Мобильный речевой уголок

Аннотация: В статье представлена новая инновационная модель по взаимодействию учителя-логопеда с воспитателями. Описана технология применения мобильного речевого уголка среди педагогов ДОУ.

Мобильный речевой уголок — как инновационная деятельность во взаимодействии учителя-логопеда с воспитателями в ДОУ общеобразовательной направленности

В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения. Одной, из наиболее важной проблемой, у старших дошкольников является – коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия специалистов ДОО.

В условиях логопункта актуальность приобретает такая цель, как усиление коррекционной направленности образовательного процесса в ДОО в отношении детской речи через создание мобильного речевого уголка.

Данная деятельность помогает нам, практическим работникам дошкольных образовательных учреждений, осуществлять комплексный подход и тесную взаимосвязь специалистов педагогического персонала ДОУ в коррекционно-развивающей работе.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности в организованной образовательной и свободной деятельности.

Коррекционно-развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета помогает на логопедических занятиях, а также во время взаимодействия с воспитателями. Функционирует среда с учетом всех требований ФГОС.

В содержание предметно-пространственной среды входят:

  • дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания (мыльные пузыри, сухие листочки, бумажные птички-оригами, воздушные шары и другие надувные игрушки);
  • комплексы логопедической гимнастики, иллюстрированные «Сказки Веселого Язычка»;
  • картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные, подвижные и настольно-печатные игры);
  • предметные и сюжетные картинки;
  • алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений;
  • тематическая картотека словесных и настольно-печатные игр для совершенствования грамматического строя речи и др.;
  • картотека речевых и настольно-печатных дидактических игр для развития фонематических процессов, совершенствования слоговой структуры слова. (навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Подбери схему», «Кто в домике живет?», «Цепочка слов», «Построим пирамидку» и др.);
  • картотека логоритмических игр;
  • картотека упражнений и пособия на совершенствование общей и мелкой моторики и т.д.

Помимо всего перечисленного в кабинете имеется также банк методической литературы.

Порой я очень сожалею, что многие материалы воспитатели не могут создать из-за дефицита времени, а логопеды привлекают воспитателей к коррекционной помощи. В своей деятельности осознала, что логопеды не должны занимать позицию раздающего задания воспитателям, а оказать помощь по организации индивидуально-подгрупповой работы с детьми, обучающими на логопункте.

С целью усиления коррекционной направленности педагогического процесса в группах, мы решили подкрепить нашу деятельность мобильным уголком, который плавно и методично переходит из рук логопеда в групповое помещение. С опорой на «Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями», воспитатель осуществляет планирование воспитательно-образовательной и коррекционной работы в своей деятельности.

При разработке системы взаимодействия логопеда и воспитателей были определены следующие цели:

  1. повысить эффективность коррекционно-образовательной работы;
  2. оптимизировать организационные и содержательные аспекты коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.

Совместная коррекционная работа предусматривает решение следующих задач:

  • логопед формирует первичные речевые навыки у детей;
  • воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки;
  • преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи;
  • повышение качества образовательных достижений воспитанников.

Мобильный речевой уголок представлен мини контейнерами:

  • подгрупповой работы
  • индивидуальной работы

Мобильный речевой уголок

Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает его взаимодействие с воспитателями не формальным, а очень тесным и плодотворным. Содержание подбирается не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования при недоразвитии речи. В то же время уголок не перегружен материалом.

Контейнер № 1.

Для подгрупповой работы насыщен материалами (картотекой, словесными, настольно – печатными играми). Связан с комплексно-тематическим планированием в ДОУ.

В него входят задания:

  1. на развитие лексико-грамматического строя и связной речи;
  2. развитие фонематических процессов и совершенствования слоговой структуры слова;
  3. артикуляционными и дыхательными упражнениями. (Для детей ожидающих зачисления на логопедический пункт. Эта работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям);
  4. на развитие общей и мелкой моторики (упражнения пальчиковой гимнастики, стихи на координацию речи с движениями).

Подбор материала осуществляется от анализа качественной оценки результатов мониторинга группы.

Контейнер №2.

Для индивидуальной работы наполнен материалами:

  • картотекой материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные и компактные настольно печатные игры).

Содержание контейнера индивидуальной работы подбирается не случайно, а в строгом соответствии с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования при том или ином недоразвитии речи.

Игровой и дидактический материал регулируется в соответствии решаемыми коррекционными задачами (от логопедического заключения, этапа коррекционной работы).

Имеется приложение контейнеру «Звуковая шкатулка педагога».

Шкатулка с предметными картинками создана как подручное средство для закрепления звуков.

Для самостоятельной деятельности ребенка создали индивидуальный контейнер ребенка «Я учусь говорить».

В нем содержатся:

  1. индивидуальные пособия на развитие дыхания (воздушные игрушки-забавы, коктейльные трубочки, пластмассовые шарики и ватные диски);
  2.  картотека индивидуальной артикуляционной гимнастики в картинках;
  3. игры и упражнения с наглядными картинками для закрепления отрабатываемого логопедом звука на индивидуальных занятиях;
  4. карточки-скороговорки, мнемотаблицы, тексты с картинками на отрабатываемый звук с логопедом.

Пользуясь индивидуальным контейнером «Я учусь красиво говорить», ребенок может развернуть сюжетно — ролевую игру «Я –логопед».

Опора на игру, как ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает педагогам значительный положительный эффект в коррекционной работе. Игра создает условия для неформального общения ребенка со взрослыми, предоставляет ему полную свободу действий.

Таким образом, идея создания мобильного речевого уголка реализуется. ведущим принципом — принцип комплексности, выражающийся в единстве подходов к коррекции речевых нарушений у воспитанников. Вследствие этого ожидаемый результат функционирования мобильного уголка – соответствие показателей речевого развития к возрастной норме.

Использованная литература:

1. Ю.А. Афонькина, Н.А. Кочугова «Рабочая программа учителя-логопеда ДОО»
2. Н.В. Нищева «Вариативная примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет.

Учитель-логопед
Четина Наталья Викторовна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста
Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.