Из опыта работы логопеда неврологического отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения особенности обследования в острый период

Логопедические занятия при очаговых поражениях головного мозгаАннотация к статье: Описываются особенности обследования тяжелых пациентов с острыми нарушениями мозгового кровообращения в острый период. Основана на опыте работы логопеда неврологического отделения ГКБ им. Д.Д.Плетнева.

Из опыта работы логопеда неврологического отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения особенности обследования в острый период

Основная цель работы на этом этапе определить наличие или отсутствие речевых нарушений, степень их выраженности, оценить функцию глотания.

Обследование начинается с оценки общего статуса больного: лежит ли больной без движения в постели, активен в пределах постели, самостоятельно сидит, реагирует ли на обращенную речь, поворачивает ли голову, удерживает ли контакт глазами.

Беседа начинается с простых вопросов:

Как Вас зовут?

Сколько Вам лет?

Есть ли у Вас жалобы на речь?

Где Вы живете? Назовите свой адрес.

С кем вы живете?

Как зовут Ваших родных? Сколько им лет?

Дальше ориентировка в месте и времени:

Какое сегодня число и день надели? Где мы находимся?

Расскажите, что с Вами случилось? Вы помните кто вызывал скорую помощь? Как Вас везли в больницу?

В ходе обследования производится оценка достоверности информации, оценивается память на текущие события и упроченные знания.

Далее общие вопросы: кем вы работали, в чем заключалась Ваша деятельность, когда закончили работать (если пациент не работает)

Оценивается использует ли больной развернутые фразы, отвечает ли односложно, есть ли нарушения темпо-ритмической стороны речи, есть ли нарушения звукопроизношения, удерживает ли больной внимание, истощается или утомляется, критичен ли к своим ошибкам, оценивается время фактической работоспособности пациента, может ли быстро переключиться с одного задания на другое, оценивается эмоциональное состояние.

Оценка повторной речи.

(Повторите за мной: За высоким забором растут яблони и груши. Кошка всегда пряталась под диван, когда собака была в комнате.) Анализируется сколько слов смог запомнить, правильность передачи смысла предложения, парафазии, персеверации, добавочные вставки, пропуски слов.

Оценка понимания логико-грамматических оборотов.

(Собака бежала позади мальчика. Кто бежал первый? Петю ударил Коля? Кто дерется? Как правильно сказать: «Курица съедена лисицей. или Лисица съедена курицей».

Устный счет с переходом через 10.

(Последовательно из 100 вычесть 7 , или 17+4; 23-8)

Чтение слов

(слова крупно написаны на листе, производится оценка полей зрения, видит ли пациент весь лист, прочитывает слова с половины листа), если позволяет состояние больного чтение небольшого текста, его пересказ.

Письмо – проверяется сможет ли больной написать свою фамилию, имя, отчество. Оценивается почерк больного, есть ли нарушения, аграмматизмы.

В зависимости от возникающих на том или ином этапе речевых трудностей ведется уточнение нарушения с переходом на более легкие задания.

При трудностях в импрессивной речи: задания на понимание ситуативной речи, выполнение простых команд, (закройте глаза, покажите язык, выполните серию заданий).

Выполнение простых и сложных инструкций.

Показ предметов (покажите, где ложка, где чашка, из чего будем пить, чем будем есть) и т.д., картинок ( покажите последовательно как я назвала, например, кот-письмо-самолет) и т.д.; понимание сложных лексико-грамматических оборотов

(покажите, где мальчик спасен девочкой, а где девочка спасла мальчика; бочку за ящиком, ящик на бочке) и т.д..

При трудностях в экспрессивной речи:

Автоматизированная речь (прямой счет, дни недели, месяцы),, договаривание пословиц, стихов, устойчивых выражений (доброе утро, приятного аппетита, спокойной ночи), конструкций с жестким контекстом (Осторожно, во дворе злая…собака. По реке плывет белый…пароход).

Называние предметов и их функций (это ложка, чтобы кушать, часы, чтобы смотреть время), действий (исследуется с помощь наглядного материала или «назовите, что я делаю? стою, сижу, беру и т.д.).

При затруднении выполнения предыдущего задания повторение звуков, начиная с гласных «А», «У», заканчивая согласными, слогов начиная с прямых заканчивая со стечением, слов от односложных до слов со сложной слоговой структурой. Повторение предложений ( Маша кушает. Кошка лакает молоко. т.д.)

Все задания на этом этапе подбираются от простого к сложному.

При трудностях в произношении слов:

Задания на выявление нарушенных звуков.

Речевой материал подбирается в зависимости от возможностей пациента, тяжести его состояния. Оценивается правильность произнесения звуков, снижение дифференциации, нарушения глухости-звонкости, мягкости-твердости, назализованность звуков.

Задания подбираются с учетом возможностей пациента на момент обследования , с учетом его состояния на данный момент. Если пациент чувствует себя плохо или испытывает истощение задания минимизируются, обследование прекращается.

Особое значение в обследовании пациента в остром сосудистом отделении имеет оценка функции глотания.

Обследование начинается с беседы:

Отмечает ли пациент трудности глотания, усилилась ли саливация, способен ли самостоятельно сглатывать слюну?

Производится осмотр ротовой полости, зубной ряд полный-неполный, протезирование съемное-несъемное, есть ли остатки пищи, наличие слизи во рту, оценивается подвижность мягкого неба, глоточного рефлекса, наличие или отсутствие кашлевого рефлекса (может ли больной самостоятельно покашлять), состояние и подвижность органов артикуляции (может ли высунуть язык, облизать губы, поднять язык за верхние зубы, опустить за нижние зубы).

Далее тест «Трех глотков».

Оценивается есть ли трудности в стадии инициации глотка, не выливается ли вода изо рта, делает ли пациент глоток спокойно и свободно, испытывает ли напряжение и волнение, есть ли поперхивания, кашель, удушье после глотка.

С помощью пальцев производится оценка движения гортани во время глотка, оценивается есть ли изменения дыхание, снижение сатурации до и после глотка (оценка с помощью пульсоксиметра). При выявлении трудностей подбор консистенции питания (пудинг, крем, сироп), при невозможности произвести глоток – назогастральное питание.

После анализа полученных результатов составляется индивидуальная программа работы с пациентом.

Костырко Наталия Юрьевна,
логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста
Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.