Организация совместной работы учителя-логопеда и родителей детей с ОНР в ДОО

Взаимодействие логопеда с родителямиКраткая аннотация: Вовлечение родителей в коррекционный процесс помогает повысить их уровень саморазвития и заинтересованности, которые они приобретают, благодаря работе воспитателя, логопеда. Партнерство логопеда и родителей в создании единого коррекционно-развивающего пространства обеспечивает ребёнку успешную социализацию в детском саду среди сверстников. Описанные формы работы с родителями эффективно применяются, наполняясь новым содержанием в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста.

«Организация совместной работы учителя-логопеда и родителей детей с ОНР в ДОО»

Введение

Важным условием формирования речи является среда, в которой протекает жизнь ребенка. Именно в окружении взрослых возникает речевое общение. Но любое даже небольшое отставание ребенка в речевом развитии, относят его к группе риска. Поэтому логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать с самого раннего детства. В это время необходимо выявить отклонения в речи ребенка, правильно их классифицировать. Порой это сделать, так как языковое развитие ребёнка ещё не завершено.

Коррекционно-логопедическая работа не должна ограничиваться коррекцией только одного недостатка. Она должна предусматривать формирование всех сторон речи: словаря, грамматического строя, связанной речи.
Только работа в совместных усилиях учителя-логопеда, воспитателя и родителей будет успешна, поскольку семья играет решающую роль в речевом развитии ребенка.

Цель: составить рекомендации для родителей детей с ОНР и раскрыть приемы коммуникативного развития.

Для реализации данной цели я поставила перед собой следующие задачи:

• Раскрыть понятие общего недоразвития речи;
• Изучить симптомы ОНР;
• Показать основные направления совместной деятельности логопеда, воспитателя и родителей;
• Рассказать о работе учителя-логопеда, воспитателя по данной теме семье воспитанников с ОНР.

Настоящая работа состоит из двух частей.

В первом разделе даётся характеристика, понятие и симптомы ОНР.

Второй раздел — это направление совместной работы учителя-логопеда и родителей детей с общим недоразвитием речи.

Для решения данных задач, мною было изучено соответствующая литература по данной теме, а также опыт работы моего дошкольного учреждения по направлению совместной работы учителя-логопеда и родителей.

I. Общая характеристика недоразвития речи детей

1.1. Понятие общего недоразвития речи детей

В настоящее время всё чаще у детей встречается диагноз общего недоразвития речи. Всё чаще в группах дошкольных учреждений растет количество детей с речевой патологией, которые нуждаются в ранней коррекционной помощи.

ОНР — это нарушение, при котором у ребенка сохраняется слух и интеллект, но имеются сложности формирования всех компонентов речевой системы. У таких детей нарушено звукопроизношение, очень беден словарный запас, они не умеют пользоваться предлогами.

«Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте».

Теоретическое обоснование общего нарушения речи детей было обосновано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ ещё в пятидесятых шестидесятых годах XX века. Ими были проведены многочисленные исследования различных форм речевых дефектов у детей различного возраста.

Отклонения в речевом развитии они рассматривали «как нарушение развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиции системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы».

Каковы же причины общего недоразвития речи детей?

Одними из возможных причин могут являться патогенные факторы, воздействующие на организм, главным образом в период внутриутробного развития, различные инфекции, перенесенный матерью во время беременности, патологии или травмы при родах, мозговые инфекции. Обычно они возникают в период раннего эмбриогенеза (на третьем — четвертом месяце внутриутробной жизни).

Употребление алкоголя и никотина во время беременности также могут привести к нарушению физического и нервно-психического развития ребенка, проявлением которого часто может являться ОНР.

Кроме биологических факторов развития общего недоразвития речи способствуют многие социальные факторы. Вот некоторые из них. Это, прежде всего, неблагоприятная обстановка в семье: частые ссоры, драки, все возможные конфликты, сопровождающиеся криками, которые происходят на глазах малолетнего ребёнка в особенности во время формирования и становления речи.

На речевое развитие ребёнка влияют и межличностные отношения в семье, структурные изменения, например смерть или болезнь одного из родителей или близких родственников, развода родителей, неполная семья. На ребёнка очень влияет жизнь на два дома или у бабушки или дедушки, когда он очень редко видит одного или обоих родителей.

