Коррекция нарушения фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Коррекция нарушения фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Актуальность исследования

Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что пятый год жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковом потоке.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова и др.), а также практический опыт логопедической работы, обучение детей с ФФН речи, правильно сформулированный коррекционный процесс позволяет не только полностью устранить недостатки формирования фонематических представлений, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период.

Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения позволяют не только исправить первичный дефект, предупредить вторичный, но и полностью подготовить их к обучению в школе. Это и определило актуальность нашего исследования.

Цель исследования: выявить особенности формирования у детей дошкольного возраста фонематических представлений, разработать и апробировать методику коррекционной работы.

Объект исследования: особенности фонематических представлений у детей дошкольного возраста с ФНН.

Предмет исследования: система коррекционной работы по формированию фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

Гипотеза исследования: формирование фонематических представлений у детей с ФФН будет эффективным при условии целенаправленной логопедической работы, включающей развитие фонематической и фонетической стороны речи.

Исходя из целей и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Изучить общую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Обследовать речь детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и выявить уровни развития фонематического представления.
3. Разработать методику и организовать экспериментальное обучение.
4. Проверить на практике эффективность применения методов обучения.

Методологической основой исследования явились учения А.Н. Гвоздева, А.Н. Леонтьева о этапах речевого развития, положения Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина о ведущем виде деятельности детей.

Методы исследования

1. Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме;
2. Изучение психолого-педагогической и медицинской документации;
3. Наблюдения за коррекционной группой и определение ее особенностей;
4. Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
5. Анализ полученных результатов.

Теоретическая и практическая значимость

Дан анализ психолого-педагогической, логопедической и методической литературы, и современных образовательных программ по проблеме; изучены теоретико-методологические основы формирования фонематических представлений у детей дошкольного возраста с ФФН. Полученные данные могут быть использованы для работы логопедов и воспитателей группы для детей с ФФНР, в специальных дошкольных учреждениях, в речевых центрах, а также родителями имеющих детей с нарушениями речи.

Организация и методики исследования

Логопедическое обследование развитости фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием был проведен на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы.

В эксперименте участвовало 20 дошкольников с недоразвитием речи. У всех детей по заключению логопеда общее недоразвитие речи III уровня.

Исследование проводилось в три этапа:

1. Констатирующий этап.

На данном этапе были подобраны диагностические методики на исследование сформированности фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием, были сформированы экспериментальная и контрольная группы старших дошкольников с недоразвитием речи, проведена процедура диагностики сформированности фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведен анализ результатов исследования.

2. Формирующий этап.

На данном этапе проводился подбор заданий, упражнений, дидактических игр на формирование фонематического восприятия (фонематического, слогового и на уровне предложения), проведение логопедической работы с применением подобранного материала с дошкольниками экспериментальной группы.

3. Контрольный этап.

Сроки проведения

На данном этапе проводилось повторное исследование сформированности фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием двух групп, проводился сравнительный анализ результатов первоначальной и повторной диагностики.

Исследование сформированности у дошкольников операций языкового анализа проводилось параллельно с исследованием сформированности операций языкового синтеза.

Для исследования особенностей языкового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста нами были использованы диагностические методики, рекомендованные Р. И. Лалаевой .Это методики на исследование языкового анализа и синтеза фонематического, слогового и на уровне предложения.

Методика 1.

Анализ предложений на слова.

Первая методик содержит одно задание. Материалом исследования служат предложения различной структуры Перед ребенком стоит задание назвать, сколько слов в предложении.

Методика 2.

Слоговой анализ и синтез

Вторая методик содержит пять заданий: четыре на слоговой анализ и один на синтез.

При обследовании сформированности слогового анализа материалом служат слова Слоговой анализ исследуется по четырем заданиям:

1) взрослый говорит слова слитно, а дошкольникам предложено повторить слово по слогам,
2) взрослый говорит слова, а дошкольникам предложено определить, сколько слогов в слове,
3) взрослый говорит слова, а дошкольникам предложено назвать ударный слог слова,
4) взрослый говорит слова, а дошкольникам предложено назвать, какой по счету ударный слог в слове.

