Использование монофонов при восстановлении речи у больных с афазией, дизартрией и логоневрозом

Аннотация: В предлагаемой статье описана методика работы с монофонами, используемая авторами при восстановлении речи у пациентов с разными формами афазии, дизартрии (средней и лёгкой степени выраженности) и логоневрозом.. Монофоны помогут в занимательной форме закрепить звучание и артикуляцию разных звуков, расширить словарный запас и объем фразовой речи. В логопедической работе со взрослыми заикающимися монофоны позволят закрепить навыки плавной речи. Отмечаются положительные изменения в состоянии других высших психических функций: улучшается состояние зрительного гнозиса, сглаживается проявление нарушений нейродинамического аспекта психической деятельности в виде аспонтанности, инертности, инактивности.

Использование монофонов при восстановлении речи у больных с афазией, дизартрией и логоневрозом

В условиях суточного стационара в Центре патологии речи и нейрореабилитации проходят лечение больные с последствиями органических поражений головного мозга, преимущественно после тяжелых инсультов, черепно-мозговых травм, нейроинфекций и другой органической патологии. Это пациенты с нарушениями высших психических функций, в том числе речи, разной степени выраженности.

В случаях, когда бытовая речь вернулась к потерявшим ее, и общение с окружающими перестало быть проблемой, нужна ювелирная огранка речи. Для этой цели наряду с принятыми в нашем Центре методиками, разработанными Т.Г. Визель и В.М. Шкловским, мы применяем и работу с монофонами, о чем хотим рассказать в этой статье.

Монофон – это предложение или связный рассказ, все слова которого начинаются на один и тот же звук. Этот прием входит в число занимательных способов обыгрывания звуков речи и используется нами для работы с пациентами, имеющими нарушения речи по типу разных форм афазии и дизартрии (средней и лёгкой степени выраженности) и логоневрозов.

В книге Ревенко М.Н. и Захаровой О.В. «Монофоны в логопедической практике» в текстах слова начинаются со звуков как в сильной, так и в слабой позиции. Из-за несовпадения звучания и орфографии нужно ориентировать пациентов на письменный вариант монофонов. Фразы расположены в порядке возрастания их длины и сложности.

При каждой из форм афазии монофоны могут способствовать устранению специфичных для нее дефектов речи.

При афферентной моторной афазии монофоны могут помочь в работе по преодолению литеральных парафазий и поисков артикулем, их автоматизации в словах с различной слогоритмической структурой, а также при отработке чистоты произнесения отдельных звуков в речевом потоке. Этому способствуют следующие упражнения: вставить отрабатываемую букву в словосочетания, предложения и тексты; чтение предложенных словосочетаний, предложений, текстов, повторение их со слуха, придумывание собственных монофонов на заданную букву.

Предложения на букву А:

1. _збук_.
2. _збук_ _бориген_.
4. _нфил_д_ _рок.
5. _нтичный _кведук.)

Пациентамс эфферентной моторной афазиейчтениемонофонов можетбытьпредложено с цельюоблегченияартикуляторныхпереключений. Поскольку среди предлагаемых монофонов имеются варианты, содержащиеслова с болееилименеесложнойслоговойструктурой, можно выбрать нужныйуровень сложности для конкретного пациента:

Алиментщик-Алекс/Альберт/Александр/Андрей – аморальный американец/ австриец/ австралиец/ астраханец/архангелогородец.

При обеих формах моторных афазий (афферентной и эфферентной) монофоны могут быть использованы для восстановления связи «артикулема—фонема». Для этого пациенты должны находить заданные буквы и подчеркивать их.

Пациентам со средней степенью выраженности речевых нарушений на начальном этапе работы с монофонами для активизации и расширения словарного запаса предлагается задания на произвольный подбор слов: записывать существительные на заданную букву (бык, бусы, берёза, белка…), затем прилагательные (красный, крупный, классный, красивый) и глаголы (идёт, ищет, играет), словосочетания (белая берёза; красивый кот; искрящийся иней…) и предложения — монофоны (Бешеный бык бушевал. Красивый кот кувыркался, кусался. Искрящийся иней играет).

При акустико-мнестической афазии монофоны можно использовать для тренировки слухо-речевой памяти: удержания на слух и повторения сначала коротких, а затем всё более длинных фраз из набора предложений на одну букву или постепенно наращиваемых фраз, например:

1. Бобёр
2. Бобёр бежал
3. Большой бобёр бежал
4. Большой бурый бобёр бежал
5. Большой бурый бобёр быстро бежал
6. Большой бурый бобёр быстро бежал берегом
7. Большой бурый бобёр быстро бежал безлесым берегом
8. Большой бурый бобёр быстро бежал болотистым безлесым берегом
9.Большойбурыйбобёрбыстробежалболотистымбезлесым беломорским берегом.

