Аннотация: в данной работе рассматривается вопрос использования ИКТ в профессиональной деятельности учителя-логопеда. Описаны возможности использования программных продуктов и результаты использования ИКТ в логопедической практике.
Использование ИКТ в практике учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста
Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.
Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:
- повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
- обеспечение психологического комфорта на занятиях;
- развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
- совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
- развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
- совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
- формирование личности ребёнка в целом;
- повышение качества обучения и работоспособности детей.
Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, разработанных в программе Power Point, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.
Так как санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, проводимое детьми перед монитором, представляется целесообразным использовать компьютерные технологии порционно: возможен показ видеопрезентаций при ознакомлении с новой лексической темой, включение в индивидуальные занятия игр по формированию речевого дыхания, развитию слухового внимания.
Очень эффективно применение программы создания презентаций Power Point при подготовке к подгрупповым и индивидуальным логопедическим занятиям по автоматизации звуков у детей с ОНР и ФФНР.
Автоматизация звуков – это последовательное, постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в связную речь.
С точки зрения нейрофизиологии этот процесс представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей, следовательно, требует большого числа повторений и активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада.
Проблема, часто наблюдаемая у детей, имеющих самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. В.В.
Коноваленко выделяет несколько причин возникновения этой проблемы:
- недостаточное развитие артикуляционной моторики;
- недоразвитие фонематического восприятия;
- нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
- грубое нарушение звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова;
- отклонения в нервно-психической сфере;
- снижение уровня познавательной активности;
- отклонения в поведении детей.
Включение в занятие презентаций позволяет добиться хороших результатов при автоматизации звуков у детей-визуалов.
Анимация позволяет обыграть некоторые эпизоды.
Красочные слайды, где могут быть размещены фотографии, схемы, рисунки, буквы, являются отличной наглядностью.
Использование презентации повышает мотивацию и снижает такие недостатки работы, как возможный вербализм и формализм при отработке лексического материала, особенно если личный опыт детей ограничен.
Звуковые сигналы активизируют внимание всех детей и дают хорошие результаты при работе с аудиалами.
Так как в подгруппе, как правило, присутствуют дети-кинестетики, отличным стимулом является возможность самим действовать мышью.
Схематичное изображение правильной артикуляции может быть помещено на каждый слайд.
Применение на логопедических занятиях мультимедийных презентаций познавательно и увлекательно детям.
Компьютер притягивает внимание детей, которое трудно добиться при фронтальной работе.
Компьютерные обучающие игры, мультимедийные презентации можно использовать по следующим направлениям коррекционной работы:
- Развитие артикуляционной моторики;
- Развитие речевого дыхания;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Формирование звукопроизношения;
- Развития фонематического восприятия;
- Формирование лексико-грамматического строя речи;
- Обучение грамоте;
- Развитие связной речи.
Презентация является полифункциональным средством коррекции детской речи.
В презентации решаются задачи по автоматизации звука, активизации и уточнению словаря, формированию различных грамматических категорий, развитию зрительного внимания, логического мышления.
При использовании информационных технологий осуществляются принципы наглядности, разномодальности, активности и полифункциональности обучения.
На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы.
Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.
Применение ИКТ позволяет сделать игровую деятельность привлекательной и по-настоящему современной, а также решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Преодоление речевого недоразвития, имеет длительную и сложную динамику.
Использование в коррекционной деятельности компьютерных технологий, которые учитывают закономерность и особенность развития детей с нарушением речи, что позволяет повысить эффективность коррекционного обучения.
Для детей старшего дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается личность.
Правильно подобранные обучающие компьютерные игры и задания являются для дошкольника, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.
Использование в коррекционной деятельности нетрадиционных методов и приемов, а именно, мультимедийных презентаций, сокращает утомление и повышает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, что положительно сказывается на эффективности логопедической помощи и повышает мотивационную готовность ребенка к занятию.
Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит множество развивающих игр для:
- Развития фонематического слуха,
- Постановки звуков,
- Развития связной речи,
- Обучения чтению,
- Обучения счету,
- Общей дошкольной подготовки,
- Развития грамотности.
А также профессиональные дополнения:
- Материалы для подготовки занятий.
- Конструктор картинок.
- Рабочий стол специалиста.
Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной.
Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков.
Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.
Людмила Колесникова,
учитель-логопед