Аннотация: В методической разработке представлен сценарий логопедического досуга «Путешествие в страну «Его величество Речь» для будущих первоклассников. Сценарий мероприятия можно использовать при проведении итогового логопедического занятия.
Логопедический досуг: Путешествие в страну «Его величество Речь»
Сценарий мероприятия для будущих первоклассников
Цель: Совершенствование звуковой стороны речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Активизировать правильное произношение звуков в речи, навыки звукового анализа и синтеза, вырабатывать интонационную выразительность речи.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать интерес к правильной речи, слуховое внимание и память, мотивацию игровой и учебной деятельности.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать речевую культуру.
Оборудование и материалы:
- запись мелодий для сопровождения мероприятия, презентация слайдов,предметные картинки, зеркала, сюжетные картинки к артикуляционным упражнениям, карточки с буквами алфавита, карточки с разрезными буквами,слоги, мяч.
Ход мероприятия
Организационный момент.
Ребята, сегодня мы с вамиотправимся в путешествие в страну «Его величество Речь». А на каком транспорте будем путешествовать узнаете, отгадав загадку.
Кто на бегу, пары клубя,
Пускает дым трубой,
Несет вперед и сам себя,
Да и меня с тобой?(Паровоз)
Правильно, мы с вами отправимся на паровозике. Итак, в путь!
(Дети цепляются друг за друга, изображая паровоз, звучит музыка). Вот мы с вами и доехали до станции.
Станция Артикуляционная
Чтобы правильно проговаривать звуки, проведем артикуляционную гимнастику.Поиграем с нашим язычком.
Язычок наш, как лопатка:
Закруглённый, плоский, гладкий
высуньте широкий язык, положите его на нижнюю губу.
А теперь он, как иголка,
Отойди, уколет колко!
покажите, какая колкая иголка, язычок узкий.
Щёткой кухню подмету,
Наведу вам чистоту.
двигаем язычок вправо, влево.
Выше парус поднимай!
В путь кораблик отправляй!
язычок поднимаем вверх, находится за верхними зубами
Вот весёлые качели –
Выше крыши подлетели.
поднимаем язычок вверх, тянемся к носику;
Опускаем вниз, тянемся к подбородку.
Причешу лошадке хвостик
И на ней поеду в гости.
поскакали на лошадях,кто быстрее доскачет.
Подражаем мы лягушкам
Тянем губы прямо к ушкам.
улыбаемся
Подражаю я слону
Губы хоботком тяну.
вытягиваем губы вперёд
Кто хочет разговаривать
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Молодцы, ребята. Отправимся дальше.
Станция Звуковая
Фонетическая зарядка.
- Как свистит ветер? (С-с-с);
- Как звенит комарик? (З-з-з);
- Как шипит змея? (Ш-ш-ш);
- Как жужжит жук? (Ж-ж-ж).
Игра «Поймай звук»
Девочки хлопают в ладоши, если в слове есть звук [ш]. Мальчики хлопают в ладоши, если в слове есть звук [ж]: шар-жар, уши-ужи, жить-шить.
Девочки хлопают в ладоши, если в слове есть звук [с] Мальчики — если в слове есть звук [ш]: шутки – сутки, крыса – крыша, уши – усы, мишка – миска.
Мы снова отправляемся в путь, впереди нас ждёт станция
Станция Чистоговорок
Ра-ра-ра- начинается игра.
- произнесите чистоговоркув виде вопроса, радостно, грустно;
Ры-ры-ры – у мальчиков шары.
Рор-ро-ро – у нас новое ведро.
- произнесите чистоговоркигрубым голосом как мишка, тонким голосом как мышка;
Ру-ру-ру – продолжаем мы игру.
Жа-жа- жа – есть иголки у ежа.
- произнесите тихо-громко-беззвучно;
Жи-жи-жи — здесь живут ежи.
- произнесите медленно-быстро;
Же-же-же — дождь прошел уже.
- произнесите, выделяя разные слова (ударяем молоточком на разные слова);
Доскажите чистоговорки:
Ба-бо-бы – на дворе стоят стол (бы).
Бу-бы-ба – у окна торчит тру (ба).
Мы отправляемся к следующей станции.
Станция Скороговорок
Белые бараны били в барабаны.
Произнесите скороговорку в медленном темпе, быстрее.
Игра «Мяч эмоций»
Произнесите скороговорку с той интонацией, которую я вам назову. Это может быть радость, грусть, удивление, злость, испуг.
Логопед бросает мяч ребенку и называет одну из эмоций. Ребенок произносит скороговорку с названной интонацией.
Слишком много ножек у сороконожек.
«Игра с мячом»
Возьмите в руки мяч, проговорите скороговорку громко и четко и передайте мяч следующему участнику.
Отправимся дальше. Впереди нас ждёт станция:
Станция «Ловкие пальчики»
«Чтобы чётко говорить – надо пальцами дружить».
А сейчас мы поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковые игры
У стола 4 ножки,
(Левая рука зажата в кулачок)
Сверху крышка, как ладошка.
(Сверху на левую руку горизонтально опускается ладошка)
Ножки, спинка и сиденье -
Вот Вам стул на удивленье!
(Левую ладошку ставим вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок, большим пальцем к себе)
Отправимся дальше. Впереди нас ждёт:
Станция Загадок
Ваши старшие друзья приготовили для вас загадки, сможете их отгадать?
Отгадывание загадок (демонстрируются соответствующие картинки)
Это что ещё за звук?
То ли топот, то ли стук.
Это буквы в алфавите
Начинают перестук.
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква …. (А)
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три. (З)
Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук, (Ж)
Молоток я раздобыл,
Из дощечек буквы сбил.
Сколько здесь дощечек? Три!
А какая буква?… (И)
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла, (О)
Взявшись за руки друзья
И сказали: «Ты да я -
Это мы». А между тем
Получилась буква … (М)
Игра «Собери буквы»
Для этой игры необходимо подготовить карточки с буквами, разрезать их на две части.
Дети собирают буквы, разрезанные на две части.
- Кто быстрее? Какая получилась буква?
Игра «Живая пантомима»
Школьники предлагает ребятам изобразить буквы Г, Т, К.
Станция Словарная
Мы прибыли на станцию Словарная.
1 задание – составить слово из букв (дом, кот, сок)
2 задание – составить слово из слогов (ма-ма, шко-ла, пар-та)
Заключительная часть.
Вот и подошло к концу наше путешествие по стране «Его величество Речь».
Ребята, вам понравилось путешествие? А на каких станциях мы побывали и что вам больше всего понравилось?
Итог мероприятия. Рефлексия деятельности.
Поднимите цветную карточку с вашим настроением.
Желаю вам всегда правильно произносить звуки, чётко и понятно говорить.
Успехов вам!
Гиззатуллина Чулпан Фауковна,
учитель-логопед