Краткая аннотация: Представлены рекомендации учителя-логопеда для воспитателей, работающих в группе для детей с ЗПР 5 – 7 лет по лексической теме «Дикие животные». Основная цель: закрепление с детьми во время «коррекционного часа» знаний, полученных на занятии учителя-логопеда. Материал адресован педагогам компенсирующих групп, учителям-логопедам, работающим с детьми с ЗПР, ОНР, включая работу в инклюзивной группе.
Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей, работающих в группе для детей с ЗПР 5 – 7 лет, по лексической теме «Дикие животные»
Дети с низким уровнем
- Покажи, где лиса, волк, заяц, белка, медведь, ежик.
Назови кто это, повтори за мной слова: лиса, волк, заяц, белка, медведь, ежик.
Покажи и назови части тела животных: лапа, хвост, голова, ноги, усы, когти и т.д.
Составление предложений из 2 слов. (Медведь спит. Волк воет и т.д.)
Дети со средним уровнем
Словарная работа
Существительные
- Животное, зверь, хищник, лес, волк, лиса, медведь, лось, заяц, белка, ёж;
- Голова, туловище, ноги, лапы, хвост, морда, уши, нос, глаза, пасть, шерсть, мех, детёныш;
- Берлога, логово, нора, дупло;
- Корм, мыши, зайцы, рыба, орехи, ягоды, кора, трава;
Прилагательные
- Дикое, большое, маленький, длинный, короткий, белый, рыжий, серый, бурый, коричневый, колючий, мягкий, пушистый, лохматый, трусливый, смелый, голодный, хитрый, умный, сильный, мощный, гордый, могучий, быстрый, шустрый, заботливый, зубастый, неуклюжий, косолапый, толстопятый, хищный;
Глаголы
- Бегать, прыгать, переваливаться, скакать, прятаться, путать (следы), искать, грызть, догонять, убегать, есть, пить, выть, рычать, реветь, лаять, тявкать, фыркать, охотиться, добывать, нападать, спать, подкрадываться, притаиться, учить;
Наречия
- Громко, быстро, ловко;
Предлоги
- За, под, над, перед.
Пальчиковая гимнастика
Мальчик с пальчик, 4 раза сгибать большой палец
Где ты был? левой руки,
Долго по лесу бродил! правой, руки.
Встретил я медведя, волка, Большой палец поочерёдно
Зайку, ёжика в иголках. соприкасается с остальными
Встретил белочку, синичку, пальцами.
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил, 4 пальца последовательно
Всяк меня благодарил. сгибаются, кланяются.
Артикуляционная гимнастика
Надувание щёк, сначала обе, затем поочерёдно;
Чашечка
Грибок
Гармошка.
Дыхательная гимнастика
На выдохе:
Зайке холодно в лесочке,
Свяжем серому носочки.
Речевая подвижная игра
Дети по лесу гуляли,
Но вот сучья затрещали,
Дети, дети, не зевайте,
Волк за ёлкой – убегайте!
Слоговая структура
Прохлопать слоги (дикие животные, детёныши)
Лексико-грамматические игры
Беседа
• Рассмотреть животных
• Загадки
• Части тела
• Кто как голос подаёт?
• Чем питаются?
• Кто где живёт?
• Детёныши
• Какой? Какая? (подбор прилагательных)
• Кто что делает?
Кто кем будет?
Ежонок будет ежом.
Лисёнок
Волчонок
Медвежонок
Зайчонок
Лосёнок
Бельчонок
Угадай и повтори
Злой, голодный, серый … (волк).
Трусливый, длинноухий, серый … (заяц).
Хитрая, рыжая, хищная … (лиса).
Рыжая, маленькая, быстрая … (белка).
Большой, бурый, неуклюжий … (медведь).
Рогатый, высокий, могучий … (лось).
Колючий, маленький, быстрый … (ёж)
Один – много
Медвежонок – медвежата
Волчонок –
Ежонок –
Бельчонок –
Лисёнок –
Лосёнок –
Зайчонок –
Посчитаем зверей (детёнышей)
1 медвежонок, 2 медвежонка, 5 медвежат;
1 белка, … и т.д.
Про кого можно сказать?
Охотится –
Кусается -
Крадётся –
Пугается -
Воет –
Скачет -
Переваливается –
Хитрит -
Выслеживает –
Прыгает -
Катится -
Свернулся –
Чей хвост?
У лисы – лисий
У зайца – заячий
У медведя — медвежий
У волка – волчий
У лося – лосиный
У ежа – ежиный
У белки – беличий
Продолжи предложение
В лесу живёт много волков … (зайцев, лис …)
Мы можем встретиться в лесу с ежом … (с лосем, с лисой )
Буду охотиться за … (зайцем, волком, медведем …)
Развитие связной речи
Сравни. Что общего и чем отличаются?
Белка и кошка
Ёж и заяц
Лиса и медведь
Лиса и волк
Дети с уровнем выше среднего
Закрепляется тот же лексический материал, что со средним уровнем, только с усложнением.
Развитие слоговой структуры
Повторение слоговых цепочек
Ап – та – ква Уп – ту – кву
Ла – па – дма Га – ту – квы
Оп – то – кво Ып – ты – квы
Да – на – ква Ба – па – па
Развитие связной речи
Чтение и ответы на вопросы, пересказ
Ежиная семейка.
В норе у корней старой ели жила семья ежей. Часто мама ежиха уходила на охоту, а маленькие ежата без неё сидели тихо. Однажды Аня и Егорка увидели их в норе.
- Аня, не трогай их, — сказал Егор, — ежата совсем ещё маленькие.
- Я только поглажу ежат, — ответила Аня.
На другое утро дети пришли снова к норе ежей и увидели, что она пустая. Ночью ежиха увела своих ужат в другое, безопасное место.
Вопросы:
1. Где жила семья ежей?
2. Почему ежата оставались часто одни и как себя вели?
3. Кто нашёл ежат?
4. Что случилось на следующий день?
Фуртаева Ольга Михайловна,
учитель-логопед,
г. Пермь