Индивидуальная коррекционная программа по работе с ребенком с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста

ПрограммаКраткая аннотация: В методической разработке содержится психолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста с аутизмом и составленная на данного ребенка индивидуальная коррекционная программа на учебный год. К программе даются краткие пояснения.

Индивидуальная коррекционная программа по работе с ребенком с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста

Психолого-педагогическая характеристика ребенка

Ребенок 4,5 года, РДА.

Детский сад посещает с 4 лет. Воспитывается в неполной семье. Мама с заботой и вниманием относится к ребенку. Регулярно возит на лечение.

Данных об отклонениях в физическом здоровье не имеется. Раннее развитие — по возрасту.

У ребенка отмечается значительная неравномерность в развитии, отставание в формировании основных психических функций. Нарушена произвольная концентрация внимания, его целенаправленность.

Мальчик мало заинтересован в контактах с другими людьми. Редко проявляет инициативу в общении (подходит к взрослому и использует его как инструмент, чтобы достать нужный предмет). На собственное имя ребёнок откликается редко. На поручения, команды взрослого чаще не реагирует. Очень любит различные музыкальные инструменты. Большую часть времени, находясь в группе, занят различными аутостимуляциями: бегает, «поёт» и громко кричит, хватает различные предметы и разбрасывает их, любит мерцание света и цвета перед глазами; может периодически проявлять агрессию к детям (толкает).

Не любит носить обувь. У мальчика снижена болевая чувствительность, при этом он может наносить себе травмы (до крови кусает и рассасывает верхнюю губу). Настроение переменчивое от уравновешенного до вспышек агрессии сопровождающихся громким плачем. Очень возбудим и эмоционально лабилен, может неожиданно, без причины начинать сильно плакать или смеяться. Зрительный контакт не устанавливает. К тактильному воздействию практически равнодушен.

Темп деятельности неравномерный. Объём устойчивой работоспособности кратковременный (5мин). Мышление наглядно-действенное. Способен собирать коробку форм и доску Сегена, действуя для простых форм методом зрительного соотнесения, для сложных-методом проб и ошибок. Пирамидку собирает без учета величины колец. Навыки соотнесения и различения не сформированы (инструкцию «Дай такую же» не выполняет).

Задания невербального характера выполняются ребёнком лучше, чем вербализированные.

Ребенку практическине доступны простые классификации, обобщения. Работа с простыми контурами затруднена. Цвета соотносит с многочисленными ошибками. Хорошо развито зрительное восприятие и память.

Познавательная активность значительно снижена, истощаема, преобладает манипуляция с одними и теми же игрушками.

Общая координация движений снижена, мелкая моторика развита недостаточно.

Понимание речи частичное,на обиходно-бытовом, ситуативном уровне.

Экспрессивная речь представлена постоянными вокализациями, среди которых могут мелькатьзвукосочетания, похожие на обрывки слов и фраз. Однако для коммуникации он их не использует. Имеется жест прощания (пока!)-машет рукой по просьбе матери.

В целом способность к подражанию практически не развита.

Базовые учебные действия у ребенка не сформированы. Он не может достаточное для занятия время находиться за столом, концентрировать внимание на педагоге и материалах. Игровая деятельность представлена манипуляциями с предметами. В социальные игры типа пряток не играет. В предметно-практической деятельности — может «играть» на металлофоне, пианино, дудочке, любит облизывать и обнюхивать различные предметы. Может строить башню из кубиков, многократно раскладывать по порядку различные предметы и собирать их.

Математические представления не сформированы.

Ребенок самостоятельно пользуется туалетом, кушает ложкой, пьет из чашки. Однако в умывании, мытье рук, одевании-раздевании нуждается во взрослом (сам не умеет).

Мальчик нуждается в постоянном уходе и присмотре.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа работы с ребенком с РАС

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа разбита на три периода (деление условно, т.к. невозможно предугадать реальные сроки освоения программы ребенком, она должна подстраиваться и корректироваться по результатам работы):

  1. I период сентябрь-октябрь-ноябрь
  2. IIпериод декабрь-январь-февраль
  3. III период март-апрель-май

Начальный период работы обязательно содержит педагогическое наблюдение за ребенком и опрос родителей,в том числе с целью выявления интересующих его предметов, игр, занятий, лакомств, которые будут использоваться для поощрения изначально с постепенным переходом на подкрепление через жетоны.

Занятия начинаются с установления положительного эмоционального контакта педагога с ребенком (приобретение в глазах ребенка положительной эмоциональной валентности) посредством подключения взрослого к собственным занятиям ребенка, доставляющим ему удовольствие и радость.

По мере работы с ребенком в программу вносятся необходимые коррективы. В процессе приобретения каждого нового навыка обязательным является процесс его генерализации (переноса в новые условия). Деление на различные навыки: понимание речи и говорение, выполнение инструкций, развитие речи и мышления и т.п. условное.

Задачи по развитию всех навыков на занятии решаются одновременно. Предусмотрено постепенное расширение зоны занятий (посещение музыкального и спортивного залов, сенсорной комнаты, кабинета логопеда) и направлений коррекции.

