Я работаю учителем-логопедом в детском саду комбинированного вида. В работе с детьми подготовительной группы с ОНР использовала проект, эта тема заинтересовала меня.
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» с детьми подготовительной группы с ОНР
Цель:
- ввести в практическую работу развитие речи у детей с ОНР через коммуникативные игры в детском саду.
Пояснительная записка
Актуальность
Современные изменения в обществе требуют необходимости воспитания творчески инициативного человека, умеющего эффективно решать необычные жизненные задачи.
Полновесное гармоничное развитие ребёнка недопустимо без воспитания у него правильной речи. Речь является приобретенной способностью и показателем развития личности в целом.
Эффективным показателем готовности ребенка в плане речевого развития, является умение вести беседу, доказывать свою точку зрения, дополнять, возражать, т.е. быть коммуникабельно подготовленным человеком. Для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи это особенно трудно.
Поэтому, чтобы заинтересовать детей и стимулировать в плане речевого развития, можно использовать коммуникативные игры, как в процессе фрон-тального обучения, так и в процессе индивидуального обучения.
Цель:
- систематизировать использование коммуникативных игр в речевом развитии детей с ОНР.
Задачи:
- формирование навыков звукового анализа и синтеза с использованием комуникативных игр;
- использование коммуникативных игр в формировании лексико-грамматических категорий;
- развитие связной речи, посредством коммуникативных игр.
Участники:
- Воспитанники логопедической подготовительной группы,
- учитель-логопед,
- воспитатели,
- музыкальный руководитель,
- родители.
Приемы:
- Наглядный (использование картинного материала),
- словесный (дидактические упражнения),
- игровой( создание игровых ситуаций, развитие мелкой мотори-ки, динамические паузы)
Материал:
- Дидактические игры, слоговые схемы, картинный материал, раздаточный материал, кассы букв, наборное полотно, технические средства обучения.
Длительность:
- 1 месяц
Основная часть:
Подготовительно-информационный этап
1. Календарно-тематический план на месяц
месяц |
Кол-во занятий |
Тема |
Цели и задачи |
Игровые упражнения, игровые ситуации |
ноябрь |
1 1 2 |
Человек. Части тела гигиена Развитие связной речи- сказка «Великан и гномики» Звук [ш], буква Ш Дифференциация звуков [с-ш] |
Расширение и обогащение словарного запаса по лексической теме «Части тела»; усвоение единственного и множественного числа имён существительных. Закрепление грамматического значения мужского рода им. существительных. Образование слов с увеличительными и ласкательными оттенками. Развитие фонематического слуха — выделение звука [ш] в ряду звуков, в слогах, в словах. Его характеристика. Анализ и синтез слогов и слов с соответствующей буквой. |
Дидактическое упражнение «Для чего?» Дидактическая игра «Найди ошибку» Речевая подвижная игра «Мы руками хлопаем, мы ногами топаем». Дидактическая игра «Найди отличие» Дидактическая игра «Найди «шипящую» картинку» Дидактическое упражнение «Что в мешке?» |
ноябрь |
1 1 2 |
Игрушки Составить рассказ по серии сюжетных картин «В детском саду» Звук [ы], буква Ы. |
Образовывать множественное число существительных; Уточнение и расширение словаря. Составление рассказа по образцу с элементами творчества. Определение положения звука [ы] в словах. Анализ и синтез прямых и обратных слогов, слов с соответствующей буквой. |
Дидактическое упражнение «Предмет и слово», «Живое-неживое», «Кто это? Что это?» дидактическая игра «Сосчитай, не ошибись» Вопросно-ответная беседа. Игра «Найди пару» Дидактическое упражнение «Найди ошибку». Игра «Чего не стало» |
ноябрь |
1 1 2 |
Одежда, обувь, головные уборы. Составить описательный рассказ по плану. Звук [л], буква Л Звуки [л] – [ль], буква Л, точка, схема предложения Звуки [л] – [р] |
Образование имен прилагательных от им. существительных ( из меха- меховая). Название деталей одежды и обуви, классификация- зимняя, летняя, весенняя, осенняя. Упражнять в согласовании существительных с числительными. Упражнять составлять описательный рассказ с опорой на картинку Выделение звука [Л] в ряду звуков, в слогах, в словах. Дифференциация звуков [л] — [ль]. Определение положения звуков [л] — [ль] в словах. Анализ и синтез слогов и слов с соответствующей буквой. |
Игра «Четвертый лишний». Дидактическое упражнение «Чего не хватает?» Игра «Что с чем?» Дидактическая игра «Найди отличие» дидактическое упражнение «Какая одежда?» Дидактическая игра «Что видела Маша, а что видела Мила?» упражнение Найди слово в слове» Дифференциация звуков [л] — [р], [ль] — [рь]. |
