Консультация для родителей:
Психомоторное развитие ребёнка в раннем детстве
Развитие – это процесс качественных и количественных изменений, исчезновение старого и появление нового, источник и движущие силы которого заключены в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.
Психомоторика (греч. psuhe – душа, лат. movere – двигать).
Понятие было введено в 1913 г. в детскую неврологию учёным Дюпре, ему так же принадлежит положение о том, что психическое и двигательное развитие тесно связаны друг с другом.
Закон Дюпре лёг в основу психомоторной реабилитации в связи с признанием того, что воздействие, активизирующее развитие одной сферы может оказать положительное влияние на развитие другой.
Психомоторика понимается сегодня как связь моторики с совокупностью познавательных процессов и эмоционально – волевой сферы.
Двигательная и познавательная сфера – любое движение, как бы случайно оно не возникло является для ребёнка живым опытом.
Каждое движение сопровождаются ощущениями, которые исходят не только от предмета, но и от собственных мышц.
С другой стороны, без движения не формируются ощущения и представления.
Таким образом, мозг ребёнка побуждается к жизни двусторонними потоками раздражений, идущих от ЦНС к мышцам, и обратно. Следовательно, существует тесная связь между становлением двигательной сферы и ростом интеллекта.
Не только первые сознательные эмоционально-волевая сфера познавательная сфера (психические процессы, речь) двигательная сфера (мелкая и общая моторика) мысли и ощущения порождаются в ребёнке движениями, но и в последующем двигательная сфера способствует работе мозга.
Двигательная и эмоционально-волевая сфера
Движения и вызываемые ими ощущения представляют для ребёнка большую ценность и являются для него источником радости.
Многие исследователи считают, что именно положительные эмоции, которые возникают при движении, являются стимулом к их повторению.
При отсутствии необходимых условий для формирования двигательной сферы, дети растут эмоционально вялыми, а на более ранних этапах развития, дефицит движений пытаются компенсировать неадекватными двигательными актами.
Познавательная и эмоционально-волевая сфера
Развитие этих сфер оказывает влияние на становление психических процессов и речи.
С другой стороны, низкий уровень развития познавательной сферы оказывает негативное влияние на формирование эмоций и воли ребёнка.
Период младенчества: от рождения до года
В этот период возникает первая своеобразная деятельность, которая приобретает ведущее значение – эмоциональное общение.
Важны не столько слова, сколько интонация, мимика, голос.
Под влиянием общения появляется радостное настроение, что выражается в комплексе оживления, повышается общежизненный тонус, усиливается активность ребёнка.
Всё это способствует двигательному и сенсорному развитию ребёнка.
Средства, которые использует младенец:
- мимика
- выразительные жесты
- экспрессивные вокализации
Во втором полугодии жизни определяется психическое развитие ребёнка становлением 2 взаимодополняющих факторов.
1. Предметно – манипулятивная деятельность.
2. Ситуативно – деловое общение с окружающими, осуществляющееся в деятельности, производимой ребёнком совместно со взрослым.
Общение приобретает форму совместной деятельности, в ходе которой взрослый демонстрирует ребёнку элементарные действия, а также помогает их выполнить.
Средства:
Локомоторные:
- ходьба,
- ползание,
- бег,
- предметные действия.
Взрослые в этом периоде являются основным источником и организатором разнообразных впечатлений ребёнка (зрительных, слуховых, тактильных).
Двигательная сфера:
При появлении на свет, новорождённый является беспомощным существом, у него нет никаких движений на сохранение позы и тем более по перемещению в пространстве.
Среди движений младенца выделяются 2 основных типа:
- безусловные движения различного характера: сосательные, хватательные.
- беспорядочные хаотичные движения: движения, представляющие собой сочетания различных некоординированных актов.
Первый год жизни имеет важнейшее значение в психомоторном развитии ребёнка. Развитие мозга в этом возрастном периоде осуществляется в более высоком темпе.
Беспомощный новорождённый к концу первого года жизни представляет собой относительно самостоятельного человека, который овладевает прямостоянием, ходьбой, предметно – манипулятивной деятельностью, начальным пониманием обращённой речи.
Период раннего детства: от года до трёх
Происходит переход к предметным действиям.
Особенно значимым для психомоторного развития ребёнка являются действия:
- соотносящие действия (цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов в определённые пространственные отношения)
Сборно — разборные игрушки: матрёшки, пирамидки.
- орудийные действия (в ходе которых один предмет или орудие используется для воздействия на другой предмет.
Под влиянием предметных действий у детей интенсивно развиваются ощущения и восприятие, а также компоненты наглядно – действенного мышления. Происходит обработка данных оттенков переживаний и их мимических выражений.
Также происходит дальнейшее двигательное развитие дифференцированных движений ног, улучшение координации движений, ходьба как «ненасытная потребность» ослабевает лишь к третьему году.
Развиваются умения преодолевать препятствия: горка – лестница, начинают складываться основные виды прыжков.
Развивается умение манипулировать мелкими предметами, затем формируются начальные навыки самообслуживания.
Складываются основные виды детской деятельности.
Период от года до трёх сенситивен для развития речи.
Нарушения в психомоторном развитии у детей в раннем детстве
У таких детей к 3 – м годам не сформирована предметная деятельность, у них наблюдается наличие неадекватных действий с предметами.
Они не знают функциональных назначений предметов, их названий, не владеют способами действий с ними.
Также отмечается низковыраженная готовность к установлению контакта со взрослыми, детей сложно привлечь к совместной деятельности.
Отмечается задержка в развитии речи и общения.
У многих детей может отсутствовать активная речь:
- первые слова – после 2 – х лет,
- фразы после 3 – х лет. (Норма – 2 – 2,5 года).
Без специально организованной коррекционно – развивающей работы динамика в психомоторном развитии таких детей незначительна.
Новикова Ю. В.,
учитель-дефектолог
Спасибо за статью. Очень полезная и нужная информация.