Индивидуальная коррекционная работа логопеда с аутичным ребенком

Аннотация:

При работе с аутичными детьми возникают проблемы в обучении. В данной статье я делюсь опытом работы, проводимой с аутичными детьми. На примере работы с мальчиком К. я показываю этапы работы с аутичным ребенком и привожу свои положительные результаты.

Индивидуальная коррекционная работа логопеда с аутичным ребенком (из опыта работы)

Аутизм — это нарушение психического развития, характеризующееся расстройствами речи и моторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия.

Ранний детский аутизмАутизм может быть результатом дезинтеграции процессов развития головного мозга еще до рождения ребенка.

Аутизм сильно влияет на ранее развитие ребенка, а последствия этого влияния, как правило, отражаются на всей жизни человека.

Медицинских анализов, с помощью которых можно диагностировать аутизм, не существует. Диагноз ставится на основании наблюдения за тем, как ребенок ведет себя, как общается с другими. В зависимости от выраженности проявлений аутизм может быть как легкой, так и тяжелой степени.

Симптомы аутизма

✅ ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;

✅ не может объяснить, чего он хочет;

✅ испытывает задержку темпов речевого развития;

✅ не следует никаким указаниям взрослых;

✅ периодически появляются нарушения слуха;

✅ не понимает, как играть с той или иной игрушкой;

✅ плохо устанавливает визуальный контакт;

✅ не улыбается другим;

✅ не лепечет и не гулит в возрасте 12 месяцев;

✅ не делает указательных жестов, не машет рукой, не делает хватательных или других движений в возрасте 12 месяцев;

✅ не говорит отдельные слова в 16 месяцев;

✅ не произносит фразы из двух слов в 24 месяца;

✅ наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте.

Часто у родителей таких детей создается ощущение, что ребенок живет в своем собственном отдельном мире.

Работа с детьми с ранним детским аутизмом — пример

Работа с детьми с ранним детским аутизмом очень длительна и кропотлива. Однако ежедневные занятия, доброжелательное отношение педагога, готового помочь ребенку с проблемами в развитии могут дать положительные результаты.

Работа по формированию коммуникативных навыков у неговорящих детей, имеющие аутические расстройства, длится долго. Мне бы хотелось рассказать о начальном этапе этой работы с аутичным ребенком 6 лет, проводимой на базе детского сада компенсирующего вида в течение года.

Ребенок начал заниматься с логопедом с сентября 2012г. Начать обычное логопедическое обследование было не возможно, поскольку ребенок не реагировал на педагога, на попытки речевого общения с ним.

На попытки установления контакта – попытки взять за руку или за плечи, посмотреть в глаза ребенку реагировал громким криком! В течение занятия мальчик бегал по логопедическому кабинету помахивая кистями рук, кричал. Все попытки установить контакт с ребенком заканчивались его криком.

Вследствие затруднения контакта с ребенком, работа с ним началась не с обследования, а с установления контакта и наблюдения за ребенком в группе. Необходимо было обратить внимание ребенка на логопеда, чтобы ребенок осознал наличие другого человека в другой комнате и понял, что этот человек хочет с ним общаться.

Чтобы добиться его внимания, я пыталась вторгнуться в личное пространство ребенка, мешать ему в играх, в его аутостимуляциях.

Мои попытки изменить или прекратить деятельность ребенка вызывали негативную реакцию в виде возгласов, недовольства, агрессии (ребенок начинал кусать, щипать педагога, отбрасывал руки логопеда, переходил в крик, начинал бегать по кугу, потряхивая кистями рук перед лицом, повторяя звуки А-А-А).

Ребенок избегал контакта глаза в глаза. Попытки установить контакт долгое время не давали результата.

Большую помощь в установлении контакта оказала мама ребенка. На основе бесед с мамой было установлено, что ребенок любит смотреть мультики, собирать пазлы, играть в машинки, рвать бумагу на мелкие кусочки, играть с фигурками из ковролина. Фигурки и бумажки любит подбрасывать вверх.

Было установлено, что ребенок не использует для коммуникации речь, не произносит речевых звуков. Вся речь состоит из длительного произнесения звука А, Э, с интонацией удовольствия или неудовольствия.

