Использование ИКТ в практике учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

Аннотация: в данной работе рассматривается вопрос использования ИКТ в профессиональной деятельности учителя-логопеда. Описаны возможности использования программных продуктов и результаты использования ИКТ в логопедической практике.

Использование ИКТ в практике учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

Компьбтерные технологии в логопедической практикеИнформационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

  1. повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
  2. обеспечение психологического комфорта на занятиях;
  3. развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
  4. совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
  5. развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
  6. совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
  7. формирование личности ребёнка в целом;
  8. повышение качества обучения и работоспособности детей.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, разработанных в программе Power Point, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

Так как санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, проводимое детьми перед монитором, представляется целесообразным использовать компьютерные технологии порционно: возможен показ видеопрезентаций при ознакомлении с новой лексической темой, включение в индивидуальные занятия игр по формированию речевого дыхания, развитию слухового внимания.

Очень эффективно применение программы создания презентаций Power Point при подготовке к подгрупповым и индивидуальным логопедическим занятиям по автоматизации звуков у детей с ОНР и ФФНР.

Автоматизация звуков – это последовательное, постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в связную речь.

С точки зрения нейрофизиологии этот процесс представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей, следовательно, требует большого числа повторений и активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада.

Проблема, часто наблюдаемая у детей, имеющих самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. В.В.

Коноваленко выделяет несколько причин возникновения этой проблемы:

  • недостаточное развитие артикуляционной моторики;
  • недоразвитие фонематического восприятия;
  • нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
  • грубое нарушение звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова;
  • отклонения в нервно-психической сфере;
  • снижение уровня познавательной активности;
  • отклонения в поведении детей.

Включение в занятие презентаций позволяет добиться хороших результатов при автоматизации звуков у детей-визуалов.

Анимация позволяет обыграть некоторые эпизоды.

Красочные слайды, где могут быть размещены фотографии, схемы, рисунки, буквы, являются отличной наглядностью.

Использование презентации повышает мотивацию и снижает такие недостатки работы, как возможный вербализм и формализм при отработке лексического материала, особенно если личный опыт детей ограничен.

Звуковые сигналы активизируют внимание всех детей и дают хорошие результаты при работе с аудиалами.

Так как в подгруппе, как правило, присутствуют дети-кинестетики, отличным стимулом является возможность самим действовать мышью.

Схематичное изображение правильной артикуляции может быть помещено на каждый слайд.

Применение на логопедических занятиях мультимедийных презентаций познавательно и увлекательно детям.

Компьютер притягивает внимание детей, которое трудно добиться при фронтальной работе.

Компьютерные обучающие игры, мультимедийные презентации можно использовать по следующим направлениям коррекционной работы:

  • Развитие артикуляционной моторики;
  • Развитие речевого дыхания;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Формирование звукопроизношения;
  • Развития фонематического восприятия;
  •  Формирование лексико-грамматического строя речи;
  • Обучение грамоте;
  • Развитие связной речи.

Презентация является полифункциональным средством коррекции детской речи.

В презентации решаются задачи по автоматизации звука, активизации и уточнению словаря, формированию различных грамматических категорий, развитию зрительного внимания, логического мышления.

При использовании информационных технологий осуществляются принципы наглядности, разномодальности, активности и полифункциональности обучения.

На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы.

Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

Применение ИКТ позволяет сделать игровую деятельность привлекательной и по-настоящему современной, а также решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Преодоление речевого недоразвития, имеет длительную и сложную динамику.

Использование в коррекционной деятельности компьютерных технологий, которые учитывают закономерность и особенность развития детей с нарушением речи, что позволяет повысить эффективность коррекционного обучения.

Для детей старшего дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается личность.

Правильно подобранные обучающие компьютерные игры и задания являются для дошкольника, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

Использование в коррекционной деятельности нетрадиционных методов и приемов, а именно, мультимедийных презентаций, сокращает утомление и повышает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, что положительно сказывается на эффективности логопедической помощи и повышает мотивационную готовность ребенка к занятию.

Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит множество развивающих игр для:

  • Развития фонематического слуха,
  • Постановки звуков,
  • Развития связной речи,
  • Обучения чтению,
  • Обучения счету,
  • Общей дошкольной подготовки,
  • Развития грамотности.

А также профессиональные дополнения:

  •  Материалы для подготовки занятий.
  •  Конструктор картинок.
  •  Рабочий стол специалиста.

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной.

Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков.

Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

Людмила Колесникова,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.