О некоторых особенностях коррекционной работы по устранению заикания у дошкольников и младших школьников

Краткая аннотация: В статье обосновывается необходимость работы по развитию произвольного внимания, общей моторики и ритма в процессе устранения неврозоподобного заикания у дошкольников и младших школьников.

О некоторых особенностях коррекционной работы по устранению заикания у дошкольников и младших школьников

Логопедическое заключение при заиканииДанные специальной литературы и многолетний собственный опыт говорят о том, что у значительного числа заикающихся дошкольников и младших школьников отмечается заикание органического генеза, или неврозоподобное. Оно составляет 90-95% всех случаев заикания. По М. И. Буянову, такое заикание возникает всегда на фоне органического поражения центральной нервной системы в перинатальный период и является одним из проявлений этого поражения, наряду с церебрастеническим и гипердинамическим синдромом.

Церебрастенический синдром, возникающий практически у всех, кто перенес подобное поражение, проявляется в повышенной истощаемости высших психических функций и утомляемости при интеллектуальной и физической нагрузке. Церебрастения всегда усугубляет уже имеющуюся патологию головного мозга, а также способствует возникновению различных новых нарушений.

Таким образом, церебрастенический фон не является таким уж безобидным и редко проходит бесследно. В нашем случае при устранении заикания на всех этапах коррекционной работы мы столкнемся с дефицитом внимания по основным параметрам этой функции: концентрация, устойчивость, переключаемость, распределяемость.

Общеизвестно, что без достаточного уровня развития произвольного внимания процесс обучения новым навыкам, в том числе и навыку свободной от заикания речи, малопродуктивен. Наличие церебрастенического синдрома в картине неврозоподобного заикания делает необходимым в ходе коррекционного курса параллельно с формированием незаикливого речедвигательного навыка постоянно заниматься развитием внимания разных модальностей, используя для этого все известные в логопедии и психологии приемы.

Вторым наиболее распространенным признаком раннего органического поражения центральной нервной системы является синдром двигательной расторможенности (гипердинамический синдром). Он выражается в чрезмерной суетливости, непоседливости, хаотической беготне, неспособности быть усидчивым, целенаправленным и дисциплинированным.

По мере физического утомления или при соматическом заболевании двигательная расторможенность заметно возрастает. Особенно выражена гипердинамия у больных церебрастенией: повышенная утомляемость уменьшает самоконтроль, ребенок становится малоуправляемым. Задача специалиста, занимающегося коррекцией заикания, в связи с наличием этого синдрома – минимизировать влияние гипердинамии на процесс формирования нового речевого навыка.

В практической работе наряду с расторможенностью двигательной сферы постоянно встречается еще одна особенность моторики пациентов с неврозоподобным заиканием: недостаточность ее развития. Л. И. Белякова и Е. В. Оганесян, характеризуя состояние общей моторики пациентов с такой формой заикания, подчеркивают нарушение координации движений, плохое чувство ритма и темпа, общую моторную неловкость, обилие синкинезий. Их исследования показали, что мышечный тонус в этой группе пациентов был неустойчив, движения характеризовались напряженностью и несоразмерностью, наблюдалось нарушение координации рук и ног.

Об этих же особенностях моторных проявлений таких детей говорит Н. А. Рычкова. Она отмечает плохую переключаемость движений, утомляемость, истощаемость, недостаточную упражняемость в моторных навыках. В ряде случаев страдает выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции.

Развитие и коррекция двигательной сферы таких пациентов в условиях комплексного коррекционного курса проводится специалистом по логоритмике. При отсутствии такой возможности этим занимается логопед, «разбавляя» двигательными упражнениями процесс формирования навыка свободной незаикливой речи (к вящей радости своих подопечных), чередуя таким образом интеллектуальную и двигательную нагрузку и отдавая дань упомянутым ранее церебрастеническому и гипердинамическому синдромам.

Отдельный вопрос – состояние ритма у детей с неврозоподобным заиканием. Широко распространенное определение заикания как нарушения темпо-ритмической организации речевого высказывания, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата, свидетельствует о нарушении ритма вторичного порядка, то есть оно является следствием речевых судорог и касается внешнего оформления речи. Для нормализации ритма речи в этом случае необходимо просто (!) устранить речевые судороги.

Т. Г. Визель указывает на первичное нарушение ритма при заикании. Причем, по ее мнению, ритм может быть нарушен на разных уровнях его онтогенетического развития: подкорковом, правополушарном, левополушарном. Неврозоподобное заикание Т. Г. Визель связывает с несформированностью элементарного базисного итеративного подкоркового ритма. В результате несформированности этого ритма ребенок оказывается неспособным выполнять задания по воспроизведению простых ритмических итераций: шагать, отхлопывать, сочетать ритм шага и слова.

Если ребенок не в состоянии маршировать, равномерно отстукивать простой двухдольный размер рукой, воспроизводить ритм на барабане, бубне, то формированию речевого послогового ритма должна предшествовать специальная работа по развитию элементарного невербального ритма. Выработка чувства элементарного ритма требует использования внешних опор в виде метронома, механических игрушек. Только после этого следует работа по формированию слогового ритма речи: ритмическое послоговое произнесение слов, а затем фраз с моторной тактильной опорой в виде хлопков, ритмической ходьбы, отстукивания ритма. Вначале работа проводится сопряжено-отраженно, затем самостоятельно.

Практика показывает, что при нормализации речи детей, страдающих неврозоподобным заиканием, развитие произвольного внимания, общей моторики, элементарного базисного ритма — является необходимой частью коррекционной работы, без проведения которой достижение положительного результата будет проблематичным.

Список используемой литературы:

  1. М. И. Буянов «Заикание у подростков», Москва, «Просвещение», 1989 г.
  2. Т. Г. Визель «Коррекция заикания у детей», «Астрель», 2009 г.
  3. Н. А. Рычкова «Логопедическая ритмика», Москва, 2000 г.

Демина Тамара Васильевна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Заикание Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.