При обследовании сформированности слогового синтеза материалом служат слова. Слоговой синтез исследуется в следующем задании: взрослый произносит слова по слогам, а дошкольникам предстоит потом сказать слово слитно.

Методика 3.

Фонематический анализ и синтез.

Третья методика содержит восемь заданий: семь на фонематический анализ и одно на фонематический синтез.

При исследовании сформированности фонематического анализа использовались наборы слов (Приложение 1).

Фонематический анализ исследуется по семи заданиям:

1) выделение звука на фоне слова,
2) определение первого и последнего звука в словах,
3) определение места звука в слове (начало, середина, конец),
4) определение количества звуков в словах,
5) определение последовательности звуков,
6) определение «соседей» звука в слове,
7) определение позиционного места звука в слове (какой по счету звук в слове?).

Фонематический синтез исследуется в следующем задании: экспериментатор называет звуки слова и просит ребенка узнать слово.

Каждое задание оценивается по 5-балльной системе (от 1 до 5 баллов). Критерии оценки по каждой методике подробно описаны в Приложении 1.

По итогам диагностических заданий высчитывается средний балл, который является показателем уровня сформированности фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием:

Высокий уровень: 4,4 — 5 баллов
Выше среднего: 3,5 – 4,3 балла.
Средний уровень: 2,4 – 3,4 балла.
Ниже среднего: 1,7 – 2,3 балла.
Низкий уровень: 1 – 1,6 балла.

Констатирующий этап: результаты исследования фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием

В таблице 1 представлены итоговые результаты констатирующего этапа исследования – распределение дошкольников с недоразвитием речи двух групп по уровням сформированности языкового анализа.

Таблица 1

Уровень сформированности языкового анализа у дошкольников с недоразвитием речи по итогам констатирующего этапа

Общий уровень сформированности умений языкового анализа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа
Чел. % Чел. % Чел. %
Низкий 4 25% 1 12,5% 4 27%
Ниже среднего 5 62,5% 6 75% 10 67%
Средний 1 12,5 0 0% 1 6%

Результаты констатирующего этапа исследования представлены на диаграмме 1 – здесь приведены данные по каждой методике в средний баллах, что наглядно демонстрирует успешность выполнения дошкольниками двух групп заданий на фонематический, слоговой анализ и анализ на уровне предложений.

Диаграмма 1

Состояние сформированности фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием по результатам констатирующего этапа, в средних баллах

Состояние сформированности фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием

Диаграмма 1 демонстрирует слабые результаты сформированности умений языкового анализа по всем диагностическим методикам на начало исследования как в экспериментальной, так и в контрольной группах.

Таким образом, по результатам констатирующего этапа исследования было выявлено, что у старших дошкольников с недоразвитием речи крайне слабо сформированы умения языкового анализа на всех трех рассматриваемых уровнях – и на фонематическом уровне, и на слоговом уровне, и на уровне предложения:

1. На фонематическом уровне старшие дошкольники с недоразвитием речи затрудняются в определении количества звуков в словах, в определении позиционного места звука в слове, в выделении звука на фоне слова, в определении первого и последнего звука в словах, в определении места звука в слове, в определении «соседей» звука в слове, в определении последовательности звуков, в определении слова целиком после звучания отдельно его составляющих звуков.

2. На слоговом уровне дошкольники затрудняются в определении ударного слога слова, в определении количества слогов в слове, в определении после произнесения слова, какой по счету ударный слог в слове, в повторении слова по слогам после его звучания слитно, в произнесении слова слитно после его звучания по слогам.

3. На уровне предложения дошкольники затрудняются выделять слова.

