Рекомендации по профилактике и коррекции зеркальных ошибок письма у детей на логопедических занятиях

Рекомендации по профилактике и коррекции зеркальных ошибок письма у детей на логопедических занятиях

Дисграфия – такое нарушение, которое выражается в стойких специфических (т.е. не связанных с применением орфографических правил) ошибках. Возникновение этих ошибок никак не связано с нарушением интеллектуального развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения (частые пропуски по болезни).

Оптическая дисграфияСпецифические ошибки обнаруживаются практически во всех типах письменных работ: диктанты, списывание, сочинения. Согласно современным научным подходам в логопедии выделяют следующие виды дисграфий: оптическая, артикуляторно-акустическая, на основе нарушения фонемного распознавания, аграмматическая и дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Эффективность коррекционной работы связана с установлением вида дисграфии, механизмов ее обуславливающих и подбора соответствующих методик коррекции.

Одним из проявлений оптической дисграфии является зеркальное письмо.

Если данное нарушение письменной речи не исправить, это приведет к развитию значительных трудностей в обучении.

Именно поэтому достаточно много исследователей занимается данной проблемой: И.Н.Ефименкова, А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева, Е.А.Логинова, Л.Г.Парамонова, И.Н.Садовникова, Е.Ф.Соботович, О.А.Токарева, С.Б.Яковлев.

Цель профилактической и коррекционной работы – рассмотреть специфику оказания логопедической помощи старшим дошкольникам и младшим школьникам с различными видами зеркальных ошибок письма– психолого-педагогические условия оказания логопедической помощи младшим школьникам с различными видами зеркальных ошибок письма .

Задачи:

1. Изучить литературу по проблеме преодоления зеркальных ошибок письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы

2. Разработать рекомендации по оказанию логопедической помощи младшим школьникам с различными видами зеркальных ошибок письма.

Менее изученными являются расстройства письма, нередко проявляющиеся у детей с нормальной устной речью и обусловленные недоразвитием оптико-пространственных и временных представлений, особенностями зрительно-моторной координации и межполушарных взаимодействий ([11], [18], [29], [18]). Эти особенности нередко приводят к возникновению оптической формы дисграфии ([11], [7], [24], [15], [11], [10] и др.). К оптической форме нарушений письма традиционно относят и зеркальное письмо.

Зеркальное письмо наблюдается у детей 5-и — 7-и лет, независимо от того, являются ли они правшами или левшами. У большинства из них зеркальные ошибки носят физиологический характер и постепенно исчезают, то есть это явление может наблюдаться на определённом этапе формирования графо-моторного навыка письма у подавляющего большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста. У части детей зеркальные ошибки приобретают стойкий характер на протяжении всего процесса обучения письму и диагностируются как дисграфические ([15], [16], [23], [16], [27]).

Точные данные о частоте и динамике зеркальных ошибок письма у учащихся младших классов практически отсутствуют. Также не существует единой точки зрения на этиологию и механизмы зеркальных ошибок письма, однако многие авторы отмечают связь данного явления с недоразвитием оптико-пространственных представлений, особенностями индивидуального латерального профиля и зрительно-моторной координации детей в процессе письма ([25], [5]).

Под зрительно-моторной координацией понимаются различные формы взаимодействия между движениями глаз и руки ([16], [22] и др.).

По мнению А. Р. Лурия, необходимым условием для успешного овладения навыком письма является сформированность содружественных движений руки и глаз в верхне-нижнем, лево-правом направлениях и против часовой стрелки.

Рекомендации по профилактике и коррекции зеркальных ошибок письма

Исходя из анализа научной литературы можно дать следующие методические рекомендации по логопедической работе с детьми, имеющими зеркальные ошибки.

Такая деятельность должна включать в себя два основных направления: общие для всех детей задания и дифференцированные, в зависимости от вида зеркальных ошибок.

