Практическое занятие для родителей «Артикуляционная гимнастика: доступно, интересно, эффективно»

Краткая аннотация: Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Практическое занятие для родителей:

«Артикуляционная гимнастика: доступно, интересно, эффективно»

Уважаемые родители, я очень рада, что вам не безразлично речевое развитие ребёнка. Для того, чтобы наша встреча была полезной, предлагаю вам практическое занятие. Наше практическое занятие пройдёт под девизом: «Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься! Сделай лучше нас!». Сейчас я предлагаю вам совместную работу, которая позволит вам много полезного и интересного узнать. Для занятия нам понадобится речевая палочка – пластмассовая палочка с закругленным концом (можно использовать плоскую ручку детской зубной щетки, ватную палочку) и зеркало.

«Надо крепко заучить, что вам и мне поможет звуки все произносить»

Спрашиваете, что это? Это – органы речи. Сейчас мы их назовем. Возьмите маленькое зеркало, посмотрите в него внимательно и произнесите звуки П, Б. Что помогло вам произносить эти звуки, какие органы речи? – Правильно, губы. Покажите на себе верхнюю губу, нижнюю губу.

А теперь снова посмотрите в зеркало и произнесите звуки Ф, В. Что помогло вам произносить их, какие органы речи? – Правильно, нижняя губа и верхние зубы. Покажите на себе нижнюю губу, верхние зубы.

Глядя в зеркало, весело улыбнитесь и произнесите звук С. Какие органы речи помогли вам произнести этот звук? – Правильно, губы, зубы, язык (хотя язык из-за зубов вы и не видите). Покажите нижние передние зубы, покажите верхние передние зубы.

В произнесении звуков принимают участие и коренные зубы, те, что располагаются далеко во рту. К ним любят плотно прижиматься боковые края языка. Посмотрите в зеркало и потяните долго звук И, открывая рот. Что делают боковые края языка? – Правильно, боковые края языка плотно прижимаются к боковым коренным зубам. Покажите коренные зубы на себе.

А сейчас как следует познакомимся с нашим главным органом речи. О нем есть такая загадка:

Если б не было его,
не сказал бы ничего.

Конечно, вы сразу догадались, это – язык. Посмотрите в зеркало, положите широкий язык на нижнюю губу и внимательно его рассмотрите.

Назовите части языка (кончик языка, спинка языка, корень языка, правый край языка, левый край языка). Рассмотрите на рисунке вертикальные и горизонтальные мышцы языка. Вертикальные мышцы расслабляют язык, и он делается широким. Горизонтальные мышцы делают язык узким. Приготовьтесь изучить свой язык: рассмотрите перед зеркалом части языка, возьмите в руку речевую палочку и потрогайте их поочередно палочкой.

Сначала мы научимся делать язык широким, это очень важно. Положите свой язык на нижнюю губу и сделайте его широким – лопаточкой. Если язык не слушается, вам помогут губы: пошлепайте-похлопайте губами по языку, подразните: пя-пя-пя, бя-бя-бя. Чувствуете, как расслабляются мышцы языка и он делается широким, как лопаточка?

Покажите части языка у себя, стараясь их запомнить. Не обязательно трогать корень языка, поскольку это может спровоцировать рвотный рефлекс. Произнесите звуки К, Г с широко открытым ртом и вы сможете ощутить и увидеть в зеркале работу задней части языка.

А теперь познакомимся с верхней частью рта – небом. С небом дружит язык. При произнесении звуков смыкается или сближается с небом: кончик языка, если вам нужно произнести звуки Т, Д. Чувствуете? Или спинка языка, вот скажите-ка: КЬ, ГЬ. Или корень языка, попробуйте произнести: К, Г.

Небо начинается с верхних бугорков. Это зубные лунки, каждая лунка, как домик, в котором находится корень зуба. Найдите кончиком языка домики-бугорочки у верхних зубов. Поводите языком вправо, влево по верхним бугорочкам. Найдите языком домики – бугорочки у нижних зубов. Поводите им вправо, влево по нижним бугорочкам. Именно с верхних бугорочков начинается крыша рта – небо. Небо бывает твердое и мягкое.