Формирующий эксперимент: разработка системы заданий на формирование фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием

На данном этапе проводился подбор заданий, упражнений, дидактических игр на формирование языкового анализа (фонематического, слогового и на уровне предложения), проведение логопедической работы с применением подобранного материала с дошкольниками экспериментальной группы.

Направления логопедической работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием:

1. Формирование умений фонематического анализа и синтеза.
2. Формирование умений слогового анализа и синтеза.
3.Формирование умений языкового анализа на уровне предложения.

Описание содержания логопедической работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием по основным направлениям.

1. Формирование умений фонематического анализа и синтеза.

При формировании фонематического анализа и синтеза усилия были направлены на умение определять последовательность звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком).

В процессе формировании фонематического анализа и синтеза учитывалось, что трудности выделения звука зависят от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда. Лучше всего выделяются ударные гласные из начала слова («улей», «аист»). Щелевые звуки, как более длительные, выделяются легче, чем взрывные. Как и гласные они легче выделяются из начала слова. Выделение же взрывных звуков осуществляется успешнее, когда они находятся в конце слова. Звуковой ряд из 2–3 гласных анализируется лучше, чем ряд, включающий согласные и гласные звуки. Это объясняется тем, что каждый звук в ряду гласных произносится почти тождественно изолированному произношению. Кроме того, каждый звук в таком ряду представляет собой единицу речевого произносительного потока, иными словами слог, а также произносится более длительно.

В связи с этими особенностями формирование умений фонематического анализа и синтеза проводилось с детьми экспериментальной группы первоначально на материале ряда из гласных затем ряда-слога, потом на материале слова из двух и более слогов.

При формировании сложных форм фонематического анализа учитывалось, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план (по П. Я. Гальперину). В логопедической работе с дошкольниками экспериментальной группы выделялись эти этапы.

I этап – формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия. Первоначальная работа проводилась с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребенок заполнял схему фишками. Действие, которое осуществлял дошкольник, представляло собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.

II этап – формирование действия звукового анализа в речевом плане. Исключалась опора на материализацию действия, формирование фонематического анализа переводилось в речевой план. Слово называлось, определялись первый, второй, третий и последующие звуки, уточнялось их количество.

III этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Дошкольники определяли количество и последовательность звуков, не называя слова, то есть на основе представлений.

Ниже приведен перечень специально подобранных дидактических игр и игровых упражнения, направленных на формирование фонематического анализа и синтеза старших дошкольников с недоразвитием речи.
Например, в игре «Какой звук есть во всех словах?» формируется умение выделять общий звук в словах: логопед произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из заданных звуков и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах.

В игре «Выдели слово» формируется умение выделять заданный звук из слова: логопед произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук [з] (песня комарика) и звук [с] (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными.
В игре «Разноцветные мячики» закрепляется дифференциация на слух гласных и согласных звуков. По условиям игры логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду.

В игре «Доскажи звук» формируется умение выделять в слове последний звук по представлению. Игра проводиться с помощью перекидывания мяча. Логопед произносить предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове, и бросает мяч следующему играющему. Тот ловит мяч и досказывает нужный звук.

В игре «Найди сбежавший звук» формируется умение определять первый звук в словах собственной речи. Логопед читает стихи, в которых есть слова с пропущенным первым звуком. Дети должны догадаться, в каком слове пропущен звук, произнести это слово, а затем выделить и назвать «сбежавший звук». За каждый правильный звук дается фишка-картинка.

В игре «Распредели картинки» формируется умение определять место звука в слове (начало, середина, конец). Логопед раздает детям картинки, где заданный звук находиться в разных позициях. Детям предлагается распределить картинки по колонкам: в первую — где заданный звук находиться в начале слова, во вторую – в середине, в третью – в конце слова.

В игре «Слово за словом» формируется умение подбирать слова с заданным звуком. Логопед предлагает подобрать слова на заданный звук и по определенной теме. Играя в игру, слова начинаются с первого заданного звука.

2. Формирование умений слогового анализа и синтеза.

