Аннотация: В статье рассматриваются особенности восстановления глагольного словаря у пациентов с комплексной моторной афазией, обращается внимание на взаимосвязь актуализации глагольной лексики и эмоциональной значимости темы высказывания.
Частные случаи восстановления глагольного словаря при комплексной моторной афазии
Логопедам отделения медицинской помощи на дому как правило приходится работать с пациентами, имеющими грубые нарушения речи. Тем интереснее заниматься с более сохранными больными, которым в той или иной степени доступны диалогическая и монологическая речь.
В ходе восстановительного обучения практически с каждым больным необходимо проводить работу по преодолению глагольного дефицита и аграмматизма фразы.
Как известно, при различных формах афазии обычно наблюдаются нарушения в употреблении глаголов. Логопедами нашего отделения широко применяются методики восстановления глагольного словаря, разработанные Оппель и Цветковой.
Методики включают в себя в том числе и рекомендации применять прием вербализации собственных действий, психологический механизм которого заключается в связи слова с конкретным предметным действием и в вербализации этой связи.
Процедура применения приема заключается в сопряженной, а позже – в отраженной вербализации всех выполняемых больным действий, заданных логопедом.
Например, логопед дает последовательные задания больному: взять расческу, причесать волосы, положить расческу в карман. Больной, реально выполняя действия, громко говорит то, что он делает: «Я беру расческу», «Я расчесываю волосы», «Я кладу расческу в карман». Больной, выполняя действия, проговаривает их [Цветкова 1985, с. 159].
Параллельно идут вопросы и ответы на освоенные в непосредственном действии глаголы, например, «Что я делаю?» — «Что я сделала?» — «Что вы положили».
Существенной является строгая последовательность в освоении обозначения словом действий. Действие другого больной видит, тогда как свое действие он в первую очередь ощущает.
После обозначения словом действия другого (вы взяли, вы положили, вы идете, вы поставили и др.) больной научается давать другому словесный сигнал к действию, например: «Идите», «положите», «дайте», «возьмите».
Потом он научается обозначать словом свое завершенное действие: «я сел, я положил, я выпил»; далее – незавершенное действие: «сижу, кушаю, смотрю, бросаю». И наконец, проектируемое: «я положу, сяду, пойду, лягу, дам». [Оппель 1963, с. 52]. Следующим этапом восстановительной работы становится формирование у больного простой, а затем и развернутой фразы.
Некоторое время назад я занималась с пациентом с диагнозом комплексная моторная афазия средней степени выраженности. Работая над формированием у него развернутой речи, я обнаружила одну интересную особенность. Когда пациент рассказывал о своей работе (а он служил в банке), весь его глагольный словарь ограничивался словом «работал»: «Я приходил на работу и работал с документами». Глаголы типа «читал, просматривал, редактировал, проверял и т.д.» были пациенту понятны, но не использовались в самостоятельной речи. Когда же на другом занятии пациент получил задание рассказать эпизод из своего детства, он вспомнил, как ездил со своим отцом по грибы. И тут уже было и «встали, собрались, поехали, остановились», и «пошли, искали, срезали, набрали» и даже «разбирала, чистила, мыла, отварила, жарила» (о том, как мама приготовила собранные грибы). Рассказ лился легко и непринужденно, пациент не нуждался в стимулировании извне.
Конечно, приведенная выше ситуация – частный случай, не подкрепленный статистической выборкой. Но я, тем не менее, позволю себе сделать робкий вывод: речь восстанавливается лучше, если есть сильная эмоциональная составляющая (положительная). И еще. Момент зарождения речи, вероятно, связан с эмпирическим освоением мира, а не с виртуально-бумажным, характерным для современной городской субкультуры.
Список использованной литературы:
1. Оппель В.В. Восстановление речи после афазии. Л., 1963.
2. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М., 1985.
Мисерова Мария Александровна,
логопед высшей категории