Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса

Актуальность: Работа учителя-логопеда многогранна и проведение занятий по постановке звуков — это лишь только одна из этих граней. Для настоящего специалиста построение качественной и эффективной коррекционно-логопедической работы является первостепенной задачей. Ведь, как известно, полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Более того, влияет на полноценное развитие личности дошкольника. Все это должны хорошо понимать участники педагогического процесса. Во многом этому способствует гармонично выстроенная работа по интеграции усилий учителя-логопеда и педагогов детского сада, взаимодействию с родителями, а также работа по коррекции всех психических процессов в серии познавательно-двигательных мероприятий «Ловкий грамотей».

Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса

LogoPortal.ru - Народные подвижные игры для развития речиДля того, чтобы добиться стойкости результатов по преодолению и профилактике нарушений речи в детском саду, важно понимать, что преодоление речевых нарушений у дошкольников — это дело всего педагогического коллектива, где основная нагрузка падает, конечно, на учителя-логопеда. Усилия старшего воспитателя необходимо направить на то, чтобы выстроить такую систему работы, которая представляла бы собой не изолированную деятельность специалистов и педагогов, а целостность, преемственность в работе логопеда, воспитателя и инструктора по физической культуре.

Условия оптимизации коррекционно-логопедического процесса:

Во-первых, осуществление вышестоящей задачи возможно только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с его сетью интегративных связей (рис.1) в дошкольном учреждении. Нужно учитывать тот факт, что развитие речи не ограничивается рамками занятий с логопедом или воспитателем, речь развивается постоянно, во всех сферах жизни ребенка: в течение всего времени пребывания в детском саду и в семье.

В связи с этим возникает потребность в объединении усилий всех специалистов детского сада и родителей, выработке четких требований, направленных на формирование грамотной речи у детей.

Роль старшего воспитателя заключается в том, чтобы обеспечить грамотные, целенаправленные, согласованные действия всех специалистов, которые работают с детьми логопедической группы.

Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития дошкольников. Работая в идеологии «команды», каждый ее специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.

Представитель администрации – старший воспитатель — руководитель службы сопровождения: перспективное планирование деятельности службы, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль за организацией работы, анализ эффективности.

Роль методиста в системе управления образовательного учреждения является ведущей при организации научно-методической работы в детском саду направлена на формирование педагогического коллектива единомышленников, которые способны внедрять современные научные исследования и лучший педагогический опыт воспитания и обучения детей.

Задача методиста – организовать совместный поиск продуктивных путей развития образования в педагогическом коллективе.

Поэтому была разработана общая позиция педагогов и специалистов в осуществлении коррекции. Для этого необходима соответствующая форма взаимодействия, сотрудничества на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Учитель-логопед осуществляет информационно-просветительскую деятельность среди педагогов группы и родителей, подключая последних к коррекционно-развивающей деятельности, обучая их педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком. Предусматривается подключение родителей к участию в интегрированных занятиях, присутствие родителей на индивидуальных занятиях с их ребенком, обязательное консультирование родителей специалистами.

Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

Новая форма взаимодействия специалистов ОУ

Организация взаимодействия сотрудников ДОУ для реализации проекта

Организация взаимодействия сотрудников ДОУ

Во-вторых, успешная коррекция речевого недоразвития осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольника. (Власенко И.Т.) Наличие интеллекта, т. е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления, а также речь -это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.

Но интеллект появляется у ребенка и совершенствуется у подростка и юноши не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью.

Первые годы жизни -период интенсивного развития речи: формирования у ребенка речевого слуха, накопления словаря, овладения грамматическим строем языка. Отставание в ее развитии в раннем возрасте может иметь неблагоприятные последствия в дошкольные и даже школьные годы.

С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств. Поэтому задержка речи влечет за собой и отставание в развитии психики ребенка. Замедленное развитие речи может быть вызвано разными причинами, установить которые помогут врач или логопед. Однако чаще всего это результат недостаточного внимания взрослых к этому вопросу или неумелого воспитания.

Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на всё психическое развитие ребёнка, отражаются на его деятельности, поведении.

Тяжёлые нарушений речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности, речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребёнком окружающей действительности.