При развитии навыков слогового анализа и синтеза работа начиналась со вспомогательных приёмов (отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество). Затем, опираясь на умение выделять гласные звуки в слове, дети усваивали основное правило деления слогов: в слове столько слогов, сколько гласных. Более подробно упражнения представлены в Приложении 3.

В частности, на формирование слогового анализа и синтеза были подобраны упражнения: отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество; определить количество слогов в названных словах (поднять соответствующую цифру); выделить первый слог из названий картинок; определить пропущенный слог в слове с помощью картинки; составить слово из слогов, данных в беспорядке и другие.

На формирование слогового анализа и синтеза были подобраны такие игры, как «Отгадайте, кого я называю?», «Перевёртыши», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги» и другие.

В игре «Отгадайте, кого я называю?» логопед предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. В результате игра способствует развитию умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

В игре «Перевёртыши» логопед называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое. В результате игра способствует развитию умения составлять слова, накоплению в памяти слоговых образов.

В игре «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги» логопед бросает мяч детям, называет одно-, двух– и трёхсложные слова, а ребёнок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и передает мяч обратно. Игра способствует развитию навыков деления слогов.

В игре «Поезд» предлагает выполнить задание в игровой форме: если в названии картинки один слог, то нужно посадить героя в первый вагон (одно окно), два слога – во второй (два окна) и т.д. Игра способствует выработке умения определения количества слогов в слове.

3.Формирование умений языкового анализа на уровне предложения.

На формирование языкового анализа на уровне предложения были подобраны задания: определять количество, последовательность и место слов в предложении.

Для развития навыков языкового анализа и синтеза на уровне предложения детям экспериментальной группы предлагались разнообразные задания (Приложение 3).

Анализ структуры предложения предполагает умение определять количество, последовательность и место слов в предложении. С целью формирования и развития этого умения дошкольникам экспериментальной группы предлагались следующие задания: определить границы предложения в тексте; придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нём количество слов; придумать предложение с определённым количеством слов; увеличить количество слов в предложении; составить предложения из слов, данных в беспорядке или деформированные предложения; придумать предложение с определённым словом; поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.

На формирование языкового анализа на уровне предложения подбирались задания с использованием графических схем, например: задание составить графическую схему предложения: предложение обозначается целой полоской, слова – маленькими полосками; по графической схеме придумать предложение.

Интерес у дошкольников с недоразвитием речи вызывали задания на составление предложений по опорным картинкам с определённым количеством слов.

Особое внимание уделялось заданиям на определение границ предложения: выделение предложений из текста (сначала с опорой на сюжетную картинку или на серию картинок, а затем без опоры).

Таким образом, ключевыми направлениями логопедической работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием были:

1) формирование умений фонематического анализа и синтеза,

2) формирование умений слогового анализа и синтеза,

3) формирование умений языкового анализа на уровне предложения.

При формировании умений фонематического анализа и синтеза работа проводилось первоначально с опорой на вспомогательные средства и действия (графическая схема слова, практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове); далее – исключительно в речевом плане (исключалась опора на материализацию действия); наконец — в умственном плане (на основе представлений).

При развитии навыков слогового анализа и синтеза работа начиналась со вспомогательных приёмов (отхлопывание, отстукивание слов по слогам), затем дети усваивали основное правило деления слогов (в слове столько слогов, сколько гласных). На формирование языкового анализа на уровне предложения были подобраны задания: определять количество, последовательность и место слов в предложении; определить границы предложения в тексте и другие.

3.2 Контрольный эксперимент: сравнительный анализ исследования сформированности фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием

Результаты контрольного этапа представлены в таблицах 3 и 4 Приложения 2.

В таблице 2 представлены итоговые результаты контрольного этапа исследования – распределение дошкольников с недоразвитием речи двух групп по уровням сформированности языкового анализа.

