Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»

Я работаю учителем-логопедом в детском саду комбинированного вида. В работе с детьми подготовительной группы с ОНР использовала проект, эта тема заинтересовала меня.

Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» с детьми подготовительной группы с ОНР

Цель:

  • ввести в практическую работу развитие речи у детей с ОНР через коммуникативные игры в детском саду.

Пояснительная записка

Актуальность

ДетиСовременные изменения в обществе требуют необходимости воспитания творчески инициативного человека, умеющего эффективно решать необычные жизненные задачи.

Полновесное гармоничное развитие ребёнка недопустимо без воспитания у него правильной речи. Речь является приобретенной способностью и показателем развития личности в целом.

Эффективным показателем готовности ребенка в плане речевого развития, является умение вести беседу, доказывать свою точку зрения, дополнять, возражать, т.е. быть коммуникабельно подготовленным человеком. Для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи это особенно трудно.

Поэтому, чтобы заинтересовать детей и стимулировать в плане речевого развития, можно использовать коммуникативные игры, как в процессе фрон-тального обучения, так и в процессе индивидуального обучения.

Цель:

  • систематизировать использование коммуникативных игр в речевом развитии детей с ОНР.

Задачи:

- формирование навыков звукового анализа и синтеза с использованием комуникативных игр;

- использование коммуникативных игр в формировании лексико-грамматических категорий;

- развитие связной речи, посредством коммуникативных игр.

Участники:

  • Воспитанники логопедической подготовительной группы,
  • учитель-логопед,
  • воспитатели,
  • музыкальный руководитель,
  • родители.

Приемы:

  • Наглядный (использование картинного материала),
  • словесный (дидактические упражнения),
  • игровой( создание игровых ситуаций, развитие мелкой мотори-ки, динамические паузы)

Материал:

  • Дидактические игры, слоговые схемы, картинный материал, раздаточный материал, кассы букв, наборное полотно, технические средства обучения.

Длительность:

  • 1 месяц

Основная часть:

Подготовительно-информационный этап

1. Календарно-тематический план на месяц

месяц

Кол-во занятий

Тема

Цели и задачи

Игровые упражнения, игровые ситуации

ноябрь

1

1

2

Человек. Части тела гигиена

Развитие связной речи- сказка «Великан и гномики»

Звук [ш], буква Ш

Дифференциация звуков  [с-ш]

Расширение и обогащение словарного запаса по лексической теме «Части тела»;

усвоение единственного и множественного числа имён существительных. Закрепление грамматического значения мужского рода им. существительных.

Образование слов с увеличительными и ласкательными оттенками.

Развитие фонематического слуха — выделение звука [ш] в ряду звуков, в слогах, в словах. Его характеристика. Анализ и синтез слогов и слов с соответствующей буквой.

 Дидактическое упражнение «Для чего?»

Дидактическая игра «Найди ошибку»

Речевая подвижная игра «Мы руками хлопаем, мы ногами топаем».

Дидактическая игра  «Найди отличие»

Дидактическая игра «Найди «шипящую» картинку»

Дидактическое упражнение «Что в мешке?»

ноябрь

1

1

2

Игрушки

Составить рассказ по серии сюжетных картин «В детском саду»

Звук [ы], буква Ы.

Образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить подбирать прилагательные к существительным;
- учить употреблять в речи притяжательные местоимения. Закрепление грамматического значения женского рода им. существительных

Уточнение и расширение словаря.

Составление рассказа по образцу с элементами творчества.

Определение положения звука [ы]  в словах. Анализ и синтез прямых и обратных слогов,  слов с соответствующей буквой.

Дидактическое упражнение «Предмет и слово», «Живое-неживое», «Кто это? Что это?» дидактическая игра «Сосчитай, не ошибись»

Вопросно-ответная беседа.

Игра «Найди пару»

Дидактическое упражнение «Найди ошибку».  Игра «Чего не стало»

ноябрь

1

1

2

Одежда, обувь, головные уборы.

Составить описательный рассказ по плану.

Звук [л], буква Л Звуки [л] – [ль], буква Л, точка, схема предложения Звуки [л] – [р]

Образование имен прилагательных от им. существительных ( из меха- меховая). Название деталей одежды и обуви, классификация- зимняя, летняя, весенняя, осенняя.

Упражнять в согласовании существительных с  числительными.

