Краткая аннотация: В методической разработке содержится психолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста с аутизмом и составленная на данного ребенка индивидуальная коррекционная программа на учебный год. К программе даются краткие пояснения.
Индивидуальная коррекционная программа по работе с ребенком с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста
Психолого-педагогическая характеристика ребенка
Ребенок 4,5 года, РДА.
Детский сад посещает с 4 лет. Воспитывается в неполной семье. Мама с заботой и вниманием относится к ребенку. Регулярно возит на лечение.
Данных об отклонениях в физическом здоровье не имеется. Раннее развитие — по возрасту.
У ребенка отмечается значительная неравномерность в развитии, отставание в формировании основных психических функций. Нарушена произвольная концентрация внимания, его целенаправленность.
Мальчик мало заинтересован в контактах с другими людьми. Редко проявляет инициативу в общении (подходит к взрослому и использует его как инструмент, чтобы достать нужный предмет). На собственное имя ребёнок откликается редко. На поручения, команды взрослого чаще не реагирует. Очень любит различные музыкальные инструменты. Большую часть времени, находясь в группе, занят различными аутостимуляциями: бегает, «поёт» и громко кричит, хватает различные предметы и разбрасывает их, любит мерцание света и цвета перед глазами; может периодически проявлять агрессию к детям (толкает).
Не любит носить обувь. У мальчика снижена болевая чувствительность, при этом он может наносить себе травмы (до крови кусает и рассасывает верхнюю губу). Настроение переменчивое от уравновешенного до вспышек агрессии сопровождающихся громким плачем. Очень возбудим и эмоционально лабилен, может неожиданно, без причины начинать сильно плакать или смеяться. Зрительный контакт не устанавливает. К тактильному воздействию практически равнодушен.
Темп деятельности неравномерный. Объём устойчивой работоспособности кратковременный (5мин). Мышление наглядно-действенное. Способен собирать коробку форм и доску Сегена, действуя для простых форм методом зрительного соотнесения, для сложных-методом проб и ошибок. Пирамидку собирает без учета величины колец. Навыки соотнесения и различения не сформированы (инструкцию «Дай такую же» не выполняет).
Задания невербального характера выполняются ребёнком лучше, чем вербализированные.
Ребенку практическине доступны простые классификации, обобщения. Работа с простыми контурами затруднена. Цвета соотносит с многочисленными ошибками. Хорошо развито зрительное восприятие и память.
Познавательная активность значительно снижена, истощаема, преобладает манипуляция с одними и теми же игрушками.
Общая координация движений снижена, мелкая моторика развита недостаточно.
Понимание речи частичное,на обиходно-бытовом, ситуативном уровне.
Экспрессивная речь представлена постоянными вокализациями, среди которых могут мелькатьзвукосочетания, похожие на обрывки слов и фраз. Однако для коммуникации он их не использует. Имеется жест прощания (пока!)-машет рукой по просьбе матери.
В целом способность к подражанию практически не развита.
Базовые учебные действия у ребенка не сформированы. Он не может достаточное для занятия время находиться за столом, концентрировать внимание на педагоге и материалах. Игровая деятельность представлена манипуляциями с предметами. В социальные игры типа пряток не играет. В предметно-практической деятельности — может «играть» на металлофоне, пианино, дудочке, любит облизывать и обнюхивать различные предметы. Может строить башню из кубиков, многократно раскладывать по порядку различные предметы и собирать их.
Математические представления не сформированы.
Ребенок самостоятельно пользуется туалетом, кушает ложкой, пьет из чашки. Однако в умывании, мытье рук, одевании-раздевании нуждается во взрослом (сам не умеет).
Мальчик нуждается в постоянном уходе и присмотре.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа работы с ребенком с РАС
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа разбита на три периода (деление условно, т.к. невозможно предугадать реальные сроки освоения программы ребенком, она должна подстраиваться и корректироваться по результатам работы):
- I период сентябрь-октябрь-ноябрь
- IIпериод декабрь-январь-февраль
- III период март-апрель-май
Начальный период работы обязательно содержит педагогическое наблюдение за ребенком и опрос родителей,в том числе с целью выявления интересующих его предметов, игр, занятий, лакомств, которые будут использоваться для поощрения изначально с постепенным переходом на подкрепление через жетоны.
Занятия начинаются с установления положительного эмоционального контакта педагога с ребенком (приобретение в глазах ребенка положительной эмоциональной валентности) посредством подключения взрослого к собственным занятиям ребенка, доставляющим ему удовольствие и радость.
По мере работы с ребенком в программу вносятся необходимые коррективы. В процессе приобретения каждого нового навыка обязательным является процесс его генерализации (переноса в новые условия). Деление на различные навыки: понимание речи и говорение, выполнение инструкций, развитие речи и мышления и т.п. условное.
Задачи по развитию всех навыков на занятии решаются одновременно. Предусмотрено постепенное расширение зоны занятий (посещение музыкального и спортивного залов, сенсорной комнаты, кабинета логопеда) и направлений коррекции.
