Групповые логопедические занятия с пациентами с афазией легкой степени выраженности в условиях стационарного отделения

Групповые логопедические занятия с пациентами с афазией легкой степени выраженности в условиях стационарного отделения

Динамическая афазияПациентам, перенёсшим инсульт, черепно-мозговую травму и имеющим речевые нарушения необходимо оказание своевременной, высококвалифицированной, специализированной и комплексной медико-психолого-педагогическогой помощи, которая должна быть направлена на максимальное восстановление или компенсацию утраченных двигательных и высших психических функций, в том числе и речевых нарушений.

На базе суточного стационарного отделения, являющегося структурным подразделением Центра патологии речи и нейрореабилитации, используют комплексный метод реабилитации и адаптации больных с нарушениями высших психических функций. Началу восстановительного обучения предшествует тщательное обследование состояния речи больного. Такое обследование выявляет характер и глубину расстройств различных сторон речи.

Также исследование позволяет обнаружить сохранные элементы речи и других корковых функций. Обследование охватывает все стороны, также состояние праксиса, гнозиса, счёта, памяти и др. На основании исследования даётся общее заключение, определяющее форму, степень речевого расстройства и стадию восстановления речевых функций. По результатам исследования высших психических функций пациента составляется программа восстановительного обучения пациента.

Программа должна включать определенные задачи и соответствующие им методы работы, дифференцированные в зависимости от формы афазии, степени выраженности дефекта, этапа заболевания и индивидуальных особенностей нарушений речи. Исходя из соматического и речевого статуса определяется индивидуальная логопедическая нагрузка для пациента.

С пациентами, проходящими курс нейрореабилитации в центре, проводятся ежедневно индивидуальные и групповые логопедические занятия. При комплектовании логопедических групп подбираются пациенты с однотипными формами речевых расстройств и относительно одинаковой стадией восстановления. Введение в программу комплексной нейрореабилитации групповых занятий свидетельствует о возможности восстановления речи у больных с афазией, а не приспособления к дефекту.

Важная роль для восстановления коммуникативной функции речи принадлежит групповой речи, которая обладает такими характеристиками, эмоциональность, ситуативность, натуральность, стихийность, простота грамматического оформления и высокая частотность лексики.

Групповая речь стимулирует у пациентов положительные эмоции, снимает напряжение, эффективно воздействует на восстановление активности речи, помогает выявить и преодолеть отрицательные личностные установки, чувства страха речевого общения, повысить мотивацию к логопедическим занятиям. И эффективнее всего все эти задачи могут быть реализованы только в группе, в коллективе. Так как только на групповых занятиях присутствуют факторы взаимопомощи, соревнования и сотрудничества. Желание помочь товарищу по группе нередко приводит к тому, что пациент произносит слова, фразы, которые не мог произнести пациент. Фактор взаимопомощи наиболее проявляется при применении метода ролевой игры и драматизации.

Когда пациенты разыгрывают по ролям ту или другую жизненную ситуацию по сценарию. Основными условиями таких игр является хороший эмоциональный фон, частотность темы и частотность лексики. В ситуации викторин и игр отчётливо проявляется фактор соревнования, связанный со стремлением больного к самоутверждению в группе.

Широко используется также на групповых занятиях метод коллективной беседы, в разных его видах и с разной целью. Беседа применяется как в ходе выполнения различных заданий, игр, викторин, так и в момент отдыха, на начальном и заключительном этапе занятия.

Задачей логопеда является подобрать соответствующий материал для беседы. Выбор тем зависит от актуальных возможностей пациентов и их преморбидных особенностей. Это могут быть и самые бытовые темы и философские. Возможно также, когда один из пациентов заранее готовит доклад на заданную тему, зачитывает его перед другими пациентами, после чего данная тема обсуждается всей группой, задаются вопросы, обсуждаются спорные моменты. Беседа — это тот вид работы, который осуществляется в основном в рамках групповых занятий.

Групповые логопедические занятия являются неотъемлемой частью комплексных мер по нейрореабилитации.В группу для пациентов с афазией лёгкой степени выраженности направляются пациенты с различными формами афазии:

- с афферентной моторной афазией лёгкой степени выраженности;
- с эфферентной моторной афазией лёгкой степени выраженности;
- с динамической афазией лёгкой степени выраженности;
- с сенсорной афазией лёгкой степени выраженности;
- с акустико-мнестической афазией лёгкой степени выраженности;
- с семантической афазией лёгкой степени выраженности;
- с проводниковой афазией лёгкой степени выраженности.

Так же возможно нахождение в группе пациентов с сочетанными нарушениями, а так же нарушениями других психических функций.

Оптимальная наполняемость группы 8-10 человек. Такое количество обеспечивает тесный контакт всех пациентов и логопеда с пациентами, создавая ситуацию непроизвольного общего и речевого поведения.

Конспекты групповых занятий для пациентов с афазией лёгкой степени выраженности

Цель занятий: помочь пациентам выработать и закрепить навыки разговорной речи и пополнить словарный состав лексикой разговорных тем.

Задачи восстановительного обучения:

• развитие функции произвольного внимания, активизации слухового внимания и функции самоконтроля;
• устранение неспецифических нарушений высшей нервной деятельности, таких как инактивность, инертность, аспонтанность;
• расширение активного и пассивного словаря;
• расширение рамок слухового восприятия;
• преодоление слабости слухоречевых следов;
• восстановление понимания развернутой речи;
• восстановление смысловой структуры слова;
• формирование развернутой речи, усложненной по смысловой и синтаксической структуре;
• совершенствование навыков звуко-буквенного ана¬лиза и синтеза;
• восстановление спонтанной коммуникативной фразо¬вой речи;
• преодоление трудностей называния.
• повышение общей и умственной работоспособности;
• создание положительного эмоционального настроя;
• устранение отрицательных личностных установок.

Групповое логопедическое занятие по теме: «Театр и кино»

Оборудование и материалы: магнитная доска, маркер.

Ход занятия

Этап занятия

Содержания этапа занятия

Речь логопеда

Речь пациентов

 

Вводная беседа

Л: Добрый день! Как Ваше настроение?Вспомните, какое сегодня число и какой день недели.

А какое число было вчера?

Какое число и день недели будет завтра?

Назовите своих соседей справа, слева, напротив.

Вижу, Вы настроены сегодня на занятие! И это очень хорошо!

Добрый день!Прекрасное!

5 февраля, среда

4 февраля, вторник

6 февраля, четверг

 

 

Знакомство с темой

занятия

Л: Назовите по порядку звуки в слове детектив  ( определите какую позицию в слове занимает звук Т). Каждому  пациенту предлагается по слову.Слова: комедия, оркестр, театрал, консерватория, представление, экранизация, сценарист, увертюра, филармония.

Нам нужно запомнить эти слова, чтобы вспомнить их в конце занятия.

Л.:  Вы, наверное, догадались о теме нашего занятия сегодня? Верно, сегодня мы поговорим о кино и театре.

д,е,т,е,к,т,и,в;  ( звук Т в слове третий)к,о,м,е,д,и,я;

о,р,к,е,с,т,р;

т,е,а,т,р,а,л;

к,о,н,с,е,р,в,а,т,о,р,и,я; п,р,е,д,с,т,а,в,л,е,н,и,е, э,к,р,а,н,и,з,а,ц,и,я;

с,ц,е,н,а,р,и,с,т;

у,в,е,р,т,ю,р,а;

ф,и,л,а,р,м,о,н,и,я

 

 

 

Основная часть

занятия

Л.: Пациенты делятся на команды.Вам нужно для другой команды подобрать слово, связанное с темой нашего занятия сегодня. А другая команда подбирает к этому слову по 7-10 определений.

Слова: фильм, сюжет, роль, актёр, репертуар, декорации…

Л.  Вам нужно образовать от существительного прилагательное. Далее нужно составить с этим прилагательным словосочетание.

Например: симфония — симфоническая музыка.

Слова: комедия, режиссёр, концерт, оркестр, дирижёр, цирк, музыка, драматург, гримёр, опера, сатира, пародия, театр, классика, народ…..

Далее от получившихся словосочетаний составьте развёрнутые предложения.

Например: Жанры симфонической музыки разнообразны и включают   в себя как крупные произведения, так и миниатюры.