Ребенок понимает речь на бытовом уровне: выполняет просьбы, типа возьми, покажи, положи на место, дай.

Основными видами аутостимуляций у ребенка являются:

  • потряхивание кистями на уровне лица, сопровождающееся бегом по кругу,
  • беспричинный смех или же, наоборот, плач.

К особенностям общей моторики можно отнести гиперактивность.

На основе наблюдений за ребенком и исследования его поведения, высших психических функций речи и социального взаимодействия (в том числе коммуникативного поведения), а так же в сопоставлении полученных результатов с данными литературы, можно предположить, что данный ребенок страдает ранним детским аутизмом.

По результатам исследований строилось и индивидуальная работа с ребенком.

Неоценимую помощь в работе оказала мама ребенка. Благодаря ей был установлен контакт с ребенком.

По просьбе мамы все занятия проходили в ее присутствии. Контакт с ребенком велся через маму. Первое время, во время занятий мальчик сидел на коленях у мамы. Через 5 — 6 занятий мальчик пересел на свой стульчик. С начала занятия были недолгими, 7 — 10 мин. Мальчик привыкал к ситуации общения. Затем продолжительность занятия увеличилась до 20-25 мин.

Занятие по растормаживанию речи начинались со звуков ребенка. Вначале я подражал а звукам ребенка, затем звуки превращала в слова.

Однако, на протяжении всех занятий ребенок не реагировал на данную игру звуком, не пытался повторить за мной другие звуки, не реагировал на изменение громкости звука и интонации.

Были попытки посадить ребенка перед зеркалом, предложив несколько игр артикуляционной гимнастики. Но такая работа не увенчалась успехом.

Далее была предпринята попытка формировать артикуляторный образ гласных: садилась напротив ребенка и, глядя ему в лицо, громко произносила гласный, одновременно, опуская ребенку челюсть и придавая рту ту форму, которая соответствует звуку. На этот вид работы ребенок реагировал негативизмом.

Работа над развитием речи начиналась с известных для ребенка картинок. На занятиях использовались минимальные речевые инструкции: «возьми», «положи».

Далее, на занятиях использовались парные картинки, одновременно отрабатывался указательный жест. К словесным инструкциям добавлялась инструкция «покажи».

На невербальном уровне изучались понятия: большой — маленький, высокий — низкий, длинный — короткий.

Использовались на занятиях тактильные игры: мягкий — твердый, гладкий -шероховатый.

Сначала мама брала руку ребенка в свою руку и действовала вместе с ним. Постепенно помощь мамы сводилась к подталкиванию локтя ребенка.

По мере укрепления эмоционального контакта ребенка с педагогом роль мамы на занятиях уменьшалась. Мальчик сидел уже не на коленях, а рядом с мамой.

Наблюдая за ребенком, мы попробовали внести на занятие букву, отождествляя ее со знакомым ребенку звуком. Это дало положительный результат. Мальчик стал запоминать буквы, называя букву звуком. Вся работа проводилась с оречевлением.

Затем попробовали внести послоговое чтение. Выяснилось, что запоминание слогов шло с трудом.

Попробовали перейти к глобальному чтению, так как чтение опирается на хорошую зрительную память и наиболее понятно ребенку, и графический образ слова сразу связывается с реальным объектом.

При прохождении лексических тем мы использовали метод глобального чтения. Этим самым мы не только развивали словарь ребенка, но и активизировали его речь. Ребенок научился узнавать написанные слова целиком и соотносить их с предметными картинками. Сначала работа шла над предметными картинками, позже стали вводить картинки-действия.

Также проводили занятия по математике. Активизировали речь: прямой счет до десяти с опорой на цифру. Использовали цифры на карточках и магнитные цифры. Затем ввели картинки, обозначающие количество и соотносили с цифрой.

Вся эта работа проводилась с ребенком в течение года. Система проведенных занятий показала, что шаги в развитии мальчика служат показателями правильности проводимой работы. Чутко наблюдая за ребенком, отмечалось все новое, что появлялось у ребенка. Постоянно корректировалась программа занятий, подстраивалась к нуждам ребенка.

Елена Алексеевна Егорова,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.