I Этап
Предпосылки учебного поведения | -взгляд в глаза
-сидение за столом -концентрация внимания на педагоге или материале |
Развитие подражания | -подражание движениям (с использованием физической подсказки и поощрения: хлопать в ладоши, по столу, сесть, поднять руки …)
-подражание движениям с предметами (игра на муз.игрушках) -подражание артикуляционным движениям (провоцирование эхо-праксии, -мимиии,-лалии с помощью физических ритмов-различные игры типа «По кочкам…»)
|
Выполнение инструкций | -Сделай так!(простые движения)
-Дай! (предметы) -Покажи!(формирование указательного жеста) |
Соотнесение и различение | -предметов (находить одинаковые предметы; давать такой же, как в образце) |
Импрессивная речь | -названия предметов (тех же, что и для соотнесения. Для выполнения инструкций)
-названия действий (инструкции) |
Экспрессивная речь | -подражание вокализациям ребенка(перекличка)
-обыгрывание вокальных аутостимуляций, привнесение в них смысла -вызывание эхолалий (поощрение любых произвольно произнесенных звуков) -обучение жесту «Дай» |
Коррекция поведенческих проблем | -выбегание из группы
-негативизм -крик и плач |
II Этап
Предпосылки учебного поведения | -закрепление начальных навыков(отработка правильной позы за столом) |
Развитие подражания | -обучение вокальной имитации(М, А, У)
-активное подражание по инструкции «Делай так!» звукам -подражание артикуляционным движениям -рифмовки с движениями, хороводные игры -подражания движениям тонкой моторики (пальчиковые игры) |
Выполнение инструкций | -Делай так!(2-3 движения подряд)
-Дай! (предмет, фото, картинка) -Покажи! (указательным жестом предмет, фото, картинку, часть тела) -Кати!(мяч, машинку) -Лови, кидай! (мяч) -инструкции, сопровождающие режимные моменты (одноступенчатая вербальная инструкция, состоящая из глагола) |
Соотнесение и различение | -предметы
-предметы и фотографии этих предметов -предметы и картинки с изображением этих предметов |
Импрессивная речь | -названия предметов, различных по звучанию и назначению(чашка-мяч, кукла-мел…)
-названия действий (из инструкций и бытовые: сядь, идем, ложись,пей и т.п.) -буквы А, У, М -порядковый счет до 5 -понимание названий частей тела (нос-живот, глаза-ноги…) |
Экспрессивная речь | -звуки А, У, М (повторение и связь с буквой)
-вызывать ассоциации между звуками речи и приятными для ребенка занятиями (М-лакомство,У-мыльные пузыри,И-горка, БА-мяч) -обучение просьбе и прощанию, согласию и не согласию жестом |
Развитие мелкой и общей моторики | -пальчиковые игры
-мозаика -различные виды конструкторов (магнитный, тактильный, лего) -нанизывание бусин на стержень, проволоку, шнурок -шнуровки -игры с песком и водой -игры с мячом -занятия с фитболом -музыкальная зарядка -прохождение спортивных дорожек -чиркание по бумаге, обводка по трафарету -умение пользоваться ножницами -работа с тестом, пластилином |
Сличение | -одинаковых букв, цифр
-разных вариантов одного предмета (раскладывание в коробки: носки-майки, шапки-колготки…) |
III Этап
Коммуникация | -выражать потребности с помощью карточек PECS
-отзываться на имя, фамилию, называть себя, родных и знакомых -здороваться, прощаться, благодарить, просить о помощи (словами) |
Импрессивная речь | -названия предметов(одежда, обувь, блюда, продукты, игрушки)
-названия действий (по видео-сюжетам, по фото, по картинкам) -названия признаков (большой-маленький, названия цветов, теплый-холодный, светло-темно) -«чтение»(раскладывание подписей к картинкам, фотографиям) -«чтение» визуальных расписаний -инструкции типа «Положи на стол. Возьми из шкафа» -понимание назначения предметов(«Что нужно, чтобы кататься?») |
Экспрессивная речь | -все гласные звуки, согласные звуки раннего онтогенеза (связь с предметами)
-слоги, слова (связь слогов МА, ПА, БА с фотографиями родственников; договаривание стихов, потешек) -ответы на вопросы: Что это? Что делает? (при ответе получает саму картинку)Что ты делаешь? -оречевление собственных действий -порядковый счет до 5 -заучивание коротких рифмовок |
Сортировка | -по цвету
-по форме -по величине -по категориям (одежда-продукты и т.п.) |
Самостоятельная деятельность | -обучение использованию визуального расписания:
(непосредственно на занятии и при обучении самообслуживанию: мытье рук, одевание-раздевание) |
Сличение | -одинаковых букв, цифр, слов
-разных вариантов одного предмета |
Развитие мышления, элементарные математические представления | -понятия один-много
-обозначение количества до 5 -соотнесение количества и числа -состав числа -складывание разрезных картинок, -пазлы -собирание матрешек и пирамидок -компьютерные игры для детей младшего возраста -настольные игры: лото, домино -продолжение последовательности с повторяющимися элементами -кубики Никитина
|
Развитие мелкой и общей моторики | См. II Этап |
Учитель-логопед
Богданова Марина Вячеславовна
Марина Вячеславовна, благодарю за грамотную и полную характеристику ребенка с РДА, и за подробный план!