ноябрь |
1 1 2 |
Посуда Составление рассказа по сюжетной картинке «Сервируем стол» и «Машин день рождения» Звук [н], буква Н Предложение. Звуки [н] – [нь], |
Обогащение и автоматизация словаря по теме «Посуда» Словообразование: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов –ник-, -ниц-, -онк-, -енк-. Упражнять в слоеобразовании: стеклянный, керамическая…Формировать навык образования категорий род.п. ( без чего? Из чего?) Составлять предложения со значением противопоставления. с использованием картинно-графического плана. Закреплять использование в речи качественных прилагательных и умение употреблять предложно-падежные конструкции. Выделение звука [н] в ряду звуков, в слогах, в словах. Дифференциация звуков [н] — [нь]. Определение положения звуков [н] — [нь] в словах. Анализ и синтез слогов и слов с соответствующей буквой. |
Дидактическое упражнение «Магазин» Игра «Где живут продукты». Вопросно-ответная беседа. Дидактическая игра «Сервируем стол» Дидактическое упражнение «Назови первый и последний звук в слове», Игра «Звукоедки» |
2. Модель взаимодействия с другими педагогами
1. Составление индивидуальных планов (маршрутов) коррекционно-педагогической работы: учитель–логопед, педагог-психолог, воспитатели группы
2. Использование логоритмических упражнений в преодолении речевых нарушений у детей в логопедической группе — музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатели.
3. Методы и приемы индивидуальной работы с детьми по развитию мелкой и артикуляционной моторики с использованием дидактических упражнений и игр: учитель-логопед, воспитатели, родители воспитанников.
4. Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе- заместитель заведующего по ВМР, учитель-логопед, воспитатели.
5. Консультативно-информационная помощь воспитателям, специалистам, родителям «Консультации по запросам»- учитель-логопед.
6. Логоритмическая гимнастика, как средство речевого развития детей с ОНР: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель-логопед.
7. Тематические родительские собрания «Делаем вместе»: воспитатели, родители воспитанников, учитель-логопед.
2 Этап. Практический – познавательный
Особенности речевого развития детей 7-го года жизни с речевыми нарушениями:
На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов.
В активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий.
При использовании простых предлогов дети допускают большое количество ошибок и почти не используют сложные предлоги.
Отмечается незнание и неточное употребление некоторых слов детьми: слова могут заменяться другими, обозначающими сходный предмет или действие (кресло — диван, вязать — плести) или близкими по звуковому составу (смола — зола).
Иногда для того, чтобы назвать предмет или действие, дети прибегают пространным объяснениям.
Словарный запас детей ограничен, поэтому часто отмечается неточный выбор слов.
Некоторые слова оказываются недостаточно закрепленными в речи из-за их редкого употребления, поэтому при построении предложений дети стараются избегать их (памятник — героям ставят).
Даже знакомые глаголы часто недостаточно дифференцируются детьми по значению (поить — кормить).
Замены слов происходят как по смысловому, так и по звуковому признаку.
Прилагательные преимущественно употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки предметов — величину, цвет, форму, некоторые свойства предметов.
Относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений (мамина сумка).
Наречия используются редко.
Дети употребляют местоимения разных разрядов, простые предлоги (особенно для выражения пространственных отношений — в, к, на, под и др.).
Временные, причинные, разделительные отношения с помощью предлогов выражаются значительно реже.
Редко используются предлоги, выражающие обстоятельства, характеристику действия или состояния, свойства предметов или способ действия (около, между, через, сквозь и др.).
Предлоги могут опускаться или заменяться. Причем один и тот же предлог при выражении различных отношений может и опускаться, и заменяться. Это указывает на неполное понимание значений даже простых предлогов.
Перечень методик коммуникативного развития
1. Наглядные:
- демонстрационный картинный материал (слоговые схемы, панно из кар-тинок на каждый звук, схемы для обучения чтению)
- раздаточный материал (карточки, картинки, звуковые схемы, кассы букв, мелкий раздаточный материал для моторики)
- использование интерактивного оборудования (презентации, видеоролики, познавательные фильмы)
- наблюдения в природе, быту.
