Аннотация: Рабочая программа по коррекции нарушений письма и чтения рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.
Содержит календарно-тематическое планирование с распределением тем по триместрам.
Целевая группа: обучающиеся с нарушениями письменной речи.
Рабочая программа по коррекции нарушений письма и чтения на 2020-2021 уч. год. Класс 2-4
Количество часов:
На учебный год 68 ч. в неделю 2 ч.
Рабочая программа составлена на основе программ и систем коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения:
- Л.Н. Ефименковой «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»,
- О.А. Ишимовой, С.Н. Шаховской, А.А. Алмазовой «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо: программно-методические материалы»,
- И.Н. Садовниковой «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»
- Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П.
Нормативно-правовое обеспечение
• Федеральный государственный образовательный стандарт (НОО, ООО, СОО)
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. с изменениями и дополнениями включительно до 6 марта 2019 г.
• Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ);
• Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011г. № 175;
• Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
• Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;
• СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях”, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изменениями от 29.06.2011 N 85, 25.12.2013 N 72, 24.11.2015 N 81;
• Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 07.06.2013 N ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
• Приказ Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
• Письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения»;
• Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»
• Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»
• Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
• Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г.№ 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
• Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программ обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 1996г.
• Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.
• Основная образовательная программа (НОО, ООО, СОО) МБОУ гимназии № 30
Программа составлена по методическим рекомендациям А.В. Ястребовой, Т.П. Бессонной « О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). В программу включены темы учебных пособий И.Н. Садовниковой «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», Л.Н. Ефименковой «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», О.А. Ишимовой, С.Н. Шаховской, А.А. Алмазовой «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо: программно-методические материалы», Т.И. Прокопьевой «Учебно-методический комплекс по преодоление нарушений письма у школьников 3-5 классов», Т.И. Прокопьевой «Учебно-методический комплекс по коррекции нарушений письма и чтения у младших школьников»О.И. Долговой, Е.В Зиборовой. «Хочу 5 за словарный диктант», О.И.Долговой, Е.В Зиборовой «За 5 в школу», И.Ю. Майсурадзе
Нарушения письма и чтения у младших школьников
Основной задачей учителя-логопеда общеобразовательной школы является профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи, обуславливающих неуспеваемость учащихся.
К речевым навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полной сформированности грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пониманию ребенка.
Для успешного обучения русскому языку и формирования процесса письма очень важен хорошо сформированный языковой уровень (звуковой, слоговой), фонематический анализ и синтез, выделение звуков из речевого потока, правильное, чёткое произношение.
В течение первого этапа в процессе работы по упорядочению представлений детей о звуковой стороне речи создаётся основа для целенаправленного усвоения лексико-грамматических средств языка.
Нарушения письменной речи, обусловленные несформированностью фонематического восприятия, проявляются на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
Это:
* смешение графически сходных букв (ш – щ, п – т, е – ё, и – у, б – д,
к – н, п – р, к – р, х –ж) (девочка – «девочна», дятел – «бятел», белка –« делка»);
* ошибки обозначения границ предложения: начало предложения пишут с маленькой буквы, в конце предложения не ставят точку;
* пропуски согласных и гласных букв (дрожит – «дожит», снега – «снга», );
* ошибки обозначения границы слова (птичница даёт корм – («птичницадаёт корм»);
* ошибки обозначения твёрдости-мягкости согласных (Люба – «Луба», лыжи – «лижи»);
* персеверация букв и слогов (Андрюша – «Анддрюша»);
* смешение букв, обозначающих согласные звуки:
- глухие – звонкие (коза –«коса»),
- аффрикаты и их компоненты (птички – «птицки», птицы- «пцици»),
- соноры (роза – «лоса», Марина – «малина»),
- свистящие и шипящие (шляпа – «сляпа»);
* смешение гласных (собачка – «собочка», набухли – «набохли»);
* антиципации – несоблюдение последовательного написания букв (деревьев – «девевьев», гнезда – «знезда»);
* пропуски и вставки букв и слогов («пушиестая кошка»);
* реверсии букв и слогов (вестники – «всетники», село – «лесо»);
* «зеркальное» написание букв;
* трудности в воспроизведении предложения из 4 – 5 слов;
* ошибки при списывании;
* затруднения при нахождении ошибок во время проверки письменной работы;
* в структурном построении предложения;
* неумение пользоваться грамматическими связями слов в предложении;
* слитное написание предлогов и раздельное написание приставок;
* бедный словарный запас;
* затруднения в подборе проверочных слов.
Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
В связи с тем, что первоклассники чаще всего допускают большое количество оптических ошибок, обусловленных нарушением зрительно-пространственных функций (смешение гласных и согласных букв по оптико-кинетическому сходству), на I этапе коррекционно-развивающего обучения вводятся блоки занятий по дифференциации смешиваемых гласных и согласных букв по оптико-кинетическому сходству.
I этап составляет содержание коррекционной работы с детьми, имеющими ФФН и фонематическое недоразвитие речи, а для детей с ОНР и НВОНР является лишь начальным этапом коррекционно-развивающего обучения. Вместе с тем, количество занятий и подбор речевого материала должны определяться составом конкретной группы и зависят от степени речевого дефекта. II и III этапы коррекционно-развивающего обучения осуществляются на более позднем этапе обучения (во 2-4 классах) у учащихся с нарушениями письма и чтения.
Время коррекционной работы зависит от характера и степени выраженности речевого нарушения, а также динамики его коррекции. Зачастую работа по коррекции речи возрастает за счет отсутствия или слабой работы со стороны родителей учащихся.
Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Периодичность занятий – 2 раза в неделю.
Структура программы включает разделы, направленные на диагностику и коррекцию описанных выше нарушений.
Коррекционная логопедическая работа осуществляется в ходе проведения индивидуальных и групповых занятий.
Форма проведения занятий – групповая, индивидуальная. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта обучающихся.
Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы.
Возрастной состав групп: 2-4 классы.
В структуре традиционного логопедического занятия выделяются следующие компоненты:
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного.
3. Изложение и закрепление нового материала.
4. Работа над звуковым анализом и синтезом, формирование фонематических процессов, работа со словом, над предложением, обогащение и активизация словарного запаса.
5. Физминутка.
6. Лексико-грамматические задания.
7. Графомоторные упражнения.
8. Упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук.
9. Обобщение изученного, подведение итогов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами логопедической коррекции является формирование следующих умений:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» собственное высказывание, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов включают содержание работы в сочетании с методами и приёмами.
Метапредметными результатами логопедической работы по коррекции дислалии является создание необходимых для развития письменно-речевой деятельности, устно-речевых, операциональных, функциональных предпосылок в достижении предметных и метапридметных (письмо, чтение) результатов.
Регулятивные УУД:
- осознавать границы собственных знаний и умений
– определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебным материалом;
- принимать и понимать словесную и письменную инструкцию
– учиться работать по предложенному учителем плану
- осуществлять итоговый самоконтроль и определять степень успешности своей работы
- оценивать правильность выполнения действий другого
- проявлять активность, инициативу, волевые усилия, самостоятельность в обучении; управлять поведением, направленным на достижение поставленной цели;
- развивать способность к рефлексии.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебных пособиях (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы учителем;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме
- осуществлять логические операции анализа, синтеза, обобщения, классификации
- устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.
Средством формирования познавательных УУД служат логопедические пособия и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Логокоррекция предупреждает и минимизирует трудности достижения метапредметных результатов.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
–осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
–понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– делить слова на части для переноса;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
- писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги;
- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
– обращать внимание на особенности употребления слов;
– ставить вопросы к словам в предложении;
– составлять предложения из слов, предложенных на заданную тему;
– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных.
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
Направления работы:
1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
2. Развитие связной речи.
3. Обогащение словарного запаса.
Предполагаемый результат
Ученик в ходе реализации данной программы должен:
• научиться правильно произносить звуки;
• пользоваться этими звуками в речи;
• различать оппозиционные фонемы;
• овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
• овладеть навыками построения связного высказывания
Условия реализации программы:
1) Наличие необходимых условий для занятий:
• логопедического кабинета для занятий;
• наглядных пособий;
• дидактического материала;
• учебной литературы;
• зеркал;
• средств ИКТ.