I Этап

Предпосылки учебного поведения -взгляд в глаза

-сидение за столом

-концентрация внимания на педагоге или материале

Развитие подражания -подражание движениям (с использованием физической подсказки и поощрения: хлопать в ладоши, по столу, сесть, поднять руки …)

-подражание движениям с предметами (игра на муз.игрушках)

-подражание артикуляционным движениям

(провоцирование эхо-праксии,

-мимиии,-лалии с помощью физических ритмов-различные игры типа «По кочкам…»)

 

Выполнение инструкций -Сделай так!(простые движения)

-Дай! (предметы)

-Покажи!(формирование указательного жеста)

Соотнесение и различение -предметов (находить одинаковые предметы; давать такой же, как в образце)
Импрессивная речь -названия предметов (тех же, что и для соотнесения. Для выполнения инструкций)

-названия действий (инструкции)

Экспрессивная речь -подражание вокализациям ребенка(перекличка)

-обыгрывание вокальных аутостимуляций, привнесение в них смысла

-вызывание эхолалий (поощрение любых произвольно произнесенных звуков)

-обучение жесту «Дай»

Коррекция поведенческих проблем -выбегание из группы

-негативизм

-крик и плач

II Этап

Предпосылки учебного поведения -закрепление начальных навыков(отработка правильной позы за столом)
Развитие подражания -обучение вокальной имитации(М, А, У)

-активное подражание по инструкции «Делай так!» звукам

-подражание артикуляционным движениям

-рифмовки с движениями, хороводные игры

-подражания движениям тонкой моторики (пальчиковые игры)

Выполнение инструкций -Делай так!(2-3 движения подряд)

-Дай! (предмет, фото, картинка)

-Покажи! (указательным жестом предмет, фото, картинку, часть тела)

-Кати!(мяч, машинку)

-Лови, кидай! (мяч)

-инструкции, сопровождающие режимные моменты (одноступенчатая вербальная инструкция, состоящая из глагола)

Соотнесение и различение -предметы

-предметы и фотографии этих предметов

-предметы и картинки с изображением этих предметов

Импрессивная речь -названия предметов, различных по звучанию и назначению(чашка-мяч, кукла-мел…)

-названия действий (из инструкций и бытовые: сядь, идем, ложись,пей и т.п.)

-буквы А, У, М

-порядковый счет до 5

-понимание названий частей тела (нос-живот, глаза-ноги…)

Экспрессивная речь -звуки А, У, М (повторение и связь с буквой)

-вызывать ассоциации между звуками речи и приятными для ребенка занятиями (М-лакомство,У-мыльные пузыри,И-горка, БА-мяч)

-обучение просьбе и прощанию, согласию и не согласию жестом

Развитие мелкой и общей моторики -пальчиковые игры

-мозаика

-различные виды конструкторов (магнитный, тактильный, лего)

-нанизывание бусин на стержень, проволоку, шнурок

-шнуровки

-игры с песком и водой

-игры с мячом

-занятия с фитболом

-музыкальная зарядка

-прохождение спортивных дорожек

-чиркание по бумаге, обводка по трафарету

-умение пользоваться ножницами

-работа с тестом, пластилином

Сличение -одинаковых букв, цифр

-разных вариантов одного предмета

(раскладывание в коробки: носки-майки, шапки-колготки…)

III Этап

Коммуникация -выражать потребности с помощью карточек PECS

-отзываться на имя, фамилию, называть себя, родных и знакомых

-здороваться, прощаться, благодарить, просить о помощи (словами)

Импрессивная речь -названия предметов(одежда, обувь, блюда, продукты, игрушки)

-названия действий (по видео-сюжетам, по фото, по картинкам)

-названия признаков (большой-маленький, названия цветов, теплый-холодный, светло-темно)

-«чтение»(раскладывание подписей к картинкам, фотографиям)

-«чтение» визуальных расписаний

-инструкции типа «Положи на стол. Возьми из шкафа»

-понимание назначения предметов(«Что нужно, чтобы кататься?»)

Экспрессивная речь -все гласные звуки, согласные звуки раннего онтогенеза (связь с предметами)

-слоги, слова (связь слогов МА, ПА, БА с фотографиями родственников; договаривание стихов, потешек)

-ответы на вопросы: Что это? Что делает? (при ответе получает саму картинку)Что ты делаешь?

-оречевление собственных действий

-порядковый счет до 5

-заучивание коротких рифмовок

Сортировка -по цвету

-по форме

-по величине

-по категориям (одежда-продукты и т.п.)

Самостоятельная деятельность -обучение использованию визуального расписания:

  • с помощью  предметов
  • с помощью фотографий

(непосредственно на занятии и при обучении самообслуживанию: мытье рук, одевание-раздевание)

Сличение -одинаковых букв, цифр, слов

-разных вариантов одного предмета

Развитие мышления, элементарные математические представления -понятия один-много

-обозначение количества до 5

-соотнесение количества и числа

-состав числа

-складывание разрезных картинок,

-пазлы

-собирание матрешек и пирамидок

-компьютерные игры для детей младшего возраста

-настольные игры: лото, домино

-продолжение последовательности с повторяющимися элементами

-кубики  Никитина

 

Развитие мелкой и общей моторики См. II Этап

Учитель-логопед
Богданова Марина Вячеславовна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: , ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Один комментарий к материалу: "Индивидуальная коррекционная программа по работе с ребенком с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста"

  1. Гульназ:

    Марина Вячеславовна, благодарю за грамотную и полную характеристику ребенка с РДА, и за подробный план!

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.