Таблица 2

Уровень сформированности языкового анализа у дошкольников с недоразвитием речи по итогам контрольного этапа

Общий уровень сформированности умений языкового анализа Экспериментальная группа Контрольная группа
Чел. % Чел. %
Ниже среднего 0 0% 5 62,5%
Средний 6 75% 3 37,5%
Выше среднего 2 25% 0 0%

На контрольном этапе большинство дошкольников экспериментальной группы продемонстрировали общий средний уровень сформированности умений языкового анализа (6 чел., или 75%). У 2 дошкольников экспериментальной группы после логопедической работы был выявлен уровень сформированности умений языкового анализа выше среднего (25%).

Для сравнения: при первой диагностике в экспериментальной группе у 12,5% дошкольников (1 чел.) был выявлен низкий общий уровень сформированности умений языкового анализа, уровень ниже среднего – у 75% дошкольников экспериментальной группы (6 чел.).

На контрольном этапе большинство дошкольников контрольной группы продемонстрировали общий уровень сформированности умений языкового анализа ниже среднего (5 чел., или 62,5%), средний уровень был выявлен у 3 чел. (37,5%) из контрольной группы.

Для сравнения: при первой диагностике в контрольной группе у 25% дошкольников (2 чел.) был выявлен низкий общий уровень сформированности умений языкового анализа, уровень ниже среднего – у 62,5% дошкольников контрольной группы (5 чел.), средний уровень – у одного дошкольника контрольной группы (12,5%).

Результаты контрольного этапа исследования представлены на диаграмме 2 – здесь приведены данные по каждой методике в средний баллах, что наглядно демонстрирует успешность выполнения дошкольниками двух групп заданий на фонематический, слоговой анализ и анализ на уровне предложений при повторной диагностике.

Диаграмма 2

Состояние сформированности фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием по результатам контрольного этапа, в средних баллах

Состояние сформированности фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием по результатам контрольного этапа

Согласно диаграмме 2, по всем аспектам языкового анализа в экспериментальной группе были получены более высокие результаты, чем в контрольной группе.

При выполнении задания на называние количества слов в предложении (методика 1) по экспериментальной группе получен средний балл 3,26, по контрольной – 2,26.Для сравнения: при первоначальной диагностике по данной методике в экспериментальной группе был получен средний балл 2,06, по контрольной – 1,93.

При выполнении заданий на слоговой анализ и синтез по экспериментальной группе получен средний балл 3,08, по контрольной – 2,17.Для сравнения: при первоначальной диагностике по данной методике в экспериментальной группе получен средний балл 1,89, по контрольной – 1,97.

Диаграмма 3

Динамика изменения сформированностиумений языкового анализа у дошкольников экспериментальной группы после логопедической работы, в средних баллах

Динамика изменения сформированностиумений языкового анализа у дошкольников экспериментальной группы после логопедической работы

При выполнении заданий на фонематический анализ и синтез по экспериментальной группе получен средний балл 3,13, по контрольной – 2,09.Для сравнения: при первоначальной диагностике по данной методике в экспериментальной группе получен средний балл 1,83, по контрольной – 1,88.

Динамика изменения уровня сформированности языкового анализа у дошкольников экспериментальной группы после проведенной логопедической работы представлена графически на диаграмме 3.

По первой методике в экспериментальной группе успешность выполнения диагностического задания повысилась от 2,06 до 3,26 баллов. Следовательно, дошкольники стали успешнее выполнять задание на называние количества слов в предложении, что говорит о формировании умений языкового анализа на уровне предложения.

По второй методике в экспериментальной группе успешность выполнения диагностического задания повысилась от 1,89 до 3,08 баллов.

Изначально по данной методике у дошкольников экспериментальной группы наибольшие трудности вызвали задания на слоговой анализ — назвать ударный слог слова (средний балл по данному заданию составил 1,73), на слоговой синтез — произнести слитно слово после прослушивания звучания слова по слогам (1,73). Проведенная логопедическая работа способствовала формированию слогового анализа и синтеза, о чем говорит уверенный рост при повторной диагностике по данным диагностическим заданиям (по заданию на называние ударного слога слова рост составил от 1,73 до 2,93, по заданию на произнесение слитно слова после прослушивания его звучания по слогам рост составил от 1,73 до 3,06).