Поэтому в дошкольном и младшем школьном возрасте очень важно устранять не только недостатки звукопроизношения, нарушения просодической стороны речи: нарушения темпа, ритма, плавности, интонации, но и вести работу по коррекции всех психических процессов.

Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды речевых нарушений преодолеваются легче и быстрее. Необходимо также учесть, что сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьёзных осложнений и вызвать другие дефекты устной, а в дальнейшем и письменной речи ребёнка.

Опыт взаимодействия учителя-логопеда, физинструктора и родителей в форме логопедической спартакиады

Предлагаем опыт взаимодействия учителя-логопеда, физинструктора и родителей в форме логопедической спартакиады «Ловкий грамотей».

Необходимость такого взаимодействия обусловлена тесной взаимосвязью речевого и двигательного центра в коре головного мозга.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. Треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.

Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Влияние двигательной активности на функциональное состояние мозга, и в частности, на развитие сенсорной (импрессивной) и моторной сторон речи, доказано в экспериментальных исследованиях, проведенных под руководством Кольцовой М.М. Например, было выявлено, что «чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идет развитие обобщающей функции слова».

По заключению Кольцовой М.М. формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Такими исследователями, как Кольцова М.М., Антакова – Фомина А.В., Аксенова М. доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Они установили прямую зависимость развития речи и тонких движений пальцев рук. Согласно высказываниям В.Е. Клочко «собственные движения ребенка выступают одним из условий становления его предметного мира и предметного сознания».

Развитие движений тесно связано с формированием интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер ребенка.

Ученые М.М. Кольцова и Е.В. Новикова отмечают, что умственная и физическая деятельность выступают в единстве и во взаимосвязи.По данным О.С. Бот, Е.В. Новиковой, И.С. Лопухиной развитие движений оказывает влияние на развитие таких сторон интеллекта, как: внимание, наблюдательность, мышление. Действительно овладение сложнокоординированными физическими упражениями требует концентрации внимания на выполняемых движениях, а также быстрой и адекватной двигательной ориентации в изменяющейся ситуации.

В процессе двигательной активности могут быть задействованы различные анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный. Включаются в работу мыслительные процессы в связи с тем, что необходимо вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель, структуру и результат.

Дети со сложными видами речевых нарушений, согласно исследованиям Волковой Г. А., Рычковой Н. А., Шашкиной Г. Р. и других авторов, имеют недостатки психомоторного развития, устранение которых недостаточно отражено в программе обучения и воспитания детей с ОНР.

Моторика детей, судя по данным анамнеза, характеризуется недостаточностью произвольных движений, плохой переключаемостью с одного движения на другое. Затруднена последовательность выполнения движений, их точность, соразмерность и плавность, то есть координация. Отмечается снижение скорости, ловкости, а также недоразвитие мелкой моторики. Зачастую общее состояние здоровья также ослаблено.

Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети испытывают затруднения в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

Например, при ударе мяча об пол с попеременным чередованием, в сочетании с речью, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. В связи с этим возникают затруднения в овладении простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания: самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности.

Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями. Особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук у детей с ОНР проявляются в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д.).

Волкова Г. А., в результате своих исследований, говорит о том, что нередки нарушения оптико-пространственного праксиса: дети не ориентируются в схеме тела, не могут или затрудняются организовать движение и серию движений в пространстве.

В связи со сказанным выше возникает проблема своевременной организации соответствующей эффективной коррекционной поддержки, обеспечения адекватного сопровождения ребенка со стороны специалистов детского сада и родителей. Необходима систематическая работа по развитию грамотной речи посредством движения, с помощью его различных форм и видов.

Разработанное авторское мероприятие логопедическая спартакиада «Ловкий грамотей» проводится с 2006 года. Практика показывает, что пальчиковой гимнастики, проводимой на одних только логопедических занятиях недостаточно. Поэтому значение мероприятия «Ловкий грамотей» заключается в том, чтобы специально организованной двигательной активностью детей способствовать более эффективной коррекции нарушений устной речи и профилактике нарушений письма.