Упражнять составлять описательный рассказ с опорой на картинку

Выделение звука [Л] в ряду звуков, в слогах, в словах. Дифференциация звуков [л] — [ль]. Определение положения звуков [л] — [ль] в словах. Анализ и синтез слогов и слов с соответствующей буквой.

Игра «Четвертый лишний».

Дидактическое упражнение «Чего не хватает?»

Игра «Что с чем?»

Дидактическая игра «Найди отличие»  дидактическое упражнение «Какая одежда?»

Дидактическая игра «Что видела Маша, а что видела Мила?» упражнение Найди слово в слове»

Дифференциация звуков [л] — [р], [ль] — [рь].

ноябрь

1

1

2

Посуда

Составление рассказа по сюжетной картинке «Сервируем стол» и «Машин день рождения»

Звук [н], буква Н Предложение.

Звуки [н] – [нь],

Обогащение и автоматизация словаря по теме «Посуда»

Словообразование: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов –ник-, -ниц-, -онк-, -енк-.

Упражнять в слоеобразовании: стеклянный, керамическая…Формировать навык образования категорий род.п. ( без чего? Из чего?)

Составлять предложения со значением противопоставления. с использованием картинно-графического плана. Закреплять использование в речи качественных прилагательных и умение употреблять предложно-падежные конструкции.

Выделение звука [н] в ряду звуков, в слогах, в словах. Дифференциация звуков [н] — [нь]. Определение положения звуков [н] — [нь] в словах. Анализ и синтез слогов и слов с соответствующей буквой.

Дидактическое упражнение «Магазин»

Игра «Где живут продукты».

Вопросно-ответная беседа.

Дидактическая игра «Сервируем стол»

Дидактическое упражнение «Назови первый и последний звук в слове»,

Игра «Звукоедки»

2. Модель взаимодействия с другими педагогами

1. Составление индивидуальных планов (маршрутов) коррекционно-педагогической работы: учитель–логопед, педагог-психолог, воспитатели группы

2. Использование логоритмических упражнений в преодолении речевых нарушений у детей в логопедической группе — музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатели.

3. Методы и приемы индивидуальной работы с детьми по развитию мелкой и артикуляционной моторики с использованием дидактических упражнений и игр: учитель-логопед, воспитатели, родители воспитанников.

4. Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе- заместитель заведующего по ВМР, учитель-логопед, воспитатели.

5. Консультативно-информационная помощь воспитателям, специалистам, родителям «Консультации по запросам»- учитель-логопед.

6. Логоритмическая гимнастика, как средство речевого развития детей с ОНР: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель-логопед.

7. Тематические родительские собрания «Делаем вместе»: воспитатели, родители воспитанников, учитель-логопед.

2 Этап. Практический – познавательный

Особенности речевого развития детей 7-го года жизни с речевыми нарушениями:

На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов.

В активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий.

При использовании простых предлогов дети допускают большое количество ошибок и почти не используют сложные предлоги.

Отмечается незнание и неточное употребление некоторых слов детьми: слова могут заменяться другими, обозначающими сходный предмет или действие (кресло — диван, вязать — плести) или близкими по звуковому составу (смола — зола).

Иногда для того, чтобы назвать предмет или действие, дети прибегают пространным объяснениям.

Словарный запас детей ограничен, поэтому часто отмечается неточный выбор слов.

Некоторые слова оказываются недостаточно закрепленными в речи из-за их редкого употребления, поэтому при построении предложений дети стараются избегать их (памятник — героям ставят).

Даже знакомые глаголы часто недостаточно дифференцируются детьми по значению (поить — кормить).

Замены слов происходят как по смысловому, так и по звуковому признаку.

Прилагательные преимущественно употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки предметов — величину, цвет, форму, некоторые свойства предметов.

Относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений (мамина сумка).

Наречия используются редко.

Дети употребляют местоимения разных разрядов, простые предлоги (особенно для выражения пространственных отношений — в, к, на, под и др.).

Временные, причинные, разделительные отношения с помощью предлогов выражаются значительно реже.

Редко используются предлоги, выражающие обстоятельства, характеристику действия или состояния, свойства предметов или способ действия (около, между, через, сквозь и др.).

Предлоги могут опускаться или заменяться. Причем один и тот же предлог при выражении различных отношений может и опускаться, и заменяться. Это указывает на неполное понимание значений даже простых предлогов.

