Логопедическая работа по восстановлению речи у больных с сенсорной афазией грубой степени выраженности

В данной статье представлен практический материал по восстановлению речи у больных с сенсорной афазией грубой степени выраженности. Материал будет полезен для широкого круга специалистов, занимающихся реабилитацией больных с нарушениями высших психических функций.

Логопедическая работа по восстановлению речи у больных с сенсорной афазией грубой степени выраженности

Афазия – системное нарушение речи, состоящее в полной или частичной потере речи и обусловленное локальным поражением одной или более речевых зон мозга.

Логопедическая работа при семантической афазииАфазия может иметь разную этиологию: сосудистую, травматическую (черепно-мозговая травма), опухолевую.

Наиболее тяжелыми последствиями локальных поражений мозга любой этиологии являются нарушения:

А) речи и других высших психических функций (ориентировки в пространстве, умения писать, читать, считать и т.п.);

Б) движений.

Они могут присутствовать одновременно, но могут выступать и изолированно: нарушения движений у больного могут присутствовать, а нарушения речи отсутствовать, и наоборот.

Афазия – одно из наиболее тяжелых последствий мозговых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности. Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения, величины очага поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности.

Наиболее распространенной и признанной в отечественной и зарубежной афазиологии является нейропсихологическая классификация, созданная А.Р. Лурией. В основу концепции А.Р. Лурия положил представление о том, что очаг поражения всегда расположен на уровне вторичных полей коры левого полушария. Он приводит к тому или иному виду речевой агнозии или апраксии, которые оказывают системное патологическое влияние на работу третичных полей коры. В результате этого больной испытывает трудности в использовании средств языка, необходимых для передачи сообщения. Таким образом, согласно А.Р. Лурии, третичные (смысловые) поля коры при афазии остаются непораженными, но не могут полноценно функционировать, потеряв гностические или праксические опоры. Очаг поражения может располагаться в разных отделах вторичных полей коры – лобной, заднелобной, премоторной, постцентральной (нижнетеменной), височной, затылочной. Он может охватывать как один, так и несколько отделов.

От того, где располагается очаг поражения, зависит и форма афазии.

Классификация форм афазии по А.Р.Лурии:

  1. Моторная афазия афферентного типа;
  2. Моторная афазия эфферентного типа;
  3. Динамическая афазия;
  4. Сенсорная афазия;
  5. Акустико-мнестическая афазия;
  6. Семантическая афазия.
  7. Сенсорная афазия.

Сенсорную афазию впервые описал немецкий психиатр Вернике. Он показал, что афазия, которую он назвал сенсорной, возникает при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария. Основной механизм при этой афазии лежит в нарушении сложных форм звукового анализа и синтеза, и прежде всего в нарушении фонематического слуха. Вследствие этого возникает нарушение дифференцированного восприятия близких звуков речи, отличающихся только одним признаком. В более грубых случаях нарушения аналитико-синтетической деятельности слуховой коры нарушается дифференцирование и гласных звуков. Дефект восприятия звуков речи ведет к нарушению устной и письменной речи, а главное – к глубокому изменению семантической структуры речи, и прежде всего к нарушению значения и предметной отнесенности слова, что ведет к нарушению понимания. Расстройства фонематического слуха обуславливают, согласно нейропсихологической концепции афазии, грубые нарушения импрессивной речи – понимания. Появляется феномен «отчуждения смысла слова», который характеризуется «расслоением» звуковой оболочки слова и его предметной отнесенности. Звуки речи теряют для больного свое константное стабильное звучание и каждый раз воспринимаются искаженно, смешиваются между собой по тем или иным параметрам. В результате этой звуковой лабильности в экспрессивной речи больных появляются характерные дефекты: логорея (обилие речевой продукции) как результат «погони за ускользающим шумом», замены одних слов другими, одних звуков – другими: замены одних слов другими: вербальные и литеральные парафазии.

Характеристика речевого статуса у больных с сенсорной афазией грубой степени выраженности

Понимание речи

У больных с грубой сенсорной афазией объем понимания речи крайне ограничен. Больные в состоянии понимать лишь сугубо ситуативную речь, близкую им по тематике. Выявляется грубое отчуждение смысла слова при показе частей тела и предметов. Устные инструкции не выполняются или выполняются с грубыми искажениями. В основе этих явлений – первичное грубое нарушение фонематического слуха. При восприятии речи больные усиленно опираются на мимику и жест, интонацию собеседника.

Объем слухо-речевой памяти

Объем слухо-речевой памяти в большинстве случаев исследовать не представляется возможным из-за грубости первичного нарушения фонематического слуха.