И, наконец, стоит отнести сюда вопросы семейного воспитания. Очень плохо, если родители, близкие родственники не находят общего языка, не соблюдает единые требования в воспитании своего ребёнка. Одной из распространенных ошибок в воспитании, наблюдаемой в последнее время, стало стремление сделать из ребенка «кумира», когда ему все размещено, он сам ничего не делает, лишён самостоятельности. Бабушка одевает ребенка на прогулку, мама убирает за ним игрушки и так далее. Таким детям постоянно внушают, что они лучше других детей, со многими детьми им запрещают играть. Всё это нарушает у ребёнка процесс общения, умение строить ролевой диалог со сверстниками на партнерских началах. В результате чего ребёнок в детском коллективе замыкается, становится неразговорчивым или даже агрессивным.

Вторая причина в воспитании — это жестокость, наказания, которые сыплются на ребенка одно за другим, если ребёнок сделал что-то не так, сломал игрушку взял не ту вещь и т.д. Такое воспитание тоже часто способствуют развитию ОНР, так как ребёнок замыкается, начинает жить в своём мире.
ОНР не диагностируется раньше трех лет. Это не значит, что у ребёнка, ещё не достигшего указанного возраста, не может быть ключевых проблем, задержка развития речи (ЗРР), распространённая проблема среди полуторагодовалых детей. Но говорить об ОНР можно только тогда, когда речь уже должна сформироваться. Это как раз подходит к детям 3 лет.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод:

факторы, вызывающие ОНР у детей наиболее часто вызваны наследственностью, неблагоприятным окружением, повреждением или нарушением мозга, под влиянием различных неблагоприятных факторов, действующих во внутриутробный период времени, в момент родов, в первые годы жизни ребенка.

1.2. Симптомы общего недоразвития речи у детей

Дети с ОНР испытывают большие трудности с фонетической стороной речи, у них нарушено звукопроизношение, недоразвит фонетический слух, очень мал словарный запас, они с большим трудом воспринимают то, что им говорят.

При обследовании речи ребенка в его карте рядом с заключением ОНР логопед обязательно указывается в скобках уровень речи: первый, второй, третий.

Первый уровень нарушение речевого развития — это полное отсутствие речи.

Дети проявляют попытку произнести какой-то звук, но часто эти звуки обозначают несколько предметов. У детей этого уровня очень развита лексика, жестикуляция. Это особенность позволяет отличить детей с общим недоразвитием речи от детей с умственной отсталостью. В своей речи они используют односложные предложения. Постепенно ребёнок начинает употреблять предложение из трёх — четырёх слов, но в этом предложении нарушена синтаксическая связь, то есть слова в предложении не согласуются в роде, числе, падеже, часто отсутствуют предлоги.

У таких детей интересно использование в речи слов, которые строят их из двух — трёх слогов, если слогов в слове больше, то есть оно длиннее, то дети его самостоятельно сокращают (космонавт — навт, посудка — удка).

Второй уровень — это дети, уже пытающиеся использовать в своей речи часто встречающиеся слова.

В предложении стараются согласовывать слова, но это происходит только со словами, если окончание в нём ударное (игра — игры, рука — руки). Этот процесс формирования различных форм слова носит только начальный характер, и дети могут использовать слова только в числе или только в падеже.

При составлении рассказа по картинке используют только короткие предложения, но если их сравнить с предложениями у ребёнка на первом уровне, то они более грамматические направленные. И всё же у детей данного уровня выявляется способность правильно подобрать формы числа («два книга» вместо «две книги»).

При составлении предложения опускают предлоги, существительное используют только в именительном падеже (кукла лежит в кроватке — кукла лежит аватке).

И, наконец, третий уровень.

На этом уровне развития дети начинают пользоваться сложными предложениями. Но у них по-прежнему слабое общение с окружающими. Они очень неохотно идут на контакт со взрослыми, сверстниками.

Ведь чтобы общаться с окружающими, нужна мама или тот человек, который способен разъяснить собеседнику непонятные слова ребёнка. Естественно, если такого человека нет рядом, то ребенок замыкается в себе.

Для ребенка характерна замена некоторых трудно произносимых букв другими. Например, он заменяет мягким «с» буквы «с», «ш», «ц» (шуба — суба, цапля — сапля).