2. Словесные:
- вопросно-ответные беседы,
- чтение художественной литературы
- рассказывание по описанию, по сюжетным картинам, из личного опыта.
- заучивание наизусть чистоговорок, потешек, стихотворений.
3. Практические:
- дидактические игры и упражнения,
- логоритмические упражнения,
- игры-драматизации,
- инсценировки,
- театрализация, чтение стихов на праздниках,
- музыкальные и спортивные развлечения.
Картотека коммуникативных игр для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи (III уровень)
1. «Повтори, не ошибись»
Цель — развивать фонематический слух и восприятие: проговаривание слоговых рядов с прямым и обратным слогом с заменой гласного или согласного звука
2. «Сосчитай до пяти»
Цель — упражнять детей в согласовании числительных с существитель-ными
3. «Незнайка в лесу»
Цель — правильное употребление в речи предлогов.
4. «Вспомни и назови»
Цель — упражнять в подборе слов на заданный звук.
5. «Чего не стало»
Цель — развивать внимание, произносительную сторону речи
6. «Найди отличие»
Цель — упражнять в употреблении в речи сложносочиненных предло-жений с союзом «а».
7. «Угадай словечко»
Цель — использование в речи глаголов в единственном и множествен-ном числе.
8. «Назови ласково»
Цель — учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
9. «Почему так называется?»
Цель — уточнить представление детей об образовании сложных слов.
10. «Найди ошибку»
Цель — упражнять детей в употреблении в речи сложных предложений с предлогом «для».
11. «Какое слово длиннее?»
Цель – упражнять в делении слов на слоги.
12. «Слово рассыпалось»
Цель — упражнять в составлении слов из слогов.
Анализ фронтального занятия учителя-логопеда в ДОУ
Тема: Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Л]. Буква Л.»
Дата: 21.11.2019
Продолжительность: 30 мин.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнение артикуляции звука [Л];
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- выделение заданного звука на слух; составление характеристики звука;
- определение местонахождения звука в словах;
- употребление в речи сложных предложений со значением противопоставления;
- употребление в речи предложных конструкций творительного падежа; звукобуквенный анализ слова «лама»;
- знакомство с буквой Л;
- учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы;
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание память, мышление;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, усидчивость, умение работать в коллективе.
Материал:
- Демонстративный: схемы для чтения слогов, картинки с предметами на заданный звук (в начале, середине, конце слова) .
- Раздаточный: предметные картинки; кассы букв, синие карандаши, схемы для чтения слогов.
ЭТАПЫ |
СОДЕРЖАНИЕ |
ПРИЕМЫ | МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ |
Организационный | Дети стоят около логопеда. Предлагается отгадать загадки со словами, в которых есть звук [Л] | Игровой, наглядный | Дети называют слова, в которых есть звук [Л] |
Знакомство со звуком [Л] |
Логопед проговаривает слова-отгадки выделяя звук голосом |
Наглядный | Дети дают характеристику звука. |
Упражнение «Найди место звука в слове» | Игровой, наглядный | Дети называют по картинкам-отгадкам слова, где звук стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова. | |
Игра «Поймай звук в ладошки» | Игровой | Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [Л] | |
Дидактическое упражнение «Найди отличие» | Наглядный, игровой | Дети сравнивают картинки на двух плакатах. Составляют сложносочененное предложение с союзом «а». | |
Игра «Найди место предмета» | Наглядный, игровой | Дети составляет предложение с использованием предлога «между» | |
Динамическая пауза | Логоритмическое упражнение «Лодка плоская плыла» | Игровой | Дети выполняют движения и проговаривают текст |
Работа с буквой | Знакомство с буквой, уточняют, чем отличается звук от буквы; для чего нужна заглавная буква | Наглядный | Рассматривают картинку с буквой Л. |
Чтение слогов по схемам | Наглядный | Дети читают прямые и обратные слоги, слоги со стечением. | |
Упражнение на развитие мелкой моторики | «Ежик» | Игровой | Дети выполняют пальчиковую гимнастику |
Работа с разрезными кассами | Звуко-слоговой анализ слова «лама» | Практический | Дети выкладывают слово в кассах выполняют звуковой и слоговой анализ |
Работа на карточках по развитию графо моторных навыков | Разукрашивание мозаики | Практический | Дети разукрашивают только те части мозаики, на которых есть буква Л. |
Выводы:
Цель занятия достигнута. Задачи выполнены полностью. Занятие построено от простого, к сложному. Прослеживается плавный переход между частями занятия. Все занятие построено в едином стиле. Разнообразный наглядный материал, смена игровой деятельности позволяет удержи-вать внимание детей. Дети проявляли высокую активность и интерес на протяжении всего занятия.