Л.: Составьте диалоги на следующие ситуации:

а)  Подруги договариваются пойти вместе в театр;

б) Подруги обсуждают фильм, который только что посмотрели;

в) Режиссёр беседует с артистом, утверждённым на главную роль;

г) Новый  худрук театра предлагает актёрам поставить пьесу А.П.Чехова «  Чайка»

д) Расскажите подруге о концерте, который вы недавно посмотрели;

е) Муж и жена собираются в Большой театр на премьеру и выбирают наряды.

ж) Почитательница таланта известного актёра убеждает собеседницу в том, что это талантливейший актёр;

з) Журналист берёт интервью у режиссёра фильм, которого получил награду фестиваля.

и) Приятель советует, какое кино посмотреть на досуге.

Л.: Закончите фразы:

Актёр блестяще сыграл …

Все ведущие роли в этом театре …

Занавес открылся и …

Благодаря таланту актёров фильм …

Из-за неудачной постановки пьеса …

При таком составе известных актёров…

Под гром аплодисментов …

Певица, которая исполнила партию …

Артистам приходится запоминать …

Наш ансамбль получил …

Концерт перенесли на закрытую площадку …

Л.: Закончить предложения используя союзы ( и, хотя, но, потому что, поэтому, чего, которую, если бы, несмотря на, чем, будто )

Этот актёр блестяще сыграл роль городничего ….

Л.: Вы загадываете фильм или актёра, который вам нравиться и вы многое о нем знаете. Остальные участники стараются отгадать задавая вам вопросы  ( каждый пациент загадывает что-то одно или фильм или известного актёра).

Л.: Составьте полные, развёрнутые предложения, используя словосочетания:

поставить фильм;

снять по повести;

пригласить на главную роль;

сюжет фильма;

действие происходит;

правдиво изображает;

пользуется популярностью;

не оправдал надежд;

привёл восторг;

актёрский состав

 1 команда

Подберите эпитеты к слову фильм.

2 команда

Фильм может быть художественным, документальным, мультипликационным, научно- популярным. Он также может быть историческим, музыкальным. Цветным, чёрно-белым, современным, захватывающим, популярным, интересным, смешным, гениальным, волнующим. По жанрам он может быть

приключенческим, детективным, комедийным, драматическим.

Получившиеся словосочетания:

комедийный жанр; режиссёрская задумка; концертная площадка;  Оркестровая яма; дирижёрская палочка; цирковая семья, музыкальный фильм, драматургическая постановка, гримёрная комната, оперная прима, сатирический номер, пародий номер, театрализованное выступление, классический репертуар, народный артист….

 

Диалог (а).

- Мария, как ты смотришь на то чтобы сходить в Большой театр и посмотреть нашумевшую постановку « Руслан и Людмила»?

- Ольга прекрасная мысль, с удовольствием посмотрела бы. Очень любезно с твоей стороны пригласить меня.

У тебя уже есть билеты?

- Нет, я планирую заказать. Давай определимся с датой. Какие у тебя планы на эти выходные?

- К сожалению, у меня эти дни заняты. Вряд ли я смогу пойти. А вот в следующие выходные меня вполне устроит. Может нам сходить в следующее воскресенье, как ты на это смотришь?

- Не возражаю, я буду свободна. Тогда я заказываю билеты как обычно в партер?

- Отлично, договорились. Благодарю тебя за приглашение!

 

 

 

 

 

 

 

… в премьерном спектакле ведущую роль.

…  играли талантливые актёры.

… и начался спектакль.

… получил на международном конкурсе  Гран – при.

… была снята с репертуара театра.

… нужен был хороший режиссёр.

… вышла героиня сыгранного спектакля.

… Людмилы блестяще справилась с поставленной задачей.

… огромные монологи наизусть.

… на конкурсе приз зрительских симпатий.

… в виду непогоды.

 

 

 

 

 

и в конце спектакля получил аплодисменты  восхищённых зрителей.

хотя многие не верили в него.

но он так не считал.

потому что долго и упорно репетировал.

поэтому был номинирован на фестивале.

чего нельзя было сказать о коллегах по спектаклю.

которую давно мечтал сыграть.

если бы он имел возможность больше репетировать.

… несмотря на то, что у него не было опыта работы с такими ролями.

чем вызвал зависть коллег.

будто был создан для этой роли.

 

Загадавший: Можно спрашивать, я загадал фильм.

Отгадывающие: Чем вам понравился фильм?

Загадавший: Фильм очень смешной, мы смотрим его всей семьёй и смеёмся до слёз. Актёры превосходно исполняют роли. Сюжет фильма очень интересный, захватывающий. В фильме звучит красивая музыка, замечательные песни великолепно исполнены.

Отгадывающие: О чём этот фильм?

Загадавший: Фильм о советском человеке, который отправился в туристическую поездку за границу…

Отгадывающие: Кто режиссёр этого фильма?

Загадавший: Режиссер фильма выдающийся Леонид Гайдай.

Отгадывающие: Кто исполняет главные роли?

Загадавший: Главные роли исполняют талантливые, потрясающие актёры: Юрий Никулин, Андрей Миронов, Анатолий Папанов…

Отгадывающие:  Мы знаем, о каком фильме идёт речь. Это « Бриллиантовая рука».

Создатели смогли талантливо поставить фильм на основе реальных событий.

Популярный режиссёр решил снять по повести Гоголя свой фильм « Вий».

Режиссер пригласил на главную роль в фильме ни кому неизвестного молодого актёра.

Сюжет фильма переносит нас в древние времена.

Действие происходит недалеко от монастыря, расположенного в окрестностях Пятигорска.

Автор правдиво изображает жизнь дворянства, со всеми её тёмными и мрачными сторонами.

Этот актёр пользуется популярностью у юных зрителей.

Спектакль не оправдал надежд, которые на него возлагали зрители.

Исполнитель партии Руслана привёл в восторг зрителей своим великолепным исполнением.

Фильм сразу привлёк моё внимание уникальной идеей и актёрским составом.

 

 Подведение итогов

Л: Вспомним какие слова, мы запоминали в начале занятия.Л: О чем мы сегодня говорили на занятии? детектив, комедия, оркестр, театрал, консерватория, представление, экранизация, сценарист, увертюра, филармонияСегодня мы говорили о кино и театре.

Групповое логопедическое занятие по теме: «Музеи»

Оборудование и материалы: репродукции картин « Дети, бегущие от грозы» К. Е. Маковского, « Сенокос» А.А. Пластова

Ход занятия

Этап занятия

Содержания этапа занятия

Речь логопеда

Речь пациентов

 

 

Вводная беседа

Л: Добрый день! Как Ваше настроение?Вспомните, какое сегодня число и какой день недели.

А какое число было вчера?

Какое число и день недели будет завтра?

Назовите своих соседей справа, слева, напротив.

Вижу, Вы настроены сегодня на занятие!

И это очень хорошо!

Здравствуйте! Отличное!26 февраля, среда

25 февраля, вторник

27 февраля, четверг

 

 

Знакомство с темой

занятия

Л: Я вам буду перечислять по звукам слова, вы должны назвать получившиеся слово ( даётся задание каждому пациенту): ш,е,д.е,в,р;э,к,с,п,о,н,а,т;

п,а,м,я,т,н,и,к;

к,о,л,л,е,к,ц,и,я;

э,к,с,п,о,з,и,ц,и,я;  ж,и,в,о,п,и,с,е,ц; и,м,п,р,е,с,с,и,о,н,и,с,т; а,б,с,т,р,а,к,ц,и,о,н,и,с,т

Нам нужно запомнить эти слова, чтобы вспомнить их в конце занятия.

Л:  Вы уже догадались о теме нашего занятия?

Сегодня мы поговорим о музеях.

Шедевр;Экспонат;

Памятник;

Коллекция;

Экспозиция;

Живописец;

Импрессионист;

Абстракционист.

 

 

Основная часть

Л.: Назовите, какие бывают музеи.Л.: Пациенты делятся на команды.

Вам нужно для другой команды подобрать слово, связанное с темой нашего занятия сегодня. А другая команда подбирает к этому слову по 7-10 определений.

Слова: музей, сокровища, экскурсия, ценности, документы, находка, памятник, зал, впечатления.

