Индивидуальная коррекционная работа логопеда с аутичным ребенком

Аннотация:

При работе с аутичными детьми возникают проблемы в обучении. В данной статье я делюсь опытом работы, проводимой с аутичными детьми. На примере работы с мальчиком К. я показываю этапы работы с аутичным ребенком и привожу свои положительные результаты.

Индивидуальная коррекционная работа логопеда с аутичным ребенком (из опыта работы)

Аутизм — это нарушение психического развития, характеризующееся расстройствами речи и моторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия.

Ранний детский аутизмАутизм может быть результатом дезинтеграции процессов развития головного мозга еще до рождения ребенка.

Аутизм сильно влияет на ранее развитие ребенка, а последствия этого влияния, как правило, отражаются на всей жизни человека.

Медицинских анализов, с помощью которых можно диагностировать аутизм, не существует. Диагноз ставится на основании наблюдения за тем, как ребенок ведет себя, как общается с другими. В зависимости от выраженности проявлений аутизм может быть как легкой, так и тяжелой степени.

Симптомы аутизма

✅ ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;

✅ не может объяснить, чего он хочет;

✅ испытывает задержку темпов речевого развития;

✅ не следует никаким указаниям взрослых;

✅ периодически появляются нарушения слуха;

✅ не понимает, как играть с той или иной игрушкой;

✅ плохо устанавливает визуальный контакт;

✅ не улыбается другим;

✅ не лепечет и не гулит в возрасте 12 месяцев;

✅ не делает указательных жестов, не машет рукой, не делает хватательных или других движений в возрасте 12 месяцев;

✅ не говорит отдельные слова в 16 месяцев;

✅ не произносит фразы из двух слов в 24 месяца;

✅ наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте.

Часто у родителей таких детей создается ощущение, что ребенок живет в своем собственном отдельном мире.

Работа с детьми с ранним детским аутизмом — пример

Работа с детьми с ранним детским аутизмом очень длительна и кропотлива. Однако ежедневные занятия, доброжелательное отношение педагога, готового помочь ребенку с проблемами в развитии могут дать положительные результаты.

Работа по формированию коммуникативных навыков у неговорящих детей, имеющие аутические расстройства, длится долго. Мне бы хотелось рассказать о начальном этапе этой работы с аутичным ребенком 6 лет, проводимой на базе детского сада компенсирующего вида в течение года.

Ребенок начал заниматься с логопедом с сентября 2012г. Начать обычное логопедическое обследование было не возможно, поскольку ребенок не реагировал на педагога, на попытки речевого общения с ним.

На попытки установления контакта – попытки взять за руку или за плечи, посмотреть в глаза ребенку реагировал громким криком! В течение занятия мальчик бегал по логопедическому кабинету помахивая кистями рук, кричал. Все попытки установить контакт с ребенком заканчивались его криком.

Вследствие затруднения контакта с ребенком, работа с ним началась не с обследования, а с установления контакта и наблюдения за ребенком в группе. Необходимо было обратить внимание ребенка на логопеда, чтобы ребенок осознал наличие другого человека в другой комнате и понял, что этот человек хочет с ним общаться.

Чтобы добиться его внимания, я пыталась вторгнуться в личное пространство ребенка, мешать ему в играх, в его аутостимуляциях.

Мои попытки изменить или прекратить деятельность ребенка вызывали негативную реакцию в виде возгласов, недовольства, агрессии (ребенок начинал кусать, щипать педагога, отбрасывал руки логопеда, переходил в крик, начинал бегать по кугу, потряхивая кистями рук перед лицом, повторяя звуки А-А-А).

Ребенок избегал контакта глаза в глаза. Попытки установить контакт долгое время не давали результата.

Большую помощь в установлении контакта оказала мама ребенка. На основе бесед с мамой было установлено, что ребенок любит смотреть мультики, собирать пазлы, играть в машинки, рвать бумагу на мелкие кусочки, играть с фигурками из ковролина. Фигурки и бумажки любит подбрасывать вверх.

Было установлено, что ребенок не использует для коммуникации речь, не произносит речевых звуков. Вся речь состоит из длительного произнесения звука А, Э, с интонацией удовольствия или неудовольствия.