2) Обеспечение систематических занятий.
3) Последовательное выполнение всех задач.
4) Привлечение родителей к работе с детьми дома.
5) Посещение врачей-специалистов и выполнение их рекомендаций.
Содержание программы
предупреждению и коррекции нарушений письменной речи.
Раздел I. Развитие первоначальных навыков языкового анализа и синтеза. Повторение.
Цели:
1. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова.
2. Развитие фонематического восприятия, уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков.
3. Развитие сложных форм фонематического анализа, совершенствование фонематических представлений.
4. Развитие слогового анализа и синтеза.
5. Формирование устойчивых связей фонемы, артикулемы, графемы и ки-немы.
6. Развитие зрительного восприятия, гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза.
7. Развитие пространственных представлений.
8. Коррекция нарушений произношения.
9. Формирование готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.
Звуки и буквы. Звуковой анализ и синтез слов. Характеристика звуков. Слово и предложение. Предложение и текст. Выделение предложений из текста и деление сплошного текста на предложения. Составление предложений по заданной схеме. Правила написания предложений. Заглавная буква в словах.
Обозначение мягкости согласных двумя способами. Разделительный мягкий знак. Дифференциация мягкого знака – показателя мягкости и разделительного мягкого знака. Словообразование притяжательных прилагательных.
Согласные звуки и буквы. Парные и непарные согласные. Звонкие и глухие согласные. Оглушение парных согласных в конце слова. Оглушение парных согласных в середине слова. Представление о сильной и слабой позиции звука. Проверяемые буквы согласных в конце и середине слова
Предлог как часть речи. Предлоги в, на, с, над, под, из-под, за, из-за, через, между, перед, сквозь. Согласование предлогов с существительными в единственном и множественном числе.
Раздел II. Состав слова
Корень. Понятия «родственные слова», «однокоренные слова». Чередование согласных звуков в корне слова.
Приставка. Выделение приставки в составе слова. Приставочное словообразование.
Разделительный твердый знак. Дифференциация мягкого знака и разделительного мягкого знака, разделительного твердого знака.
Дифференциация предлогов и приставок.
Суффикс. Выделение суффикса в составе слова. Суффиксальное словообразование. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы, обозначающие профессии. Суффиксы прилагательных.
Окончание. Выделение окончания в составе слова. Согласование слов.
Состав слов. Разбор слов по составу.
Сложные слова. Образование сложных слов. Правописание соединительных гласных О и Е.
Ударные и безударные гласные. Смыслоразличительная роль ударения. Сильная и слабая позиция гласной в
корне слова. Способы проверки безударной гласной в корне слова. Однокоренные слова и паронимы (диво- дева). Слова-омографы (замОк — зАмок). Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (горе-горный-горение).
Раздел III. Части речи
Имя существительное, его функциональное значение в речи. Дифференциация одушевленных и неодушевленных предметов. Род имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам.
Имя прилагательное, его функциональное значение в речи. Изменение прилагательных по родам, числам.
Правописание окончаний прилагательных. Словообразование прилагательных.
Удвоенные согласные. Непроизносимые согласные. Проверка непроизносимых согласных.
Глагол, его функциональное значение в речи. Словообразование глаголов. Время глагола. Согласование глагола прошедшего времени с существительными в роде и числе. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Нахождение в предложении грамматической основы.
Раздел IV. Практическое овладение связной речью
Антонимы. Синонимы. Фразеологические обороты. Однозначные и многозначные слова.
Составление предложений по опорным словам. Работа с деформированными предложениями. Распространение простых предложений. Составление словосочетаний заданных слов. Составление предложений из заданных словосочетаний. Составление рассказа из данных предложений. Составление рассказа по заданному началу.
Восстановление текста с пропущенными словами. Пересказ.
Понятие о простом предложении. Графическое изображение простого предложения. Составление простых предложений по графическим схемам. Простое предложение с однородными членами. Понятие о сложном предложении. Определение количества частей в сложном предложении. Графическое изображение сложного предложения. Смысловая роль запятой в сложном предложении. Составление сложных предложений с использованием различных союзов.