Также это форма промежуточного или итогового отчета о взаимодействии специалистов и родителей, а также уровня подготовки детей. Здесь хорошо просматривается, насколько слаженной была работа физинструктора и логопеда в течение всего коррекционного периода и насколько сильна заинтересованность и участие родителей в данном процессе.

Задания можно менять, в зависимости от преследуемой цели.

Проведению таких спартакиад предшествует система работы, выстроенная в следующих направлениях:

1. Учитель-логопед проводит на своих занятиях пальчиковую и кинезиологическую гимнастику, задания на развитие тактильно-кинестетических ощущений ( «Тактильные буквы», «Угадай, что в сундучке»), зрительно-моторной координации, графомоторых навыков («Обведи по точкам»), развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Проводит логоритмические упражнения под музыку. Использует мяч в играх «Назови пару» на формирование словаря антонимов, «Ушки на макушке» на определение звука в слове. Конструирование фигур, в том числе и букв из различных материалов ( счетных палочек, кубиков, фасоли, ниток), выполнение определенных двигательных упражнений на каждую букву алфавита по методике «Алфавит телодвижений» для профилактики дисграфии, а также самомассаж кистей и пальцев рук.

2. Физинструктор осуществляет работу в рамках своих занятий, где на фоне общего укрепления здоровья и физической подготовки применяются специальные двигательные упражнения по методике «Алфавит телодвижений». В целях профилактики нарушений письма в занятия включаются игры с мячом, гимнастическими палками, обручами на развитие умения ориентироваться в пространстве, в схеме тела. Помимо этого решаются задачи по развитию координации движений, сноровки, эмоционально-волевых качеств, внимания и восприятия, глазомера. Сочетание сложнокоординационных движений (катание на роликовой доске, прыжки на фитболе) с заданиями на составление целого из частей ( собрать букву или предмет из картонных кубиков) или выкладывание из кеглей, гимнастических палок различных фигур, букв.

Работа с родителями во взаимосвязи с физинструктором и учителем-логопедом осуществляется в форме консультаций, памяток, стендов, где сообщается о значении взаимосвязанной работы речи и движения. Также учитель- логопед использует специально оформленную «Тетрадь сопровождения» на каждого ребенка с нарушением речи. В ней каждый родитель может проследить, в каких направлениях проводится коррекционная работа, познакомиться с видами упражнений, игр, массажа кистей и пальцев рук, которые необходимы именно его ребенку.

Родители должны помнить — необходимо обеспечивать достаточную двигательную активность в целях предупреждения утомления, улучшения общего состояния, активизации внутренних резервов организма. Таким образом, до родителей доводится мысль о том, что здоровая речевая среда способствует развитию нравственно здоровой личности.

Как правило после такой плодотворной совместной работы дети показывают хорошие результаты в заданиях речевой направленности (правильно и быстро собрать букву из частей, придумать слова по заданию) и спортивной подготовки ( быстрые и в тоже время точные, согласованные, координированные действия).

В коррекционно-логопедической работе важно учитывать принцип опоры на различные виды анализаторов. Ведь чем большее количество анализаторов будет задействовано в работе, тем сильнее будет коррекционно-логопедический и спортивно-оздоровительный эффект.

Именно поэтому в данной форме работы используется мультимедийные средства обучения, т.к. это позволяет выполнять задания, задействовав зрительный и слуховой анализатор. Также для этих целей были изготовлены «Тактильные буквы» с контуром, выполненным из различных материалов.

Приближается лето и для старших воспитателей встает вопрос о том, какие оздоровительные мероприятия включить в летний план работы. Предлагаемый сценарий логопедической спартакиады «Ловкий грамотей» показывает организацию совместной работы специалистов и родителей, направленную, на укрепление здоровья детей, развитие двигательной активности, коррекцию речевых нарушений.

Основная биологическая потребность каждого ребенка с самого рождения — движение. Детям необходимо много ходить, бегать, прыгать, скакать, вертеться на месте, играть и летнее время для этого самое подходящее. К тому же, участвуя в спартакиаде, дети имеют возможность продемонстрировать свои навыки в более широкой аудитории, что способствует их лучшей социальной адаптации. В атмосфере веселых соревнований у детей с нарушением речи воспитываются такие важные качества, как воля к победе, целеустремленность, уверенность в своих силах, умение преодолевать трудности.

