Рекомендации родителям в освоении детьми звукового анализа слов

Рекомендации родителям в освоении детьми звукового анализа слов

После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова.

Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте.

Если выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально.

В возрасте от 5 до 6 лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове – начало, середина, конец слова, — но и позиционным звуковым анализом. Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.

Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов.

Подготовка к звуковому анализу

Подготовка к звуковому анализу включает в себя следующие разделы:

1. Выделение первого ударного гласного звука (А, О, У, Э, И). На материале этих звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности. Дети определяют количество звуков и их последовательность в звукосочетаниях.

2. Выделение первого и последнего согласного звука в односложных словах / КОТ, МАК, СУП /.

3. Анализ и синтез обратного слога типа АП, УТ, ОК.

4. Выделение в слове ударного гласного из положения после согласного / КОТ, ТАНК /.

5. Овладение анализом и синтезом прямых слогов типа СА, КУ, МЫ.

6. Овладение звуковым анализом и синтезом односложных слов типа СОК, СУП, МАК.
Слова, которые не следует давать для анализа:

Слова с йотированными буквами Я, Е, Ю, с Ь и Ъ, со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, З на конце слова и в середине перед согласными, т.к. в этом случае написание слова расходится с его произнесением, значит слово трудно для анализа.

Условные обозначения для звукового анализа.

Условные обозначения для звукового анализа

Звуковой анализ односложного слова

Например, слово СУП произнесите, выделяя гласный – СУУУП.

  1. Сколько звуков слышится в слове «СУП»? (в слове суп -3 звука)
  2. Какой первый звук? (первый звук С — согласный, глухой, твердый)
  3. Какой второй звук? (второй звук У – гласный)
  4. Какой третий звук? (третийзвук П – согласный, глухой, твердый)

Звуковой анализ односложного слова

Звуковой анализ двусложного слова

Например, слово БУСЫ (произносите, выделяя гласные звуки БУУУСЫЫЫ)

Выделить из состава слова гласные звуки, разделить на слоги (в слове БУСЫдва гласных звука У, Ы. Поэтому два слога)

Какой первый слог? – БУ (два звука:первый Б – согласный, звонкий, твердый, второй – У– гласный)

Какой второй слог? – СЫ(в слоге СЫдва звука:первый С – согласный, глухой, твердый, второй звук Ы – гласный)

Звуковой анализ двусложного слова

Игры с детьми для формирования звукового анализа и синтеза

1. «Хлопни в ладоши» — предложите ребенку хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит слово с заданным звуком.

2. «Определи первый звук в слове» — эта игра научит детей слышать, различать и определять первый звук в отдельном слове.

3. Игра – соревнование «Кто больше придумает слов» с заданным звуком, или попросите ребенка найти предметы в комнате (на улице, в парке и т.д.), в названиях которых есть тот или иной звук.

4. «Поймай последний звук в ладошку». Попросите ребенка медленно произносить слово и последний звук, выделяя голосом, произнести в ладошку. «Какой звук поймал в ладошку?»

5. Игра «Горлышко болит». Произнесите губами без звука все слово, только последний звук вслух.

6. «Цепочка слов». Каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.

7. «Собери слово». Взрослый произносит слово по звукам, например, К , О , Т , ребенок должен догадаться, какое это слово.

8. Находясь в магазине, предложите ребенку выбрать из множества товаров только те, в названиях которых есть заданный звук.

9. Игра с мячом «Закончи слово» — добавление недостающего звука ребенком, например: ШАР – ШАРФ, КОТ – КОТЫ.

Тагинцева Е.В.
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.