Мобильный речевой уголок

Аннотация: В статье представлена новая инновационная модель по взаимодействию учителя-логопеда с воспитателями. Описана технология применения мобильного речевого уголка среди педагогов ДОУ.

Мобильный речевой уголок — как инновационная деятельность во взаимодействии учителя-логопеда с воспитателями в ДОУ общеобразовательной направленности

В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения. Одной, из наиболее важной проблемой, у старших дошкольников является – коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия специалистов ДОО.

В условиях логопункта актуальность приобретает такая цель, как усиление коррекционной направленности образовательного процесса в ДОО в отношении детской речи через создание мобильного речевого уголка.

Данная деятельность помогает нам, практическим работникам дошкольных образовательных учреждений, осуществлять комплексный подход и тесную взаимосвязь специалистов педагогического персонала ДОУ в коррекционно-развивающей работе.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности в организованной образовательной и свободной деятельности.

Коррекционно-развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета помогает на логопедических занятиях, а также во время взаимодействия с воспитателями. Функционирует среда с учетом всех требований ФГОС.

В содержание предметно-пространственной среды входят:

  • дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания (мыльные пузыри, сухие листочки, бумажные птички-оригами, воздушные шары и другие надувные игрушки);
  • комплексы логопедической гимнастики, иллюстрированные «Сказки Веселого Язычка»;
  • картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные, подвижные и настольно-печатные игры);
  • предметные и сюжетные картинки;
  • алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений;
  • тематическая картотека словесных и настольно-печатные игр для совершенствования грамматического строя речи и др.;
  • картотека речевых и настольно-печатных дидактических игр для развития фонематических процессов, совершенствования слоговой структуры слова. (навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Подбери схему», «Кто в домике живет?», «Цепочка слов», «Построим пирамидку» и др.);
  • картотека логоритмических игр;
  • картотека упражнений и пособия на совершенствование общей и мелкой моторики и т.д.

Помимо всего перечисленного в кабинете имеется также банк методической литературы.

Порой я очень сожалею, что многие материалы воспитатели не могут создать из-за дефицита времени, а логопеды привлекают воспитателей к коррекционной помощи. В своей деятельности осознала, что логопеды не должны занимать позицию раздающего задания воспитателям, а оказать помощь по организации индивидуально-подгрупповой работы с детьми, обучающими на логопункте.

С целью усиления коррекционной направленности педагогического процесса в группах, мы решили подкрепить нашу деятельность мобильным уголком, который плавно и методично переходит из рук логопеда в групповое помещение. С опорой на «Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями», воспитатель осуществляет планирование воспитательно-образовательной и коррекционной работы в своей деятельности.

При разработке системы взаимодействия логопеда и воспитателей были определены следующие цели:

  1. повысить эффективность коррекционно-образовательной работы;
  2. оптимизировать организационные и содержательные аспекты коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.

Совместная коррекционная работа предусматривает решение следующих задач:

  • логопед формирует первичные речевые навыки у детей;
  • воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки;
  • преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи;
  • повышение качества образовательных достижений воспитанников.

Мобильный речевой уголок представлен мини контейнерами:

  • подгрупповой работы
  • индивидуальной работы

Мобильный речевой уголок

Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает его взаимодействие с воспитателями не формальным, а очень тесным и плодотворным. Содержание подбирается не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования при недоразвитии речи. В то же время уголок не перегружен материалом.

Контейнер № 1.

Для подгрупповой работы насыщен материалами (картотекой, словесными, настольно – печатными играми). Связан с комплексно-тематическим планированием в ДОУ.

В него входят задания:

  1. на развитие лексико-грамматического строя и связной речи;
  2. развитие фонематических процессов и совершенствования слоговой структуры слова;
  3. артикуляционными и дыхательными упражнениями. (Для детей ожидающих зачисления на логопедический пункт. Эта работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям);
  4. на развитие общей и мелкой моторики (упражнения пальчиковой гимнастики, стихи на координацию речи с движениями).

Подбор материала осуществляется от анализа качественной оценки результатов мониторинга группы.

Контейнер №2.

Для индивидуальной работы наполнен материалами:

  • картотекой материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные и компактные настольно печатные игры).

Содержание контейнера индивидуальной работы подбирается не случайно, а в строгом соответствии с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования при том или ином недоразвитии речи.

Игровой и дидактический материал регулируется в соответствии решаемыми коррекционными задачами (от логопедического заключения, этапа коррекционной работы).

Имеется приложение контейнеру «Звуковая шкатулка педагога».

Шкатулка с предметными картинками создана как подручное средство для закрепления звуков.

Для самостоятельной деятельности ребенка создали индивидуальный контейнер ребенка «Я учусь говорить».

В нем содержатся:

  1. индивидуальные пособия на развитие дыхания (воздушные игрушки-забавы, коктейльные трубочки, пластмассовые шарики и ватные диски);
  2.  картотека индивидуальной артикуляционной гимнастики в картинках;
  3. игры и упражнения с наглядными картинками для закрепления отрабатываемого логопедом звука на индивидуальных занятиях;
  4. карточки-скороговорки, мнемотаблицы, тексты с картинками на отрабатываемый звук с логопедом.

Пользуясь индивидуальным контейнером «Я учусь красиво говорить», ребенок может развернуть сюжетно — ролевую игру «Я –логопед».

Опора на игру, как ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает педагогам значительный положительный эффект в коррекционной работе. Игра создает условия для неформального общения ребенка со взрослыми, предоставляет ему полную свободу действий.

Таким образом, идея создания мобильного речевого уголка реализуется. ведущим принципом — принцип комплексности, выражающийся в единстве подходов к коррекции речевых нарушений у воспитанников. Вследствие этого ожидаемый результат функционирования мобильного уголка – соответствие показателей речевого развития к возрастной норме.

Использованная литература:

1. Ю.А. Афонькина, Н.А. Кочугова «Рабочая программа учителя-логопеда ДОО»
2. Н.В. Нищева «Вариативная примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет.

Учитель-логопед
Четина Наталья Викторовна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.