Направленное взаимодействие, согласованность специалистов и родителей, а также единство целей и требований к детям с нарушениями речи, начиная с дошкольного периода, позволит оказать более эффективную помощь не только в преодолении нарушений устной речи, но и в профилактике нарушений письма.

Предлагаем конспект логопедической спартакиады «Ловкий грамотей».

Конспект логопедической спартакиады «Ловкий грамотей» с применением мультимедиа

Цель: укрепление здоровья детей и формирование грамотной речи взаимными усилиями учителя-логопеда, физинструктора и родителей.

Участники. В соревнованиях принимают участие две команды. В каждой команде по шесть детей подготовительной группы и шесть родителей.

Оборудование: флажки, обруч 4 шт, воротики для подлезания, картонные кубики, «звуковое дерево» из фанеры, роликовые доски 2 шт., фитбол 2 шт., магнитная доска 2 шт,

Предварительная работа: потренироваться в сборке букв, разрезанных на 6 частей и угадывании их на ощупь, назывании слов противоположного значения, составлении коротких слов.

Ход соревнования

Слайд 1. Эмблема соревнований и девиз на экране «Всех сильней и умней будет ловкий грамотей» (фото 1).

Выходят Ловкач и Грамотей ( одеты в костюмы в соответствии с ролью).

Грамотей. Мы рады приветствовать всех в этом зале. Начинается необычное веселое соревнование – логопедическая спартакиада «Ловкий грамотей». Сейчас дети старшей группы расскажут, почему нужно развивать речь и движения.

1-й ребенок:

Пальчики мы будем наши развивать,

Чтобы потом звуки четко повторять.

2-й ребенок:

Тот, кто делает зарядку-

буквы пишет все в тетрадке.

3-й ребенок:

Слово произносит смело,

кто бросает мяч умело.

Все:

Нужно быть активными, ловкими, спортивными.

Ведь это помогает речь тренировать.

Ловкач. Сегодня участники соревнований должны применить все свои знания, чтобы пройти все эстафеты и конкурсы как можно лучше и быстрее, чтобы определить сильнейших.

Грамотей. Ну, а проигравших в этих соревнованиях нет — ведь все получат для себя заряд бодрости, веселья, положительных эмоций, а значит и здоровья! Итак, начинаем! Наш девиз: «Всех сильней и умней будет ловкий грамотей» (произносят все гости и участники вместе)

Ловкач. Объявляем 1-й конкурс- полоса препятствий «Собери букву» фото 2,3.

Слайд 2. На экране показаны печатные буквы Ф, К.

По сигналу каждый участник по очереди пробегает через 2 обруча и перепрыгивает через воротики. Спортивные снаряды держат родители с обеих сторон. Далее каждый ребенок берет кубик с нарисованной на нем частью буквы (Ф или К, соответственно) и выкладывает на указанном месте. Побеждает команда, которая быстро и без ошибок соберет букву из частей.

2-й конкурс- игра «Наоборот»

Слайд 3. На экране показываются и называются картинки: тарелка глубокая-…, рубашка грязная-…,карандаш острый-…, дом высокий-…, ремень широкий-…, бревно толстое-… и т.д. Команды играют поочередно. Каждый ребенок и родитель называет словосочетание с противоположным значением. Если ответ правильный, то стоящий последним перебегает в начало команды. Побеждает команда, вышедшая таким образом вперед.

3-й конкурс- игра «Чуткие пальчики» фото 4,5.

Ловкач (выходит с завязанными платком глазами, выставив вперед руки) и говорит:

Сейчас угадаю, сейчас угадаю!!! Это же Грамотей!!!

Грамотей Ты что делаешь, Ловкач?

Ловкач Да, вспомнил одну забавную детскую игру «Жмурки».

Грамотей Хорошая игра, а давай нашим ребятам предложим с закрытыми глазами угадать буквы?

Ловкач Давай. Начинаем конкурс «Чуткие пальчики».

