Методическая разработка: План-конспект логопедического занятия «Состав слова. Корень слова, однокоренные слова»

Аннотация: Конспект логопедического занятия в 3 классе на тему: «Состав слова. Корень слова, однокоренные слова». Предложенные задания помогут детям закрепить знания о корне слова как о значимой его части, подбора однокоренных слов, развитие навыка словообразования, активизация и совершенствование словарного запаса.

Методическая разработка:

План-конспект логопедического занятия «Состав слова. Корень слова, однокоренные слова»

З класс.

Цели урока:

– совершенствование навыка звукового анализа и синтеза;
– активизация и совершенствование словарного запаса;
– развитие умения находить выделять корень слова, уточнить понятие о корне слова как о значимой его части;
– формирование навыка подбора однокоренных слов, развитие навыка словообразования.

Оборудование: предметные картинки (дерево, ворона, снегирь, сова, скворец), карточки со словами, карточки с текстом, ручки, тетради.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждёт интересный, полезный урок.
Хорошим пусть будет у вас настроение,
Легко нам сегодня дается учение.

– Давайте повторим, что мы знаем о корне слова.

Хором:

Корень – это слова значимая часть.
Родственные связи дарит корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова!

– Что нужно сделать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова?

– Сегодня мы отправимся на прогулку в лес и чтобы не заблудиться, мы должны выполнить первое задание: сядет тот, кто подберёт однокоренное слово к слову “лес”.

(Дети называют слова и садятся).

2. Основная часть:

Совершенствование звукового анализа и синтеза:

(На доске “дерево”, на котором прикреплены буквы)

– В нашем лесу есть одно необычное дерево называется оно “словообразовательное”.

Посмотрите, что растёт на дереве?

– Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, глухие согласные звуки, гласные.

– Если вы уберёте буквы, которые обозначают глухие согласные звуки, то сможете прочитать слово, которое я загадала.

На верхушку дерева выставляется картинка “ворона” и слово.

- Работаем в тетради:

– Запишите получившееся слово в тетрадь, подчеркните орфограммы.

Развитие навыка словообразования:

– Качнул ветер дерево, встрепенулась птица, обронила пёрышки, слова и рассыпались.
Нам нужно помочь птице собрать их.

(На дерево вывешиваются пёрышки из бумаги, на которых написаны части слов).

– Ребята, можем ли мы понять значение этих слов? Почему? Что нам необходимо сделать?

– Работаем у доски: Возьмите карточки с корнем слова и поставьте их на место.

(Дети вставляют корни, читают получившиеся слова, уточняют значения слов).

Таким образом, на дереве появляются слова: воронушка, воронёнок, вороний, проворонила, воронята.

– Что вы можете сказать об этих словах?

(Корень “ворон” прикрепляется на корень дерева).

– Запишите получившиеся слова в тетрадь, поставьте ударение, выделите корень.

(Дети выполняют задание).

Развитие навыка подбора однокоренных слов для проверки безударных гласных в корне слова:

– Пробрались мы через дебри словообразовательного леса и оказались на его опушке.
Догадайтесь, каких птиц мы здесь сможем встретить?

Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)

(На дерево вывешивается картинка – слово “сова”)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)

(На дерево вывешивается картинка – слово “снегирь”)

На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут певца…(Скворец)

(На дерево вывешивается картинка – слово “скворец”)

– Посмотрите на слова – отгадки, что заметили? Какие буквы пропущены? – Что нужно сделать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова?

– Мы с вами знаем, что однокоренные слова можно назвать родственными, а родственники всегда приходят на помощь друг другу. Так какой же родственник придёт на помощь к слову “сова”, “снегирь”, “скворец”.

(Дети подбирают проверочные слова, записывают их в тетрадь, ставят ударение, подчёркивают безударную гласную, выделяют корень).

Физминутка:

- Поставьте руки перед грудью. Внимательно слушайте слова. Если я называю слова с корнем -лет- , вы разводите руки в стороны, изображая самолет, а если слова с корнем -лес-, то потягиваетесь, поднимаете руки вверх, изображая деревья.

Летчик, лесной, лесоруб, лететь, перелесок, лётный, лесок, летающий, лесничий, самолет.

Развитие умения выделять на слух родственные слова.

– Озорной скворец предлагает нам поиграть: он спрятал в своём гнезде однокоренные слова. Послушайте внимательно стихотворение, постарайтесь запомнить и назвать однокоренные слова:

Мы построили скворечню
Для весёлого скворца.
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Всё семейство вчетвером
Проживает в доме том.
Мать, отец и скворушки –
Чёрненькие пёрышки.
Кормит матушка скворчат:
Целый день птенцы кричат:
– Мы хотим добавку муху и козявку!

(Дети называют слова, которые вывешиваются на дерево).

– Почему вы решили, что это родственные слова?

Работаем в тетради:

– Запишите эти слова в тетрадь, поставьте ударение, выделите корень.

Развитие умения выделять родственные слова из однокоренных.

- Работаем у доски две команды: К данному слову впишите номера родственных им слов.

впишите номера родственных им слов

1. болеть

2. ледяной

3. болтать

4. ледянка

5. больница

6. заболеть

7. болтушка

8. выболтать

9. больной

9. лётный

10.заледенелый

1. носить

2. залетел

3.переносить

4. носорог

5. носатый

6. приносить

7. носовой

8. Долгоносик

10.влетел

Игра “Найди родственников”:

– Ветер разбросал по лесу слова, все они перепутались между собой. Посмотрите внимательно на цепочку слов и скажите, какое слово “лишнее”?

Нос, носит, носатый, носик.
Крылышко, крылечко, крылья, крылатый.

(Дети называют лишнее слово, доказывают, что оно лишнее, составляют и записывают словосочетание с “лишним” словом).

Работа с текстом:

– Ребята, скажите, легко ли приходится птицам зимой? Как могут люди помочь птицам?

– Красногрудый снегирь принёс нам письмо от птиц.

(Детям раздаются карточки с текстом).

Зимой птицам голодно и холодно. Им нечем ____________ . Дети решили ____________ птиц. Они сделали _________ и насыпали на них ___________. Ребята __________ их крошками, семечками и зерном.

– Прочитайте текст, скажите, понятен вам смысл текста? Прочитайте слова помощники, которые даны ниже текста.

(Дети читают слова: кормиться, покормить, корм, кормушки, кормили).

– Что вы можете сказать об этих словах?

– Мы знаем с вами то, что однокоренные слова могут принадлежать к разным частям речи. Среди слов – помощников найдите имена существительные, слова – действия (глаголы).

(Дети называют имена существительные: что? – корм, кормушки; слова – действия: что делать? – кормиться; что сделать? – покормить; что делали? – кормили).

– Прочитайте текст, вставляя пропущенные слова, запишите текст в тетрадь, выделите корень в однокоренных словах.

Развитие навыка словообразования:

– Ребята, осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг. А вот клёст не улетает. Эта птица не боится грозной зимы. В самые сильные морозы она выводит птенцов. Как вы понимаете выражение “грозная зима”? Как можно сказать по – другому?

– У вас на карточках написаны слова, подберите к ним однокоренные, относящиеся к разным частям речи.

Карточка

(Дети вписывают слова в карточки, объясняют, почему эти слова являются однокоренными).

3. Итог:

– Чем мы занимались на занятии? Что больше всего понравилось? Что нового узнали?

(Дети повторяют определение “корень слова”, “однокоренные слова”).

Аллаярова Наталья Анатольевна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.