Л.: Составьте предложения, используя словосочетания:

произведения искусства;

полотна живописцев;

бесценные экспонаты;

постамент памятника;

профессиональные экскурсоводы;

замечательные портреты

Л.: Продолжите диалоги, давая развёрнутые ответы на вопросы:

а) Вы были в Третьяковской галерее?

б) Не пойти ли нам в выходные в музей Владимира Высоцкого.

в) Уговорите подругу сходить на выставку.

г) Расспросите  соседа, что ему понравилось в Русском музеи.

д)  Вам понравился рассказ экскурсовода?

е) Давайте осмотрим ещё один зал музея!

ж) Подскажите,  где можно увидеть работы великого художника Ильи Репина.

Л.: (Показывает репродукцию картины « Дети, бегущие от грозы»  Маковского)

Перед вами картина художника Константина Егоровича  Маковского, внимательно рассмотрите её и ответьте на вопросы:

1).Кто изображён на картине?

2).Что делают дети?

3).В какое время года происходит действие?

4). Какой выдался день?

5). Куда отправились дети и что они там делали?

6). Какие признаки надвигающейся грозы изображены?

7). Что делает девочка?

8). Какое выражение лица у детей?

9). Куда бегут дети?

Л.: (Показывает репродукцию картины « Сенокос» А.А. Пластова)

Перед вами картина художника Аркадия Александровича Пластова, внимательно рассмотрите её и составьте рассказ.

(при затруднениях логопед помогает пациентам, задавая им наводящие вопросы.)

Л.: (Пациент подготовил доклад о посещении им Дома- музея В.С.Высоцкого)

Рядом с нашим центром расположен музей актёра Владимира Семёновича Высоцкого. Иван Петрович побывал на днях в музее и сейчас он нам об этом расскажет.

В конце доклада можно задавать Иван Петровичу интересующие вас вопросы.

 Музеи бывают: художественные, исторические и мемориальные, декоративно- прикладного и народного искусства. Музеи- заповедники и музеи-усадьбы, краеведческие и геологические, музеи в храмах и монастырях, музеи художников и скульпторов, театральные музеи, музеи деятелей театра и кино, технические музеи, музеи учёных и исследователей, отраслевые музеи…

1 команда

Подберите эпитеты к слову музей.

2 команда Музей может быть:  художественный, тематический, уникальный, старинный, древнерусский, обзорный, зарубежный, античный, творческий, личный.

1 команда

Подберите эпитеты к слову сокровища.

2 команда

Сокровища могут быть:  несметные, народные, невиданные, ювелирные, древние, потерянные, уникальные, мировые, подлинные, личные, реставрированные

1 команда Подберите эпитеты к слову экскурсия.

2 команда

Экскурсия может быть: обзорная, коллективная, индивидуальная, образовательная, научная, увеселительная, тематическая, автобусная, пешая, интересная, увлекательная…

По мере пополнения коллекции произведениями искусства, особняк достраивался новыми помещениями.

В Третьяковской галереи представлены лучшие произведения русского искусства, включающие полотна живописцев, экспонаты декоративно- прикладного искусства, иконы, а также собрание  скульптур и графики.

Бесценные экспонаты  « Оружейной палаты» поведают своим посетителям о славных страницах истории России.

Постамент памятника Юрию Долгорукому в верхней части украшен оригинальной резьбой.

Профессиональные экскурсоводы проведут увлекательные экскурсии, подробно осветят историю каждого предмета экспозиции в музеи.

Художник Серов – выдающийся мастер, создавший замечательные  портреты.

 

 

 

 

а) Я много раз бывала в Третьяковской галереи, так как здесь хранятся шедевры мирового искусства.

б) Благодарю за приглашение, с удовольствием бы посетила музей, ознакомилась с экспозицией.

в) Сейчас проходит выставка работ Пикассо, не отправится ли нам с тобой на неё? Я буду очень рада.

г) Какие экспонаты, представленные в Русском музеи, тебе понравились?

д) Экскурсовод очень интересно и подробно рассказывала нам обо всех экспонатах.

е) В следующем зале находятся подлинные документы, личные вещи и фотографии писателя, нам надо обязательно посетить его.

ж) Работы величайшего русского художника Ильи Репина можно увидеть в Третьяковской галереи.

1). На картине изображена девочка, лет десяти, и её двухлетний братик.

2).Дети спешат укрыться от надвигающейся грозы.

3).Действие,  изображённое на  картине, происходит летом.

4). Летний день выдался жарким  и  душным.

5). Дети отправились в лес собирать грибы или ягоды, так как в руках у девочки корзинка.

6). Небо затянуто серыми грозовыми тучами, из которых вот-вот польёт дождь. Ветер гнет травы и пронизывает насквозь одежду детей. Напряжённость сюжета художник подчеркнул умелым подбором угрюмых, тёмных красок, нагнетающих тревожную атмосферу, передающих опасность ситуации.

7). Через ручей по узкому мостику девочка несёт на спине своего маленького брата.

8).В глазах детей тревога, наверное, они увидели сверкающие молнии или услышали раскаты грома.

Дети спешат домой, их деревня находится недалеко от леса.

На картине описана важная для крестьянина пора, время сенокоса. Женщины, старики, подростки приступают к нелёгкому труду косьбы травы на сено, не боясь ни зноя, ни палящего солнца. Пластов передал всё буйство летних красок – яркость луговых цветов, насыщенную зелень трав. Картина написана реалистично, что нам кажется, вблизи мы слышим  жужжание пролетающих мимо насекомы х. В воздухе витает пряный и насыщенный аромат полевых цветов и трав.

Доклад  пациента

Поклонники творчества Высоцкого стали инициаторами создания экспозиции музея. Музей был создан на средства, вырученные от проведения  концертов и вечеров, посвящённых Владимиру Высоцкому, а также средства, перечисленные многочисленными поклонниками его творчества. За тринадцать лет своего существования музей вырос до уровня крупного научно-исследовательского и культурного центра, который представляет вниманию посетителей увлекательную экспозицию, которая повествует о жизни и творчестве Высоцкого, как поэта, актёра и барда. Экспозиция расположена на двух этажах здания. Я увидел уникальные собрания документов, личные фотографии, афиши выступлений, предметы реквизита, личные вещи поэта, его рукописи. Здесь также представлена родословная Владимира Высоцкого, информация о его семье,  друзьях, любимых женщинах. Наш экскурсовод, первая жена актёра, замечательно нам всё рассказала. После просмотра экспозиции я отправился в концертно- театральный зал, где посмотрел спектакль посвящённый тому времени в котором жил и творил поэт. В книжной лавке я приобрёл сборник стихов поэта, а также диск с его песнями. Посещение музея я воспринял как пребывание в гостях у любимого поэта и барда, всюду ощущался дух его присутствия. Мне очень понравился музей, я хотел бы ещё раз посетить его с семьёй.

 

 Подведение итогов

Л: Вспомним какие слова, мы запоминали в начале занятия.Л: О чем мы сегодня говорили на занятии? Шедевр, экспонат, памятник, коллекция, экспозиция, живописец, импрессионист, абстракционистСегодня мы говорили о  музеях

Групповое логопедическое занятие по теме:
«Человек. Портрет. Характер. Поведение»

Оборудование и материалы: фотография с изображением женщины

Ход занятия

 

Вводная беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Знакомство с темой

занятия

Л: Добрый день! Как Ваше настроение?Вспомните, какое сегодня число и какой день недели.

А какое число было вчера?

Какое число и день недели будет завтра?

Назовите своих соседей справа, слева, напротив.

Вижу, Вы настроены сегодня на занятие!

Л: Перечислите по звукам следующие слова. Далее определите позиции звуков в слове по выбору логопеда ( даётся задание каждому пациенту): портрет; внешность; характер; поведение; поступок; настроение; возраст; ровесник.

Нам нужно запомнить эти слова, чтобы вспомнить их в конце занятия.

Л: Итак, сегодня тема нашего занятия «Человек», мы опишем портрет человека, его характер, поведение.

Здравствуйте! Отличное!26 февраля, среда

25 февраля, вторник

27 февраля, четверг

Например:

П,о,р,т,р,е,т ( звуки р занимают в слове третью и пятую позиции);

в,н,е,ш,н,о,с,т,ь;

х,а,р,а,к,т,е,р;

п,о,в,е,д,е,н,и,е;

п,о,с,т,у,п,о,к;

н,а,с,т,р,о,е,н,и,е;

в,о,з,р,а,с,т;

р,о,в,е,с,н,и,к.

