Аннотация:
При работе с аутичными детьми возникают проблемы в обучении. В данной статье я делюсь опытом работы, проводимой с аутичными детьми. На примере работы с мальчиком К. я показываю этапы работы с аутичным ребенком и привожу свои положительные результаты.
Индивидуальная коррекционная работа логопеда с аутичным ребенком (из опыта работы)
Аутизм — это нарушение психического развития, характеризующееся расстройствами речи и моторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия.
Аутизм может быть результатом дезинтеграции процессов развития головного мозга еще до рождения ребенка.
Аутизм сильно влияет на ранее развитие ребенка, а последствия этого влияния, как правило, отражаются на всей жизни человека.
Медицинских анализов, с помощью которых можно диагностировать аутизм, не существует. Диагноз ставится на основании наблюдения за тем, как ребенок ведет себя, как общается с другими. В зависимости от выраженности проявлений аутизм может быть как легкой, так и тяжелой степени.
Симптомы аутизма
✅ ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;
✅ не может объяснить, чего он хочет;
✅ испытывает задержку темпов речевого развития;
✅ не следует никаким указаниям взрослых;
✅ периодически появляются нарушения слуха;
✅ не понимает, как играть с той или иной игрушкой;
✅ плохо устанавливает визуальный контакт;
✅ не улыбается другим;
✅ не лепечет и не гулит в возрасте 12 месяцев;
✅ не делает указательных жестов, не машет рукой, не делает хватательных или других движений в возрасте 12 месяцев;
✅ не говорит отдельные слова в 16 месяцев;
✅ не произносит фразы из двух слов в 24 месяца;
✅ наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте.
Часто у родителей таких детей создается ощущение, что ребенок живет в своем собственном отдельном мире.
Работа с детьми с ранним детским аутизмом — пример
Работа с детьми с ранним детским аутизмом очень длительна и кропотлива. Однако ежедневные занятия, доброжелательное отношение педагога, готового помочь ребенку с проблемами в развитии могут дать положительные результаты.
Работа по формированию коммуникативных навыков у неговорящих детей, имеющие аутические расстройства, длится долго. Мне бы хотелось рассказать о начальном этапе этой работы с аутичным ребенком 6 лет, проводимой на базе детского сада компенсирующего вида в течение года.
Ребенок начал заниматься с логопедом с сентября 2012г. Начать обычное логопедическое обследование было не возможно, поскольку ребенок не реагировал на педагога, на попытки речевого общения с ним.
На попытки установления контакта – попытки взять за руку или за плечи, посмотреть в глаза ребенку реагировал громким криком! В течение занятия мальчик бегал по логопедическому кабинету помахивая кистями рук, кричал. Все попытки установить контакт с ребенком заканчивались его криком.
Вследствие затруднения контакта с ребенком, работа с ним началась не с обследования, а с установления контакта и наблюдения за ребенком в группе. Необходимо было обратить внимание ребенка на логопеда, чтобы ребенок осознал наличие другого человека в другой комнате и понял, что этот человек хочет с ним общаться.
Чтобы добиться его внимания, я пыталась вторгнуться в личное пространство ребенка, мешать ему в играх, в его аутостимуляциях.
Мои попытки изменить или прекратить деятельность ребенка вызывали негативную реакцию в виде возгласов, недовольства, агрессии (ребенок начинал кусать, щипать педагога, отбрасывал руки логопеда, переходил в крик, начинал бегать по кугу, потряхивая кистями рук перед лицом, повторяя звуки А-А-А).
Ребенок избегал контакта глаза в глаза. Попытки установить контакт долгое время не давали результата.
Большую помощь в установлении контакта оказала мама ребенка. На основе бесед с мамой было установлено, что ребенок любит смотреть мультики, собирать пазлы, играть в машинки, рвать бумагу на мелкие кусочки, играть с фигурками из ковролина. Фигурки и бумажки любит подбрасывать вверх.
Было установлено, что ребенок не использует для коммуникации речь, не произносит речевых звуков. Вся речь состоит из длительного произнесения звука А, Э, с интонацией удовольствия или неудовольствия.