Спонтанная речь

понтанная речь изменена по типу «словесного салата»: обилие литеральных и вербальных парафазий, логорея, явления звукового и смыслового «соскальзывания». Выявляются многочисленные аграмматизмы согласования, но в целом речь больных производит впечатление потока. Интонации богаты, темп несколько убыстрен, имеются ошибки в ударениях; лексика разнообразна. В ней преобладают глаголы, а также междометия и другие служебные части речи. Больные сопровождают высказывание разнообразной адекватной мимикой и жестами. Несмотря на грубые искажения фонематической и лексико-грамматической стороны высказывания, его общая смысловая направленность, как правило, передается больным. Самоконтроль практически отсутствует.

Повторная речь

Повторная речь крайне ограничена. В основном больной повторяет лишь хорошо знакомые слова, допуская в них большое количество звуковых искажений.

Диалогическая речь

Диалогическая речь крайне ограничена из-за трудностей понимания вопроса. В тех случаях, когда сугубо ситуативный вопрос оказывается понятным, больные дают на него ответ, который насыщен разнообразными искажениями. Конкретные сведения в ответе практически отсутствуют. Удается лишь уловить, и то не всегда, общую смысловую направленность.

Называние

Попытки называния сопровождаются многочисленными искажениями звуковой структуры слова, вербальными парафазиями на основе акустической и смысловой близости слов. Называние распространенных действий несколько легче, чем предметов.

Фраза по сюжетной картинке

Попытки составить фразу сводятся к продуцированию отдельных слов или словосочетаний, не всегда связанных по смыслу и перемежаемых многочисленными междометиями.

Пересказ текстов

Недоступен.

Чтение

Чтение в состоянии распада. Больные не могут прочитывать вслух и узнавать отдельные буквы. Ассоциативные связи «фонема – графема» грубо нарушена. Имеются лишь элементы глобального чтения.

Письмо

Письмо как функция отсутствует. Больные пишут обычно лишь свою фамилию, имя, наиболее высоко упроченные слова. списывание букв, слогов и фраз сопровождается многочисленными ошибками, обусловленными звуковой лабильностью. Самоконтроль и попытки коррекции отсутствуют. Звуко-буквенный анализ состава слова грубо нарушен.

Задачи и методы обучения при сенсорной афазии грубой степени выраженности

Правильная организация процесса обучения позволяет больным преодолеть многие из отклонений в общем поведении, в его личностной реакции на дефект, а также влечет за собой изменение эмоционально- волевой сферы

Восстановительное обучение основано на одном из самых важных свойств головного мозга – способности к компенсации. Необходимо строго учитывать особенности каждого конкретного случая заболевания, а именно индивидуальные свойства личности больного, тяжесть соматического состояния, условия жизни и др.

Восстановительное обучение проводится по специальной, заранее разработанной программе. Программа должна включать определенные задачи и соответствующие им методы работы. Программа обучения строится с соблюдением принципа системности. Это значит, что восстановительная работа должна вестись над всеми сторонами нарушенной функции, а не только над теми, которые пострадали первично.

При сенсорной афазии задачей педагогического воздействия является восстановление фонематического слуха и вторично нарушенных экспрессивной речи, чтения и письма. В случаях грубого нарушения речи при сенсорной афазии работа начинается с предметной деятельности больных, требующей от них выполнения конкретных действий (трудовых, игровых, учебных и др.). Восстановление понимания речи на этом этапе обучения проводится через различного рода невербальную деятельность больных.

Для накопления обиходного пассивного словаря используют показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям, функциональным, классификационным и другим признакам; показ картинок с изображением предметов, относящихся к определенной лексической теме; показ частей тела на картинке и у себя; выбор правильного названия предмета и действия среди верных и конфликтных обозначений со зрительной опорой на картинку.

В целях стимуляции понимания ситуативной фразовой речи используются ответы на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом, выполнение простых устных инструкций улавливание смысловых искажений в деформированных по смыслу простых фразах.

При подготовке к восстановлению письменной речи используется раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным картинкам, ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа, письмо слов, слогов и букв по памяти, «озвученное чтение» отдельных букв, слогов и слов, выработка связи «фонема — графема» путем выбора заданной буквы и слога по названию, письмо букв и слогов под диктовку.

Примерные конспекты занятий по восстановлению речи у больных с сенсорной афазией грубой степени выраженности

Занятие №1

Задачи:

  1. Установление контакта с больным и затормаживание непродуктивной непроизвольной речи.
  2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи.
  3. Накопление обиходного пассивного словаря.
  4. Подготовка к восстановлению письменной речи.

Оборудование: лото, тетрадь, ручка, предметные картинки

Ход занятия

1. Вводная беседа.

- Здравствуйте! Меня зовут …..

- Как Вас зовут?

- Мария.

- Какой сегодня день недели?

- …

- Сейчас утро?

- Да.

- Завтрак был?

- Да.

Основная часть.

2.1.- Будем играть в лото.