В центре зала ставится стол. Участник от каждой команды по очереди подходит к столу, ему завязывают глаза. Необходимо угадать на ощупь по контуру букву. Побеждает команда, набравшая большее количество правильных ответов.

4-й конкурс- «Шифровальщики».

Каждый участник добегает до магнитной доски, вписывает в таблицу слово, состоящее из трех букв с гласной А по середине- для первой команды, для второй – с гласной О и возвращается назад. Побеждает команда, которая быстро и правильно выполнит задание. Оценивается количество правильно написанных слов.

Жюри подводит промежуточный итог. В это время для участников соревнований и для болельщиков исполняется «Танец букв» детьми старшей группы (приложение 1).

5-й конкурс- «Различатели» фото 6,7,8.

Первый ребенок каждой команды на роликовой доске объезжает поставленные на расстоянии флажки, останавливается около корзины с мячами. На шести мячах для первой команды приклеена бука «К», для второй- «Б». В корзины к этим буквам добавлены еще по три шара с буквами «Х» и «В». Дети должны правильно отличить искомые буквы «К» и «Б» от оптически схожих – Х и В. Задача каждого из родителей при этом добежать до указанного места, взять корзину и поймать мячик, который кидает его ребенок. Кинув нужный мяч, они возвращаются назад, передав роликовую доску следующему игроку. Побеждает команда, которая больше набрала мячей в корзину и не допустила ни одной ошибки при выборе заданной буквы. В корзине при этом должны остаться три неверных буквы.

6-й конкурс- «Видеопослание».

Слайд 4. На экране включается, записанное заранее, видеопослание от воспитателей. В нем они просят детей прочитать короткое слово, которое они составили с помощью языка телодвижений.

Выигрывает та команда, которая разгадает большее количество коротких «слов-телодвижений».

7-й конкурс- эстафета «Звуковое дерево» фото 9,10,11.

Участники должны допрыгать на фитболе до корзины и выбрать картинку, содержащую заданный звук. Звуки «с» или «ш» для команды «Ловкачи» и «Грамотеи», соответственно. Далее подбежать к «звуковому дереву» и повесить картинку. Возвратиться назад, передать фитбол следующему.

Выигрывает команда, которая правильно выберет большее количество картинок.

Ловкач и Грамотей Дорогие участники и болельщики соревнований, конкурсы закончились и теперь подошло время узнать, кто стал победителем и перейти к приятному для всех моменту- награждению!!!

Жюри оглашает результаты, команды награждаются.

Список литературы:

1. Веневцев С.И. Использование двигательного действия при обучении грамоте учащихся начальных классов вспомогательных школ. Метод. рекомендации. Красноярск: КГПУ, 1996.-24с.

2. Вол

3. Дудьев В.П. Взаимосвязь двигательной и речевой функциональных систем человека в нормальном и нарушенном онтогенезе. Вестник ТГПУ, 2006г. Выпуск 10 (6) Серия : ПЕДАГОГИКА

4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.,1973г.

5. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков: Методическое пособие.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.-94с.

6. Шашкина Г. Р. «Логопедическая ритмика в системе коррекционо-педагогических воздействий на детей с ОНР в подготовительной к школе группе». Журнал «Дефектология №6″: М., 1997г.,

Приложение 1.

«Танец букв»

Реквизиты: большие однотонные разного цвета воздушные шары. На каждом приклеено по одному символу из слова «БУКВЫ». Используется любая ритмическая музыка.

Описание движений:

1. Дети входят друг за другом в зал, подняв вверх правую руку с шариком, чтобы зрители могли прочитать слово «БУКВЫ».

2. Встают в круг, лицом к зрителям, держа перед собой шарик с буквой.

3. Выстраиваются в колонну. Первый ребенок делает выпад вправо, держа шарик с буквой «Б» в правой руке, левая- на поясе. Второй делает выпад влево, держа шарик с буквой «У» в левой руке, правая – на поясе и т.д.

4. Перестраиваются в шеренгу, одновременно приседают, держа шарики над головой, первым поднимается ребенок с буквой «Б», затем «У» и т.д. чтобы получилось все слово.

Моисеенко Людмила Александровна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.