 

 

 

Основная часть

занятия

Л.:  Пациенты делятся на команды, можно работать парами, тройками.Вам нужно для другой команды подобрать слово, связанное с темой нашего занятия сегодня. А другая команда подбирает к этому слову по 7-10 определений.

Слова: фигура, рост, лицо, волосы, глаза, взгляд, щёки, лоб, нос, губы, шея, руки, ноги, возраст…

Л.: Вспомните слова характеризующие характер человека, его поведение.

Участники делятся на две команды. Одна команда называет положительные качества человека, а вторая отрицательные. Выигрывает та команда,  которая называет последнее слово.

Л.: Подберите синонимы к следующим словосочетаниям: ласковый взгляд, способный ученик, смелый человек, деликатный человек, жадный человек, беззаботный человек, бессердечный человек, выдающийся человек, энергичный человек, трудолюбивый человек, одарённый человек, высокомерный человек, робкий человек, верный друг, заботливый друг, независимый человек

Л.: Замените данные словосочетания синонимичными: мальчик шести лет, девочка пяти лет, мужчина невысокого роста, женщина необыкновенной красоты,  девушка с чёрными волосами, девочка с веснушками, девочка с голубыми глазами, девочка с красными щеками, друзья одногодки, руки с мозолями, мужчина без волос на голове, мужчина с длинным носом, семья где много детей

Л.: Дайте развёрнутые отрицательные ответы на вопросы:

У неё голубые глаза?

У него тёмные волосы?

У него прямой нос?

У него бледное лицо?

У неё кудрявые волосы?  Она тучная? Он высокого роста? Он брюнет?

Он близорукий?

Л.: Вспомните устойчивые словосочетания, где упоминаются разные части тела, объясните их значение. И составьте с ними предложения.

а) упоминается голова;

б) упоминаются руки;

в) упоминается сердце;

г) упоминается нос;

д) упоминается язык;

е) упоминаются глаза;

ж) упоминается о других частях тела.

Л.: (Показывает фотографию женщины идущей по дороге).

Перед вами фотография, внимательно рассмотрите её и попробуйте составить подробный и интересный рассказ об этой женщине. Опишите её внешность ( внешний облик, затем — части тела и  потом детали), одежду. Также попробуйте угадать её характер, привычки, поведение в жизни.

Л.: Задайте своему соседу справа вопрос, касающийся темы нашего занятия сегодня. А он старается дать на него полный, развёрнутый ответ ( выполняют все пациенты по очереди).

Например: Иван Петрович, расскажите какие черты характера, вы цените в людях? Далее Иван Петрович задаёт вопрос своему соседу справа.

2). В каком вы сегодня настроении?

3). Какие черты характера свойственны вам?

4).На кого из родственников вы похожи?

5). Как вы считаете, отражает ли внешность человека его характер?

6). Чем вы увлекаетесь в свободное время?

7). Опишите характер вашего друга?

Л.: Опишите внешность ( Пациентам раздаются карточки с надписью профессии, задача пациента описать внешность так, чтобы другие участники догадались о ком он рассказывает): спортсмен, пожарник, продавец, стюардесса, повар, уборщица, медсестра, певец, слесарь, моряк

 1 команда Подберите эпитеты к слову фигура.

2 команда

Фигура: стройная, плотная, коренастая, крепкая полная, тучная, худая, худощавая, сутулая, слабая.

Лицо: красивое, широкое, круглое, скуластое, длинное, смуглое, бледное, веснушчатое, худое, открытое, сердитое, испуганное…

Волосы: светлые, тёмные, русые, рыжие, каштановые, белокурые, золотистые, искусственные, крашенные, длинные, короткие, густые, редкие, прямые, кудрявые, волнистые, курчавые, взъерошенные,  уложенные…

Глаза: голубые, карие, серые, зелёные, чёрные, выразительные, живые, добрые, блестящие, хитрые, задумчивые, раскосые…

1 команда.

Воспитанный, вежливый, внимательный, добрый, искренний, мягкий, нежный, отзывчивый, чуткий, справедливый, честный, активный, волевой, трудолюбивый, организованный, цельный, способный, мудрый, деятельный, общительный…

2 команда.

Грубый, невоспитанный, некультурный, упрямый, раздражительный, злой, завистливый, жестокий, лживый, лицемерный, чёрствый, ленивый, безвольный, неорганизованный, безответственный, трусливый, слабый, жадный, глупый, скрытый, бесчувственный, язвительный …

Нежный взгляд, сообразительный ученик, мужественный, отважный человек,

тактичный человек, скупой человек,

беспечный человек, известный человек, активный человек, работящий человек, талантливый человек, гордый  человек, застенчивый человек, преданный надёжный друг, внимательный друг,

свободный самостоятельный человек.

Шестилетний мальчик,

пятилетняя девочка,

низкий мужчина,

красавица женщина,

черноволосая девушка,

веснушчатая девочка,

голубоглазая девочка,

краснощёкая девочка,

друзья ровесники,

мозолистые руки,

лысый мужчина,

длинноносый мужчина,

многодетная семья.

Нет у неё не голубые, а карие глаза. Нет у него не тёмные волосы, а светлые волосы. У него не прямой нос, а курносый.

У него смуглое, а не бледное лицо.

У неё прямые волосы, а не кудрявые волосы.  Она стройная, а не тучная.

Он низкого роста, а не высокого роста.  Он является блондином, а не брюнетом.

Он дальнозоркий, а не близорукий.

а ) Светлая голова; дырявая голова; намылить голову; потерять голову; без головы; не сносить головы; есть голова на плечах; морочить голову; очертя голову; уходить с головой.

  1. Этот случай сильно подействовал на её воображение и до сих пор не выходит у неё из головы.
  2. У этого мальчика голова забита всякими глупостями.
  3. Он долго ломал голову над сложной математической задачей, прежде чем нашёл пра- вильное решение.
  4. Готов дать голову на отсечение, что с этой работой мы справимся в срок.
  5. 5.     Была плохая погода, шёл дождь. У меня было плохое настроение, всякие мрачные мыс- ли лезли в голову.

б ) На все руки мастер – умелец; рука об руку – вместе; сидеть сложа руки – ничего не делать; рукой подать – рядом; носить на руках; рука руку моет; с лёгкой руки; работать не покладая рук; говорить под руку; руки коротки; довести до ручки; с руками оторвать; быть под рукой; железная рука.

  1. Это была счастливая пара, рука об руку прошли они жизненный путь.
  2. От деревни до леса рукой подать, всё расстояние можно пройти за несколько минут.
  3. Вначале алгебра давалась ему с трудом, но за короткий срок он так набил себе руку в ре-шении задач, что даже сложные задачи решал без затруднений.
  4. Чтобы получить сведения из первых рук, корреспондент раньше всех прибыл на место происшествия.
  5. Все мы были далеки от спорт а, но с твоей лёгкой руки начали заниматься спортивной гимнастикой и увлеклись ею.

в ) От чистого сердца; скрепя сердцем; каменное сердце; принимать близко к сердцу; на сердце камень.

г ) Вешать нос; задирать нос; под носом; клевать носом; остаться с носом; зарубить на носу; не видеть дальше носа.

д ) Чесать языком; длинный язык; держать язык за зубами; язык хорошо подвешен; язык без костей; найти общий язык; говорить на разных языках; прикусить язык; острый язык.

е ) Глаза разбегаются; хоть глаза выколи; пускать пыль в глаза.

ж ) еле – еле душа в теле; душа ушла в пятки; держать в чёрном теле; покраснеть до корней волос; как свои пять пальцев; бок о бок; на лице написано; семь пядей во лбу; зубы заговаривать.

По дороге идёт красивая, молодая женщина на вид не больше двадцати пяти лет. Она смело смотрит вперёд своим открытым, уверенным взглядом. Всё в её образе говорит о том, что это женщина с сильным и цельным характером. Она высокого роста,  стройного телосложения.

…У неё длинные, белокурые, волнистые волосы, которые развиваются на ветру.

…У незнакомки красивое, открытое, веснушчатое лицо.

…У неё карие, выразительные,  добрые глаза;

… аккуратный, курносый носик;

… высокий, чистый лоб;

… пухлые, нежно- розовые губки;

… румяные щёчки;

… длинная, лебединая шея;

… тонкие, длинные, унизанные кольцами пальцы;

… На ней одето лёгкое, красное платье, с вышитым затейливыми узорами воротником.