Дети уже свободно могут излагать свои мысли, строить предложения, рассказывать о себе, родных, событиях, которые с ними происходили. Дети в этом возрасте на данном уровне развития пытаются маскировать свой недостаток речи. Они производят замену самого предмета его частью (дерево — ветка), вместо профессии называют действия, которые выполняет человек (дядя рисует — художник). Они хорошо описывают то, что нарисовано на картинке, строят повествовательный рассказ.

1.3. Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обусловлено следующими обстоятельствами.

1. Сфера коммуникаций — это необходимая часть пространства, в которой существует ребёнок.

Коммуникативные способности дошкольников — это осознанное действие, они строят свое поведение, управляют ими в соответствии с задачами общения. Общение проявляется в повседневной жизни детей, в игре в разнообразных видах деятельности.

2. Формирование коммуникативных умений осуществляется в единстве с формированием у дошкольников средств общения и речи. Отсутствие или несовершенство коммуникативных умений, речевой неактивности приводят к тому, что ребёнок не может свободно общаться, а это отрицательно влияет на личностное развитие и поведение детей.

На начальном этапе основная цель — это накопление и активизация средств коммуникации. Создание ситуации речевого общения в группе во всех видах деятельности. На логопедических занятиях создавать такие речевые ситуации, которые позволяют организовать непосредственное общение детей.

Таким образом, качественные особенности развития коммуникативных умений детей с ОНР — это:

• Отсутствие инициативы в общении, малая активность;
• Низкий уровень вербальной коммуникативной активности;
• Практическое отсутствие способности формулировать и передавать свои мысли;
• Наличие страха перед контактом общения со сверстниками и взрослыми;
• Трудности в организации собственного речевого поведения.

II. Направление совместной работы учителя-логопеда, родителей детей с общим недоразвитием речи

2.1. Актуальность проблемы сотрудничества логопеда и семьи. Пути решения этой проблемы.

Проблема тесной работы детского учреждения и семьи не является новой, но сегодня она приобретает творческий характер благодаря дифференцированному подходу. Особенно остро встаёт это проблема в логопедических группах, так как успех работы логопеда полностью зависит от работы с родителями. И, конечно, лучшие результаты полноценного речевого развития ребенка будут там, где учитель-логопед, воспитатель и родители действуют согласовано.

Чтобы преодолеть речевой дефект ребенка, родители должны принимать активное участие в этой работе. Именно они закрепляют все знания, речевые навыки, умения детей, полученные с логопедом и воспитателями, в повседневной жизни.

Актуальность проблемы так же заключается в том, что проявляются разные позиции педагогов и родителей в воспитании детей с речевыми нарушениями.

Родители нередко отстраняются от работы по исправлению речевых недостатков у детей в силу того, что не владеет необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Большинство из них считают, что всё, что нужно сделают в детском саду, а им это делать некогда, и у них нет свободного времени для занятий с детьми дома.

И только осознанное включение родителей в коррекционный процесс с учителем-логопедом, воспитателями позволяет повысить эффективность работы. Родители должны понимать, что только совместными усилиями их с логопедом и воспитателями можно добиться успеха в речевом развитии ребенка.

В структуру организации работы логопед — родители входят:

1. Концептуальная основа.

Семья и дошкольные учреждения имеют особые функции и, конечно, не могут заменять друг друга. Так в законе РФ об образовании, в пункте 1 статьи 18 закреплено, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.

Очень важно сотрудничество детского сада и семьи, если в семье есть ребенок с общим нарушением речи. И только, если родитель будет активным участником коррекционно-образовательной работы, можно рассчитывать на положительный результат .

2. Содержательная часть обучения:

• Цели работы с родителями;
• Содержание работы с родителями.

Значимость работы с родителями трудно переоценить. Необходимость использования этого сотрудничества важна не только для воспитателя и логопеда, но прежде всего для родителей. Многие родители имеют слабые педагогические знания, полное отсутствие элементарных психо-педагогических знаний, нежелание разобраться в сложном мире ребёнка.

Помочь в этом родителям должен воспитатель и учитель-логопед.

