Аннотация: Конспект логопедического занятия в 3 классе на тему: «Состав слова. Корень слова, однокоренные слова». Предложенные задания помогут детям закрепить знания о корне слова как о значимой его части, подбора однокоренных слов, развитие навыка словообразования, активизация и совершенствование словарного запаса.
Методическая разработка:
План-конспект логопедического занятия «Состав слова. Корень слова, однокоренные слова»
З класс.
Цели урока:
– совершенствование навыка звукового анализа и синтеза;
– активизация и совершенствование словарного запаса;
– развитие умения находить выделять корень слова, уточнить понятие о корне слова как о значимой его части;
– формирование навыка подбора однокоренных слов, развитие навыка словообразования.
Оборудование: предметные картинки (дерево, ворона, снегирь, сова, скворец), карточки со словами, карточки с текстом, ручки, тетради.
Ход занятия
1. Организационный момент:
Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждёт интересный, полезный урок.
Хорошим пусть будет у вас настроение,
Легко нам сегодня дается учение.
– Давайте повторим, что мы знаем о корне слова.
Хором:
Корень – это слова значимая часть.
Родственные связи дарит корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова!
– Что нужно сделать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова?
– Сегодня мы отправимся на прогулку в лес и чтобы не заблудиться, мы должны выполнить первое задание: сядет тот, кто подберёт однокоренное слово к слову “лес”.
(Дети называют слова и садятся).
2. Основная часть:
Совершенствование звукового анализа и синтеза:
(На доске “дерево”, на котором прикреплены буквы)
– В нашем лесу есть одно необычное дерево называется оно “словообразовательное”.
Посмотрите, что растёт на дереве?
– Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, глухие согласные звуки, гласные.
– Если вы уберёте буквы, которые обозначают глухие согласные звуки, то сможете прочитать слово, которое я загадала.
На верхушку дерева выставляется картинка “ворона” и слово.
- Работаем в тетради:
– Запишите получившееся слово в тетрадь, подчеркните орфограммы.
Развитие навыка словообразования:
– Качнул ветер дерево, встрепенулась птица, обронила пёрышки, слова и рассыпались.
Нам нужно помочь птице собрать их.
(На дерево вывешиваются пёрышки из бумаги, на которых написаны части слов).
– Ребята, можем ли мы понять значение этих слов? Почему? Что нам необходимо сделать?
– Работаем у доски: Возьмите карточки с корнем слова и поставьте их на место.
(Дети вставляют корни, читают получившиеся слова, уточняют значения слов).
Таким образом, на дереве появляются слова: воронушка, воронёнок, вороний, проворонила, воронята.
– Что вы можете сказать об этих словах?
(Корень “ворон” прикрепляется на корень дерева).
– Запишите получившиеся слова в тетрадь, поставьте ударение, выделите корень.
(Дети выполняют задание).
Развитие навыка подбора однокоренных слов для проверки безударных гласных в корне слова:
– Пробрались мы через дебри словообразовательного леса и оказались на его опушке.
Догадайтесь, каких птиц мы здесь сможем встретить?
Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)
(На дерево вывешивается картинка – слово “сова”)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
(На дерево вывешивается картинка – слово “снегирь”)
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут певца…(Скворец)
(На дерево вывешивается картинка – слово “скворец”)
– Посмотрите на слова – отгадки, что заметили? Какие буквы пропущены? – Что нужно сделать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова?
– Мы с вами знаем, что однокоренные слова можно назвать родственными, а родственники всегда приходят на помощь друг другу. Так какой же родственник придёт на помощь к слову “сова”, “снегирь”, “скворец”.
(Дети подбирают проверочные слова, записывают их в тетрадь, ставят ударение, подчёркивают безударную гласную, выделяют корень).
Физминутка:
- Поставьте руки перед грудью. Внимательно слушайте слова. Если я называю слова с корнем -лет- , вы разводите руки в стороны, изображая самолет, а если слова с корнем -лес-, то потягиваетесь, поднимаете руки вверх, изображая деревья.
Летчик, лесной, лесоруб, лететь, перелесок, лётный, лесок, летающий, лесничий, самолет.
Развитие умения выделять на слух родственные слова.
– Озорной скворец предлагает нам поиграть: он спрятал в своём гнезде однокоренные слова. Послушайте внимательно стихотворение, постарайтесь запомнить и назвать однокоренные слова:
Мы построили скворечню
Для весёлого скворца.
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Всё семейство вчетвером
Проживает в доме том.
Мать, отец и скворушки –
Чёрненькие пёрышки.
Кормит матушка скворчат:
Целый день птенцы кричат:
– Мы хотим добавку муху и козявку!
(Дети называют слова, которые вывешиваются на дерево).
– Почему вы решили, что это родственные слова?
Работаем в тетради:
– Запишите эти слова в тетрадь, поставьте ударение, выделите корень.
Развитие умения выделять родственные слова из однокоренных.
- Работаем у доски две команды: К данному слову впишите номера родственных им слов.
1. болеть
2. ледяной 3. болтать 4. ледянка 5. больница 6. заболеть 7. болтушка 8. выболтать 9. больной 9. лётный 10.заледенелый |
1. носить
2. залетел 3.переносить 4. носорог 5. носатый 6. приносить 7. носовой 8. Долгоносик 10.влетел |
Игра “Найди родственников”:
– Ветер разбросал по лесу слова, все они перепутались между собой. Посмотрите внимательно на цепочку слов и скажите, какое слово “лишнее”?
Нос, носит, носатый, носик.
Крылышко, крылечко, крылья, крылатый.
(Дети называют лишнее слово, доказывают, что оно лишнее, составляют и записывают словосочетание с “лишним” словом).
Работа с текстом:
– Ребята, скажите, легко ли приходится птицам зимой? Как могут люди помочь птицам?
– Красногрудый снегирь принёс нам письмо от птиц.
(Детям раздаются карточки с текстом).
Зимой птицам голодно и холодно. Им нечем ____________ . Дети решили ____________ птиц. Они сделали _________ и насыпали на них ___________. Ребята __________ их крошками, семечками и зерном.
– Прочитайте текст, скажите, понятен вам смысл текста? Прочитайте слова помощники, которые даны ниже текста.
(Дети читают слова: кормиться, покормить, корм, кормушки, кормили).
– Что вы можете сказать об этих словах?
– Мы знаем с вами то, что однокоренные слова могут принадлежать к разным частям речи. Среди слов – помощников найдите имена существительные, слова – действия (глаголы).
(Дети называют имена существительные: что? – корм, кормушки; слова – действия: что делать? – кормиться; что сделать? – покормить; что делали? – кормили).
– Прочитайте текст, вставляя пропущенные слова, запишите текст в тетрадь, выделите корень в однокоренных словах.
Развитие навыка словообразования:
– Ребята, осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг. А вот клёст не улетает. Эта птица не боится грозной зимы. В самые сильные морозы она выводит птенцов. Как вы понимаете выражение “грозная зима”? Как можно сказать по – другому?
– У вас на карточках написаны слова, подберите к ним однокоренные, относящиеся к разным частям речи.
(Дети вписывают слова в карточки, объясняют, почему эти слова являются однокоренными).
3. Итог:
– Чем мы занимались на занятии? Что больше всего понравилось? Что нового узнали?
(Дети повторяют определение “корень слова”, “однокоренные слова”).
Аллаярова Наталья Анатольевна,
учитель-логопед