Ребенок понимает речь на бытовом уровне: выполняет просьбы, типа возьми, покажи, положи на место, дай.
Основными видами аутостимуляций у ребенка являются:
- потряхивание кистями на уровне лица, сопровождающееся бегом по кругу,
- беспричинный смех или же, наоборот, плач.
К особенностям общей моторики можно отнести гиперактивность.
На основе наблюдений за ребенком и исследования его поведения, высших психических функций речи и социального взаимодействия (в том числе коммуникативного поведения), а так же в сопоставлении полученных результатов с данными литературы, можно предположить, что данный ребенок страдает ранним детским аутизмом.
По результатам исследований строилось и индивидуальная работа с ребенком.
Неоценимую помощь в работе оказала мама ребенка. Благодаря ей был установлен контакт с ребенком.
По просьбе мамы все занятия проходили в ее присутствии. Контакт с ребенком велся через маму. Первое время, во время занятий мальчик сидел на коленях у мамы. Через 5 — 6 занятий мальчик пересел на свой стульчик. С начала занятия были недолгими, 7 — 10 мин. Мальчик привыкал к ситуации общения. Затем продолжительность занятия увеличилась до 20-25 мин.
Занятие по растормаживанию речи начинались со звуков ребенка. Вначале я подражал а звукам ребенка, затем звуки превращала в слова.
Однако, на протяжении всех занятий ребенок не реагировал на данную игру звуком, не пытался повторить за мной другие звуки, не реагировал на изменение громкости звука и интонации.
Были попытки посадить ребенка перед зеркалом, предложив несколько игр артикуляционной гимнастики. Но такая работа не увенчалась успехом.
Далее была предпринята попытка формировать артикуляторный образ гласных: садилась напротив ребенка и, глядя ему в лицо, громко произносила гласный, одновременно, опуская ребенку челюсть и придавая рту ту форму, которая соответствует звуку. На этот вид работы ребенок реагировал негативизмом.
Работа над развитием речи начиналась с известных для ребенка картинок. На занятиях использовались минимальные речевые инструкции: «возьми», «положи».
Далее, на занятиях использовались парные картинки, одновременно отрабатывался указательный жест. К словесным инструкциям добавлялась инструкция «покажи».
На невербальном уровне изучались понятия: большой — маленький, высокий — низкий, длинный — короткий.
Использовались на занятиях тактильные игры: мягкий — твердый, гладкий -шероховатый.
Сначала мама брала руку ребенка в свою руку и действовала вместе с ним. Постепенно помощь мамы сводилась к подталкиванию локтя ребенка.
По мере укрепления эмоционального контакта ребенка с педагогом роль мамы на занятиях уменьшалась. Мальчик сидел уже не на коленях, а рядом с мамой.
Наблюдая за ребенком, мы попробовали внести на занятие букву, отождествляя ее со знакомым ребенку звуком. Это дало положительный результат. Мальчик стал запоминать буквы, называя букву звуком. Вся работа проводилась с оречевлением.
Затем попробовали внести послоговое чтение. Выяснилось, что запоминание слогов шло с трудом.
Попробовали перейти к глобальному чтению, так как чтение опирается на хорошую зрительную память и наиболее понятно ребенку, и графический образ слова сразу связывается с реальным объектом.
При прохождении лексических тем мы использовали метод глобального чтения. Этим самым мы не только развивали словарь ребенка, но и активизировали его речь. Ребенок научился узнавать написанные слова целиком и соотносить их с предметными картинками. Сначала работа шла над предметными картинками, позже стали вводить картинки-действия.
Также проводили занятия по математике. Активизировали речь: прямой счет до десяти с опорой на цифру. Использовали цифры на карточках и магнитные цифры. Затем ввели картинки, обозначающие количество и соотносили с цифрой.
Вся эта работа проводилась с ребенком в течение года. Система проведенных занятий показала, что шаги в развитии мальчика служат показателями правильности проводимой работы. Чутко наблюдая за ребенком, отмечалось все новое, что появлялось у ребенка. Постоянно корректировалась программа занятий, подстраивалась к нуждам ребенка.
Елена Алексеевна Егорова,
учитель-логопед