Твердое небо переходит в мягкое небо, а мягкое небо заканчивается маленьким язычком. Поднимите кончик своего языка вверх к бугорочкам и проведите языком по небу вглубь рта, как маляр красит крышу дома. Затем, не отрывая язык от неба, проведите им обратно к верхним бугоркам. Вы «покрасили» твердое небо.

Хотите посмотреть маленький язычок? Его увидеть нетрудно: откройте широко рот и покашляйте – язычок двигается. Он помогает натянуть мышцы мягкого неба, и выдыхаемая струя воздуха, которая появляется, когда мы произносим звуки, идет у нас через нос или рот.

Вы знаете, что такое нижняя челюсть? Замечали, как она двигается, когда вы говорите? Произнесите отчетливо слово «ма-ма». Вы почувствовали, как опускается нижняя челюсть?

Образовывать звуки помогает воздушная струя, которую вы выдыхаете. Воздух при этом проходит через легкие, бронхи, трахею, гортань (все это находится у вас внутри), а затем через нос или рот. Научить вас правильно регулировать свою воздушную струю помогут упражнения на дыхание: «Сдуй бабочку, ватку», «Подуй на султанчик», «Загони мяч в ворота» и т.д.

Звуки нашей речи произносятся с голосом и без голоса. Командуют голосом ваши голосовые складки, которые находятся у вас в горле. Хотите убедиться в этом? Пожалуйста: закройте уши руками и произнесите длительно звук З-З-З-З-З. Вы слышите шум в ушах, значит, голосовые складки активно работают, звук З – звонкий. Закройте уши руками и произнесите звук С-С-С-С. Шума не слышно (в ушах не звенит), значит, голосовые складки не работают (не дрожат); звук С – глухой.

Проверить работу своего голоса вы сможете и так: приложите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите длительно звук Ж-Ж-Ж-Ж-Ж. Вы чувствуете, как горлышко дрожит, значит, голосовые складки работают; звук Ж – звонкий. Приложите ладонь к горлу и потяните звук Ш-Ш-Ш-Ш-Ш. Горло не дрожит, значит, голосовые складки отдыхают; звук Ш – глухой.

Закончилось наше знакомство с органами речи. Эти знания вам пригодятся для того, чтобы научить детей владеть хорошей дикцией, научиться выразительно читать, а значит, грамотно писать.

Артикуляционная гимнастика

Когда человек занимается утренней гимнастикой или тренирует мышцы рук и ног в тренажерном зале – это дело привычное. А вот зачем тренировать язык? Язык – это главная мышца органов речи и для него просто необходима тренировка, как и для любых других мышц человеческого организма. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые артикуляционным укладом звукопроизношения. Чтобы ребенок с легкостью смог выговаривать все звуки русского алфавита, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Советы родителям

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

1. Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость).

2. Улучшить подвижность артикуляционных органов.

3. Укрепить мышечную систему языка, губ, щек.

4. Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу.

5. Увеличить амплитуду движений.

6. Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов.

7. Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

Артикуляционная гимнастика помогает выработать движения органов артикуляционного аппарата. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Выполнять упражнения необходимо в хорошо проветренном помещении, в спокойном темпе, без напряжения, сидя перед зеркалом

Артикуляционная гимнастика

Нетрадиционные упражнения развития артикуляционной моторики:

Упражнения с шариком

Автор данной методики С.В. Коновалова (диаметр шарика 2 — 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел).

Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо — влево.

Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке.

Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой.

Примечание. Шарик должен быть строго индивидуальным.

Упражнения с ложкой

Язык — «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Упражнения с бинтом

Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 – 15 секунд.

Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.

Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещать в левый угол, затем наоборот.

Бинт закусить, крепко зажать переднимиn зубами и удерживать в течение 10–15 секунд, затем ослабить на несколько секунд. Зажим и расслабление чередуются 10– 15 раз.

Бинт закусывать и зажимать коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми.

Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким языком в форме лопатки.

Примечание. Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.

Уважаемые родители!

Дети очень быстро растут. Какими они станут — зависит от нас с вами.

Не жалейте для них волшебных капель, названия которым — любовь, терпение, надежда и забота, и тогда у вас всё получится!

Болковенко Ольга Антоновна,
учитель-логопед,
МАДОУ «Синеглазка»,
г. Ноябрьск, ЯНАО

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.