЕВО ПОТАНЦУЕМ (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый — на верхнюю губу, а левый — на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу).

ПОД ГУБОЙ ЯЗЫК ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК В ГУБУ СТУЧИТ (язык -под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе)

ПОД ДРУГОЙ ГУБОЙ ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК ДРУГОЙ СТУЧИТ (язык — под нижней губой и поколачивание по нижней губе).

ТЯНЕМ ПОДБОРОДОК И ЕГО ЩИПАЕМ (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам),

А ПОТОМ ПО ШЕЙКЕ РУЧКАМИ СТЕКАЕМ (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).

Приложение 3

Потешки, скороговорки, стихи для сопровождения логопедических движений.

  • «Дождик»: точечные постукивания указательным пальцем или вилочковым зондом по краям языка по часовой стрелке, затем против нее.

«Дождик, дождик, веселей.
Капай, капай, не жалей.
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи.
Брызни в поле пуще:
станет травка гуще!»

  • «Гуси»: при пощипывании щек большим и указательным пальцами.

«Шлепают гуськом гусак за гусаком.
Смотрят свысока гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока гусак у гусака!»

  • «Дрова»: при использовании зонда «Топорик».

«На дворе трава, на траве дрова:
раз дрова, два дрова, три дрова.
Не руби дрова на траве двора!»

  • «Ноги и ножки»: при использовании зонда «Толкальчик».

Нажатия указательным пальцем или зондом на язык от корня языка к кончику, затем от кончика к корню с изменением усилия и темпа.

«Большие ноги шли по дороге:
ТОП, ТОП, ТОП!
Маленькие ножки бежали по дорожке:
топ, топ, топ!»

  • «Щенок»: при перетирании боковых краев языка зондами «Крестовина» или

«Щипчики» . «Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока!»

  • «Баран»: повороты (выкручивания) языка вправо – влево, вверх — вниз пальцами или зондом «Шпатель Корицкого».

«У барана рога скручены – перекручены,
вверчены – переверчены!»

  • «Веник»: при выполнении зондом «Грабельки» «сметающих» движений вправо, затем влево.

«Валя веником метет,
Валя песенку поет:
Я мету, мету, мету!
Быть неряхой не хочу!»

  • «Курочка»: точечные нажатия, затем соскальзывающие, скребущие движения от середины языка к краям зондом «Крестовина».

«Вышла курочка гулять,
свежей травки пощипать.
А за ней цыплятки –
малые ребятки.
Ко- ко- ко,
Ко- ко- ко!
Не ходите далеко!
Лапками гребите,
зернышки ищите!»

  • «Мыло»: перетирать язык круговыми движениями между большим и указательным пальцами.

«Милая Мила мылилась мылом.
Намылилась, смыла –
так мылилась Мила!»

  • «Болтунья»: при выполнении спиралевидных движений указательным пальцем или шариковым зондом от середины языка к его краям по часовой стрелке, затем против нее; далее от края языка к его середине в разных направлениях.

«Маленькая Болтунья
молоко болтала, болтала.
Болтала, да не выболтала!»

  • «Змея»: при выполнении змеевидные движения указательным пальцем или зондом от корня языка к его кончику , затем от кончика к корню.

«Змея ползет по травке,
змея везет подарки:
змеенку и змеючке
зелененькие брючки!»

Приложение 4

Зондовый логопедический массаж (Памятка для администраторов)

Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.

Цель логопедического массажа:

Формирование правильной речи у ребенка с речевыми расстройствами.

Задачи логопедического массажа:

• коррекция звукопроизношения;
• нормализация речевого дыхания;
• устранение эмоционального напряжения у лиц, имеющих дефекты речи;
• улучшение состояния голоса;
• улучшение тонуса мышц ротовой полости и голосового аппарата;
• проработка и активизация перефирического речевого аппарата;
• уменьшение гиперсаливации;
• укрепление глоточного рефлекса;
• усиление проприоцептивных ощущений;
• создание предпосылок для произвольных координированных движений органов артикуляции;
• афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).
Физиологическое действие логопедического массажа:
• Изменение общей нервной возбудимости;
• Оживление утраченных либо сниженных рефлексов;
• Изменение в целом функционального состояния ЦНС;
• Улучшение секреторной функции кожи, активизация ее лимфо- и кровообращения, что улучшает ее питание и повышает обменные процессы;
• Расширение капилляров, увеличение газообмена между кровью и тканями;
• Оказание рефлекторного воздействия на всю лимфатическую систему, что улучшает функцию лимфатических сосудов;
• Повышение эластичности мышечных волокон, силы и объема их сократительной функции, работоспособности мышц;
• Увеличение подвижности и эластичности связочного аппарата.

Показания к проведению логопедического массажа:

Логопедический массаж используется в логопедической работе с детьми, у которых диагностируются следующие речевые расстройства:

• Дизартрия (нарушение согласованности мышц артикуляционного аппарата);
• Сложная дислалия (нарушение звукопроизношения при сохранном физическом слухе и иннервации мышц артикуляционного аппарата);
• Укороченная подъязычная уздечка (перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством);
• Алалия (отсутствие или недоразвитие речи при сохранных физическом слухе и интеллекте)
• Ринолалия (гнусавость);
• Гиперсаливация (повышенное слюноотделение);
• Неспецифическая замена звука;
• Смягчение и оглушение звуков;
• Дисфония, афония (нарушения голоса).

Противопоказания к проведению логопедического массажа:

• Лихорадочное состояние;
• Острые воспалительные процессы;
• Конъюнктивиты (воспаление соединительной оболочки глаз);
• Различные заболевания кожных покровов и волосистой части головы (инфекционные, грибковые и невыясненной этиологии);
• Диатезы и другие кожные аллергические реакции;
• Стоматиты или другие инфекции полости рта;
• Носовые кровотечения и склонность к ним;
• Герпес на губах;
• Отёк Квинке (аллергический отёк тканей наружных или внутренних органов);
• Резко выраженная пульсация сонных артерий;
• Тошнота, рвота;
• Чрезмерная физическая или психическая усталость.
• Эпилепсия или эписиндром;
• Носовые кровотечения и склонность к ним;
• Увеличение лимфатических узлов.

Учитель-логопед
Кэпэстру Ирина Алигеровна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.