Формирование коммуникативных навыков посредством мимики, пантомимики

Данная статья была написана для того, чтобы понять, насколько важно значение эмоционально-деятельностного оформления речи. Ведь в процессе общения людей особое место занимают невербальные компоненты, то есть бессловесные знаки (жесты, мимика, поза и др.) Они несут определенную смысловую нагрузку. Телодвижения, мимика, жесты позволяют нам получить более четкое и полное представление о содержании передаваемой информации и о самом человеке.

Формирование коммуникативных навыков посредством мимики, пантомимики

Развитие эмоциональной сферыДля успешного осуществления педагогической деятельности необходимо установление эмоционального контакта с детьми. У многих современных детей, а особенно у детей с тяжёлыми нарушениями речи, нарушена мотивация общения, наблюдается амимичность мышц лицевой мускулатуры, они склонны к повышенной утомляемости, вспыльчивы, замкнуты, несамостоятельны в поведении. Многие слабо дифференцируют эмоциональные состояния других людей в различных ситуациях, не контролируют свои эмоции. У некоторых детей крайне низкая самооценка, негативное восприятие себя со стороны окружающих. Речь многих детей монотонная, маловыразительная без эмоциональной окраски.

Общение — взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижении общего результата. Синонимом общения является термин — коммуникативная деятельность.

Общение выполняет многообразные функции в жизни людей.

Основными из них является:

  • организация совместной деятельности;
  • формирование и развитие межличностных отношений;
  • познание людьми друг друга.

Общение играет особую роль в психическом развитии ребёнка. Развитие психики ребёнка — это процесс, происходящий путём присвоения детьми общественно-исторического опыта человечества в контексте реального общения со взрослыми — носителями этого опыта.

Основное позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей. Потребность в общении не является врождённой. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающим. Особое внимание имеют следующие элементы общения:

Первый из них — мимика — это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Второй элемент общения — слово.

Мы лениво относимся к нашему языку. Не подбираем нужных точных слов. Хватаем первое попавшееся и заменяем им множество понятий. Например, слово “нормально”. Оно заполнило нашу разговорную речь. На вопрос “Как здоровье?” отвечаем: “Нормально”. “Как живёшь?” — “Нормально!”. “Как дела на работе?” — “Нормально!” и т. д. комментарии излишни.

Интонация

Она подчас значительнее слова. Интонация бывает посланницей радости и огорчения. Она притягивает и отталкивает. Ободряет и удручает. Обижает и оскорбляет. И она же может вселить надежду, осчастливить, поддержать, ободрить.

Третий очень важный элемент общения — жесты — это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов — самый древний способ достижения взаимопонимания.

Четвёртый элемент общения — пантомимика — это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка — это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. Она, так же как интонация и взгляд, может обидеть, унизить, возмутить и, наоборот, выразить расположение, участие. Человек, идущий разболтанной походкой, говорящий громко, размахивающей во время беседы руками, и не подозревает, что вызывает осуждение и неприязнь окружающих. Он далёк от дурных помыслов, и от желания кого-то обидеть, огорчить. Тем не менее, он производит неприятное впечатление.

Овладев искусством общения, мы увидим, как результативно решаются многие вопросы, возникающие в повседневности. Антуан де Сент-Экзюпери сказал: “Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения”.

Цель нашей работы: создание условий для развития личности ребёнка в процессе общения.

Задачи:

  1. дать детям знания об искусстве человеческих взаимоотношений;
  2. формировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;
  3. приобретать навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности и творческому характеру учебной деятельности.

Технология развития навыков общения включает:

1. Развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог), творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

2. Участие детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, сказок, басен; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра.

3. Обогащение театрального опыта: знания детей о театре, атрибутах.

Занятия строятся по следующей схеме и состоят из фаз:

I фаза. Мимические и пантомимические этюды.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребёнка.

При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определённого ребёнка или группу в целом.

Использование мимических и пантомимических способностей детей для предельно естественного воплощения заданного образа.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребёнка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

IV фаза. Психомышечная тренировка.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция черт характера (особенностей проявлений).

Занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью; вспыльчивым, замкнутым детям; а также с неврозами, нарушениями характера.

Не имеет смысла составлять группу по какому-то одному признаку.

Желательно включить в группу одного-двух детей, не нуждающихся в таких занятиях, но которые могут быть полезны группе своей артистичностью. С их помощью легче “заразить” других детей нужной эмоцией.

Потапова Ксения,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.