- Я называю картинку, вы слушаете. Если у Вас есть картинка, Вы забираете.

- Ложка.

- Сковорода.

- Покажите, где сковорода.

- Хорошо. Кладите картинку на карту.

- Стол.

- Тарелка.

- Покажите, где тарелка.

- Молодец! Положите картинку на карту.

- Нож.

- Покажите, где нож.

- Хорошо! Положите картинку на карту.

- Стул.

- Кастрюля.

- Покажите, где кастрюля.

- Отлично.

- Соберите все картинки.

2.2.- Я задаю вопросы, Вы отвечаете «ДА» или «НЕТ».

- Вас зовут Лена?

- Нет.

- Вас зовут Катя?

- Нет.

- Вас зовут Мария?

- Да.

- Вы живете в Москве?

- Да.

- Сейчас светит солнце?

- Да.

- Сейчас идет снег?

- Нет.

- Сейчас идет дождь?

- Нет.

- Молодец!

2.3.- Я говорю, Вы делаете.

- Поднимите руку!

- Возьмите ключи!

- Покажите окно!

- Закройте книгу!

- Покажите кулак!

- Топните ногой!

- Молодец! Очень хорошо!

2.4.- Вот картинки. Я называю, Вы показываете.

- Нож.

- Тарелка.

- Чашка.

- Кастрюля.

- Ложка.

- Половник.

- Сковорода.

- Молодец!

- Чем едят?

- Из чего пьют?

- В чем варят?

- Чем режут?

- На чем жарят?

- Чем наливают?

- Из чего едят?

- Хорошо!

- Что железное?

- Что можно разбить?

- Что можно поставить на плиту?

- У чего есть ручка?

- Молодец!

2.5.Вот картинки. Вот подписи. Положите подписи под картинки.

- Кастрюля.

- Нож.

- Тарелка.

- Сковорода.

- Чашка.

- Ложка.

- Хорошо!

2.6.Перепишите эти слова в тетрадь.

- Покажите, где слово

- тарелка

- чашка

- сковорода

- ложка

- нож.

- Молодец!

2.7.- Читаем слова. Я читаю вслух, а Вы «про себя».

- Нож.

- Тарелка.

- Сковорода.

- Чашка.

- Ложка.

- Вот два слова.

«Одежда» и « Посуда».

Как одним словом можно назвать эти предметы. Выберите.

- Правильно! Молодец!

- О чем мы сегодня говорили? Об одежде?

- Нет.

- О посуде?

- Да

Домашнее задание. Вот картинки. Вот слова. Вставьте пропущенные буквы в слова.

Л_жка.

Пол_вник.

Сковород_.

Н_ж.

Ч_шка.

Занятие №2

Задачи:

1. Установление контакта с больным и затормаживание непродуктивной непроизвольной речи.

2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи.

3. Накопление обиходного пассивного словаря.

4. Подготовка к восстановлению письменной речи.

Оборудование: пазлы, тетрадь, ручка, предметные картинки

Ход занятия

1. Ввведение

- Здравствуйте!

- Здравствуйте!

- Как Вы себя чувствуете?

- Хорошо!

- Голова болит?

- Нет.

- Врач Вас осматривал?

-Да.

- Хорошо!

Основная часть

2.1. — Вот картинка. Соберите из кусочков такую же.

- Хорошо!

- Кто нарисован на картинке?

- Мужчина.

- Что делает мужчина?

- Читает.

- Что читает мужчина?

- Газету.

- Молодец!

- Соберите кусочки в стопку. Вот так. Молодец!

- Уберите кусочки в коробку. Хорошо!

2.2.- Я спрашиваю, Вы отвечаете «ДА» или «НЕТ»

- Сейчас зима?

- Нет.

Сейчас лето?

- Нет.

Сейчас осень?

-Да.

Сегодня суббота?

-Нет.

Сегодня вторник?

- Да.

- Вам 30 лет?

- Нет.

- Вам 40 лет?

- Нет.

- Вам 50 лет?

- Да.

- Вы находитесь в театре?

- Нет.

- Вы находитесь в больнице?

- Да.

2.3. — Я говорю, Вы делаете.

- Покажите стол.

- Возьмите ручку.

- Откройте тетрадь.

- Поставьте чашку на стол.

- Сядьте на кровать.

- Сядьте на стул.

- Хорошо!

2.4. — Я говорю, а Вы отвечаете так это или нет.

- Летом выпадает снег.

- Нет.

- Зимой очень холодно.

- Да.

- Черепаха быстро скачет.

- Нет.

- Вилкой едят суп.

- Нет.

- Ложкой едят суп.

- Да.

- Вилкой едят макароны.

- Да.

2.5.- Вот. Картинка. Здесь нарисовано лицо. Посмотрите.

- Покажите, где у Вас лицо.