Перечень методик коммуникативного развития

1. Наглядные:

- демонстрационный картинный материал (слоговые схемы, панно из кар-тинок на каждый звук, схемы для обучения чтению)

- раздаточный материал (карточки, картинки, звуковые схемы, кассы букв, мелкий раздаточный материал для моторики)

- использование интерактивного оборудования (презентации, видеоролики, познавательные фильмы)

- наблюдения в природе, быту.

2. Словесные:

- вопросно-ответные беседы,
- чтение художественной литературы
- рассказывание по описанию, по сюжетным картинам, из личного опыта.
- заучивание наизусть чистоговорок, потешек, стихотворений.

3. Практические:

- дидактические игры и упражнения,
- логоритмические упражнения,
- игры-драматизации,
- инсценировки,
- театрализация, чтение стихов на праздниках,
- музыкальные и спортивные развлечения.

Картотека коммуникативных игр для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи (III уровень)

1. «Повтори, не ошибись»

Цель — развивать фонематический слух и восприятие: проговаривание слоговых рядов с прямым и обратным слогом с заменой гласного или согласного звука

2. «Сосчитай до пяти»

Цель — упражнять детей в согласовании числительных с существитель-ными

3. «Незнайка в лесу»

Цель — правильное употребление в речи предлогов.

4. «Вспомни и назови»

Цель — упражнять в подборе слов на заданный звук.

5. «Чего не стало»

Цель — развивать внимание, произносительную сторону речи

6. «Найди отличие»

Цель — упражнять в употреблении в речи сложносочиненных предло-жений с союзом «а».

7. «Угадай словечко»

Цель — использование в речи глаголов в единственном и множествен-ном числе.

8. «Назови ласково»

Цель — учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

9. «Почему так называется?»

Цель — уточнить представление детей об образовании сложных слов.

10. «Найди ошибку»

Цель — упражнять детей в употреблении в речи сложных предложений с предлогом «для».

11. «Какое слово длиннее?»

Цель – упражнять в делении слов на слоги.

12. «Слово рассыпалось»

Цель — упражнять в составлении слов из слогов.

Анализ фронтального занятия учителя-логопеда в ДОУ

Тема: Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Л]. Буква Л.»

Дата: 21.11.2019

Продолжительность: 30 мин.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • уточнение артикуляции звука [Л];
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • выделение заданного звука на слух; составление характеристики звука;
  • определение местонахождения звука в словах;
  • употребление в речи сложных предложений со значением противопоставления;
  • употребление в речи предложных конструкций творительного падежа; звукобуквенный анализ слова «лама»;
  • знакомство с буквой Л;
  • учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание память, мышление;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, усидчивость, умение работать в коллективе.

Материал:

  • Демонстративный: схемы для чтения слогов, картинки с предметами на заданный звук (в начале, середине, конце слова) .
  • Раздаточный: предметные картинки; кассы букв, синие карандаши, схемы для чтения слогов.
ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ

ПРИЕМЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Организационный Дети стоят около логопеда. Предлагается отгадать загадки со словами, в которых есть звук [Л] Игровой, наглядный Дети называют слова, в которых есть звук [Л]
Знакомство со звуком [Л]

Логопед проговаривает слова-отгадки выделяя звук голосом

Наглядный Дети дают характеристику звука.
Упражнение «Найди место звука в слове» Игровой, наглядный Дети называют по картинкам-отгадкам слова, где звук стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова.
Игра «Поймай звук в ладошки» Игровой Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [Л]
Дидактическое упражнение «Найди отличие» Наглядный, игровой Дети сравнивают картинки на двух плакатах. Составляют сложносочененное предложение с союзом «а».
Игра «Найди место предмета» Наглядный, игровой Дети составляет предложение с использованием предлога «между»
Динамическая пауза Логоритмическое упражнение «Лодка плоская плыла» Игровой Дети выполняют движения и проговаривают текст
Работа с буквой Знакомство с буквой, уточняют, чем отличается звук от буквы; для чего нужна заглавная буква Наглядный Рассматривают картинку с буквой Л.
Чтение слогов по схемам Наглядный Дети читают прямые и обратные слоги, слоги со стечением.
Упражнение на развитие мелкой моторики «Ежик» Игровой Дети выполняют пальчиковую гимнастику
Работа с разрезными  кассами Звуко-слоговой анализ слова «лама» Практический Дети выкладывают слово в кассах выполняют звуковой и слоговой анализ
Работа на карточках по развитию графо моторных навыков Разукрашивание мозаики Практический Дети разукрашивают только те части мозаики, на которых есть буква Л.

