Система диагностики для определения структуры и степени выраженности нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста

Аннотация: Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада требуют всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения. Качественно провести диагностические исследования, сократить время на подборку необходимых материалов и методик поможет данная обзорная статья.

Система диагностики для определения структуры и степени выраженности нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста

Развитие речи в игреДиагностическая деятельность – это средство выявления особенностей и трудностей в развитии ребенка, под которые выстраивается вся система коррекционно-воспитательной работы.

Определить структуру и степень выраженности речевого нарушения, выявить динамику и особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе каждого ребенка помогает логопедический мониторинг.

При обследовании, показатели соответствующие норме речевого развития и среднестатистические показатели речевого развития ребенка определенного возраста, являются ориентиром для логопеда, но необходимо учитывать индивидуальные особенности конкретного ребенка. Поэтому не всегда процесс изучения развития детей нужно сводить только к констатации фактов его нарушения или отставания от возрастных нормативов.

Необходимо помнить о том, что для достижения эмоционального комфорта необходимо положительно воспринимать даже незначительные положительные достижения ребёнка, психологически поддерживать его, вселять уверенность в собственные силы.

Диагностические «срезы» целесообразнее всего проводить 3 раза в год:

- входная диагностика (первичный мониторинг) помогает выявить актуальный уровень развития детей и правильно спланировать работу на предстоящий учебный год;

- промежуточная диагностика (в середине учебного года), позволяет увидеть необходимость корректировки (дополнения, изменения), индивидуальных или групповых коррекционных программ, а также отследить динамику развития наиболее сложных речевых дефектов;

- итоговая диагностика (в конце учебного года) помогает определить динамику речевого развития детей, то есть эффективность коррекционно-развивающего процесса в целом. Подвести итоги коррекционной работы за учебный год.

Логопедическое обследование проводится в несколько этапов:

На первом, ориентировочном этапе, устанавливается контакт с родителями и ребенком, в ходе беседы выясняется общее развитие ребенка, составляется первичная картина речевого нарушения.

С целью сбора анамнеза можно использовать не только беседу, но и предложить дома заполнить анкету, вспомнив те или иные моменты в развитии ребенка (вариант анкеты Г.В. Чиркиной).

Кроме ответов родителей, обязательно изучается медицинская карта ребенка, проводится беседа с медицинской сестрой ДОУ.

А так как высшие психические процессы и речь взаимосвязаны, то на втором дифференцировочном этапе, необходимо обследовать зрительно-моторные координации, пространственно-временные представления, изучить когнитивные процессы ребенка. Все это нужно для того, чтобы отграничить первичную речевую патологию детей от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха, интеллекта.

Информативны методики обследования мышления: доски Сегена (модифицированные варианты), сбор пирамидки, матрёшки, «Четвёртый лишний», лабиринты, загадки, «Нелепицы», сбор конструктора, элементарные математические задания и т.д.

При обследовании речедвигательной сферы необходимо обратить внимание на мимическую мускулатуру, состояние моторики артикуляционного аппарата, на развитие мелкой и общей моторики.

Основной этап – это логопедическое обследование всех компонентов языковой системы. Как правило начинается с обследования звуковой стороны речи, с соблюдением принятой последовательности (изолированное произношение звука, звук в слогах, словах, предложениях).

Необходимо провести обследование строения артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой функции, просодической стороны речи.

Фонематическое восприятие также обследуется общепринятыми методами: различение отдельных звуков в ряду звуков, в слогах и словах; запоминание звуковых и слоговых рядов; выделение и запоминание определенных слов в ряду других; узнавание, различение и сравнение простых фраз.

Обследование понимания речи включает обследование понимания слов, предложений, грамматических форм.

Сократить время обследования, разнообразить деятельность детей, подобрать диагностические задания, игровые диагностические ситуации помогают современные диагностические методики.

Комплект диагностических методик, отвечающих различным целям диагностики:

  • «Методы обследования речи детей» пособие по диагностике речевых нарушений под редакцией Г.В. Чиркиной;
  • «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» авторы О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова, где тестовые задания разработаны для детей 4–5, 5–6, 6–7 лет;
  • «Методика диагностики языковой способности (для детей 3-7 лет)» Микляевой Н.В.;
  • «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3–6 лет с речевыми нарушениями», авторы Кабанова Т.В., Домнина О.В., на основе стандартизированной методики обследования речи с бально-уровневой системой оценки Л.И Переслени, Фотековой.

При необходимости можно воспользоваться авторской разработкой «Методика обследования речевого развития старших дошкольников» Хваловой В.В.

В междиагностический период (октябрь-декабрь, февраль-апрель) необходимо проводить динамическое наблюдение за ходом развития воспитанников, а при необходимости оперативно вносить коррективы в работу с детьми.

Обследование необходимо максимально приблизить к привычным и естественным видам деятельности, особенно игровой, прошедшей длительную проверку временем. Продумать возможность оказания детям доступной помощи в ходе выполнения диагностических заданий: стимулирующей (словесное побуждение к действию, подбадривание…), направляющей (показ первого шага выполнения, а дальше самостоятельное выполнение), обучающей (показ как нужно действовать и предложение самостоятельного выполнения), тем самым выявляя для планирования дальнейшего образовательного воздействия зоны актуального и ближайшего речевого развития.

С целью раннего выявления проблем в развитии детей ДОУ проводится скрининговое исследование речи детей, достигших трехлетнего возраста, (хорошо зарекомендовала себя экспресс-диагностика Л.С.Соломахи, Н.В Серебряковой).

Для раннего выявления интеллектуального развития используется методика Стребелевой Е.А. «Ранняя диагностика умственного развития».В случае выявления проблемы развития, ребенок направляется на ПМПк ДОУ.

При работе с ребенком с заиканием можно воспользоваться схемами обследования ребенка с заиканием Е.А. Логиновой и С.Б. Яковлевой.

Методические рекомендации и методика обследования ребенка с ринолалией Л.В. Лопатиной, при необходимости окажет необходимую помощь в работе.

Также Л.В. Лопатина предлагает схему обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением (дизартрия) и методические рекомендации к ней.

Диагностические данные изучения речи дошкольников часто представляют в обобщенном, удобном для анализа и дальнейшего использования виде:

«Информационная карта» или «Речевой портрет группы»

Графичный или табличный способ учета данных стартового, промежуточного и итогового обследования детей, дает возможность с помощью условных обозначений зафиксировать не только уровень развития каждого ребенка, но и определить приоритетные направления работы со всей группой в целом и показывает результаты диагностики не только в качественной, но и в количественной характеристике.

На основании диагностических данных комплектуются группы для занятий с учетом психофизического состояния воспитанников.

Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников; построения образовательного процесса на педагогически обоснованном выборе учебных программ; индивидуализации образования, корректировки поставленных задач с учетом достижений детей в освоении программы.

Позитивная роль диагностики как органического компонента коррекционно-образовательного процесса в ДОУ, заключается также в том, что она позволяет педагогам и родителям следить за ходом развития ребенка и осуществлять индивидуальный подход.

Курепина Нина Анатольевна,
учитель-логопед,
г. Жердевка Тамбовской области

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.