Упражнения для развития связной речи пациентов с афатическими нарушениями средней и лёгкой степени выраженности

В статье представлен набор упражнений для развития связной речи пациентов с афатическими нарушениями средней и лёгкой степени выраженности.

Сенсорная афазияВ данной практической тетради задания каждого пункта идут от простого к более сложному и обучают использовать одни и те же глаголы в разных предложениях, а так же увеличивать лексический запас.

Упражнения для развития связной речи пациентов с афатическими нарушениями средней и лёгкой степени выраженности

1. Вставить глаголы:


1. Брат _________________ в квартире.
2. Петя ________________ в школу.
3. Певец ______________ песню.
4. Собака ______________ мясо.
5. Маша ___________ на танцы.
6. Артист _________ на сцене.
7. Кошка ___________ рыбу.
8. Семья ____________ в доме.

Поёт, ест, живёт, ходит.

Составить фразы по опорным словам:

Певец – песня
Брат – квартира
Петя – школа
Собака – мясо

Составить фразу по схеме:

кто?

  • поёт

что?

кто?

  • ест

что?

кто?

  • живет

где?

кто?

  • ходит

куда?

Составить фразы по опорным словам:

Я – квартира – этаж
Петя – школа – будни
Певец – песня – концерт
Собака – мясо – миска

Закончить фразу тремя вариантами:

Я жил ……….
Петя ходил …………
Артист пел ……………
Кошка ела ……………….

Закончить фразу:

Когда я жил в Москве, …………….
Когда Петя ходил в школу, ……………
Когда певец пел песню, ……………
В то время, как кошка ела рыбу, …………….

Придумать начало фразы:

…………………………….., чтобы жить в своём доме.
………………………., потому что ходил в школу во вторую смену.
………………………, во время того как певец пел песню.
………………………., потому что кошка не ела свой корм.

Придумать предложение с глаголами, изменяя их в нужную форму:

1. Жить
2. Ходить
3. Есть
4. Петь

2. Вставить глаголы:

1. Папа _________________ на диване.
2. Спортсмен ____________ дистанцию.
3. Семья _______________ в отпуск.
4. Бабушка ____________ в санатории.
5. Машина ____________ по дороге.
6. Собака ____________ за вором.
7. Дочка _____________ в Сочи.
8. Голубь _______________ на крыше.

Отдыхает, бежит, сидит, едет

Составить фразы по опорным словам:

Папа – диван
Семья – отпуск
Спортсмен – дистанция
Бабушка – санаторий

Составить фразу по схеме:

кто?

  • отдыхает

где?

кто?

  • сидит

на чём?

кто?

  • бежит

куда?

кто?

  • едет

куда?

Составить фразы по опорным словам:

Папа – диван – телевизор
Спортсмен – дистанция – стадион
Семья – отпуск – лето
Бабушка – санаторий – неделя

Закончить фразу тремя вариантами:

Мальчик бежит…
Оля сидит …
Папа отдыхает …
Мужчина едет …

Закончить фразу:

В то время как папа сидел на диване, …………….
Спортсмен бежал эту дистанцию очень быстро, потому что ……………
Мама и папа едут в Сочи, а дети ……………
Бабушка отдохнула бы в этом санатории еще раз, потому что …………….

Придумать начало фразы:

…………………………….., чтобы сесть на самолет вовремя.
………………………., потому что бежал очень быстро.
………………………, во время того как дети едут в лагерь.
………………………., потому что отдыхала в санатории.

Придумать предложение с глаголами, изменяя их в нужную форму:

1. Отдыхать.
2. Сидеть.
3. Бежать.
4. Ехать.

3. Вставить глаголы:

1. Мальчик ______________ книгу.
2. Сестра ___________ сапоги.
3. Ребёнок ____________ в кроватке.
4. Дочка _______________ по телефону.
5. Мама ____________ продукты.
6. Папа ___________ на диване.
7. Лена ___________ рассказ.
8. Учитель ______________ с учеником.

Лежит, читает, покупает, разговаривает

Составить фразы по опорным словам:

Мальчик – книга
Мама – продукты
Сестра – сапоги
Дочка – телефон

Составить фразу по схеме:

кто?

  • лежит

где?

кто?

  • читает

что?

кто?

  • покупает

что?

кто?

  • разговаривает

с кем?

Составить фразы по опорным словам:

Я – книжка – диван
Сестра – сапоги – магазин
Ребёнок – кроватка – одеяло
Мама – телефон – дочка

Закончить фразу тремя вариантами:

Папа читает ……….
Сестра купила ………..
Ребёнок спит …………
Мама разговаривает ………….

Закончить фразу:

В то время, как папа читал газету, …………………….
Сестра купила новые сапоги, потому что ………………
Ребёнок спал под тёплым одеялом, потому что …………….
Мама разговаривала с дочкой о том, чтобы …………..