… Туфельки на высоком каблуке изящно смотрелись на стройных ножках.

1). Я ценю больше всего в людях такие качества, как  порядочность, честность, скромность и трудолюбие.

2). Сегодня у меня замечательное настроение, потому что хорошо себя чувствую, успел выполнить все процедуры, сделал задания логопеда.

3).Мне свойственны такие черты характера как, открытость, коммуникабельность, ответственность, трудолюбие и честность.

4). Ростом и телосложением я похож на своего дедушку. Глаза и волосы у меня мамины, а уши и нос от папы.

5). Да конечно, отражает по внешности можно судить, каким характером обладает человек.

6). Своё свободное время я использую различным образом: занимаюсь спортом, развожу хомяков, собираю старинные монеты.

7). Характер у моего друга замечательный, он отзывчивый, внимательный и тактичный человек. Я ценю его зато что искренний, добрый и сердечный человек.

Спортсмен.

У людей этой профессии спортивная фигура, много  времени у них занимают тренировки. Они сильные, выносливые, волевые люди. В одежде они предпочитают спортивный стиль.

Пожарник.

Люди этой профессии смелые, бесстрашные, мужественные, ответственные, дисциплинированные, умеют действовать быстро по ситуации. Они всегда должны быть наготове, по первому сигналу отправляются на точку чрезвычайного происшествия. Эта очень опасная профессия. Люди  работают в экстремальной обстановке. Они одеты в боевую одежду у всех снаряжение.

 

Подведение итогов

Л: Давайте вспомним, какие слова мы запоминали в начале занятия.Л: О чем мы сегодня говорили на занятии? Портрет; внешность; характер; поведение; поступок; настроение; возраст; ровесник.О  человеке. Составляли его портрет, говорили о характере, поведение человека.

Групповое логопедическое занятие по теме: «Спорт»

Оборудование и материалы: репродукция картины « Хоккеисты» художника Александра Александровича Дейнеки

Ход занятия

Этап занятия

Содержания этапа занятия

Речь логопеда

Речь пациентов

 

 

 

Вводная беседа

Л: Добрый день! Как Ваше настроение?Вспомните, какое сегодня число и какой день недели.

А какое число было вчера?

Какое число и день недели будет завтра?

Назовите своих соседей справа, слева, напротив.

Вижу, Вы настроены сегодня на занятие! И это очень хорошо!

Добрый день! Отличное!27 февраля, четверг

26 февраля, среда

28 февраля, пятница

 

 

Знакомство с темой

занятия

Л: Назовите слова, которые ассоциируются у вас со словом спорт    (каждый пациент называет по одно  по слову).Нам нужно запомнить эти слова, чтобы вспомнить их в конце занятия.

Л:  Я думаю, что вы догадались о теме нашего занятия сегодня.

Верно, сегодня мы поговорим о спорте.

Здоровье, фигура, настроение, сила, соревнование, бег, игроки, стадион, чемпион.

 

 

 

Основная часть

.Л.: Подберите по 3-4 существительных к прилагательным:1).Гимнастический,

гимнастическая,

гимнастическое;

2).Олимпийский,

олимпийская,

олимпийское;

3).Штрафной,

штрафная,

штрафное;

4).Основной,

основная,

основное;

5).Спортивный,

спортивная,

спортивное;

Л.: Назовите профессии людей, которые занимается этим видом спорта:

бег, прыжки, плавание, баскетбол, регби, бокс, лыжи, коньки, теннис, борьба, фехтование, волейбол, танец, альпинизм.

Л.: Подберите синонимы к словосочетаниям:

промазать, бежать во весь дух, чувство локтя, играть из рук вон плохо, второе дыхание, разбить в пух и прах, стрелять без промаха, пушечная подача, блокировать игрока, прикинуть на глаз расстояние, олимпийское спокойствие, плыть по течению.

Л.: Прослушайте начало фразы и придумайте её завершение.

В азарте игры футболист…

Из — за судейской ошибки …

Игроки обеих команд …

В интервью победитель …

Зрители очень тепло встречали …

Гимнастка великолепно выполнила…

В полуфинал вышли команды …

После свистка судьи игроки…

На тренировках команда…

В упорной борьбе …

Л: Составьте предложения, используя словосочетания:

захватывающая игра;

олимпийское золото;

на скамейку запасных;

решение арбитра;

сложные элементы;

побить рекорд;

тянуть жребий;

подножка соперника;

нарушение правил

Л.: Задайте своему соседу справа вопрос, касающийся нашей темы занятия сегодня. А он старается дать на него полный, развёрнутый ответ ( выполняют все пациенты по очереди).

Например: Иван Петрович расскажите, какими видами спорта вы увлекаетесь?

Далее Иван Петрович задаёт вопрос своему соседу справа.

2). Какие спортивные командные игры вам нравятся?

3). За какую футбольную команду вы болеете?

4). Что вы делаете, чтобы улучшить свою физическую форму?

5). Какие черты характера присущи спортсменам?

6). Какие летние виды спорта вам нравятся?

7).Какие зимние виды спорта вам нравятся?

8). Какой вид спорта наиболее популярен в нашей стране?

Л: (Показывает репродукцию картины « Хоккеисты»)

Перед вами картина художника Александра Александровича Дейнеки, внимательно рассмотрите её.

1)    О ком эта картина?

2)    Вспомните хоккейную игру?

3)    Расскажите, какое впечатление сложилось о ней?

4)    Вспомните правила игры в хоккей?

5)    Как вы думаете, какой характер у таких спортсменов?

6)    Скажите, почему у вас глядя на картину, создаётся впечатление, что идёт яростный бой?

 1)Гимнастический зал,  костюм, турнир, снаряд…

Гимнастическая лента, программа,

Гимнастическое оборудование, упражнение, трико…

2)Олимпийский пьедестал, огонь, комитет, комплекс…

Олимпийская деревня, медаль, выдержка, эстафета, команда…

Олимпийское золото, состязание, руководство, спокойствие

3)Штрафной удар, балл, бросок

Штрафная карточка, санкция, мера

Штрафное очко, предупреждение

4)Основной игрок, состав, противник, инстинкт…

Основная команда, задача, тактика

Основное время, задание, направление, жюри

5)Спортивный турнир, праздник, костюм, разряд…

Спортивная игра, одежда, фигура

Спортивное правило, тело, прошлое, состязание…

бегун, прыгун,  пловец, баскетболист, регбист, боксёр, лыжник, конькобежец, теннисист, борец, фехтовальщик, волейболист, танцор, альпинист.

Промахнуться, быстро, чувство помощи, отвратительно, прилив сил, победить, метко, мощная, сильная подача, изолировать игрока, рассчитать расстояние, невозмутимость, принимать обстоятельства.

… наскочил на противника, за что получил от судьи штрафную карточку.

… сборной наших хоккеистов не засчитали гол.

… перед игрой тепло приветствовали друг друга.

… поблагодарил своего тренера за хорошую подготовку к турниру.

… всех участников чемпионата.

… все сложные элементы в своей программе.

… , которые были объективно сильнее остальных.

… начали жёсткую атаку.

..показывала хорошую подготовку.

… победил самый опытный и титулованный спортсмен.

На стадионе проходила захватывающая игра между двумя командами, которые вышли в финал.

Олимпийское золото досталось самому опытному спортсмену.

За нарушение правил на скамейку запасных был отправлен наподдающий нашей сборной.

По решению арбитра забытый гол не был засчитан.

Наша юная фигуристка великолепно выполнила все сложные элементы своей программы.     Спортсмен на чемпионате мира побил рекорд установленный им же год назад.

Чтобы установить порядок выступления на соревновании все участники тянули жребий.

За  подножку сопернику игрок был наказан скамеечным штрафом.

Судья за нарушение правил показал штрафную карточку.

1).  В молодости я любил играть во все командные игры: хоккей, футбол, волейбол, баскетбол. А сейчас я увлекаюсь велосипедным спортом, лыжами, играю в шахматы.

2). Мне нравятся волейбол и футбол, это очень захватывающие игры.

3). Я болею за свою любимую футбольную команду « Спартак».

4). Я каждый день утреннюю зарядку, много гуляю по парку.

