Авторская методика автоматизации звука в слогах и словах с помощью настольных игр, так называемых « ходилок», «бродилок».
«Ходилки-бродилки» — авторская методика автоматизации звука в слогах и словах с помощью настольных игр
Ведущий вид деятельности у дошкольников – это игра. Именно в игре у детей происходит развитие высших психических функций таких как: память, внимание, мышление, воображение, речь. Закладывается пространственное видение, ориентировка в пространстве и на листе. Игра учит взаимодействию с другими участниками игры, отрабатываются коммуникативные навыки с окружающими людьми, животными или природой.
Основываясь на научных работах таких ведущих специалистов как: Л.С. Выготский, Е.А. Кравцова, Д. Б. Эльконин и многих других, мной была разработана и апробирована на практике методика для автоматизации звука в слогах и словах, с помощью игр – ходилок (бродилок).
Для использования данной методики нам потребуется:
- Любая настольная игра – ходилка (бродилка). Её можно сделать самостоятельно или взять готовую.
- Один кубик.
- Фишки или маленькие игрушки. Желательно, что бы ребенок сам выбрал, каким фишками он будет ходить.
Перед самым началом игры необходимо проговорить с ребенком все правила: когда пропускается ход, когда делается дополнительный, кто начинает ходить первым.
После этого раскладываем карту игрового поля. Ставим фигурки на старт. Кидаем кубик и ходим, исходя из того, сколько ходов нам на нём выпало. При этом каждый ход мы делаем произнося слоги на отрабатываемый звук.
Например:
Отрабатываем звук Ш в слогах и на кубике выпало четыре. Это значит, что игрок ходит четыре клеточки вперёд и на каждый ход произносит слоги: ША, ША, ША, ША. Окончания слогов могут меняться по договоренности: ША, ШО, ШУ, ШИ. Слоги могут быть разнообразные и меняться в зависимости от целей занятия и отработки определенного звука в слогах. Например: автоматизация в прямых слогах – ША, в обратных – АШ, в слогах со стечением – ШТА. После автоматизации звука в слогах, с помощью игры можно автоматизировать звук в словах: ШОВ, ШОК, ШУМ, ШЕЯ и т. д.
Можно отрабатывать слова в предложениях, то есть, сколько ходов выпало игроку, столько слов он сказал. Если остановились, но при этом не договорили предложение, то продолжаете его в следующий ход.
Например начинаете ходить и проговаривать предложение:
Саша шапкой шишку сшиб…
Ход закончился, но при следующем ходе игрок должен закончить предложение:
….шишка шмяк с макушки Сашу по Макушке.
Тут, безусловно, необходимо помогать, подсказывать ребенку слоги и слова. Особенно когда ребенок играет в первый раз. В последующие игры, можно предложить ребенку самому придумать слоги и слова с отрабатываемым звуком. Чтоб не пропал интерес к такому виду игровой деятельности, я рекомендую менять поля и действующих героев (фишки, игрушки). Здесь все может быть ограничено только вашей фантазией или воображением ребенка.
В результате, с помощью игры, мы не только автоматизируем звук в слогах и словах, мы еще и учим ребенка коммуникации, общению, ориентировке на игровом поле и соблюдению правил игры. В игровой форме дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого, которое обычно очень быстро им надоедает и становится скучным и неинтересным. Игровая деятельность влияет на формирование поведения и всех психических и психологических процессов – от элементарных до самых сложных, оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника.
Логопед высшей категории Великанская В.В.