Придумать начало фразы:

…………………………….., потому что уже читал эту газету.
…………………………….., поэтому она купила новые.
…………………………….., поэтому он спал очень крепко.
…………………………….., чтобы разговаривать по-английски.

Придумать предложение с глаголами, изменяя их в нужную форму:

1. Разговаривать.
2. Купить.
3. Спать.
4. Читать.

4. Вставить глаголы:

1. Папа __________ масло на хлеб.
2. Мама ___________ ребёнка на руках.
3. Пожарные ______________ дом из огнетушителей.
4. Ваня __________ бороду бритвой.
5. Катя ___________ лицо кремом.
6. Женя ____________ сестру на качелях.

Качает, тушат, мажет, бреет

Составить фразы по опорным словам:

хлеб – масло
пожарные – лес
папа – бритва
дети – качели

Составить фразу по схеме:

кто?

  • качает

кого?

кто?

  • тушат

что?

кто?

  • мажет

что? на что?

кто?

  • бреет

что?

Составить фразы по опорным словам:

Девушка – крем – лицо
Пожарные – дом – вода
Папа – бритва – ванная
Мама – ребёнок – руки

Закончить фразу тремя вариантами:

Пожарные тушат ……….
Девушка мажет ……….
Папа бреется ……….
Вася качает……….

Закончить фразу:

Катя каждый день мажет своё лицо увлажняющим кремом, чтобы ………
Пожарные очень старались затужить дом, но…
Папа каждое утро бреется, чтобы ………….
Мама качала ребёнка на руках, чтобы …………

Придумать начало фразы:

…………………………….., поэтому она мажет его увлажняющим кремом.
…………………………….., хотя пожарные очень старались его затушить.
…………………………….., поэтому папа бреется каждое утро.
…………………………….., в то время как мама качала его на руках.

Придумать предложение с глаголами, изменяя их в нужную форму:

1. Бриться.
2. Качать.
3. Мазать.
4. Тушить.

5. Вставить глаголы:

1. Рыбаки ________ раков сетями.
2. Мама _________ из сумки ключи.
3. Петя __________ картинки в журнале.
4. Девушка _____________ платье утюгом.
5. Мальчик __________ свою собаку по голове.
6. Бабушка ___________ сериал.
7. Ребёнок ____________ конфеты из шкафа.
8. Лягушки _____________ мух длинным языком.

Достаёт, ловят, гладит, смотрит

Составить фразы по опорным словам:

Мама – ключи
Бабушка – кино
Рыбаки – рыба
Девушка — утюг

Составить фразу по схеме:

кто?

  • достаёт

что?

кто?

  • ловят

что?

кто?

  • гладит

что?

кто?

  • смотрит

что?

Составить фразы по опорным словам:

Девочка – бабочка – сачок
Дедушка – ведро – колодец
Аня – бельё – утюг
Юноша – кино – диван

Закончить фразу тремя вариантами:

Они ловят ……….
Брат достал ……….
Девушка гладит ……….
Дети смотрят ……….

Закончить фразу:

Рыбаки вышли в море на корабле, чтобы …………….
Котёнок не мог слезть с дерева, и тогда…………….
Девушка достала из шкафа мятое платье, чтобы …………….
Бабушка включила телевизор, чтобы …………….

Придумать начало фразы:

…………………………….., потому что рыба сегодня совсем не клевала.
…………………………….., потому что яблоки были только на верхушке дерева.
…………………………….., потому что оно было очень мятое.
…………………………….., поэтому я переключил канал телевизора.

Придумать предложение с глаголами, изменяя их в нужную форму:

1. Доставать
2. Ловить
3. Гладить
4. Смотреть

6. Вставить глаголы:

1. Строители ______________ новый дом.
2. Я _____________ книжку на полку.
3. Ваня _____________ землю.
4. Спортсмен _____________ по стадиону.
5. Лиса ______________ за зайцем.
6. Трактор ___________ яму.
7. Мальчик _______________ телефон в рюкзак.
8. Рабочие ____________ баню из дерева.

Положил, строят, копает, бежит

Составить фразы по опорным словам:

Брат – деньги – кошелёк
Строители – дом – кирпич
Мужчина – земля – лопата
Спортсмен – дистанция – стадион

Составить фразу по схеме:

кто?

  • положил

что?

кто?

  • строят

что?

кто?

  • копает

что?

кто?

  • бежит

куда?

Закончить фразу тремя вариантами:

Он положил ………….
Рабочие строят ……………..
Они копают ……………….
Дети бегут ……………………

Закончить фразу:

Я открыл шкаф, чтобы …………..
Привезли кирпичи, чтобы …………….
Мы взяли лопаты, чтобы ……………….
Лиса увидела зайца и …………………..