5). Спортсменам присущи такие черты характера, как мужество, сила воли, отвага.

6). Мне нравятся такие летние виды спорта, как велосипедный спорт, плавание, волейбол, футбол.

7). Мне нравятся такие зимние виды спорта, как лыжи, коньки, хоккей.

8). Наиболее популярен у нас в стране я считаю это футбол.

1).Картина рассказывает о людях, занимающихся игрой в хоккей. 2).Хоккей – один из самых популярных видов спорта. Эта командная игра с клюшками и шайбой на льду. В команду всегда входят пять игроков и один вратарь

3).Хоккей очень быстрая, жёсткая, силовая игра, где идут настоящие бои за шайбу и за то, чтобы забить гол в ворота противника. Атаки следуют за атаками.

4).Играют две команды соперники. Задача игроков – забить как можно больше шайб в ворота соперника.

5).Хоккеисты очень смелые, выносливые, сильные, мужественные и ловкие люди. У спортсмена должна быть огромная воля к победе и вера в неё. Движения игроков очень быстрые, они мелькают перед глазами, судья едва успевает следить за ними. На картине Дайнека изобразил один из моментов ледового боя.

6).Художник сумел передать это ощущение при помощи ярких цветов. Красный создаёт ощущение жаркого боя. А контрастные цвета – синий, зелёный – ощущение противостояния. Ярость боя передана и рисунком фигур спортсменов, характером поз, положением ног, рук, голов.

 

Подведение итогов

Л: Давайте вспомним, какие слова мы запоминали в начале занятия.Вспомните тему нашего занятия сегодня

Л.: Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили?

Здоровье, фигура, настроение, сила, соревнование, бег, игроки, стадион, чемпион.Спорт

Мы говорили сегодня о спорте.

Групповое логопедическое занятие по теме: «Транспорт»

Ход занятия

Этап занятия

Содержания этапа занятия

Речь логопеда

Речь пациентов

 

 

Вводная беседа

Л: Добрый день! Как Ваше настроение?Вспомните, какое сегодня число и какой день недели.

А какое число было вчера?

Какое число и день недели будет завтра?

Назовите своих соседей справа, слева, напротив.

Вижу, Вы настроены сегодня на занятие! И это очень хорошо!

Добрый день! Отличное!22 марта, среда

21 марта, вторник

23 марта, четверг

 

 

Знакомство с темой

занятия

Л: Вам нужно из перечисленных мною звуков составить слово: с,в,е,т,о,ф,о,р; ш,т,р,а,ф; т,р,о,т,у,а,р;  м,а,р,ш,р,у,т; ,с,т,о,я,н,к,а; т,у,р,н,и,к,е,т; , э,с,к,а,л,а,т,о,р; с,т,а,н,ц,и,я; а,э,р,о,п,о,р,т…Л: Итак, сегодня мы поговорим  с Вами о транспорте. светофор; штраф;тротуар; маршрут;

стоянка; турникет;

эскалатор; станция;

аэропорт

 

 

 

 

Основная часть

Л.: Подобрать к словам как можно больше определений к словам: — транспорт;- движение;

- дорога;

- остановка;

- водитель

Участники по очереди называют по слову до тех пор, пока никто из участников не сможет больше подобрать слово. Задание можно также проводить как командный конкурс.

Л.: Образовать от глагола в неопределённой форме глагол в повелительном наклонении и составить с ним словосочетание:

добраться, заказывать, вызвать, занять, поймать, остановить, поворачивать, тормозить, пересесть,  регулировать, платить, следить, уступить, прокомпостировать, штрафовать

Л.: Внимательно послушайте фразу, а затем попробуйте её повторить. Каждый раз я буду прибавлять к фразе 1-2 слова. Ваша задача повторить по памяти всю фразу.

Нам нужно запомнить эту фразу, чтобы вспомнить её в конце занятия.

Л.: Закончите следующие предложения:

Автобусы уже не ходили, поэтому…

Машина прибыла с большим…

Таксист остановился у вокзала и..

Я предпочитаю ездить на метро…

Подойдя к вокзалу…

Ко мне приехал знакомый из другого города и …

Выйдя из дома я….

Мы вернулись в город…

Л.: Вам нужно восстановить начало фразы, так чтобы её можно было закончить:

… так как метро уже закрыли.

… так как сломалась машина.

… а после помыть машину.

… а также билет на поезд.

… поэтому он опоздал на самолёт.

… чтобы не было аварии.

… что мы не поняли ничего.

… об этой машине.

… поехать на метро.

… он продолжал водить машину.

… если бы было больше денег.

Л.: Дайте развёрнутые ответы на следующие вопросы:

1)    Скажите, пожалуйста, как мне пройти к ближайшему метро?

2)    Сколько времени вам требуется, чтобы добраться до центра?

3)    Где Вы любите гулять по вечерам?

4)    Каким видом транспорта вы чаще всего пользуетесь?

5)    Какой вид транспорта ваш самый любимый?

6)    У вас был в детстве велосипед?

7)    Сейчас у вас есть личный транспорт?

8)    Какие марки автомобилей вы знаете?

9)    Любите ли вы путешествовать?

10)                      На каком виде транспорта вы обычно путешествуете?

11)                      Почему вам нравиться путешествовать на машине?

Л.: Подберите к прилагательному соседа по 2-3 существительных:

общественный,

общественная,

общественное;

дорожный,

дорожная,

дорожное;

пешеходный,

пешеходная,

пешеходное;

оживлённый,

оживлённая,

оживлённое;

троллейбусный,

троллейбусная,

троллейбусное;

Транспорт: городской, общественный, подземный, автомобильный, наземный, пассажирский, грузовой, аварийный, снегоуборочный.Движение: уличное, одностороннее, интенсивное, оживлённое, правостороннее, пешеходное.

Дорога: просёлочная, асфальтированная, главная, окружная, велосипедная, пешеходная, скоростная.

Остановка: автобусная, трамвайная, троллейбусная, последняя, конечная, следующая, по требованию.

Водитель: опытный, начинающий, нарушитель, со стажем, дисциплинированный, профессиональный.

Доберись до дома, закажи такси, вызови скорую помощь, займи место, поймать попутку, останови машину, поверни на перекрёстке, тормози у магазина, пересядь назад,  регулируй движение, плати за проезд, следи за знаками, уступи

дорогу, прокомпостируй билет, штрафуй нарушителя.

Миша летит в Одессу.

Сегодня Миша летит в Одессу на самолёте Ил 96.

Сегодня Миша со своей семьёй  летит в Одессу на самолёте Ил 96.

Сегодня Миша со своей семьёй в 15. 30 летит в Одессу на самолёте Ил 96.

Сегодня Миша со своей семьёй в 15. 30 летит в Одессу на самолёте Ил 96 компании « Аэрофлот».

Сегодня Миша со своей семьёй в 15. 30 летит в Одессу на самолёте Ил 96 компании «Аэрофлот» из аэропорта Домодедово.

Сегодня Миша со своей семьёй в 15. 30 летит в Одессу на самолёте Ил 96 компании « Аэрофлот» из аэропорта Домодедово на юбилей.

Сегодня Миша со своей семьёй в 15. 30 летит в Одессу на самолёте Ил 96 компании «Аэрофлот» из аэропорта Домодедово на юбилей к своей любимой тёще.

Сегодня Миша со своей семьёй в 15. 30 летит в Одессу на самолёте Ил 96 компании « Аэрофлот» из аэропорта Домодедово на юбилей к своей любимой тёще, потому что очень ценит и уважает её.

Автобусы уже не ходили, поэтому мы решили пойти пешком.

Машина прибыла с большим опозданием, и мы не смогли вовремя прибыть на вокзал.

Таксист остановился у вокзала, и пассажиры произвели посадку.

Я предпочитаю ездить на метро, так как это экономит время.

Подойдя к вокзалу, я увидел большую делегацию из Китая.

Ко мне приехал знакомый из другого города, и я посоветовал  какие лучше достопримечательности посмотреть ему.

Выйдя из дома, я увидел ожидавшее меня такси.

Мы вернулись в город пешком, оставив машину на дороге.

Мы пошли до дома пешком, так как метро уже закрыли.

В выходные мы не поехали на дачу, так как сломалась машина.

Мне надо успеть сегодня съездить в аэропорт, а после помыть машину.

