Памятка «Ребенок учится говорить»
Данный материал будет полезен для родителей, педагогов. Отражена диагностическая шкала речевого развития ребенка по возрастам, то есть поэтапное формирование устной речи. Указаны полезные советы логопеда и рекомендации по развитию речи. Памятка «Развитие речи по возрастам».
Что поможет сделать речь ребенка богатой, правильной и выразительной?
«Дитятко – что тесто,
как замесил, так и выросло»
Народная мудрость
Советы родителям:
1. Читайте ребенку как можно больше литературы самых разных жанров.
Чтение развивает речь и обогащает словарный запас ребенка.
2. Обязательно выполняйте артикуляционную гимнастику.
Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата.
3. Разучивайте скороговорки. Скороговорки вырабатывают хорошую дикцию.
Произносить их можно в разном темпе (быстро, умеренно, медленно).
С различной эмоциональной окраской (радостно, грустно, удивленно и т. д.)
4. Участвуйте в театрализованной деятельности (инсценировка, драматизация, кукольный театр) Это способствует формированию интонационной выразительности речи.
5. Выполняйте пальчиковую гимнастику. Развитие мелкой моторики стимулирует речевое развитие. Ум на кончиках пальцев.
Возраст от 1 – 2 лет
· отдельные аморфные слова в роли предложений (29 слов).
· начало развития предложения(1год 10 месяцев – 2 года 1 месяц).
· воспроизводятся двухсложные слова.
· может показывать части тела на себе или игрушке.
· выполняет несложные поручения и действия.
Возраст 2 – 3 лет
· рост простых предложений (5 – 8 слов).
· усвоение грамматической структуры предложения.
· заканчивается усвоение групп согласных.
· правильное употребление в речи простых предлогов и союзов: чтобы, если, потому что и др.
Возраст 3 — 4 года
· имеет словарный запас 1000 – 1500 слов.
· начинает использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
· усвоена звуковая сторона речи.
· оценка своего и чужого произношения.
· понимает значение простых предлогов.
Возраст 4 – 5 лет
· обладает словарным запасом около 3000 слов.
· знает свой домашний адрес.
· пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.
· умеет пересказывать.
· правильно произносит все звуки.
· ориентируется в пространстве.
· пользуется настоящим, прошедшим и будущем временем.
· использует простые антонимы.
Возраст 5 – 6 лет
· имеет словарный запас около 4000 слов.
· произносит правильно все звуки родного языка.
· различает и дифференцирует звуки речи: гласные – согласные; звонкие – глухие; твердые – мягкие.
· доступен звуковой анализ и синтез односложных слов.
· употребляет все части речи: (существительное, глагол, прилагательное, местоимение, наречие, предлог).
· понимает и пересказывает текст.
· использует абстрактные и отвлеченные понятия.
Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития
Возраст (месяцы) |
Основные показатели |
|
1 месяц |
реакция сосредоточения на речевом общении с ребенком |
|
2 месяц |
улыбка при общении |
|
3 месяц |
комплекс оживления при общении со взрослыми, гуление |
|
4 месяц |
дифференцированность комплекса оживления |
|
5 месяц |
смех, певучее гуление |
|
6 месяц |
лепет |
|
7 месяцев |
готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик – вызванная реакция |
|
8 месяцев |
реакция на незнакомое лицо. Повторение одинаковых слогов «ба – ба» |
|
9 месяцев |
общение с помощью жестов, игра «Ладушки» |
|
10месяцев |
ситуативное понимание обращенной речи, предметно – действенное общение со взрослым |
|
11 месяцев |
использование 3 «лепетных» слов с соотнесением |
|
12 месяцев |
использование 3 «лепетных» слов с соотнесением, понимание простой инструкции, дополняемой жестом |
Подготовила:
учитель-логопед
Белобаева Т.П.