Ребенок понимает речь на бытовом уровне: выполняет просьбы, типа возьми, покажи, положи на место, дай.

Основными видами аутостимуляций у ребенка являются:

  • потряхивание кистями на уровне лица, сопровождающееся бегом по кругу,
  • беспричинный смех или же, наоборот, плач.

К особенностям общей моторики можно отнести гиперактивность.

На основе наблюдений за ребенком и исследования его поведения, высших психических функций речи и социального взаимодействия (в том числе коммуникативного поведения), а так же в сопоставлении полученных результатов с данными литературы, можно предположить, что данный ребенок страдает ранним детским аутизмом.

По результатам исследований строилось и индивидуальная работа с ребенком.

Неоценимую помощь в работе оказала мама ребенка. Благодаря ей был установлен контакт с ребенком.

По просьбе мамы все занятия проходили в ее присутствии. Контакт с ребенком велся через маму. Первое время, во время занятий мальчик сидел на коленях у мамы. Через 5 — 6 занятий мальчик пересел на свой стульчик. С начала занятия были недолгими, 7 — 10 мин. Мальчик привыкал к ситуации общения. Затем продолжительность занятия увеличилась до 20-25 мин.

Занятие по растормаживанию речи начинались со звуков ребенка. Вначале я подражал а звукам ребенка, затем звуки превращала в слова.

Однако, на протяжении всех занятий ребенок не реагировал на данную игру звуком, не пытался повторить за мной другие звуки, не реагировал на изменение громкости звука и интонации.

Были попытки посадить ребенка перед зеркалом, предложив несколько игр артикуляционной гимнастики. Но такая работа не увенчалась успехом.

Далее была предпринята попытка формировать артикуляторный образ гласных: садилась напротив ребенка и, глядя ему в лицо, громко произносила гласный, одновременно, опуская ребенку челюсть и придавая рту ту форму, которая соответствует звуку. На этот вид работы ребенок реагировал негативизмом.

Работа над развитием речи начиналась с известных для ребенка картинок. На занятиях использовались минимальные речевые инструкции: «возьми», «положи».

Далее, на занятиях использовались парные картинки, одновременно отрабатывался указательный жест. К словесным инструкциям добавлялась инструкция «покажи».

На невербальном уровне изучались понятия: большой — маленький, высокий — низкий, длинный — короткий.

Использовались на занятиях тактильные игры: мягкий — твердый, гладкий -шероховатый.

Сначала мама брала руку ребенка в свою руку и действовала вместе с ним. Постепенно помощь мамы сводилась к подталкиванию локтя ребенка.

По мере укрепления эмоционального контакта ребенка с педагогом роль мамы на занятиях уменьшалась. Мальчик сидел уже не на коленях, а рядом с мамой.

Наблюдая за ребенком, мы попробовали внести на занятие букву, отождествляя ее со знакомым ребенку звуком. Это дало положительный результат. Мальчик стал запоминать буквы, называя букву звуком. Вся работа проводилась с оречевлением.

Затем попробовали внести послоговое чтение. Выяснилось, что запоминание слогов шло с трудом.

Попробовали перейти к глобальному чтению, так как чтение опирается на хорошую зрительную память и наиболее понятно ребенку, и графический образ слова сразу связывается с реальным объектом.

При прохождении лексических тем мы использовали метод глобального чтения. Этим самым мы не только развивали словарь ребенка, но и активизировали его речь. Ребенок научился узнавать написанные слова целиком и соотносить их с предметными картинками. Сначала работа шла над предметными картинками, позже стали вводить картинки-действия.

Также проводили занятия по математике. Активизировали речь: прямой счет до десяти с опорой на цифру. Использовали цифры на карточках и магнитные цифры. Затем ввели картинки, обозначающие количество и соотносили с цифрой.

Вся эта работа проводилась с ребенком в течение года. Система проведенных занятий показала, что шаги в развитии мальчика служат показателями правильности проводимой работы. Чутко наблюдая за ребенком, отмечалось все новое, что появлялось у ребенка. Постоянно корректировалась программа занятий, подстраивалась к нуждам ребенка.

Елена Алексеевна Егорова,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста
Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.