К основным направлениям совместной деятельности логопеда, воспитателя и родителей можно отнести:

• Формирование мотивированного отношения родителей коррекционным знанием дошкольников с нарушениями речи;

• Разработка и апробирование различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия семьи, логопеда и воспитателя, как способа повышения эффективности коррекционно-воспитательного потенциала образовательного процесса;

• Установление партнерских отношений с семьёй каждого воспитанника;

• Объединение усилий педагогов и родителей для развития детей;

• Создание атмосферы общности, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в процессе речевого развития ребенка;

• Оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддержка в них уверенности в собственных педагогических возможностях;

• Обучение родителей конкретным приемам логопедической работы.

В этой работе важная роль отводится логопеду. Ведь учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры просвещения родителей.

Логопед планирует и осуществляет работу, определяет вместе с другими специалистами: воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, заведующим дошкольным учреждением и другими, основные задачи в работе с родителями детей с общим недоразвитием речи.

Осуществляя работу по общению с семьёй, логопед обязательно должен принимать во внимание факторы семейного воспитания, знать возраст родителей, их образование, жизненные условия, семейную обстановку.

Взаимоотношения логопеда и родителей складываются постепенно. Формирование этих взаимоотношений родителя и учителя-логопеда зависит от ряда факторов. Вот некоторые из них:

• Субординация, соблюдение компетентности, принятия решений и ответов на вопросы, задаваемые родителями;

• Соблюдение речевого этикета в общении с родителями. Обращаться только на «Вы», независимо от возраста родителей, обращаться к ним по имени отчеству.

Необходимые принципы, на которых осуществляет свою работу, выстраивает диалог с родителями детей с общими нарушениями речи, учитель-логопед:

1. Учитель-логопед должен понять родителей, увидеть проблему, которая их беспокоит и постараться эмоционально откликнуться на неё;

2. Построить общение на основе диалога, не перебивать родителей, выслушивать их до конца. Если что-то непонятно, задавать вопросы, диалог стоит на равенстве, партнерских отношениях;

3. Никогда не прибегать к назидательному тону, даже если приходится общаться с «неблагополучными» родителями. Все рекомендации должны даваться в форме пожеланий;

4. Логопед не должен повышать тон при общении с родителями, кричать на них, избегать оценивающей позиции;

5. Сохранять конфиденциальность информации;

6. Логопед должен помнить и никогда не подчеркивать дефекты того или иного ребенка, если разговор происходит в присутствии других родителей;

7. При коллективном общении с родителями детей с общим недоразвитием речи использовать только положительные качества, достижения детей;

8. Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно-достоверную информацию, но избегать сложных терминов, строить свою речь таким образом, чтобы она была понятна всем родителям;

9. В своей речи, обращенной к родителям, логопед не должен употреблять слова «дефект», «нарушение», как правило, они вызывают негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше их заменить словами «трудность», «проблема», «недостаток»;

10. Результативность общения с родителями зависит от коммуникативной компетенции и личных качеств самого учителя-педагога. Он, в первую очередь, должен хорошо владеть материалом, который представляет родителям.

Использовать в своей беседе с родителями схемы, карточки, таблицы и так далее. Все материалы логопед должен не читать по бумаге, рассказывать. Всё это будет способствовать привлечению родителей к обсуждению проблемы, диалогу, а, в конечном итоге, к сотрудничеству.

Опыт работы дошкольных учреждений наглядно показывает, что только информированные и заинтересованные родителей могут стать активными помощниками коррекционного процесса логопеда, воспитателя в формирование речи детей.

Следует, что прямой задачей логопеда является рассказывать, объяснять, учить, завоевать доверие, уважение родителей, увлекать и заинтересовывать их. Необходимо это делать с первого месяца пребывания ребенка в детском саду в логопедической группе.

2.2. Формы и методы работы учителя-логопеда с родителями

Работа с детьми, страдающими общим недоразвитием речи ведется в двух направлениях: индивидуальных и с коллективом родителей, использование наглядной агитации.

  1. • Еженедельные, индивидуальные, групповые консультации;
  2. • Ведение индивидуальных тетрадей для закрепления умений в домашних условиях;
  3. • Ведение логопедом тетради для воспитателя, где расписаны шаги, какую работу необходимо провести с ребенком на данной неделе;
  4. • Родительские собрания;
  5. • Открытые индивидуальные и фронтальные занятия с детьми;
  6. • Мастер-классы;
  7. • Использование наглядной агитации.