Также уверенная положительная динамика была выявлена по другим диагностическим заданиям на слоговой анализ: дошкольники экспериментальной группы после проведения с ними специальной логопедической работы стали успешнее выполнять задания на повторение слова по слогам после того как взрослый произносит его слитно (рост составил от 2,0 до 3,2); на определение количества слогов в слове (рост составил от 2,0 до 3,13); на определение после произнесения слова, какой по счету ударный слог в слове (рост составил от 2,0 до 3,06).

По третьей методике в экспериментальной группе успешность выполнения диагностического задания повысилась от 1,83 до 3,13 баллов.

Изначально по данной методике у дошкольников экспериментальной группы наибольшие трудности вызвали задания на анализ — определение количества звуков в словах (средний балл по данному заданию составил 1,66), определение позиционного места звука в слове (1,73), на синтез – узнать слово после называния взрослым вслух отдельно звуков слова (1,73). Проведенная логопедическая работа способствовала формированию фонематического анализа и синтеза, о чем также говорит уверенный рост при повторной диагностике по данным диагностическим заданиям (по заданию на определение количества звуков в словах рост составил от 1,66 до 2,86, по заданию на определение позиционного места звука в слове рост составил от 1,73 до 3,0, по заданию на определение слова после называния взрослым вслух отдельно звуков слова рост составил от 1,73 до 3,13.

Положительная динамика была выявлена и по другим диагностическим заданиям на фонематический анализ: дошкольники экспериментальной группы после проведения с ними специальной логопедической работы стали успешнее выполнять задания на выделение звука на фоне слова (рост составил от 1,86 до 3,2), на определение первого и последнего звука в словах (рост составил от 2,06 до 3,26), на определение места звука в слове (рост составил от 1,8 до 3,2), на определение последовательности звуков (рост составил от 2,0 до 3,13), на определение «соседей» звука в слове (рост составил от 1,86 до 3,26).

Динамика изменения уровня сформированности языкового анализа у дошкольников контрольной группы представлена графически на диаграмме 4.

В контрольной группе также зафиксирована положительная динамика роста показателей сформированности языкового анализа по всем трем методикам, однако данная динамика намного слабее, чем в экспериментальной группе.

Так, по первой методике в контрольной группе успешность выполнения диагностического задания повысилась от 1,93 до 2,26 (для сравнения: по экспериментальной группе динамика по первой методике составила от 2,06 до 3,26 баллов).

Диаграмма 4

Динамика изменения сформированностиумений языкового анализа у дошкольников контрольной группы, в средних баллах

Динамика изменения сформированностиумений языкового анализа у дошкольников контрольной группы

По второй методике в контрольной группе успешность выполнения диагностического задания повысилась от 1,97 до 2,17 (для сравнения: по экспериментальной группе динамика по второй методике составила от 1,89 до 3,08 баллов).

По третьей методике в контрольной группе успешность выполнения диагностического задания повысилась от 1,88 до 2,09 (для сравнения: по экспериментальной группе динамика по третьей методике составила от 1,83 до 3,13 баллов).

Таким образом, проведенная логопедическая работа с дошкольниками экспериментальной группы способствовала формированию у детей с недоразвитием речи умений языкового анализа на всех трех рассматриваемых уровнях – и на фонематическом уровне, и на слоговом уровне, и на уровне предложения:

1. На фонематическом уровне старшие дошкольники с недоразвитием речи после логопедической работы стали увереннее определять количество звуков в словах, первый и последний звук в словах, позиционное место звука в слове (какой по счету звук в слове), место звука в слове (начало, середина, конец), «соседей» звука в слове, последовательность звуков, слова целиком после звучания отдельно его составляющих звуков, выделять звук на фоне слова.