Повествовательный рассказ. Описательный рассказ. Последовательный рассказ. Рассказ по заданному началу.
Формы и средства контроля
Для отслеживания результатов коррекционной работы предусмотрены диагностика, текущий, тематический и итоговый контроль.
Диагностика. Стартовая диагностика устной речи, письма и чтения (Т.А. Фотекова, И.Н. Садовникова, О.Б. Иншаковой и А.А. Назаровой).
Промежуточная диагностика: анализ диктантов, списывания, письменных работ в классных тетрадях.
Итоговая диагностика: анализ списывания и итоговых диктантов.
Контроль. Текущий контроль осуществляется практически на каждом занятии: устный опрос в начале и конце занятия; в ходе выполнения заданий, проверочные работы, тесты, самооценка учениками выполненных заданий.
Тематический контроль – это проверка усвоения материала по каждой крупной теме. Используются диктанты, тесты и т.д. Осуществляется анализ и учет специфических ошибок. Что дает возможность внести изменения в календарно-тематическое планирование.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года и предназначен для проверки усвоения предметных результатов и мониторинга специфических ошибок в письменных работах учащихся. Формы контроля – списывание, диктант, сочинение по картине, анализ итоговых классных работ.
Формы работы:
1. Обследование:
• фронтальное;
• индивидуальное.
2. Диагностика.
3. Коррекционные занятия:
• групповые занятия по указанным в программе темам и индивидуальные занятия по закреплению и отработке изученного материала;
Формы контроля:
• анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);
• проверочные работы и диктанты в течение года;
• ИКТ диагностика.
Результативность коррекционно-развивающего обучения определяется по итогам сравнительного анализа данных стартовой и итоговой диагностики. Всякое положительное изменение в состоянии сформированности навыка письма учащихся фиксируется как успешность в обучении. Успешностью в обучении также можно считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе письма и улучшение таких качеств личности, как способности к самостоятельной организации своей деятельности, способности осуществлять контроль за собственным письмом, умения использовать полученные навыки и знания в новых условиях.
Последовательность изучения тем в ходе коррекционно-развивающего обучения является примерной и зависит от уровня сформированности звуковой стороны речи учащихся конкретной группы. При необходимости количество занятий по какой-либо теме может быть увеличено или уменьшено.
В соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья содержание программы реализуется в рамках коррекционно-развивающей области, являющейся обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания ООП НОО.
Коррекционная работа осуществляется на логопедических занятиях, проводимых на базе логопедической службы, созданной при общеобразовательном учреждении (МБОУ гимназии № 30).
Работа организуется в форме групповых и индивидуальных занятий.
Периодичность занятий – 2 раза в неделю.
Тематическое планирование занятий по предупреждению и коррекции нарушений письма и чтения (2 класс)
№ |
Тема |
Содержание |
Количество часов |
Диагностический этап – 2 часа |
|||
1 | Развитие первоначальных навыков языкового анализа и синтеза. Слово. Предложение. ТекстГласные звуки и буквы
Согласные звуки Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство (данные темы включаются в КТП при наличии специфических ошибок в письменных работах обучающихся) Буква мягкий знак |
Дифференциация понятий «звук», «буква», «слог», «слово», «словосочетание», «предложение» и «текст». Понятие о предложении. Деление сплошного текста на предложения. Интонационная законченность предложений. Знаки препинания. Правила написания предложений. Заглавная буква в начале предложения, именах собственных и кличках животных. Заглавная буква в географических названиях.Гласные звуки. Признаки и символы гласных звуков. Буквы гласных звуков. Гласные буквы Я, Ё, Ю, Е. Сходство и различие гласных I и II ряда. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда. Гласные буквы: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е в слогах, словах, предложениях. Правописание буквосочетаний «жи-ши, ча-ща, чу-щу»Признаки согласных звуков. Различение гласных и согласных звуков. Буквы согласных звуков. Согласные твердые и мягкие. Согласные звонкие и глухие. Парные и непарные согласные. Характеристика согласных звуков.
Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Фонетический разбор слова. Слоговой анализ и синтез слов. Ударение. Слогообразующая роль гласных. Смыслоразличительная роль ударения. Слого-ритмическая схема слова. Деление слов на слоги. Деление слов для переноса. Слова сложной слоговой структуры. Ударные и безударные гласные. Проверка безударной гласной в корне слова. Понятие об однокоренных (родственных) словах. Ознакомление с морфемным составом слова. Дифференциация букв по оптическому и кинетическому сходству: О-А, И-У, Б-Д, П-Т, Л-М, И-Ш, Ш-Щ, Ж-Х, И-Й, Э-Е, З-Э, З-Е, К-Н, И-Ц, Ц-Щ. Обозначение мягкости согласных буквой мягкий знак. Два способа обозначения мягкости согласных на письме. Понятие о разделительном мягком знаке. Разделительный мягкий знак в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Дифференциация мягкого знака и разделительного мягкого знака. Фонетический разбор слов с мягким знаком. |
7 18 7 5 8 |
2 | Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство | Сходство и различие парных согласных. Обозначение соответствующей буквой. Дифференциация парных согласных Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С в слогах, словах, предложениях, текстах. Оглушение парных звонких согласных в слове. Способы проверки парных согласных.(Следующие далее темы включаются при наличии специфических ошибок в письменных работах обучающихся). Непарные глухие согласные Х, Ц, Ч, Щ. Дифференциация звуков, обозначающихся буквами [Ч,Щ,Ц]. Дифференциация звуков [Ч-Ть]. Дифференциация звуков [Ц-С]. Дифференциация звуков [Щ-Сь]. Дифференциация звуков [Й-Ль]. Буквы Й-Л |
13 |
3 | Совершенствование лексико-грамматических средств языка в связной речи | Развитие и уточнение пространственных представлений. Закрепление и активизация в речи предлогов:в-из, на-с(со), над, под, из-под, за, из-за, между. Схемы предлогов. Предложно-падежное управление. Различение приставок и предлогов. Знакомство с морфемным составом слова.Обогащение и закрепление словаря разными частями речи. Антонимы. Синонимы. Многозначные слова. Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.
Словообразование. Образование качественных, относительных, притяжательных прилагательных. Приставочный и суффиксальный способы образования слов. Словоизменение имен существительных в единственном и множественном числе. Развитие понимания логико-грамматических оборотов речи, связанных с падежными формами. Отработка согласования прилагательных с существительными в роде, числе. Согласование существительных с глаголами. Практическое освоение диалогической формы речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Составление предложений по картинкам. Составление полных ответов на вопросы. Работа с деформированными предложениями. Конструирование предложений по опорным словам, заданным схемам. Распространение предложений за счет введения имен прилагательных и однородных членов. Пересказ текста. Последовательный пересказ. Пересказ описательного текста. Выборочный пересказ Составление описательного рассказа. Составление повествовательного рассказа с опорой на картинно-графические планы и по вопросам. Составление повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности. |
6 |
4 | Итоговое занятие | Закрепление полученных знаний | |
Диагностическое обследование письменной речи — 2 |
|||
ВСЕГО |
68 |
Тематическое планирование занятий по предупреждению и преодолению нарушений письма и чтения (3-4 класс)
№ |
Тема |
Содержание |
Количество часов |
Диагностический этап – 1 час |
|||
1 | Развитие первоначальных навыков языкового анализа и синтеза. Повторение. | Звуки и буквы. Звуковой анализ и синтез слов. Характеристика звуков. Слово и предложение. Предложение и текст. Выделение предложений из текста и деление сплошного текста на предложения. Составление предложений по заданной схеме. Правила написания предложений. Заглавная буква в словах.Обозначение мягкости согласных двумя способами. Разделительный мягкий знак. Дифференциация мягкого знака – показателя мягкости и разделительного мягкого знака. Словообразование притяжательных прилагательных.Согласные звуки и буквы. Парные и непарные согласные. Звонкие и глухие согласные. Оглушение парных согласных в конце слова. Оглушение парных согласных в середине слова. Представление о сильной и слабой позиции звука. Проверяемые буквы согласных в конце и середине слова
Предлог как часть речи. Предлоги в, на, с, над, под, из-под, за, из-за, через, между, перед, сквозь. Согласование предлогов с существительными в единственном и множественном числе. |
20 |
2 | Состав слова | Корень. Понятия «родственные слова», «однокоренные слова». Чередование согласных звуков в корне слова.Приставка. Выделение приставки в составе слова. Приставочное словообразование.Разделительный твердый знак. Дифференциация мягкого знака и разделительного мягкого знака, разделительного твердого знака.
