Методическая разработка: Буклет «Логопедические игры с движением с детьми с ОВЗ»

Методическая разработка:

Буклет «Логопедические игры с движением с детьми с ОВЗ»

ДетиПривычной и желанной формой деятельности для ребенка с нарушенным интеллектом является игра. Педагог должен объединить игру и учебный процесс, точнее — применить игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.

В данной методической разработке приведены игры, которые способствуют развитию фонематического восприятия, закреплению правильного звукопроизношения, навыков звукового, слогового анализа, а также пространственной ориентировки.

По заданию учителя-логопеда, воспитатели группы продленного дня могут поиграть с детьми в вечерние часы, на прогулке, а также в свободное от занятий время.

Также подвижные игры с логопедической направленностью можно использовать как часть занятия и в качестве физкультминутки.

Соединение логопедических заданий и дидактических игр с движениями приводит к повышению активности обучающихся с умственной отсталостью, развитию их двигательной сферы.

Сочетание логопедических заданий и дидактических игр с двигательной нагрузкой позволяет логопеду повысить тонус и работоспособность обучающихся, нормализовать эмоционально-мотивационную сферу детей-логопатов, снять напряжение, что повышает эффективность проводимой коррекционной работы в целом.

Игры способствуют развитию фонематического восприятия, закреплению правильного звукопроизношения, навыков звукового, слогового анализа,а также пространственной ориентировки:

Игра «Живая стрелка»

Цели: закреплять умение определять в слове первый звук и давать ему характеристику; упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу; воспитывать целеустремленность.

В центре круга находится обучающийся, изображающий стрелку. Рядом с ним на полу стоит сумка с картинками. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами: «Наша стрелка оживилась,

Быстро, быстро закружилась!
Сделай круг и обернись,
А теперь остановись!»

«Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Тот достает из сумки ведущего картинку, определяет первый звук и дает ему характеристику.

Игра «Звуковые дорожки»

Цели: автоматизировать изолированный звук или звук в слогах.

Используется наглядный материал, изготовленный своими руками («кочки»). Это цветные геометрические фигуры, обведенный
след ноги ребенка; можно выложить произвольной формы условные кочки из веревочек, использовать скакалки или обручи.

Ребенок перемещается по выложенным на полу кочкам и произносит, например, “Л-Л-Л-Л” или “ЛА – ЛА – ЛА”, “СМА-СМО-СМУ” и т. п.

Игра «Посчитай-ка»

Цели: закрепление звука в словах, развитие фонематического слуха, навыков словоизменения.

Картинки на полу повторяются (до пяти-шести). Ребенок подходит к одинаковым изображениям и считает их: “Одна рыба, две рыбы, три рыбы”.

Игра – «ходилка»

Разложить на полу картинки (игрушки).

Цели: закрепление звука на уровне фразы, развитие фонематического слуха, навыков словоизменения.

Ребенок наступает рядом с картинкой и правильно ее называет. Двигаться можно по-разному, в разном темпе, через картинку, выбирая только заданные картинки (только живое или неживое, только продукты или одежду и т.п.), но произносить слова нужно четко.

Ребенок, встав около картинки, произносит фразу: “Я стал около лодки”, “Я стала около стула” и т.п., тем самым закрепляет звук во фразе.

Игра«Умный мячик»

Цели: упражнять детей в дифференциации твердых и мягких звуков; развивать глазомер, ловкость; учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его.

Дети встают в круг. Если логопед бросает ребенку синий мяч, то, поймав его, школьник должен назвать слово с твердым звуком (например, полка). Если логопед бросает зеленый мяч, школьник называет слово с мягким звуком (например, пила).

Игра «Повтори, не ошибись» (с мячом)

Цель: развивать фонематическое восприятие, слуховые дифференцировки.

Логопед произносит цепочку слогов, бросая мяч, а обучающийся ловит мяч и повторяет слоги.

Например:

ми – ни – ни – ми, ра – ла – ла – ра, по – бо – бо – по и т.д.

Игра «Четвёртый лишний»

Цели: развитие фонематического слуха.

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, обучающийся должен назвать то, которое отличается от остальных:

Например: канава—канава—какао—канава; ком—ком—кот—ком; утёнок—утёнок—утёнок—котёнок и т.д.

Игра «Подойди и назови»

Цели: развивать слуховое внимание, закреплять умение выполнять инструкции, употреблять в речи пространственные предлоги; развивать пространственные представления.

Логопед говорит о местонахождении картинки: “Эта картинка слева от ласточки (справа от окна, под столом, между столом и стулом и т.п.)”.

Ребенок идет и находит соответствующую картинку по инструкции учителя-логопеда. Затем отвечает на вопрос, где была картинка.

Игра «Измени слово»

Цель: закреплять на слух и в произношении навыки дифференциации глухих — звонких звуков. Обогащать словарный запас обучающихся.

Логопед произносит слова с парным глухим звуком, а обучающийся заменяет его на парный звонкий, проговаривая новое слово и наоборот.

Игра «Найди свой домик»

Цели: закреплять умение определять количество слогов в слове; обогащать словарный запас детей; развивать ориентировку в пространстве.

В разных местах кабинета расставляются домики. В домике с одним окном живут слова с одним слогом, с двумя окнами — с двумя слогами, с тремя окнами — с тремя слогами.

Обучающиеся по очереди берут из сундучка картинки. По первому сигналу логопеда школьники расходятся по кабинету, а по следующему сигналу находят домики, где будут жить их картинки.

Игра «Угадай по описанию и подойди к картинке (предмету)»

Цели: развивать слуховое внимание, расширять и активизировать словарь по лексическим темам; развивать пространственные представления.

Логопед предлагает угадать предмет по описанию, найти его (или картинку) в кабинете, подойти и взять его.

Металлическая, столовая, чайная (ложка); электрический прибор (лампа); водный транспорт (лодка); тонкая, острая, металлическая (игла, булавка); рогатое дикое животное (лось); домашнее животное (лошадь); бывает на небе только ночью (луна) и т. п.

Игра “Желтый – голубой”, “Алый – белый”

Цели: развивать навыки согласования существительного с прилагательным в роде и числе, автоматизировать звук во фразе.

Соответствующие цветам игры заготовки-кочки, вырезанные из картона, располагаются в хаотичном порядке на полу. Логопед называет слово, ребенок с картинкой подходит (подпрыгивает, скачет на одной ноге, подходит приставным шагом, подбегает и т. п.) к соответствующей по цвету “кочке” и согласовывает слово-существительное с прилагательным: “Желтое солнце, голубой колокольчик» и т.д.

Игра «Выложи слово из букв»

Цели: закрепить знание букв, умение быстро и правильно складывать из них слова; умение работать в коллективе.

Обучающиеся разбиваются на две команды, игроки каждой из которых выстраиваются у подставок. На противоположной от команд стороне зала на стульях лежат кубики с буквами.

Логопед для каждой команды выставляет на подставке картинку с изображением какого-либо предмета или объекта (например, маки или розы).

По сигналу взрослого дети по очереди на одной ноге прыгают за кубиком, возвращаются обратно и ставят на подставку кубик с нужной буквой.

Каждая команда складывает слово из принесенных кубиков, читает его и объясняет значение. Выигрывает команда, игроки которой допустили минимальное количество ошибок.

И.С. Казанова,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.