Аннотация: В статье представлена новая инновационная модель по взаимодействию учителя-логопеда с воспитателями. Описана технология применения мобильного речевого уголка среди педагогов ДОУ.
Мобильный речевой уголок — как инновационная деятельность во взаимодействии учителя-логопеда с воспитателями в ДОУ общеобразовательной направленности
В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения. Одной, из наиболее важной проблемой, у старших дошкольников является – коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия специалистов ДОО.
В условиях логопункта актуальность приобретает такая цель, как усиление коррекционной направленности образовательного процесса в ДОО в отношении детской речи через создание мобильного речевого уголка.
Данная деятельность помогает нам, практическим работникам дошкольных образовательных учреждений, осуществлять комплексный подход и тесную взаимосвязь специалистов педагогического персонала ДОУ в коррекционно-развивающей работе.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности в организованной образовательной и свободной деятельности.
Коррекционно-развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета помогает на логопедических занятиях, а также во время взаимодействия с воспитателями. Функционирует среда с учетом всех требований ФГОС.
В содержание предметно-пространственной среды входят:
- дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания (мыльные пузыри, сухие листочки, бумажные птички-оригами, воздушные шары и другие надувные игрушки);
- комплексы логопедической гимнастики, иллюстрированные «Сказки Веселого Язычка»;
- картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные, подвижные и настольно-печатные игры);
- предметные и сюжетные картинки;
- алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений;
- тематическая картотека словесных и настольно-печатные игр для совершенствования грамматического строя речи и др.;
- картотека речевых и настольно-печатных дидактических игр для развития фонематических процессов, совершенствования слоговой структуры слова. (навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Подбери схему», «Кто в домике живет?», «Цепочка слов», «Построим пирамидку» и др.);
- картотека логоритмических игр;
- картотека упражнений и пособия на совершенствование общей и мелкой моторики и т.д.
Помимо всего перечисленного в кабинете имеется также банк методической литературы.
Порой я очень сожалею, что многие материалы воспитатели не могут создать из-за дефицита времени, а логопеды привлекают воспитателей к коррекционной помощи. В своей деятельности осознала, что логопеды не должны занимать позицию раздающего задания воспитателям, а оказать помощь по организации индивидуально-подгрупповой работы с детьми, обучающими на логопункте.
С целью усиления коррекционной направленности педагогического процесса в группах, мы решили подкрепить нашу деятельность мобильным уголком, который плавно и методично переходит из рук логопеда в групповое помещение. С опорой на «Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями», воспитатель осуществляет планирование воспитательно-образовательной и коррекционной работы в своей деятельности.
При разработке системы взаимодействия логопеда и воспитателей были определены следующие цели:
- повысить эффективность коррекционно-образовательной работы;
- оптимизировать организационные и содержательные аспекты коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.
Совместная коррекционная работа предусматривает решение следующих задач:
- логопед формирует первичные речевые навыки у детей;
- воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки;
- преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи;
- повышение качества образовательных достижений воспитанников.
Мобильный речевой уголок представлен мини контейнерами:
- подгрупповой работы
- индивидуальной работы
Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает его взаимодействие с воспитателями не формальным, а очень тесным и плодотворным. Содержание подбирается не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования при недоразвитии речи. В то же время уголок не перегружен материалом.
Контейнер № 1.
Для подгрупповой работы насыщен материалами (картотекой, словесными, настольно – печатными играми). Связан с комплексно-тематическим планированием в ДОУ.
В него входят задания:
- на развитие лексико-грамматического строя и связной речи;
- развитие фонематических процессов и совершенствования слоговой структуры слова;
- артикуляционными и дыхательными упражнениями. (Для детей ожидающих зачисления на логопедический пункт. Эта работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям);
- на развитие общей и мелкой моторики (упражнения пальчиковой гимнастики, стихи на координацию речи с движениями).
Подбор материала осуществляется от анализа качественной оценки результатов мониторинга группы.
Контейнер №2.
Для индивидуальной работы наполнен материалами:
- картотекой материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные и компактные настольно печатные игры).
Содержание контейнера индивидуальной работы подбирается не случайно, а в строгом соответствии с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования при том или ином недоразвитии речи.
Игровой и дидактический материал регулируется в соответствии решаемыми коррекционными задачами (от логопедического заключения, этапа коррекционной работы).
Имеется приложение контейнеру «Звуковая шкатулка педагога».
Шкатулка с предметными картинками создана как подручное средство для закрепления звуков.
Для самостоятельной деятельности ребенка создали индивидуальный контейнер ребенка «Я учусь говорить».
В нем содержатся:
- индивидуальные пособия на развитие дыхания (воздушные игрушки-забавы, коктейльные трубочки, пластмассовые шарики и ватные диски);
- картотека индивидуальной артикуляционной гимнастики в картинках;
- игры и упражнения с наглядными картинками для закрепления отрабатываемого логопедом звука на индивидуальных занятиях;
- карточки-скороговорки, мнемотаблицы, тексты с картинками на отрабатываемый звук с логопедом.
Пользуясь индивидуальным контейнером «Я учусь красиво говорить», ребенок может развернуть сюжетно — ролевую игру «Я –логопед».
Опора на игру, как ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает педагогам значительный положительный эффект в коррекционной работе. Игра создает условия для неформального общения ребенка со взрослыми, предоставляет ему полную свободу действий.
Таким образом, идея создания мобильного речевого уголка реализуется. ведущим принципом — принцип комплексности, выражающийся в единстве подходов к коррекции речевых нарушений у воспитанников. Вследствие этого ожидаемый результат функционирования мобильного уголка – соответствие показателей речевого развития к возрастной норме.
Использованная литература:
1. Ю.А. Афонькина, Н.А. Кочугова «Рабочая программа учителя-логопеда ДОО»
2. Н.В. Нищева «Вариативная примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет.
Учитель-логопед
Четина Наталья Викторовна