Все эти занятия важно проводить в нетрадиционной форме. Они включают в себя теорию и практику.

Консультации могут назначаться по просьбе родителей или предлагаться логопедом. Такие консультации не планируются заранее, а проводятся по мере их необходимости. У логопеда составлен график посещения родителей, где он индивидуально беседует с родителями на определенную тему.

Раз в месяц учитель-логопед проводит плановые консультации для родителей.

Планируется консультации по следующим темам:

  1. • Развитие мелкой моторики;
  2. • Как выполнять домашнее задание;
  3. • Речевые игры дома;
  4. • Работа с картинками;
  5. • Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях;
  6. • Дыхательная гимнастика.

К каждой консультации необходимо специальное оборудование. Например, к консультации «Развитие мелкой моторики» мы подбираем материал: дидактические игрушки, например, пирамидки, вкладыши, бусины на нитке, различные застежки, шнуровки, наборное полотно, мозаика (мелкая и крупная), конструкторы, пластилин, карандаши, краски, альбом для рисования. Использование нетрадиционных приемов рисования: губками, ватными палочками, роликами и так далее.

Для консультации «Работа с картинками» подбираем материал в зависимости от того, какую цель преследует данные консультация. Это могут быть картинки для закрепления определенного звука в словах или построение простого предложения из двух слов (собака бежит, кошка сидит).

План консультаций помещается в уголке для родителей. Все консультации проводятся в форме свободной беседы, когда родители могут задавать вопросы, высказывать свое мнение.

Эффективные формы работы с родителями являются родительские собрания. Как правило, они проводятся три раза, но методическая литература рекомендует от трёх до пяти раз.

Первое родительское собрание мы проводим в начале сентября. Собрание проводит заведующий детским садом с родителями всех специализированных групп.

Заведующий знакомит родителей со структурой нашего дошкольного учреждения, задачами и содержанием работы в течение учебного года, правилами и распорядком дня в детском саду.

Второе собрание проводится в октябре. Поводом для данного собрания является материал обследование детей, беседы с родителями. Логопед знакомит родителей с целями, задачами и средствами коррекционного обучения.

Третье собрание проводится в январе, на нём подводятся итоги работы за первое полугодие, раскрываются пути дальнейшей коррекционной работы.

Логопед характеризует успехи каждого ребенка, освещает динамику, а также отмечает трудности, встречающиеся в процессе занятий, намечает пути дальнейшей работы. Родителям предлагается к просмотру видеоролик «Говорят ваши дети». Иногда к данному видеоролику прилагается еще один, снятый в начале года. Этот приём позволяет родителям наглядно увидеть и услышать достижения ребёнка.

В мае проводится последнее родительское собрание. Это подведение итогов работы с детьми с ОНР, даются рекомендации отдельным родителям по закреплению пройденного материала с их ребенком. На данном собрании формируется выставка детских работ, выступление детей (чтение стихотворений, пение исполнение танца).

Одной из форм коллективной работы являются открытые занятия для детей. На этих занятиях логопед знакомит родителей с основными приемами обучения детей с, подбором материала, а также с требованиями во время занятий.

В последнее время всё чаще специалисты рекомендуют проводить дни открытых дверей. Например, можно провести день открытых дверей по теме «Говорят ваши дети», логопед и воспитатель проводят открытые занятия, на которых дети выполняют речевые задания, происходит прослушивание записей детской речи.

Л.Г. Мягкова в своей работе рассказывает об интересном виде работы — это итоговые занятия или развлечения в конце каждой недели. Они направлены на закрепление знаний, умений, на развитие самостоятельной речи. На этих занятиях присутствуют родители, они становятся участниками учебно-образовательного процесса. Начинается практическая часть, на которую приглашаются родители и дети. Мягкова приводит фрагменты из таких записей:

• Различные упражнения «Найди ребенка по руке». Психогимнастические упражнения дают прекрасную возможность для обратной связи;

• «Поводырь» — упражнение дает детям возможность побыть в роли взрослого, взять на себя ответственность за родителя.

Проводится совместная дыхательная гимнастика родителей и детей. Родителям даются разъяснения, что данная гимнастика улучшает у ребенка психические функции памяти, внимания, речи, мыслительных процессов, благоприятно влияет на эмоциональное состояние, повышают усидчивость, корректирует поведение детей.

