Применение наглядно-игровых пособий для комплексного коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими речевые нарушения
Проблема речи во всем её видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте.
На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей.
Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении.
К сожалению, помимо речевого недоразвития у детей с ОНР имеется ряд других проблем: трудности формирования познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы.
Общее недоразвитие речи сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной сфер.
Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов.
Данные экспериментальных исследований свидетельствуют о недостаточной сформированности памяти, внимания, восприятия, логического мышления (С.С. Липидевский, Б.М. Гриншпун, Т.Б. Филичева, Т.В. Волосовец, А.Н. Леонтьев). Таким детям трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать учебный материал.
Ещё Конфуций писал: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь».
Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников — игра.
Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.
Поэтому в качестве нетрадиционного оборудования, способствующего интеграции задач сенсорного и речевого развития в предметно-развивающей среде, мною изготовлены и используются наглядно-игровые пособия: «Логопедический чемоданчик» и «Логопедический дартс». На их создание меня вдохновили игры В.В. Воскобовича.
Игровые пособия ориентированны на дошкольников 5-7 лет и могут использоваться в самостоятельной деятельности детей и на логопедических занятиях по разным направлениям работы:
- развитие фонематических процессов
- развитие звуко-произносительной стороны речи
- развитие лексико-грамматической стороны речи
- формирование слоговой структуры слова
- обучение грамоте
- развитие мелкой моторики
- развитие психических функций
Преимущество таких пособий заключается в оптимальном сочетании наглядности и практических действий. Играя с ними, дети получают возможность использовать три сенсорных канала (визуальный, аудиальный, кинестетический). Цель многофункциональных пособий:
- Психоэмоциональное, интеллектуальное, сенсорное и речевое развитие детей на основе практических действий.
- Развитие творческого потенциала воспитанников в игровой деятельности.
Задачи пособий:
1. Развитие речи;
2. Развитие зрительного восприятия;
3. Развитие памяти;
4. Развитие пространственного мышления;
5. Развитие сенсорных и познавательных способностей;
6. Развитие мелкой моторики;
7. Развитие творческого воображения;
8. Развитие эмоциональной сферы;
Основными характеристиками пособий в соответствии с ФГОС ДО являются:
- Насыщенность;
- Вариативность;
- Трансформируемость;
- Полифункциональность;
- Доступность;
- Безопасность;
Наглядно — игровое пособие «Логопедический чемоданчик»
Наглядно — игровое пособие «Логопедический чемоданчик» представляет собой трансформируемый комплекс пособий, позволяющих проводить занятия по различным направлениям. Выполнено оно из ковролина в форме чемоданчика-альбома на разъемных кольцах с наполнением в виде пластикового зеркала, фото с изображением артикуляционных упражнений, картинок, соответствующих названию артикуляционных упражнений, букв, цифр, условных моделей звуков, слов, предлогов, персонажей сказок и других элементов, изготовленных из фетра на контактной ленте. Фетр имеет универсальные свойства, позволяющие воплотить в жизнь практически любую задумку. Работать с ним легко, так как он не требует специальной обработки края, радует разнообразием и яркостью цветовой палитры и приятен на ощупь. Варианты игр, заданий и упражнений с использованием пособия «Логопедический чемоданчик» (примерный перечень, т.к. придумывать можно бесконечно).
- «Язычок не ленись, а усердно потрудись!»,
- «Пианино»,
- «Ладошки»,
- «Звуковой домик»,
- «Составь предложение»,
- «Кто? Что? Сигнальщик»,
- «Слоговой паровозик»,
- «Учимся читать»,
- «Собери слово»,
- «Чудо-дерево»,
- «Чей хвост?»,
- «Придумай несуществующее животное»,
- «Расскажи сказку» и т.д.
Многофункциональное пособие «Логопедический дартс»
Многофункциональное пособие «Логопедический дартс» состоит из круга, разделенного на сектора, выполненного из ковролина и теннисных шариков с контактной лентой.
В процессе игр пособие комбинируется с наполнением «Логопедического чемоданчика». Это пособие очень оценили непоседы мальчики, оно развивает меткость, глазомер, поднимает настроение, развивает командный дух. Наиболее часто используемые игры:
- «Дай характеристику выпавшего звука»,
- «Подбери слово на выпавшую букву»,
- «Подбери слово к звуковой схеме»,
- «Угадай сказку по персонажам»,
- «Когда это бывает?»
- «Кто как передвигается?»,
- «Кто где живёт?»,
- «Придумай предложение с выпавшим предлогом»,
- «Подбери слова –признаки к животным» и т.д.
Таким образом, благодаря использованию в коррекционной работе наглядно-игровых пособий, актуализируются знания детей, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.
Сам процесс обучения становится эмоциональным и более действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.
Т.Н. Волобуева,
учитель-логопед г. Орёл
Замечательное пособие в первую очередь своей многофункциональностью, во вторую- экономичностью (ведь его можно изготовить самим). С его помощью можно и развивать ориентировку в пространстве и осуществлять индивидуальный подход:направлять шарик в заданный сектор (сектор выбирает командир-логопед в зависимости от того над какой проблемой надо поработать тому или иному ребёнку).Например:»Наш летательный объект должен приземлиться в верхнем центральном секторе» и т. д .