Жена положила в свою сумочку документы,  а также билет на поезд.

Таксист приехал с большим опозданием, поэтому он опоздал на самолёт.

Я не стал обгонять впереди идущую машину, чтобы не было аварии.

Он так объяснил нам, как добраться до метро, что мы не поняли ничего.

Менеджер автосалона очень подробно рассказал нам об этой машине.

Чтобы приехать вовремя на встречу, мы решили поехать на метро.

Несмотря на запрет врачей, он продолжал водить машину.

Он обязательно купил бы новую машину, если бы было больше денег.

1).Вам удобнее  дойти до перекрёстка, затем повернуть направо и идти прямо.

2). Я добираюсь до центра обычно за 20 минут, если еду на метро.

3).По вечерам мы с мужем гуляем в ближайшем сквере.

4). Я обычно пользуюсь автобусом или троллейбусом.

5). Самолёт мой самый любимый вид транспорта, так как можно быстро и комфортно добраться до места.

6). В детстве у меня был спортивный велосипед « Кама».

7).У меня есть новый, комфортный автомобиль « Форд».

8).Я знаю такие марки автомобилей: « УАЗ», « Ауди», «Мерседес», « Тойота», « Пежо», « Ниссан»….

9).Я люблю путешествовать по России.

10).Обычно я с семьёй путешествую по России на нашем автомобиле.

11). Потому что это очень удобно можно выстраивать свой маршрут останавливаться, где захочется, и насколько захочется.

Общественный транспорт,

общественная служба, станция;

общественное место, мнение;

Дорожный знак, патруль;

дорожная разметка, карта;

дорожное покрытие, полотно;

Пешеходный переход,

пешеходная дорожка,

пешеходное движение;

Оживлённый перекрёсток, участок;

оживлённая дорога, трасса;

оживлённое движение,  место;

Троллейбусный парк, маршрут;

троллейбусная остановка, стрела;

троллейбусное депо;

 

 

Подведение итогов

Л: Давайте вспомним фразу, которую мы запоминали в начале занятия.Л: О чем мы сегодня говорили на занятии? Сегодня Миша со своей семьёй в 15. 30 летит в Одессу на самолёте Ил 96 компании « Аэрофлот» из аэропорта Домодедово на юбилей к своей любимой тёще, потому что очень ценит и уважает её.Сегодня мы говорили о транспорте.

Групповое логопедическое занятие по теме: «Времена года»

Ход занятия

Этап занятия

Содержания этапа занятия

Речь логопеда

Речь пациентов

 

 

 

Вводная беседа

Л: Добрый день! Как Ваше настроение?Вспомните, какое сегодня число и какой день недели.

А какое число было вчера?

Какое число и день недели будет завтра?

Назовите своих соседей справа, слева, напротив.

Вижу, Вы настроены сегодня на занятие! И это очень хорошо!

Добрый день! Отличное!3 марта, понедельник

2 марта, воскресенье

4 марта, вторник

 

 

Знакомство с темой

занятия

Л: Подберите ассоциации к слову « весна»:  (по очереди пациенты называют по слову)Нам нужно запомнить эти слова, чтобы вспомнить их в конце занятия.

Л: Вы уже, наверное,  догадались?  Сегодня мы поговорим о временах года.

солнце,день,

проталины,

ручьи,

капель,

почки,

грачи,

верба,

настроение,

веснушки

 

 

 

 

 

Основная часть

занятия

.Л.: Подобрать к данным словам сначала определения, а затем  глаголы:

ветер,

дождь,

листья,

солнце,

птицы,

река,

погода,

весна,

лето.

Участники по очереди называют по слову до тех пор, пока никто из участников не сможет больше подобрать слово. Задание можно также проводить как командный конкурс.

Л.: Закончите фразы:

Тонкие и плакучие ивы…

Ранней весной…

Аромат от душистой…

В берёзовой роще…

От зари до зари в…

Земля была покрыта…

Солнце светило в окно…

Л.: Следующие слова имеют несколько значений. Объясните значения каждого из слов ( для каждого пациента)

  1. лист
  2. луч
  1. ножка
  1. шляпка
  1. каток
  1. шишка
  1. игла
  1. серёжка

Ситуативная беседа

Л.: Задайте своему соседу справа развёрнутый вопрос о каких-либо явлениях, событиях которые происходят в природе. А он старается дать полный, развёрнутый ответ на ваш вопрос. Выполняют все пациенты по очереди. Если пациент затрудняется ответить на поставленный вопрос, логопед помогает ему наводящими вопросами.

Например: Иван Петрович, скажите, за что вы любите лето?

Далее Иван Петрович задаёт вопрос своему соседу справа.

а ) Какие изменения происходят в природе весной?

б ) Какие цветы первыми распускаются весной?

в ) Как действует приближение весны на человека?

г ) Какие изменения происходят в природе летом?

д ) Любите ли вы ходить за грибами, за ягодами, на охоту, на рыбалку?

е ) Как изменяется природа осенью?

ж ) Что такое «бабье лето» ?

з ) Почему про осень говорят « унылая пора» ?

к ) Сравните зиму этого года с прошлогодней.

Л.: Вспомните пословицы и поговорки, в которых говорится о зиме, лете, осени, объясните их смысл.

Л: Вам нужно к предмету или явлению дать как можно больше ответов на вопрос, чем это хорошо и чем плохо. Участники делятся на две группы, одна команда говорит, почему это «хорошо», другая – почему «плохо». Та из команд, которая больше не может ничего сказать, проиграла.

Идёт дождь…

 Жаркое лето …

Л.: Составьте рассказы на следующие ситуации:

а ) В этом году ранняя весна: сияет солнце, набухают почки, чирикают птички, быстро сходит снег…

б ) Морозный, зимний день, снежинки кружатся в воздухе…

в ) Слышны раскаты грома, сверкают вспышки молнии, деревья гнутся до земли…

г ) Жаркий день люди отдыхают на пляже, загорают, плескаются в воде…

д ) Погожие тёплые дни в начале осени вы гуляете в парке под ногами разноцветный ковер из пёстрых листьев.

Ветер ( какой?) сильный, резкий, порывистый, ураганный, холодный, лёгкий, тёплый, южный, северный, юго-восточный, пронизывающий, прохладный, влажный, попутный, встречный.Ветер ( что делает?) дует, свистит, гудит, ломает, срывает, качает, налетает, стихает, воет, подгоняет, продувает, завывает, сносит, усиливается.

Дождь ( какой?) мелкий, грибной, моросящий, проливной, противный, крупный, непрерывный, небольшой.

Дождь ( что делает?) идёт, капает, льёт, стучит, накрапывает, моросит, расходиться, заканчивается, шумит, течёт, собирается.

Листья ( какие?) молодые, клейкие, пахучие, душистые, сухие, разноцветные, мокрые, опавшие.

Листья ( что делают?) появляются, распускаются, раскрываются, растут, опадают, засыхают, кружатся, желтеют, шуршат, падают, пестреют.

Солнце ( какое?) яркое, жаркое, палящее, жгучее, восходящее, заходящее.

Солнце ( что делает?) светит, греет, припекает, сияет, палит, выглядывает, показалось, садится, жарит, всходит, заходит, сжигает, высушивает.

Небо ( какое?) безоблачное, чистое, высокое, голубое, серое, тяжёлое, облачное, грозовое, пасмурное, безоблачное

Небо (что делает?) хмурится, проясняется.

Птицы (какие?) перелётные, экзотические, певчие, редкие, городские, лесные.

Птицы ( что делают?) летают, поют, клюют, вьют, чирикают, заливаются, щебечут, хлопочут, воркуют, нахохливаются

Река ( какая?) широкая, глубокая, полноводная, извилистая, горная, быстрая, студёная, песчаная, илистая, грязная, судоходная, проточная, мутная, прозрачная

Река ( что делает?) течёт, разливается, впадает, замерзает, высыхает, мелеет.

Погода ( какая?) тёплая, безветренная, солнечная, ясная, дождливая, пасмурная, сырая, ненастная, сухая, ветреная, тихая, облачная, морозная.

Погода ( что делает?) меняется, устанавливается.

Тонкие и плакучие ивы склонялись своими ветвями до самой воды.

Ранней весной на проталинках появляется первая, зелёная  травка.

Аромат от душистой черёмухи разносится по всей окрестности.