Использование монофонов в работе с больными с негрубой сенсорной афазией способствует стабилизации звуковых образов слов, что актуально в целях преодоления лабильности слуховой сферы. Л.С. Цветкова описывала похожий приём для восстановления восприятия фонемы и вариаций её звучания, когда отрабатываемые звуки выступают в середине, конце слова (Л.С. Цветкова «Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга», 2010г., с. 265).

При динамической афазии монофоны являются одним из средств повышения мотивации к речи. Это обусловлено занимательностью заданий по отысканию в них одинаковых букв и придумыванию собственных монофонов.
Пациентам даётся задание написать 5-7 предложений, объединённых одной темой.

Приведем пример рассказа пациента с динамической афазией.

«Летний лес
Летом лесник Леонид любит лежать и любоваться лесом. Над лесом летали ласточки. Лиса ловила лупоглазую лягушку. Лягушка лавировала в лопухах. Лоси лакомились листвой. Ливень лился на лиловую лаванду».

пример рассказа пациента с динамической афазией

Больные с семантической афазией, у которых остаются трудности употребления некорневых морфем, включая предлоги, получают в виде монофонов дополнительные опоры на сходство их звуко-буквенного выражения применительно к разным речевым ситуациям, что служит уточнению их грамматических значений.

Например, ПОД пальмами пели песни папуасы; и ПОД подушкой Петр прятал платочек Полины.

После прочтения монофонов можно дать задание, для закрепления материала, схематично изобразить данную речевую ситуацию.

При всех формах афазии на этапе работы по восстановлению фразовой речи на материале монофонов полезны задания заполнить пропуски во фразах (Например: Бешеный бык (как?) … бодался), подобрать синонимы (Сорванец Сережка спрыгнул / соскочил / слез с сосны) или завершить предложения разными словами, подходящими по смыслу (Вас видели вчера в …вестибюле / вокзале / во Владимире. Будущее будет более …благоприятным / благополучным / богатым. Лена любит … леденцы / ласку / ландыши).

На этапе восстановления навыка развернутой письменной речи можно использовать письмо монофонных предложений:

а) по памяти,
б) под диктовку.

В работе по преодолению аграмматизмов на формально-грамматическом уровне с целью оживления чувства языка предлагается улавливание грамматических искажений во фразах — флективных, предложных и т.д. (например, «Дятел долбил … дереве», «Соня … сестрой спали»), а также восполнение в словах пропущенных грамматических элементов, например, «Под подушк… Петр прятал платоч… Полин…»; Раиса Разумовская …учивала / репетировала роль.

Пациентам с дизартрией монофоны полезны как речевой материал по закреплению четкого произнесения звуков речи в звуковом потоке, а также для дозировки объемов речевого дыхания, выработки навыка добора воздуха в длинных фразах, и, кроме того, восстановления мелодико-интонационной стороны речи. Данным пациентам предлагается работа с карандашом для расстановки в предложениях и текстах необходимых для них разметок по речевому дыханию, обозначение синтагм для выразительной передачи смысла фразы. Момент отдыха в конце фразы тоже указывается карандашом. Данные графические опоры помогают формированию навыков самоконтроля за правильным дыханием и интонационным оформлением фраз.

Часто в работе с пациентами (как с афатиками, так и с дизартриками) мы используем не только чтение предложений, но и даём различные задания на преодоление нарушений нейродинамического аспекта психической деятельности: подчеркнуть заданную букву в предложениях, текстах; зачеркнуть, подчеркнуть или обвести заданные буквы.

Бойцы брали Белосток; бомбардировщики бомбили Берлин.

Всем названным выше категориям пациентов после ознакомления с готовыми монофонами полезно давать задания придумывать свои фразы-монофоны. Можно применять такой прием работы на групповых занятиях, где каждый участник будет добавлять свое слово.

Монофоны могут быть применены и в процессе занятий со взрослыми заикающимися (чтение, воспроизведение по памяти, самостоятельное сочинение). При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности фиксации пациента на трудностях произнесения гласных и согласных звуков и тем самым выстраивать последовательность подачи заданий с монофонами.