Придумать начало фразы:

…………………………….., чтобы потом легко найти.
…………………………….., в котором будет жит много людей.
…………………………….., чтобы сделать колодец.
…………………………….., чтобы прийти к финишу первым.

Придумать предложение с глаголами, изменяя их в нужную форму:

1. Положить.
2. Строить.
3. Копать.
4. Бегать.

7. Вставить глаголы:

1. Мама _____________ бельё.
2. Бабушка ____________ цветы.
3. Петя _____________ на лыжах.
4. Лена _______________ волосы в тёмный цвет.
5. Аня _____________ на коньках.
6. Маляр ______________ стены.
7. Катя _________________ грязное платье.
8. Дедушка _____________ грядки.

Катается, стирает, поливает, красит

Составить фразы по опорным словам:

Дети – парк – карусель
Бабушка – бельё – порошок
Мама – грядки – морковь
Маляр – стены – краска

Составить фразу по схеме:

кто?

  • катается

на чём?

кто?

  • стирает

что?

кто?

  • поливает

что?

кто?

  • красит

что?

Закончить фразу тремя вариантами:

Дети катаются …………..
Мама стирает …………..
Бабушка поливает ………………
Он красит ……………………

Закончить фразу:

Мы взяли лыжи и …………
Мама достала грязное бельё, чтобы …………..
Земля на грядках была уже сухая, поэтому …………………
Её волосы стали седые, поэтому ………………….

Придумать начало фразы:

…………………………….., поэтому взяли с собой коньки.
…………………………….., потому что бельё было грязное.
…………………………….., потому что земля была очень сухая.
…………………………….., поэтому мы купили краску.

Придумать предложение с глаголами, изменяя их в нужную форму:

1. Кататься
2. Стирать.
3. Поливать.
4. Красить.

8. Вставить глаголы:

1. Баскетболист _____________ мяч в корзину.
2. Маша _____________ кофе.
3. Дети ______________ на скамейке.
4. Грузовик _______________ кирпичи.
5. Мама и папа ______________ за столом.
6. Ребёнок ___________ мяч папе.
7. Дедушка ____________ чай.
8. Таксист ___________ пассажиров.

Пьёт, кидает, сидят, везёт

Составить фразы по опорным словам:

Вася – чай – кухня
Бабушки – скамейка – вечер
Мальчик – мяч – девочка
Шофер – пассажиры – аэропорт

Составить фразу по схеме:

кто?

  • сидит

на чём?

кто?

  • пьёт

что?

кто?

  • кидает

что?

кто?

  • везёт

что?

Закончить фразу тремя вариантами:

Он везёт ………….
Ребёнок кидает ……………
Девушка пьёт ……………
Бабушка сидит …………..

Закончить фразу:

Я вскипятила чайник, чтобы ……………
Мальчик не поймал мяч, хотя ……………
Увидев скамейку в тени деревьев, …………………
Приехало большое такси, чтобы …………………..

Придумать начало фразы:

…………………………….., потому что оно меня бодрит.
…………………………….., и я поймал его.
…………………………….., поэтому ехал очень аккуратно.
…………………………….., потому что шли очень долго и устали.

Придумать предложение с глаголами, изменяя их в нужную форму:

1. Пить
2. Кидать
3. Сидеть
4. Везти

9. Вставить глаголы:

1. Мама _____________ губы розовой помадой.
2. Портниха ____________ красивое платье.
3. Шахматисты ______________ очень долго.
4. Папа _____________ сына в детский сад.
5. Дети ______________ в прятки.
6. Девушка ____________ новую юбку.
7. Маша ____________ волосы в рыжий цвет.
8. Мальчик ____________ собаку на поводке.

Шила, красила, играли, вёл

Составить фразы по опорным словам:

Портной – платье – швейная машинка
Девушка – губы – помада
Дети – бадминтон – поляна
Саша – собака – поводок

Составить фразу по схеме:

кто?

  • шьёт

на чём?

кто?

  • играет

во что?

кто?

  • красит

что?

кто?

  • ведёт

кого?

Закончить фразу тремя вариантами:

Он ведёт ………..
Мама красит ……………
Бабушка шьёт …………..
Ребята играют ……………..

Закончить фразу:

Её волосы стали седые, поэтому ………………..
Портниха села за швейную машинку и …………………
Дети взяли мяч, чтобы ……………..
Сын еще не знает дорогу школу, поэтому ………………

Придумать начало фразы:

…………………………….., потому что она хотела сменить имидж.
…………………………….., после того как сделала все выкройки.
…………………………….., так как у них был мяч.
…………………………….., так как он еще не знает дорогу.

Придумать предложение с глаголами, изменяя их в нужную форму:

1. Шить
2. Красить
3. Играть
4. Вести

Боровова Елена Валерьевна,
логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.