Инновационные игровые технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми раннего возраста с ОВЗ

Аннотация. В статье представлены инновационные игровые технологии, которые я использую в своей логопедической практике. Игра с дошкольниками раннего возрастного периода с ОВЗ в рамках коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда должна быть направлена на развитие речи, высших психических функций. Чтобы увлечь, заинтересовать такого ребенка, нужны нестандартные подходы и инновационные игровые технологии описанные в статье.

Инновационные игровые технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми раннего возраста с ОВЗ

Развитие эмоционально-волевой сферы у детей раннего возрастаРанняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в последнее время — одно из приоритетных направлений в российской системе образования. Её актуальность объясняется следующим: серьёзная демографическая обстановка в стране, а также развитие неонатальной медицины и высокие медицинские технологии, позволяющие выхаживать новорожденных группы риска по выживанию, привели к росту числа детей с разнообразными отклонениями в развитии.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, значительно снизилось число абсолютно здоровых детей (их остаётся не более 10-12%), поэтому специалистам различных дошкольных организаций всё чаще приходится сталкиваться с детьми раннего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями.

Как подчеркивается в научной литературе, игра неизменно является основной деятельностью ребенка и по-прежнему оказывает на него высокопродуктивное обучающее воздействие. Игра с дошкольниками раннего возрастного периода с ОВЗ в рамках коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда направлена на развитие речи, высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, а так же различную степень моторного развития и сенсорных функций. Чтобы увлечь, заинтересовать такого ребенка, нужны нестандартные подходы, инновационные игровые технологии.

В своей коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста с ОВЗ использую следующие инновационные игровые технологии.

«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения в особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

Виды арт-терапии:

• музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах) ;

• изо-терапия (нетрадиционные техники рисования) ;

• кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика) ;

• сказкотерапия;

• куклотерапия;

• мнемотехника;

• песочная терапия или Сэндплей (от англ. sandplay — игра в песке);

• смехотерапия;

• ароматерапия;

• цветотерапия (хромотерапия).

Остановимся подробнее на некоторых приемах.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Вышеуказанный комплекс развивает мозолистое тело, улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость и устойчивость внимания, способствует улучшению запоминания, улучшает настроение и самочувствие человека. Начинать выполнять пальчиковые игры необходимо от простого к сложному. Рекомендуется проводить с музыкальным сопровождением, направленным на ритмичность выполнения.

Задания типа «Ухо – нос» (Левой рукой взяться за кончик носа, правой — за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот»), упражнение «Колечко» (Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.)

Метод логопедической ритмики, также эффективно помогает детям с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, путем развития и коррекции двигательной сферы. Данная методика обучает и воспитывает посредствам движения, музыки и слова.

Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить) .

Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и, конечно же, речи.

биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;

растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц .

Например, игра “Снеговик”

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

• упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;

• дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.»

Сказкотерапия является уникальным психолого-педагогическим методом, выполняющим множество функций и помогающим специалистам дошкольных учреждений решать разнообразные проблемы детей раннего возраста. Такой метод описывают в своих книгах Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т.М. Грабенко. Это народные, авторские сказки со всем заложенным в них богатством языка, логосказки. Особенно стоит отметить сказки о веселом язычке М.А. Мальцевой и О.И. Ивановской, которые очень нравятся детям.

В логопедической практике в последнее время значительно возрос интерес к применению в коррекционной работе куклы, как объекта воздействия на ребенка и взаимодействия ребенка и взрослого. Это составная часть арт-терапии – куклотерапия.

Использование самодельных кукол в коррекционно-воспитательном процессе является одним из увлекательнейших процессов.

а) Куклы-буквы.

Игрушки, которые сшиты из ткани и набиты синтепоном. Пришитые к кукле-букве голова и ножки дают ребенку ощущение общения с живым существом. Такую куклу можно использовать на любом этапе коррекционной работы (при постановке, автоматизации и дифференциации любого из звуков). Соответствующий герой может сообщить тему занятия, предложить игру «Звукоподражание», «Повторюшки» (автоматизация звуков раннего онтогенеза), а так же создать положительный эмоциональный настрой (похвалить ребенка, погладить его по руке, по щеке, позвать к зеркалу). Кукла-буква может попросить поиграть с ней и подобрать для нее определенные картинки.

б) Веселая варежка.

Куклу-варежку можно изготовить из гетр, либо использовать гольфы. Рисуем две лицевые части головы (диаметр 10-12 см) с изображением артикуляции губ двух противоположных звуков (о-у; и-ы). Включать в ход занятия по теме «Дифференциация звуков» куклу можно так: учитель-логопед показывает ребенку положение губ определённого звука. Ребенок, сгибая и разгибая пальцы ладони, показывает подходящую артикуляцию куклы-варежки.

«Одним из инновационных, достаточно действенных приемов в дошкольной педагогике можно считать мнемотехнику, с помощью которой дети составляют описательные и творческие рассказы, пересказывают, разучивают стихотворения. Такая техника позволяет работать над развитием всех сторон речи, а также неречевых психических функций.»

В результате составления такой схемы весь текст зарисовывается схематично, т.е. на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Глядя на эту мнемосхему, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Песочная терапия или Сэндплей развивает фонематический слух, помогает автоматизировать поставленные звуки, формирует связную речь и грамматические категории, активизирует словарь и, безусловно, развивает мелкую моторику рук.

Ход игры задает и контролирует определенный вымышленный персонаж, который нравится детям. Его качества должны быть примером для подражания детьми и развивать в них положительные качества личности.

Криотерапия — одна из нестандартных интересных методик в коррекционной педагогике, заключающаяся в использовании игр со льдом.

Чередование холода и тепла оказывает положительное воздействие.

К перечисленным выше инновационным игровым технологиям можно отнести и информационные игровые технологии. Электронные логопедические игры помогут сформировать у ребенка 3-4 лет навыки правильного произношения. Они учат малыша связно и грамотно говорить, увеличивая его словарный запас, помогут развить слуховую и зрительную память.

Лего-технология — новейшее направление в современном образовательно-коррекционном процессе. Детям младшего возраста необходимо Лего крупного размера. Эта технология заслуженно названа инновационной, т. к. является многофункциональной, имеет такие хорошие технические характеристики, как безопасность, прочность, привлекательность. Конструирование из ЛЕГО обеспечивает динамичность обучения, максимально удовлетворяет потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с ЛЕГО , например, игра в «телефон» , когда ребенок вместе со взрослым конструирует телефон, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Такая игра стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.

Или конструирование игровых моделей положения языка при выполнении артикуляционной гимнастики («лопаточка», «чашечка», «грибок»).

Таким образом, в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми раннего возраста с ОВЗ инновационные методы приобретают все большее значение. Такие нововведения, наряду с традиционными, способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении у детей тяжелых речевых нарушений и оздоровлению всего организма.

Список использованных источников:

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 105 с.
2. Гирфанова А.В. Использование кинезиологических упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста.
3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.
4. Громова О. Е. Инновации — в логопедическую практику. Сборник статей. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Изд.: Линка-Пресс, М., 2008.
5. Дысина, Н.Б. Инновационные технологии в логопедической практике. Часть 1.
6. Земляченко М. В. Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 69-71.
7. Нохрина А. Инновационные технологии в логопедической практике.

Своротенина Анна Валерьевна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.