Общее направление — это деятельность, которая рекомендована исследователями по коррекции оптической дисграфии: работы по формированию оптико-пространственных и временных представлений, а также зрительно-моторной координации.

При устранении специфических нарушений письменной речи у ребенка необходимо:

  • Уточнить и расширить объем зрительной памяти.
  • Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.
  • Развивать зрительный анализ и синтез.
  • Развивать зрительно-моторные координации.
  • Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.
  • Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.

Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается:

- ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. [24];

- конструировать и реконструировать буквы из элементов [19];

- ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;

- проводить дифференцию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.

Коррекционная работа проводится в четыре этапа.

1-й этап. Организационный.

Цели и задачи:

Проведение первичного обследования.

Оформление документации и планирование работы.

1. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса (для совместной коррекционной работы). Работа на этом этапе проводится с 1 по 15 сентября. На данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование (первичное и углубленное), выступления на родительских собраниях и т.д.

2-й этап. Подготовительный.

Цели и задачи:

1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.

- Развитие зрительного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета;

б) развитие восприятия формы;

в) развитие восприятия размера и величины.

— Развитие буквенного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета букв;

б) развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;

в) дифференциация расположения элементов букв.

Развитие зрительного анализа и синтеза.

Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):

а) развитие запоминания формы предметов;

б) развитие запоминания цвета;

в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом — геометрические фигуры и лишь затем — буквы).

4. Формирование пространственного восприятия и представлений:

а) ориентировка в схеме собственного тела;

б) дифференциация правых и левых частей предмета;

в) ориентировка в окружающем пространстве.

Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

Развитие зрительно-моторных координации.

Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, фронтальных и индивидуальных занятий по альбому 1.

3-й этап. Основной.

Цели и задачи:

Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

- Дифференциация гласных букв:

а) изолированно (написание);

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

- Дифференциация гласных и согласных букв:

а) изолированно;

б) в слогах и словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

- Дифференциация согласных:

а) изолированно;

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетании;

г) в предложениях и тексте.

Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий по альбомам 1-2.

4-й этап. Заключительный.

Цели и задачи:

Закрепление полученных навыков.

Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.

Работа на данном этапе проводится в конце обучения.

В зависимости от вида зеркальных ошибок коррекционная деятельность логопеда должна строиться по-разному. Ниже показано, на что в большей

степени должен обращать внимание логопед в своей деятельности, работая с детьми, имеющими различного вида зеркальные ошибки.

При проведении работы по преодолению нарушений, выраженных в смешении букв, имеющих оптическое сходство, проводится уточнение оптико-пространственных представлений ребёнка и работа по различению конкретной пары букв, которые смешиваются в письме данного школьника.

При коррекции реверсии формы, выраженной в смешении букв, имеющих кинетическое сходство спецификой работы является то, что большое значение уделяется уточнению способа начертания букв и их многократному прописыванию: обведение трафаретных букв, написание буквы по схеме, самостоятельно.

При работе над образом каждой буквы выделяется количество зрительных элементов и количество двигательных элементов при написании букв.

Чтобы правильно организовать работу по предупреждению ошибок, связанных с неправильным написанием букв при письме (зеркальное написание букв, неправильное расположение элементов букв, «абсурдное» написание букв и т.д.), следует подробнее рассмотреть эти буквы.

Полезно вместе с ребенком проговорить план написания буквы (сначала…, затем…), обратить его внимание на сходство и различие элементов буквы (таблица 2.6.)

Таблица .(2.6) Профилактика ошибочного написания букв

Буквы Особенности букв, трудности написания Профилактические мероприятия
1. Е- 3

С- Э к

н г

а п

Р

У и др.

