Нарушение слоговой структуры слова и ее коррекция

Аннотация: В данной статье рассматривается актуальность проблемы формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. Описаны типы нарушения слоговой структуры и этапы коррекционной работы. Статья будет интересна начинающим логопедам.

Нарушение слоговой структуры слова и ее коррекция

Слоговые трудностиС каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова.

Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна наиболее важных и трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи, т.к. нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков.

О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции ССС в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии и фонематической дислексии.

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До 3-х лет такое явление физиологически обусловлено, нормально. Однако, если ребенок в возрасте 4—5 лет произносит: касавока (сковородка), писосъ (пылесос), анга (нога), липека (таблетка) и пр., то это является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова и в таком случае ребенку требуется помощь логопеда.

Типы нарушений слоговой структуры слова

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

1. Нарушение количества слогов:

Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;

Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;

Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

Перестановка слогов: «деворе» — дерево;

Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;

3. Искажение структуры отдельного слога:

Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;

Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;

4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;

7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова не может ограничиваться чисто коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка. Она должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическими формами, развитием интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания).

В коррекционной работе можно выделить два этапа: подготовительный и коррекционный.

1. Подготовительный этап — работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа — подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

Работа на невербальном материале предполагает использование игр и упражнений на развитие концентрации слухового внимания, слуховой памяти на материале неречевых звуков.

Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным).

Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.

Упражнения на развитие динамического праксиса рук (кинезиологические упражнения).

Вербальный материал: игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственных представлений как начало, середина, конец, перед, за, после, первый, последний. Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?

2. Коррекционный этап.

Работа ведется на вербальном материале;

Цель этого этапа — непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов на уровне гласных звуков, слогов, слов, предложения и текста.

  • На уровне гласных звуков:

- произнести звук столько раз, сколько точек на кубике;

- произнеси звук столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;

- произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (с опорой на наглядность и без нее — на слух);

  • На уровне слогов:

Работа проводится с разными типами слогов:

- с общим согласным (ба – бо – бу – бы);

- с общим гласным (ка – та – ма – ва);

- обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано);

- закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);

- прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»);

- слоги со стечением.

  • На уровне слов:

А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:

  1. Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
  2. Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
  3. Односложные (дом, мак).
  4. Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
  5. Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
  6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
  7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
  8. Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
  9. Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
  10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
  11. Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
  12. Односложные со стечением в конце слова (зонт).
  13. Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
  14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Работа над словами осуществляется последовательно — слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением и без него).

Важно тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры даже, если ребенок не допускает в нем ошибок.

На данном этапе можно использовать следующие виды игр:

- отхлопывание слов по слогам;

- слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след;

- слоговые домики (Количество слогов соответствует количеству этажей в доме);

- знакомство детей с «короткими» и «длинными» словами;

- слоговое лото (отгадай какое слово зашифровано).

Уровень законченных предложений.

Ребенок заучивает стихи, чистоговорки, пропевает распевки.

Иванова Елена Александровна,
учитель-логопед ГБОУ №2089

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Начинающим, Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.