2. На слоговом уровне старшие дошкольники с недоразвитием речи после логопедической работы стали правильнее определять ударный слог слова, количество слогов в слове, последовательность ударного слога в слове после произнесения слова, повторять слово по слогам после его звучания слитно, произносить слово слитно после его звучания по слогам.

3. На уровне предложения дошкольники с недоразвитием речи после логопедической работы стали успешнее выделять слова в предложении, определять их количество.

Так, проведенная логопедическая работа способствовала формированию у старших дошкольников с недоразвитием речи умений языкового анализа и на фонематическом уровне, и на слоговом уровне, и на уровне предложения.

Логопедическая работа с дошкольниками экспериментальной группы проводилась в течение нескольких месяцев. Ключевые направления логопедической работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием: 1) формирование умений фонематического анализа и синтеза, 2) формирование умений слогового анализа и синтеза, 3) формирование умений языкового анализа на уровне предложения.

При формировании умений фонематического анализа и синтеза работа проводилось первоначально с опорой на вспомогательные средства и действия (графическая схема слова, практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове); далее – исключительно в речевом плане (исключалась опора на материализацию действия); наконец — в умственном плане (на основе представлений). Были специально подобраны дидактические игры и игровые упражнения на формирование фонематического анализа и синтеза («Какой звук есть во всех словах?», «Выдели слово», «Разноцветные мячики», «Доскажи звук», «Найди сбежавший звук» и другие).

При развитии навыков слогового анализа и синтеза работа начиналась со вспомогательных приёмов (отхлопывание, отстукивание слов по слогам), затем дети усваивали основное правило деления слогов (в слове столько слогов, сколько гласных). На формирование слогового анализа и синтеза были подобраны упражнения: определить количество слогов в названных словах (поднять соответствующую цифру); выделить первый слог из названий картинок; определить пропущенный слог в слове с помощью картинки; составить слово из слогов, данных в беспорядке, игры «Отгадайте, кого я называю?», «Перевёртыши», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги» и другие.

На формирование языкового анализа на уровне предложения были подобраны задания: определять количество, последовательность и место слов в предложении; определить границы предложения в тексте и другие. Широко использовались задания с использованием сюжетных картинок (придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нём количество слов); с использованием графических схем (составить графическую схему предложения или по графической схеме придумать предложение); с использованием деформированных предложений.

На контрольном этапе большинство дошкольников экспериментальной группы продемонстрировали общий средний уровень сформированности умений языкового анализа. У 2 дошкольников экспериментальной группы после логопедической работы был выявлен уровень сформированности умений языкового анализа выше среднего (25%).

Большинство дошкольников контрольной группы продемонстрировали общий уровень сформированности умений языкового анализа ниже среднего (62,5%), средний уровень был выявлен у (37,5%) из контрольной группы.

Проведенная логопедическая работа с дошкольниками экспериментальной группы способствовала формированию у них умений языкового анализа на всех трех рассматриваемых уровнях – и на фонематическом уровне, и на слоговом уровне, и на уровне предложения.

Так, на фонематическом уровне старшие дошкольники с недоразвитием речи после логопедической работы стали увереннее определять количество звуков в словах, первый и последний звук в словах, позиционное место звука в слове (какой по счету звук в слове), место звука в слове (начало, середина, конец), «соседей» звука в слове, последовательность звуков, слова целиком после звучания отдельно его составляющих звуков, выделять звук на фоне слова.

На слоговом уровне старшие дошкольники с недоразвитием речи после логопедической работы стали правильнее определять ударный слог слова, количество слогов в слове, последовательность ударного слога в слове после произнесения слова, повторять слово по слогам после его звучания слитно, произносить слово слитно после его звучания по слогам.

На уровне предложения дошкольники с недоразвитием речи после логопедической работы стали успешнее выделять слова в предложении, определять их количество.

Пестова Татьяна Евгеньевна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.