- Я говорю, Вы показываете на картинке и у себя.

- Глаза.

- Губы.

- Лоб.

- Брови.

- Нос.

- Щеки.

- Ресницы.

- Подбородок.

- Молодец!

- Чем смотрят?

- Чем дышат?

- Что хмурят?

- Чем моргают?

- Что бывает карими?

- Что бывает румяными?

- Что бывает густыми?

- Что бывает курносым?

- Что бывает пухлыми?

- Хорошо!

2.6. — Вот подписи. Разложите подписи под каждой частью лица.

- Молодец!

2.7. — Я читаю подписи вслух, а Вы «про себя».

Подведение итогов.

- Что мы сегодня смотрели на картинке?

- Лицо.

Домашнее задание. Я наклеила картинку в тетрадь. Вот слова. Подпишите части лица.

Занятие №3

Задачи:

1. Установление контакта с больным и затормаживание непродуктивной непроизвольной речи.

2 .Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи.

3. Накопление обиходного пассивного словаря.

4. Подготовка к восстановлению письменной речи.

Оборудование: тетрадь, ручка, предметные картинки

Ход занятия

1. Ввведение

- Здравствуйте!

- Здравствуйте!

- Как Вы себя чувствуете?

- Хорошо!

- Голова болит?

- Нет.

- Врач Вас осматривал?

-Да.

- Хорошо!

Основная часть

2.1.- Вот картинки. На каждой карточке один предмет лишний. Найдите его и покажите.

Пальто, куртка, сапоги, шуба.

Платье, юбка, блузка, галстук.

Кроссовки, валенки, ботинки, сарафан

Туфли, сапоги, босоножки, кеды.

Хорошо!

2.2. — Вот таблички «Одежда» и «Обувь». Вот картинки. Разложите картинки под таблички.

Сапоги.

Брюки.

Юбка.

Туфли.

Пальто.

Валенки.

Кроссовки.

Рубашка.

Кеды.

Платье.

Блузка.

Комбинезон.

Молодец!

- Предметы из какой группы лежат здесь?

- Одежда.

- Хорошо!

- Предметы из какой группы лежат здесь?

- Обувь.

- Отлично!

2.3. — Я говорю, а Вы делаете.

- Откройте тетрадь.

- Возьмите ручку.

- Нарисуйте круг.

- Нарисуйте квадрат.

- Нарисуйте стол.

- Поставьте точку.

- Напишите букву «М»

- Напишите букву «А»

- Напишите букву « К».

- Прочитайте, какое слово получилось.

- Мак.

- Молодец!

2.4. — Я говорю, а Вы отвечаете так это или нет.

- Кошка родила щенка.

- Нет.

- Корова ест мясо.

- Нет.

- Собака грызет кость.

-Да.

- Папа учится в школе.

- Нет.

- Ёлка растет в пустыне.

- Нет.

- Ножом едят.

- Нет.

- Зимой носят туфли.

- Нет.

- Зимой носят сапоги.

- Да.

- Молодец!

2.5. — Вот картинки «Одежда» и «Обувь». Покажите

- Куртку

- Пальто

- Сапоги

- Платье

- Туфли

- Брюки

- Юбку

- Что носят на ногах?

- Что надевают на себя?

2.6.Вот подписи. Разложите подписи под картинками.

Подведение итогов.

- О чем мы сегодня говорили?

- Обувь и одежда.

- Молодец!

Домашнее задание.

- Я нарисовала в тетради картинки. Я написала в тетради названия картинок. Подпишите картинки.

Заключение. Результаты логопедической работы

В результате восстановительного обучения у больных расширяется объем понимания речи. Пациенты в состоянии отвечать на простые ситуативные вопросы, выполнять простые устные инструкции. Появляются попытки вслушивания в речь окружающих, что свидетельствует об определенном восстановлении функции слухового внимания. В собственной устной речи больных остается словесный салат, но возрастает число адекватных слов. Упроченные слова произносятся без грубых искажений звуковой структуры. Появляются некоторые возможности самоконтроля и самокоррекции. Положительные изменения отмечаются и в состоянии номинативной функции, т.е. имеет место рост активного словаря, особенно предметного, поскольку восстановительное обучения на данном этапе преследует обычно цели накопления слов-названий обиходных предметов. Появляются определенные возможности конструирования простой фразы. При этом больные используют по-прежнему ограниченное число знаменательных слов.

VII.Список использованной литературы.

  1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии, Москва, 2005г.
  2. Логопедия. Учебник для ВУЗов/ под ред. Л.С.Волковой, Москва, 2004г.
  3. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучения, Москва – Воронеж, 2001г.
  4. Хомская Е.Д. Нейропсихология, Санкт Петербург, 2011г.
  5. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии, Москва, 200г.

Шипаева А.В.,
логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.