В Центре патологии речи и нейрореабилитации в отделении логоневрозов работа с заикающимися с использованием монофонов была описана в книге логопеда Исагулиева П.И. «Ролевые игры и тренинги в коррекции заикания». Рассказы, где все слова начинаются на один и тот же звук, предназначены для преодоления фиксации на произношении трудных звуков.

В книге «Монофоны в логопедической практике» приведены графические работы современного московского художника-символиста Александра Лаврухина. Данные иллюстрации мы рекомендуем использовать на логопедических занятиях с пациентами в качестве наглядного материала для восстановления зрительного гнозиса (в том числе и буквенного). Пациенту предлагается сначала отыскать в рисунках все возможные буквы; выписать их в тетрадь. Затем, в зависимости от степени выраженности дефекта, составить и записать существительные, прилагательные, глаголы на найденные буквы. Можно усложнить задание и попросить пациента составить и записать словосочетания-монофоны, предложения-монофоны и тексты-монофоны.

Веселые, а подчас смешные фразы и занимательные иллюстрации, делают приятной работу над речью, повышают мотивацию к занятиям, а также пробуждают творческие возможности наших пациентов.

Пример сочинения пациента с эфферентной моторной афазией по иллюстрации А. Лаврухина:

3

«Было это году в 60-ом. Тогда молодежи было модно хипповать. И я, молодой дурак, этому движению поддался. Взял брюки-дудочкой, ботинки на «манной каше», подошва так называлась. Как «почесал»!! Словом – хорош! А на ботинках, на подошве, вырезал две буквы Д и Т, так что получилась сплошная фирма. Иду это я по улице и буквы печатаю: ать – два, ать – два! По лужам стараюсь топать, чтобы четко получалось. Во как! Только вдруг два амбала нарисовались. Так я еще нарочно мимо них протопал. Те посмотрели мутными глазами друг на друга:

- Ты чего тут ходишь?

- Ничего!

- Это ты как — ничего? Ты что же, гад, делаешь? А ну, Федя, погляди у него в карманах!

Тут я вспомнил дедовы заветы: лучше быть три минуты трусом, чем всю жизнь покойником. Недолго думая, решил дать тягу…»

Пример сочинения пациента с эфферентной моторной афазией по иллюстрации А. Лаврухина

Таким образом, при каждой из форм афазии монофоны способствуют устранению специфичных для нее дефектов речи. В результате проводимой работы нами были отмечены следующие положительные изменения в состоянии пациентов:

  1. сокращается количество литеральных парафазий и поисков артикулем;
  2. улучшаются артикуляторные переключения;
  3. укрепляется связь «артикулема—фонема»;
  4. активизируется и расширяется словарный запас;
  5. расширяется объем слухо-речевой памяти;
  6. повышается речевая инициатива;
  7. сокращается количество аграмматизмов в устной и письменной речи.

У пациентов с дизартрией повышается четкость произнесения звуков в речевом потоке, закрепляется навык добора воздуха в длинных фразах, улучшается состояние мелодико-интонационной стороны речи. Улучшается состояние зрительного гнозиса. Также сглаживается проявление нарушений нейродинамического аспекта психической деятельности в виде аспонтанности, инертности, инактивности. Более устойчивым становится произвольное внимание.

Список литературы:

1. Бейн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. «Восстановление речи у больных с афазией». — М.,1982.
2. Исагулиев П.И. «Ролевые игры и тренинги в коррекции заикания». — М.: В. Секачёв, НИИ Школьных технологий, 2009.
3. Ревенко М.Н. и Захарова О.В. «Монофоны в логопедической практике». — М.: В. Секачёв, 2016.
4. Л.С. Цветкова «Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга».- М. — В., 2010.
5. Шкловский В.М., Визель Т.Г. «Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии». — М.: «Ассоциация дефектологов», В. Секачев, 2000.

Словари:

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1997.
2. Словарь синонимов русского языка: В 2 т. / АН СССР, Институт русского языка; Под ред. А. П. Евгеньевой. — Л.: Наука, 1970.
3. Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка: Более 2000 антоним. пар / Под ред. Л. А. Новикова. — 4-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1988.
4. Орфографический словарь русского языка / Под ред. С. Г. Бархударова, С. И. Ожегова, А. Б. Шапиро. — М., 1956.
5. Гребенева Ю. Н. Словарь омонимов, омоформ и омографов русского языка. — М.: Мир и Образование, 2015.

Авторы:
1) Ревенко Марина Николаевна, логопед
2) Захарова Ольга Владимировна, логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.