Методики по речевому развитию
НАЗВАНИЕ |
ЗАДАЧИ |
РЕЗУЛЬТАТЫ |
ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ |
«Повтори, не ошибись» | Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие | В процессе обучения ребенок повторят слоговые ряды на заданный звук с заменой гласного, слогов со стечением. | Направлено для развития фонематического слуха и закрепления произношения отдельных звуков |
«Найди отличие» | Учить строить сложные предложения с союзом «а» | Ребенок использует в речи предложения различной конструкции | Употребление в речи сложных предложений со значением противопоставления |
«Найди место предмета» | Развитие грамматического строя речи | Ребенок учится правильно согласовывать слова в предложении. | Употребление в речи предложных конструкций творительного падежа |
Планирование индивидуальной логопедической работы
на 2018-2019 уч.г.
c: ФИО (2013 г.р.)
1. Подготовительный этап
Задачи:
1) На этапе логопедического обследования заинтересовать ребенка в логопедических занятиях, для этого в игровой форме провести ряд тестов для развития слухового внимания, фонематического восприятия, работоспособности, внимания, памяти, мышления и умения достигать намечен-ной цели.
2) Отработать общие упражнения артикуляционной гимнастики.
- прогулка;
- ветерок;
- горка;
- заборчик;
- отработка теплой и холодной струи выдыхаемого воздуха;
- часики;
- почистим зубки язычком;
- лопаточка;
- вкусное варенье;
- чашечка;
- грибок;
- побелим потолочек ;
- лошадки скачут;
- барабанщик.
и т.д.
3) Приступить к ознакомлению упражнений для развития общей и мел-кой моторики.
- логоритмические упражнения (развивать координацию движений в соответствии с текстом);
- упражнения пальчиковой гимнастики.
2. Формирование правильного звукопроизношения
• Дыхательная гимнастика;
• развитие подвижности артикуляционного аппарата;
• постановка и коррекция звуков:
- группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
- группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ
- группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ
- губно-губные – П, Б, М + мягк.
- губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.
- заднеязычные – К, Г, Х + мягк.
- Другие __________________________
• автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.
3. Формирование фонематического восприятия:
• определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);
• определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.
4. Формирование фонематического слуха
5. Работа над слоговой структурой слова.
6. Развитие грамматического строя речи
• словообразование;
• словоизменение.
7. Развитие лексической стороны речи
• расширять предметный словарь;
• расширять словарь признаков;
• расширять глагольный словарь.
8. Формирование связной речи
• формировать умение составлять рассказ по картинке;
• формировать умение составлять рассказ по серии картин;
• формировать умение составлять пересказ;
• формировать умение составлять рассказ — описание.
9. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:
• развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;
• развивать мелкую и артикуляционную моторику.
Учитель-логопед:
Рекомендации для педагогов, учитывая речевые особенности ребенка
1. В работе с детьми с нарушениями речи исходить из индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка.
2. При работе с детьми ориентироваться на поддержку детской инициативы и формирование познавательных интересов каждого ребенка.
3. Придерживаться конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
4. Правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения, строящийся на наглядности, прочности усвоения знаний воспитывающего обучения.
5. Учитывать комплексное воздействие различных технологий (меди-цинских, психологических, педагогических) на ребенка, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.
Рекомендации для родителей, учитывая речевые особенности ребенка
1. Общаться с ребенком необходимо приветливым и спокойным тоном, следить за своим произношением.
2. При общении с ребенком учитывать то, что некоторые слова ребенок слышит впервые, и от того как он их воспримет, так и будет произносить.
3. Старайтесь комментировать все свои действия, вовлекайте ребенка в разговор, советуйтесь с ним.
4. Занимайтесь с ребенком в игровой форме, проявляйте терпение.
5. Учите ребенка наблюдать, рассуждать и четко излагать свои мысли.
6. Воспитывайте в детях самостоятельность, усидчивость.
Табанова М.А.,
учитель-логопед