Из всего вышесказанного видно, что формы и методы работы с детьми с ОНР такие же, что и с родителями других логопедических групп, но при этом уделяется больше внимания личностным особенностям детей, соблюдается режим спокойной обстановки дома.

Наглядно-информационная форма работы очень важна для родителей. Стенды для родителей воспитатель и логопед оформляют совместно в течение всего года. На них освещаются специальные вопросы, касающиеся развития речи детей. Материал по формированию звукопроизношения у детей данной группы меняется постоянно. Так же оборудовано место для размещения текстового и интерактивного материала. Здесь находится стенд, папки, стол для демонстрации детских работ, педагогической и художественной литературы, которые можно почитать ребёнку, специально оборудованной витрины, рейки, паспарту. Рядом с демонстрационным материалом находится стол, кресло, диван, чтобы родители могли спокойно, более основательно посмотреть данные рекомендации.

В своей работе мы используем такую динамическую форму специальной педагого-логопедической работы, как папки-передвижки, в которых помещается материал по определенной теме. Папки-передвижки рекомендуется брать родителям домой. В них обязательно находится материал, который родитель может использовать в работе с ребенком набор картинок с определенным заданием, книжка для чтения, заучивания скороговорок, потешек на определенный звук.

Рубрика «Домашняя игротека» знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями на закрепление того или иного звука. Также может быть помещен материал по развитию мелкой моторики рук:

«Помогаю маме».

Мама много времени проводят на кухне. Нужно приготовить ужин. Ваш ребёнок крутится возле вас. Предложите ему перебрать гречку, горох. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует пальчики.

Или иная игра «Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Из кухонного шкафа?

«Угощаю».

Давай вспомним вкусные слова и будем ими угощать друг друга. Ребёнок называет «вкусное» слово и кладет вам на ладошку. Затем вы ему и так до тех пор, пока всё не «съедите».

При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы выделяют: коллективную, индивидуальную, наглядную. Необходимо сделать акцент на обучение родителей практическим приемам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе.

«Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей, которые они приобрели благодаря поэтапной и вдумчивое работе логопеда. А показатель уровня их самосознание это понимание важности и нужности их знаний и умений, чтобы практически помочь своему ребенку».

При использовании индивидуальных, коллективных и наглядных форм работы логопеда с родителями достигается хорошие результаты в коррекционной работе с детьми.

Заключение

При ознакомлении с материалом по данной теме, можно сделать вывод, что проблема развития речевых возможностей детей остаётся актуальной уже на протяжении многих лет. И это не случайно, ведь речь является средством общения, развития мышления. Потребность в общении у ребенка возникает очень рано и она стимулирует речевое и психическое развитие ребенка, у него активизируется познавательно-мыслительные процессы, то есть формируется личность ребенка.

Если у ребенка наблюдаются отклонения в речевом развитии, то это ведет к резкому снижению уровня общения, ограничению контактов со сверстниками, окружающими.

У детей с общим недоразвитием речи отмечается особенность развития лексики, очень маленький словарный запас. Их активный словарь состоит из некоторых звуковых комплексов, лепетных слов, существительных и глаголов бытового характера. У данных детей и снижена активность общения, часто они становятся «не принятыми» в детском коллективе.

Для детей с общим недоразвитием речи характерны кратковременность интересов, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость.
Сотрудничество семьи, учителя-логопеда, воспитателей становятся все более востребованными. Педагоги используют новые формы работы с родителями.

Взаимодействие родителей и логопеда включает в себя: родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации, к которым по теме подбирают игры и упражнения, организуются выставки, открытые занятия, дни открытых дверей, наглядная агитация.

Вовлечение родителей в коррекционный процесс помогает повысить их уровень саморазвития и заинтересованности, которые они приобретают, благодаря работе воспитателя, логопеда. Партнерство логопеда и родителей в создании единого коррекционно-развивающего пространства обеспечивает ребёнку успешную социализацию в детском саду среди сверстников.

Описанные формы работы с родителями эффективно применяются учителем-логопедом, наполняясь новым содержанием в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста.

Только совместная работа логопеда, воспитателя и родителя, направленная на осуществление общих задач, даёт основание рассчитывать на положительный результат в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Чекмасова Елизавета Станиславовна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.