Частные случаи восстановления глагольного словаря при комплексной моторной афазии

Логопедическая работа при моторной афазииАннотация: В статье рассматриваются особенности восстановления глагольного словаря у пациентов с комплексной моторной афазией, обращается внимание на взаимосвязь актуализации глагольной лексики и эмоциональной значимости темы высказывания.

Частные случаи восстановления глагольного словаря при комплексной моторной афазии

Логопедам отделения медицинской помощи на дому как правило приходится работать с пациентами, имеющими грубые нарушения речи. Тем интереснее заниматься с более сохранными больными, которым в той или иной степени доступны диалогическая и монологическая речь.

В ходе восстановительного обучения практически с каждым больным необходимо проводить работу по преодолению глагольного дефицита и аграмматизма фразы.

Как известно, при различных формах афазии обычно наблюдаются нарушения в употреблении глаголов. Логопедами нашего отделения широко применяются методики восстановления глагольного словаря, разработанные Оппель и Цветковой.

Методики включают в себя в том числе и рекомендации применять прием вербализации собственных действий, психологический механизм которого заключается в связи слова с конкретным предметным действием и в вербализации этой связи.

Процедура применения приема заключается в сопряженной, а позже – в отраженной вербализации всех выполняемых больным действий, заданных логопедом.

Например, логопед дает последовательные задания больному: взять расческу, причесать волосы, положить расческу в карман. Больной, реально выполняя действия, громко говорит то, что он делает: «Я беру расческу», «Я расчесываю волосы», «Я кладу расческу в карман». Больной, выполняя действия, проговаривает их [Цветкова 1985, с. 159].

Параллельно идут вопросы и ответы на освоенные в непосредственном действии глаголы, например, «Что я делаю?» — «Что я сделала?» — «Что вы положили».

Существенной является строгая последовательность в освоении обозначения словом действий. Действие другого больной видит, тогда как свое действие он в первую очередь ощущает.

После обозначения словом действия другого (вы взяли, вы положили, вы идете, вы поставили и др.) больной научается давать другому словесный сигнал к действию, например: «Идите», «положите», «дайте», «возьмите».

Потом он научается обозначать словом свое завершенное действие: «я сел, я положил, я выпил»; далее – незавершенное действие: «сижу, кушаю, смотрю, бросаю». И наконец, проектируемое: «я положу, сяду, пойду, лягу, дам». [Оппель 1963, с. 52]. Следующим этапом восстановительной работы становится формирование у больного простой, а затем и развернутой фразы.

Некоторое время назад я занималась с пациентом с диагнозом комплексная моторная афазия средней степени выраженности. Работая над формированием у него развернутой речи, я обнаружила одну интересную особенность. Когда пациент рассказывал о своей работе (а он служил в банке), весь его глагольный словарь ограничивался словом «работал»: «Я приходил на работу и работал с документами». Глаголы типа «читал, просматривал, редактировал, проверял и т.д.» были пациенту понятны, но не использовались в самостоятельной речи. Когда же на другом занятии пациент получил задание рассказать эпизод из своего детства, он вспомнил, как ездил со своим отцом по грибы. И тут уже было и «встали, собрались, поехали, остановились», и «пошли, искали, срезали, набрали» и даже «разбирала, чистила, мыла, отварила, жарила» (о том, как мама приготовила собранные грибы). Рассказ лился легко и непринужденно, пациент не нуждался в стимулировании извне.

Конечно, приведенная выше ситуация – частный случай, не подкрепленный статистической выборкой. Но я, тем не менее, позволю себе сделать робкий вывод: речь восстанавливается лучше, если есть сильная эмоциональная составляющая (положительная). И еще. Момент зарождения речи, вероятно, связан с эмпирическим освоением мира, а не с виртуально-бумажным, характерным для современной городской субкультуры.

Список использованной литературы:

1. Оппель В.В. Восстановление речи после афазии. Л., 1963.

2. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М., 1985.

Мисерова Мария Александровна,
логопед высшей категории

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.