В берёзовой роще на открытой полянке под лучами яркого солнца краснела земляника.

От зари до зари в рощах гремят страстные серенады соловьёв и им откликаются сотни лягушек на реке.

Земля была покрыта цветными листьями, как будто идёшь по прекрасному ковру.

Солнце ярко светило в окно, поэтому мы задёрнули занавески на окнах.

1).Может быть лист бумаги,  дерева, железа, фамилия венгерского композитора.

2). Может быть солнечный луч и луч в геометрии, т.е. часть прямой линии.

3). Может быть ножка у человека, у животных, ножка у мебели ( стул, стол, диван, кресло, шкаф), у прибора, у утвари, у устройства, ножка у гриба, цветка, ножка у циркуля.

4). Может быть шляпка, как головной убор, верхняя часть у гриба, гвоздя

5). Есть каток как специальная машина, которая выравнивает грунт или укладывает асфальт, и есть ледовый каток место где катаются на коньках.

6). Может быть: шишка как соцветие у хвойных деревьев, шишка на теле в результате ушиба, «шишка» — говорят о важном и влиятельном человеке.

7). Бывает швейная, хирургическая игла, у хвойных деревьев

8). Может быть ювелирное украшение, у растений соцветия в виде кисти мелких цветов, мясистые отростки у петуха и курицы под шеей, мужское имя.

Летом тепло, можно отдыхать на речке, купаться, загорать, собирать в лесу ягоды и грибы.

а) В этот период начинается пробуждение всего живого, деревья выпускают почки, птицы возвращаются с юга, солнце ярче светит.

б) В лесу первыми распускаются подснежники, а в городе первыми распускаются мать-и-мачеха и одуванчики.

в) Весной природа оживает, человек чувствует прилив жизненных сил, больше положительных эмоций.

г) Лето дарит нам солнце, тепло и хорошую погоду, иногда бывают ливни и грозы.

д) Я люблю ходить и за ягодами и за грибами и на рыбалку.

е) Осенью солнечные деньки постепенно сменяют долгие пасмурные дни с дождями и постепенным понижением температуры.

ж) « Бабье лето» в средней полосе России наступает в начале осени, когда после   похолодания, устанавливаются тёплые, погожие деньки.

з) Потому что начинаются пасмурные, дождливые и холодные дни.

к) Зима прошлого года по сравнению с зимой этого года была более морозной, снежной и долгой.

Много снега – много хлеба.

Февраль солнце на лето поворачивает.

Зима пугает, а всё равно тает.

В зимний холод всякий молод.

Лето собирает, а зима поедает.

Июль- макушка лета.

В августе солнце греет, да вода холодеет.

Сентябрь холоден, да сыт.

Осень — на дню погод восемь.

1команда «Хорошо»

Растения лучше будут расти.

Всю пыль прибьёт к земле,  улицы   будут чистые.

Можно остаться дома.

Дети будут радостные бегать по лужам.

2 команда « Плохо»

Нельзя гулять по улице.

Можно промокнуть и заболеть.

Нужно надевать дождевик, резиновые сапоги, открывать зонт.

На дорогах лужи, слякоть.

1команда «Хорошо»

Можно носить лёгкую одежду.

Быстрее поспеют ягоды, фрукты.

Можно купаться в речке, загорать.

Целый день быть на свежем воздухе.

2 команда « Плохо»

Можно перегреться на солнце, обгореть. Растения высыхают.

В лесу может вспыхнуть пожар.

Может ухудшиться здоровье у людей плохо переносящих жару.

а ) Весна наступает, солнце начинает пригревать согревая своими лучами землю, на проталинках появляется первая травка. Прилетают жаворонки  скворцы. Становиться слышно весёлое чириканье птичек…

б ) Небосвод ясный и чистый, снег слепит глаза от яркого солнечного света. Трещат крещенские морозы. Мороз пощипывает щёки и нос. Погода стоит безоблачная, ветер не сильный, а морозы сухие и пронзительные. Снег под ногами хрустит и сверкает тысячами ледяных кристалликов в слепящих лучах зимнего солнца…

 

Подведение итогов

Л: Давайте  вспомним,  какие слова мы запоминали в начале занятия.Л: Итак, о чем мы сегодня говорили на занятии? солнце, день, проталины, ручьи, капель, почки, грачи, верба, настроение, веснушкиМы говорили о временах года.

Логопедические игры

На групповых занятиях могут быть использованы и различные логопедические игры:

Игра «Кто больше?»

Группа делится на две команды и по очереди вспоминают и называют загадки/пословицы, в которых упоминаются имена числительные (или цвета, или звери, или части речи).

Игра « Хорошо-плохо»

Пример: Собака в доме.

1 команда «Хорошо»

- собака сторожит дом;
- дети учатся любить животных ухаживать за ними;
- собака поднимает настроение, лечит своих хозяев;
- собака объединяет, сплачивает семью и т.д,.

2 команда «Плохо»

- нужно гулять с собакой, кормить её;
- нельзя надолго уехать из дома;
- всюду в доме собачья шерсть, нужно чаще делать уборку в доме;
- собака может грызть, портить вещи и т.д..

Есть машина.

1 команда « Хорошо».

- машина здорово экономит время;
- помогает удобнее и комфортнее добраться до места;
- владелец машины может перевозить на ней различные грузы;
- хозяин может выгодно вложить деньги в машину и т.д..

2 команда «Плохо»

- машину надо ремонтировать, заправлять, мыть;
- на машине можно попасть в аварию;
- родственники, знакомые просят подвезти на машине и т.д..

Игра « Цепочка противоречий»

Задаётся какой – либо факт, процесс, явление или проблемная ситуация с очевидным противоречием затем формируется цепочка противоречий. Задача участников – найти способ разрешения противоречия и показать, что предложенное решение порождает новые противоречия.

Игра « Паровозик»

Правила игры: первый участник называет любое существительное, второй участник должен сказать глагол, далее каждый имеет право добавлять по одному слову, относящемуся к любой грамматической категории, повторяя уже имеющиеся, чтобы предложение становилось всё длиннее и при этом не оказывалось бессмысленным. Если кто-нибудь из участников опустил при повторении какое-нибудь из сказанных слов, остальные ему подсказывают, закрепляя всю фразу в памяти. Игра считается законченной если никто из участников не сможет прибавить ни одного слова.

Пример:

Дом. Дом стоял. Дом стоял на пригорке. Дом стоял на лесном пригорке. Дом стоял на лесном пригорке возле сада. Дом стоял на лесном пригорке возле зелёного сада. Большой дом стоял на лесном пригорке возле зелёного сада. Большой и красивый дом стоял на лесном пригорке возле зелёного сада. Большой и красивый дом с крыльцом стоял на лесном пригорке возле зелёного сада. Большой и красивый дом с деревянным крыльцом стоял на лесном пригорке возле зелёного сада. Большой и красивый дом с деревянным крыльцом и трубой стоял на лесном пригорке возле зелёного сада. Большой и красивый дом с деревянным крыльцом и высокой трубой стоял на лесном пригорке возле зелёного сада.

Участники: Всё, больше мы не знаем.

Игра «Лесенка»

Все слова начинаются с одной буквы, и каждый следующий пациент называет слово, в котором на одну букву больше, чем в предыдущем.

Например: Сон – сало- сахар – сапоги- селёдка – самосвал – светофор- сахарница…

Главные требования к коллективной деятельности — она должна быть увлекательной, учитывать личные интересы пациентов и опираться на эти интересы, каждый пациент должен стать активным участником процесса. В процессе коллективного труда создаются предпосылки и условия для углубления индивидуальных интересов и склонностей пациентов, расширение круга их общения, накопления определенного социального и нравственного опыта.

Использование групповых логопедических занятий в комплексе мер по преодолению афазии легкой степени выраженности позволяет преодолеть нарушения произвольного внимания, стабилизировать эмоциональный фон, улучшить развернутую фразовую речь, уменьшить степень выраженности специфической симптоматики, развить коммуникативные навыки. Реабилитационные мероприятия направлены на возвращение пациентов в социум, на восстановление утерянных способностей, на социализацию. И именно групповая форма работы в рамках стационарного отделения позволяет пациентам влиться в социальную среду, способствует дальнейшей социализации пациентов и после выписки из стационара.

Денисова Татьяна Викторовна,
логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.