Ориентация при написании слева направо и справа налево или симметричное строение. Возникает зеркальное написание этих букв Проведение зрительного анализа буквы (куда «смотрит», из каких элементов состоит), конструирование буквы и ее элементов, прописывание в тетради, где обозначено начало написания буквы (красной стрелкой), траектория написания (черной стрелкой). Написание первого элемента буквы красным фломастером
2. Т ш

и в

д

Верхняя часть одной буквы соответствует нижней части другой буквы Проведение зрительного сопоставления букв, накладывание одной буквы на другую. Введение в тетради специальных указателей и опор (точек). Сравнение написанной буквы с образцом эта-лоном, хранящемся в тетради (в приклеенном карманчике)
3. О Буквы не имеют пространственных ориентиров При письме овалов — расставление в тетради ориентиров, показывающих начало буквы и направление движения при письме
4. Ч ч

X

X ф

ф

Редко встречающиеся буквы, дети забывают их написание Конструирование букв из различных материалов: из палочек, карандашей, спичек, веревочек и шнуров, скрепок, камешков, мозаики, деталей конструктора; лепка букв из пластилина и теста. Введение опор-ассоциаций
5. Ц

Щ ц щ

Буквы отличаются количеством элементов Пересчет количества элементов, маркировка последнего элемента

Предложить ребенку конструировать буквы из палочек разной длины и полукругов по образцу, обводить буквы, написанные пунктирными линиями и снабженные стрелками, показывающими, откуда начинать и куда вести линию в в соответствии с рисунком:

Задания для профилактики и коррекции оптической дисграфии

Задания для профилактики и коррекции оптической дисграфии.
Складывание букв из спичек.

При объяснении написания новой буквы важно использовать как традиционные приемы — показ процесса письма и объяснение способов написания, списывание с образца и др., так и нетрадиционные — написание букв пальчиком на спине или ладошке ребенка, работа с объемными буквами из шероховатого материала с целью формирования образа буквы в сознании за счет тактильных ощущений и кинестетической памяти, штрихование «толстой» буквы, обведенной по шаблону.

Хорошим приемом является сравнение буквы.Например, можно сравнивать букву б с очертаниями белки (хвост направлен вверх), а букву д – с очертаниями дятла (хвост направлен вниз, когда он лечит дерево), (в соответствии с рисунком).

Рисунки для сравнения букв б и д, сходных с очертаниями белки и дятла

Рисунки для сравнения букв б и д, сходных с очертаниями белки и дятла

Работа, направленная на коррекцию порядка букв в слове, наряду с развитием пространственных и временных представлений, проводится в следующей последовательности:

  • сначала отрабатывается порядок фигур, предметов, картинок (то есть, используется невербальный материал);
  • после этого проводится отработка последовательности букв в слогах и словах, слогов в словах различной слоговой структуры (то есть используется более сложный вербальный материал).

Kроме работы по развитию оптико-пространственных и временных представлений, основное внимание уделяется уточнению направления движения руки во время написания отдельных букв.

Графическому воспроизведению направлений можно тренировать сначала в показе детей рукой в пространстве, чтении направлений по стрелкам, работе в тетрадях, заранее размеченных логопедом. Например, обозначают четыре точки (в соответствии с рисунком) и просят поставить знак «+» (стрелку) от первой точки – снизу (вниз), от третьей – слева (влево), от четвертой – справа (вправо).

Рисунки для графического воспроизведения направлений

Рисунки для графического воспроизведения направлений

Чтобы ребенок писал в правильном направлении (слева-направо) можно использовать специальные значки, привлекающие его внимание к началу строки и направлению дальнейшей работы с помощью красной стрелки в соответствии с рисунком:

Обозначение в тетради начала письма и его направления.

Обозначение в тетради начала письма и его направления.

Как было показано выше, важно проводить профилактику зеркальных ошибок еще в дошкольном возрасте у детей, которые входят в группу риска, то есть, как показал наш эксперимент, имеют перекрестный и смешанный типом латерализации.

При разработке основных направлений профилактической деятельности ориентир был на общие рекомендации по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников [23, 39 и др.] и причин зеркальных ошибок:

• недостаточная сформированность пространственного восприятия,
• нарушения в развитии зрительно-моторных координаций.

