Из опыта работы логопеда неврологического отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения особенности обследования в острый период

Логопедические занятия при очаговых поражениях головного мозгаАннотация к статье: Описываются особенности обследования тяжелых пациентов с острыми нарушениями мозгового кровообращения в острый период. Основана на опыте работы логопеда неврологического отделения ГКБ им. Д.Д.Плетнева.

Из опыта работы логопеда неврологического отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения особенности обследования в острый период

Основная цель работы на этом этапе определить наличие или отсутствие речевых нарушений, степень их выраженности, оценить функцию глотания.

Обследование начинается с оценки общего статуса больного: лежит ли больной без движения в постели, активен в пределах постели, самостоятельно сидит, реагирует ли на обращенную речь, поворачивает ли голову, удерживает ли контакт глазами.

Беседа начинается с простых вопросов:

Как Вас зовут?

Сколько Вам лет?

Есть ли у Вас жалобы на речь?

Где Вы живете? Назовите свой адрес.

С кем вы живете?

Как зовут Ваших родных? Сколько им лет?

Дальше ориентировка в месте и времени:

Какое сегодня число и день надели? Где мы находимся?

Расскажите, что с Вами случилось? Вы помните кто вызывал скорую помощь? Как Вас везли в больницу?

В ходе обследования производится оценка достоверности информации, оценивается память на текущие события и упроченные знания.

Далее общие вопросы: кем вы работали, в чем заключалась Ваша деятельность, когда закончили работать (если пациент не работает)

Оценивается использует ли больной развернутые фразы, отвечает ли односложно, есть ли нарушения темпо-ритмической стороны речи, есть ли нарушения звукопроизношения, удерживает ли больной внимание, истощается или утомляется, критичен ли к своим ошибкам, оценивается время фактической работоспособности пациента, может ли быстро переключиться с одного задания на другое, оценивается эмоциональное состояние.

Оценка повторной речи.

(Повторите за мной: За высоким забором растут яблони и груши. Кошка всегда пряталась под диван, когда собака была в комнате.) Анализируется сколько слов смог запомнить, правильность передачи смысла предложения, парафазии, персеверации, добавочные вставки, пропуски слов.

Оценка понимания логико-грамматических оборотов.

(Собака бежала позади мальчика. Кто бежал первый? Петю ударил Коля? Кто дерется? Как правильно сказать: «Курица съедена лисицей. или Лисица съедена курицей».

Устный счет с переходом через 10.

(Последовательно из 100 вычесть 7 , или 17+4; 23-8)

Чтение слов

(слова крупно написаны на листе, производится оценка полей зрения, видит ли пациент весь лист, прочитывает слова с половины листа), если позволяет состояние больного чтение небольшого текста, его пересказ.

Письмо – проверяется сможет ли больной написать свою фамилию, имя, отчество. Оценивается почерк больного, есть ли нарушения, аграмматизмы.

В зависимости от возникающих на том или ином этапе речевых трудностей ведется уточнение нарушения с переходом на более легкие задания.

При трудностях в импрессивной речи: задания на понимание ситуативной речи, выполнение простых команд, (закройте глаза, покажите язык, выполните серию заданий).

Выполнение простых и сложных инструкций.

Показ предметов (покажите, где ложка, где чашка, из чего будем пить, чем будем есть) и т.д., картинок ( покажите последовательно как я назвала, например, кот-письмо-самолет) и т.д.; понимание сложных лексико-грамматических оборотов

(покажите, где мальчик спасен девочкой, а где девочка спасла мальчика; бочку за ящиком, ящик на бочке) и т.д..

При трудностях в экспрессивной речи:

Автоматизированная речь (прямой счет, дни недели, месяцы),, договаривание пословиц, стихов, устойчивых выражений (доброе утро, приятного аппетита, спокойной ночи), конструкций с жестким контекстом (Осторожно, во дворе злая…собака. По реке плывет белый…пароход).

Называние предметов и их функций (это ложка, чтобы кушать, часы, чтобы смотреть время), действий (исследуется с помощь наглядного материала или «назовите, что я делаю? стою, сижу, беру и т.д.).

При затруднении выполнения предыдущего задания повторение звуков, начиная с гласных «А», «У», заканчивая согласными, слогов начиная с прямых заканчивая со стечением, слов от односложных до слов со сложной слоговой структурой. Повторение предложений ( Маша кушает. Кошка лакает молоко. т.д.)

Все задания на этом этапе подбираются от простого к сложному.

При трудностях в произношении слов:

Задания на выявление нарушенных звуков.

Речевой материал подбирается в зависимости от возможностей пациента, тяжести его состояния. Оценивается правильность произнесения звуков, снижение дифференциации, нарушения глухости-звонкости, мягкости-твердости, назализованность звуков.

Задания подбираются с учетом возможностей пациента на момент обследования , с учетом его состояния на данный момент. Если пациент чувствует себя плохо или испытывает истощение задания минимизируются, обследование прекращается.

Особое значение в обследовании пациента в остром сосудистом отделении имеет оценка функции глотания.

Обследование начинается с беседы:

Отмечает ли пациент трудности глотания, усилилась ли саливация, способен ли самостоятельно сглатывать слюну?

Производится осмотр ротовой полости, зубной ряд полный-неполный, протезирование съемное-несъемное, есть ли остатки пищи, наличие слизи во рту, оценивается подвижность мягкого неба, глоточного рефлекса, наличие или отсутствие кашлевого рефлекса (может ли больной самостоятельно покашлять), состояние и подвижность органов артикуляции (может ли высунуть язык, облизать губы, поднять язык за верхние зубы, опустить за нижние зубы).

Далее тест «Трех глотков».

Оценивается есть ли трудности в стадии инициации глотка, не выливается ли вода изо рта, делает ли пациент глоток спокойно и свободно, испытывает ли напряжение и волнение, есть ли поперхивания, кашель, удушье после глотка.

С помощью пальцев производится оценка движения гортани во время глотка, оценивается есть ли изменения дыхание, снижение сатурации до и после глотка (оценка с помощью пульсоксиметра). При выявлении трудностей подбор консистенции питания (пудинг, крем, сироп), при невозможности произвести глоток – назогастральное питание.

После анализа полученных результатов составляется индивидуальная программа работы с пациентом.

Костырко Наталия Юрьевна,
логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.