Дифференциация предлогов и приставок. Суффикс. Выделение суффикса в составе слова. Суффиксальное словообразование. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы, обозначающие профессии. Суффиксы прилагательных. Окончание. Выделение окончания в составе слова. Согласование слов. Состав слов. Разбор слов по составу. Сложные слова. Образование сложных слов. Правописание соединительных гласных О и Е. Ударные и безударные гласные. Смыслоразличительная роль ударения. Сильная и слабая позиция гласной в корне слова. Способы проверки безударной гласной в корне слова. Однокоренные слова и паронимы (диво- дева). Слова-омографы (замОк — зАмок). Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (горе-горный-горение). |
18 |
3 | Части речи | Имя существительное, его функциональное значение в речи. Дифференциация одушевленных и неодушевленных предметов. Род имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам.Имя прилагательное, его функциональное значение в речи. Изменение прилагательных по родам, числам. Правописание окончаний прилагательных. Словообразование прилагательных.Удвоенные согласные. Непроизносимые согласные. Проверка непроизносимых согласных.
Глагол, его функциональное значение в речи. Словообразование глаголов. Время глагола. Согласование глагола прошедшего времени с существительными в роде и числе. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Нахождение в предложении грамматической основы |
16 |
4 | Практическое овладение связной речью | Антонимы. Синонимы. Фразеологические обороты. Однозначные и многозначные слова.Составление предложений по опорным словам. Работа с деформированными предложениями. Распространение простых предложений. Составление словосочетаний заданных слов. Составление предложений из заданных словосочетаний. Составление рассказа из данных предложений. Составление рассказа по заданному началу. Восстановление текста с пропущенными словами. Пересказ.Понятие о простом предложении. Графическое изображение простого предложения. Составление простых предложений по графическим схемам. Простое предложение с однородными членами. Понятие о сложном предложении. Определение количества частей в сложном предложении. Графическое изображение сложного предложения. Смысловая роль запятой в сложном предложении. Составление сложных предложений с использованием различных союзов.
Повествовательный рассказ. Описательный рассказ. Последовательный рассказ. Рассказ по заданному началу. |
11 |
5 | Итоговое занятие | Закрепление полученных знаний | |
Диагностическое обследование письменной речи – 2 ч |
|||
ВСЕГО |
68 |
Последовательность изучения тем на каждом этапе коррекционно-развивающего обучения является примерной и зависит от уровня сформированности звуковой стороны речи учащихся конкретной группы. При необходимости количество занятий по какой-либо теме может быть увеличено или уменьшено.
При завершении каждого этапа коррекционно-развивающего обучения следует провести проверку усвоения учащимися содержания данного этапа.
К этому времени у учащихся должны быть:
- сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
- уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
- поставлены и отдифференцированны звуки;
- введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: — звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение, текст.
Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№ занятия п/п |
Дата по плану |
Дата фактически |
Тема занятия |
Форма контроля |
Подготовительный этап |
||||
01.09.-15.09. 2020 |
Фронтальное обследование |
Фронтальный анализ, ИКТ-диагностика | ||
1 |
Индивидуальное (углубленное)обследование | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
2 |
Вводное занятие | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
3 |
Слог и слово |
Фронтальный и индивидуальный контроль |
||
4 |
Слово и словосочетание |
Фронтальный и индивидуальный контроль |
||
5 |
Предложение и текст |
Фронтальный и индивидуальный контроль |
||
6 |
Интонационная законченность предложения |
Фронтальный и индивидуальный контроль |
||
7 |
Заглавная буква в именах, кличках животных. |
Фронтальный и индивидуальный контроль |
||
8 |
Заглавная буква в географических названиях |
Фронтальный и индивидуальный контроль |
||
9 |
Закрепление (диктант) | Фронтальный и индивидуальный контроль диктант | ||
10 |
Гласные звуки и буквы | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
11 |
Гласные буквы I и II ряда | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
12 |
Сходство и различие гласных I и II ряда | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
13 |
Согласные звуки | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
14-15 |
Согласные твердые и мягкие | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
16-17 |
Согласные звонкие и глухие | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
18-19 |
Характеристика звука | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
20 |
Закрепление (проверочная работа). | Фронтальный и индивидуальный контроль, проверочная работа | ||
21 |
Гласные буквы А-Я | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
22 |
Правописание гласных после шипящих «ча-ща» | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
23 |
Гласные буквы О-Ё | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
24 |
Закрепление. Проверочная работа | Фронтальный и индивидуальный контрольПроверочная работа | ||
25 |
Гласные буквы У-Ю | Фронтальный и индивидуальный контрольдиктант | ||
26 |
Правописание гласных после шипящих «чу-щу» | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
27 |
Закрепление проверочная работа | Фронтальный и индивидуальный контрольПроверочня работа | ||
28 |
Гласные буквы Ы-И | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
29 |
Правописание гласных после шипящих «жи-ши» |
Фронтальный и индивидуальный контроль |
||
30 |
Закрепление. Проверочная работа |
Фронтальный и индивидуальный контроль проверочная |
||
31 |
Гласные буквы э-е |
Фронтальный и индивидуальный контроль |
||
32 |
Закрепление |
Фронтальный и индивидуальный контроль |
||
33 |
Звуко-буквенный анализ и синтез слов |
Фронтальный и индивидуальный контроль |
||
34 |
Слоговой анализ и синтез |
Фронтальный и индивидуальный контроль |
||
35 |
Ударение |
Фронтальный и индивидуальный контроль |
||
36 |
Ударные и безударные гласные |
Фронтальный и индивидуальный контроль |
||
37 |
Безударная гласная в корне слова | Фронтальный и индивидуальный контроль проверочная работа | ||
38 |
Родственные слова | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
39 |
Буква мягкий знак в конце слова. | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
40 |
Буква мягкий знак в середине слова | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
41 |
Закрепление. Диктант | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
42 |
Разделительный мягкий знак | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
43 |
Словообразование притяжательных прилагательных | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
44-45 |
Дифференция мягкого знака и разделительного мягкого знака | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
46 |
Закрепление. Диктант | Фронтальный и индивидуальный контроль, диктант | ||
47 |
Буквы Б-П | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
48 |
Оглушение парных звонких согласных в конце слова | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
49 |
Буквы Г-К | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
50 |
Оглушение парных звонких согласных в конце слова | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
51 |
Буквы В-Ф | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
52 |
Оглушение парных звонких согласных в конце слова | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
53 |
Буквы Д-Т | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
54 |
Оглушение парных звонких согласных в конце слова | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
55 |
Звуки З-С | Фронтальный и индивидуальный контроль, | ||
56 |
Оглушение парных звонких согласных в конце слова | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
57 |
Буквы Ж-Ш. | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
58 |
Оглушение парных звонких согласных в конце слова | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
59 |
Закрепление. Диктант | Фронтальный и индивидуальный контроль. Диктант | ||
60-61 |
Языковой анализ и синтез. Дифференциация приставок и предлогов. | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
62-63 |
Языковой анализ и синтез. Составление предложений из заданных слов по вопросам. | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
64-65 |
Языковой анализ и синтез. Грамматическое оформление предложения. Составление рассказа по заданным предложениям | Фронтальный и индивидуальный контроль, сочинение по заданному началу | ||
66 |
Итоговое занятие. Обобщение знаний, мониторинг специф.ошибок | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
15.05-25.05 Фронтальное обследование состояния письменной речи-2 ч |
||||
ВСЕГО 68 ч |
Календарно-тематическое планирование (3-4 класс)