Главным образом, это касается формирования пространственных представлений у детей. Именно их недоразвитие лежит в основе зеркальности. В первую очередь, дошкольника нужно научить соблюдать «правило направления ряда».

Так, например, можно предлагать задания на рисование линий и штриховку, что важно делать слева направо (в соответствии с рисунком).

Задание на рисование линий (слева-направо)

Задание на рисование линий (слева-направо).

На аппликации можно выкладывать узоры, при этом начинать следует с левого верхнего угла по направлению к правому верхнему углу, затем, спустившись ниже, продолжать узор от левого края к правому, по той же схеме. Для выполнения подобных заданий вводят маркировку левой руки воспитанника, которая становится для него опорой в дальнейших манипуляциях с внешним пространством (ведь познание пространства начинается с собственного тела).

Прежде чем проводить работу по различению правильной буквы и ее двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги.

Начинать лучше с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки (Какая рука у тебя правая? А какая левая?). Затем учат ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.

Следующий этап работы – развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны. Ребенку нужно объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева. После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?)

Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу.

Например: тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка), ручка слева от тетради и т. п. И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве ю и т. п.

Начинать работу с таким ребенком сразу с усвоения начертаний букв нецелесообразно.

Так как базовым для пространственных манипуляций является пространство нашего тела, то весьма полезно на физкультурных занятиях, в ходе подвижных игр отрабатывать с такими детьми растяжки, ползание и хождение па четвереньках, одно- и разнонаправленные движения всеми «конечностями и др.

Анализ рекомендаций специалистов, дает нам возможность выделить следующие приемы и упражнения для профилактики «зеркального» письма у дошкольников:

  • воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков;
  • сопровождение пальчиком по букве, по строчке письма,
  • обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым ориентиром (проговариванием),
  • написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево) в соответствии с рисунком:
Образцы графических диктантов для дошкольников

Образцы графических диктантов для дошкольников.

Список использованной литературы:

1. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. — 302 с.
2. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму //Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств: Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной памяти профессора Н.Н.Трауготт./ Отв. ред. М.Г. Храковская. – СПб., 2001. – С. 195 – 211.
3. Бастуй Н. А. Нейропсихологический анализ причин школьной неуспеваемости. // Тезисы докладов I Международной конференции памяти А. Р. Лурия. Под ред. Е. Д. Хомской. М.: Изд-во МГУ, 1997.
4. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям. – М.: Просвещение, 2002.
5. Блинков С. М., Карасёва Т. А. Афазия и зеркальное письмо у левшей при поражении левого полушария. // Журн. невропатологии и психиатр. 1965, №12, — с. 1767-1772
6. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_big/Pismo-45827.html
7. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. – М., 1988
8. Волоскова Н. Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов. М., МПГУ, 1996.- 146 с.
9. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960. — 497 с.
10. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351 с.
11. Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. Загадки неправорукого меньшинства человечества. // Вопросы философии. 1980, №1, с.124-134.
12. Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. Левши. М.: Издательство «Книга, лтд», 1994.
13. Дорофеева С. А., Трауготт Н. Н. Нарушения письменной речи у больных с афазией. // Тезисы докл. I Международной конференции памяти А. Р. Лурия. Под ред. Е. Д. Хомской. М.:1. Изд-во МГУ, 1997, с. 32.
14. Доброхотова Т. А., Федорук А. Г., Брагина Н. Н. Функциональные асимметрии в деятельности человека. // Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси, 1982, с. 119-120.
15. Евдокимова Е.А.Предупреждение нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием устной речи: Автореф.дисс. …канд. пед. наук. – М., 2001.
16. Кадочкин Л. Н. Роль речевых кинестезий в формировании некоторых орфографических навыков // Вопросы психологии. 1955, №3. С. 21-33.
17. Карпенко Н. П., Подольский А. И. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недоразвитием речи //Вестник Моск. ун-та. 1980. Сер. 14, №3. — с. 51-52.
18. Киселева В.А. Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений чтения и письма у старших дошкольников со стертой формой дизартрии: Автореф.дисс. …канд. пед. наук. – М., 2001.
19. Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. — М.: АСТ: Астрель, 2007
20. Колодная А. Я. Развитие дифференцировки направления «правого» и «левого» у детей дошкольного возраста. // Известия АПН РСФСР, 1954, №53. с. 183-201.
21. Колпоковская И. К., Спирова JI. Ф. Характеристика нарушений письма и чтения // Основы теории и практики логопедии (Под ред. Р. Е. Левиной), М., 1968.
22. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М., 1982.
23. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. — СПб.: МиМ, 1997. — 286 с.
24. Лалаева Р.И. Дисграфия.// Логопедия. Методическое наследие/ Под ред. Л.С. Волковой. Книга IV – М., 2003.
25. Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. — 312 с.
26. Левина P.E. Недостатки чтения и письма у детей /Аграфия и алексия/. М.: Учпедгиз, 1940. — 71 с.
27. Левина P.E. О нарушениях письма у учащихся массовой школы //Дефектология. 1971. N 5. — С.3-7.
28. Леутин В. П., Николаева Е. И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. СПб.: Речь, 2008.
29. Логинова Е.А. Нарушение письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 208 с.
30. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. Изд. 2-е. – М., 1969.
31. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973, 373 с.
Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — 80 с.
32. Лурия А. Р. Психологическое содержание процесса письма // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстов.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
33. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Изд. 2-е. – Ростов на/ Д., 2003.
34. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление: Учебное пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.
35. Немцова Н. Л. Зеркальные ошибки письма: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 1999. – 21 с.
36. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе. — Ярославль, 1999.
37. Никашина H.A. Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов массовых школ /’/Вопросы логопедии. М., 1959. — С.7-74.
38. Николаева Е.И., Борисенкова Е.Ю. Сравнение разных способов оценки профиля функциональной сенсомоторной асимметрии у дошкольников // Асимметрия. – 2008. – Т.2, №1. – С.32-39.
39. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006
40. Профилактика оптическойдисграфии и дислексии у дошкольников: Из опыта работы Т.Б. Поповой. – Биробиджан: ОблИУУ, 2009. – 28 с.
41. Пятница Т.В. Мой ребенок левша. Диагностика и обучение леворуких детей. – Росгов-на-Дону: Феникс, 2008. – 315 с.
42. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006 . -88 с.
43. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005.
44. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников .— М.: Владос, 1997.
45. Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. М.: Издательство МГУ, 1978. — 95 с.
46. Сиротюк А.Л. Психологические причины трудностей школьников при формировании учебных навыков //Логопед. №6. 2008. С.18-32.
47. Спирова Л.Ф. Графические ошибки при нарушениях письма у детей с недоразвитием речи //Проблемы психического развития нормального ребенка. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1966. -С.53-64.
48. Спирова Л.Ф., Ястребова A.B. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ //Дефектология. 1988. N 5. С.3-10.
49. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма. // Хрестоматия по логопедии. – М., 1997.
50. Хватцев М. Е. Логопедия.— М.: Медицина, 1959.
51. Хомская Е. Д. О роли левого полушария мозга в произвольной регуляции психической деятельности / Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси, 1982. — с. 145-146.
52. Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. – М., 1988.
53. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность. – М., 1985.
54. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление: Учебное пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.
55. Элъконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Т. 1. – М., 1978.

Сурова Н.А.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дисграфия Метки: 

Сейчас читают:

Приёмы профилактики оптической дисграфии у младших школьников с умственной отсталостью Приёмы профилактики оптической дисграфии у младших школьников с умственной отсталостью
Памятка для родителей, дети которых допускают ошибки Памятка для родителей, дети которых допускают ошибки
Профилактика оптической дисграфии на занятии по обучению грамоте Профилактика оптической дисграфии на занятии по обучению грамоте
Нарушения письма у умственно отсталых школьников Нарушения письма у умственно отсталых школьников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.