Выводы:

Цель занятия достигнута. Задачи выполнены полностью. Занятие построено от простого, к сложному. Прослеживается плавный переход между частями занятия. Все занятие построено в едином стиле. Разнообразный наглядный материал, смена игровой деятельности позволяет удержи-вать внимание детей. Дети проявляли высокую активность и интерес на протяжении всего занятия.

Методики по речевому развитию

НАЗВАНИЕ

ЗАДАЧИ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ

«Повтори, не ошибись» Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие В процессе обучения ребенок повторят слоговые ряды на заданный звук с заменой гласного, слогов со стечением. Направлено для развития фонематического слуха и закрепления произношения отдельных звуков
«Найди отличие» Учить строить сложные предложения с союзом «а» Ребенок использует в речи предложения различной конструкции Употребление  в речи сложных предложений со значением противопоставления
«Найди место предмета» Развитие грамматического строя речи Ребенок учится правильно согласовывать слова в предложении. Употребление  в речи предложных конструкций творительного падежа

Планирование индивидуальной логопедической работы

на 2018-2019 уч.г.
c: ФИО (2013 г.р.)

1. Подготовительный этап

Задачи:

1) На этапе логопедического обследования заинтересовать ребенка в логопедических занятиях, для этого в игровой форме провести ряд тестов для развития слухового внимания, фонематического восприятия, работоспособности, внимания, памяти, мышления и умения достигать намечен-ной цели.

2) Отработать общие упражнения артикуляционной гимнастики.

- прогулка;
- ветерок;
- горка;
- заборчик;
- отработка теплой и холодной струи выдыхаемого воздуха;
- часики;
- почистим зубки язычком;
- лопаточка;
- вкусное варенье;
- чашечка;
- грибок;
- побелим потолочек ;
- лошадки скачут;
- барабанщик.
и т.д.

3) Приступить к ознакомлению упражнений для развития общей и мел-кой моторики.

- логоритмические упражнения (развивать координацию движений в соответствии с текстом);

- упражнения пальчиковой гимнастики.

2. Формирование правильного звукопроизношения

• Дыхательная гимнастика;

• развитие подвижности артикуляционного аппарата;

• постановка и коррекция звуков:

  • группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
  • группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ
  • группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ
  • губно-губные – П, Б, М + мягк.
  • губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.
  • заднеязычные – К, Г, Х + мягк.
  • Другие __________________________

• автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.

3. Формирование фонематического восприятия:

• определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);

• определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.

4. Формирование фонематического слуха

5. Работа над слоговой структурой слова.

6. Развитие грамматического строя речи

• словообразование;
• словоизменение.

7. Развитие лексической стороны речи

• расширять предметный словарь;
• расширять словарь признаков;
• расширять глагольный словарь.

8. Формирование связной речи

• формировать умение составлять рассказ по картинке;
• формировать умение составлять рассказ по серии картин;
• формировать умение составлять пересказ;
• формировать умение составлять рассказ — описание.

9. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:

• развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;

• развивать мелкую и артикуляционную моторику.
Учитель-логопед:

Рекомендации для педагогов, учитывая речевые особенности ребенка

1. В работе с детьми с нарушениями речи исходить из индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка.

2. При работе с детьми ориентироваться на поддержку детской инициативы и формирование познавательных интересов каждого ребенка.

3. Придерживаться конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

4. Правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения, строящийся на наглядности, прочности усвоения знаний воспитывающего обучения.

5. Учитывать комплексное воздействие различных технологий (меди-цинских, психологических, педагогических) на ребенка, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.

Рекомендации для родителей, учитывая речевые особенности ребенка

1. Общаться с ребенком необходимо приветливым и спокойным тоном, следить за своим произношением.

2. При общении с ребенком учитывать то, что некоторые слова ребенок слышит впервые, и от того как он их воспримет, так и будет произносить.

3. Старайтесь комментировать все свои действия, вовлекайте ребенка в разговор, советуйтесь с ним.

4. Занимайтесь с ребенком в игровой форме, проявляйте терпение.

5. Учите ребенка наблюдать, рассуждать и четко излагать свои мысли.

6. Воспитывайте в детях самостоятельность, усидчивость.

Табанова М.А.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.