№ занятия п/п |
Дата по плану |
Дата фактически |
Тема занятия |
Форма контроля |
Подготовительный этап |
||||
01.09.-15.09.2020 |
Фронтальное обследование |
Фронтальный анализ, ИКТ-диагностика | ||
1 |
Индивидуальное (углубленное)обследование | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
2 |
Вводное занятие | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
3 |
Звуки и буквы. |
Фронтальный и индивидуальный контроль |
||
4 |
Характеристика звука |
Фронтальный и индивидуальный контроль |
||
5 |
Предложение и текст |
Фронтальный и индивидуальный контроль |
||
6 |
Обозначение мягкости согласных |
Фронтальный и индивидуальный контроль |
||
7 |
Разделительный мягкий знак |
Фронтальный и индивидуальный контроль |
||
8 |
Дифференциация функции мягкого знака |
Фронтальный и индивидуальный контроль |
||
9 |
Закрепление (проверочная работа) | Фронтальный и индивидуальный контроль проверочная работа | ||
10-11 |
Парные согласные в конце слова | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
12-13 |
Парные согласные в середине слова | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
14 |
Закрепление. Слуховой диктант | Фронтальный и индивидуальный контроль диктант | ||
15 |
Предлоги в-из, на-с | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
16 |
Предлоги к-от | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
17 |
Предлоги над-под, из-под | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
18 |
Предлоги за, из-за, перед | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
19 |
Предлоги через, сквозь, между | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
20 |
Корень | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
21 |
Приставка | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
22 |
Разделительный твердый знак | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
23-24 |
Дифференциация предлогов и приставок | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
25 |
Закрепление. Слуховой диктант | Фронтальный и индивидуальный контрольдиктант | ||
26 |
Суффикс | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
27 |
Уменьшительно-ласкательные суффиксы | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
28 |
Суффиксы, обозначающие профессии | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
29 |
Суффиксы прилагательных |
Фронтальный и индивидуальный контроль |
||
30 |
Окончание. |
Фронтальный и индивидуальный контроль |
||
31 |
Состав слов |
Фронтальный и индивидуальный контроль |
||
32 |
Сложные слова |
Фронтальный и индивидуальный контроль |
||
33 |
Ударные и безударные гласные |
Фронтальный и индивидуальный контроль |
||
34 |
Безударные гласные в корне слова |
Фронтальный и индивидуальный контроль |
||
35 |
«Гнезда» родственных слов |
Фронтальный и индивидуальный контроль |
||
36 |
Однокоренные слова и паронимы |
Фронтальный и индивидуальный контроль |
||
37 |
Закрепление. Проверочная работа | Фронтальный и индивидуальный контроль проверочная работа | ||
38 |
Имя существительное | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
39 |
Род имен существительных | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
40 |
Изменение существительных по падежам | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
41 |
Винительный падеж | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
42 |
Родительный падеж | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
43 |
Дательный падеж | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
44 |
Творительный падеж | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
45 |
Предложный падеж | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
46 |
Закрепление. Проверочная | Фронтальный и индивидуальный контроль проверочная работа | ||
47 |
Антонимы | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
48 |
Синонимы | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
49 |
Имя прилагательное | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
50 |
Изменение прилагательных по родам | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
51 |
Изменение прилагательных по числам | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
52 |
Повествовательный рассказ | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
53 |
Последовательный рассказ | Фронтальный и индивидуальный контроль, | ||
54 |
Правописание слов с удвоенной согласной | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
55 |
Правописание непроизносимых согласных | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
56 |
Глагол | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
57 |
Изменение глаголов по числам | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
58 |
Изменение глаголов по временам | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
59 |
Изменение глаголов прошедшего времени по родам | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
60 |
Описательный рассказ | Фронтальный и индивидуальный контроль, сочинение по заданному началу | ||
61 |
Простые предложения с однородными членами | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
62 |
Сложное предложение | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
63 |
Однозначные и многозначные слова | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
64 |
Фразеологизмы | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
65 |
Итоговое занятие | Фронтальный и индивидуальный контроль | ||
15.05-25.05 Фронтальное обследование состояния письменной речи-2 ч |
||||
ВСЕГО 68 ч |
Лист корректировки рабочей программы
по коррекции нарушений письма и чтения
в группе _______в 2020-2021 учебном году
№ заня-тия | Даты по КТП | Даты проведения | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану |
факт |
||||||
Учитель-логопед:______
Учитель-логопед
Трошкина Елена Валерьевна