Аннотация: Данная статья посвящена важности формирования письменной речи у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра. В статье приведены интересные сведения и актуальная статистика о ситуации и росте количества детей с РАС, указаны причины постановки неправильного диагноза при диагностики, мнения специалистов по этому вопросу, а также описана тесная взаимосвязь письменной речи с другими процессами.
Значение письменной речи у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра
Процесс овладения письмом младших школьников с РАС достаточно сложный. Как правило, сказывается плохо развитая мелкая моторика, а также отсутствие учебной мотивации. Перед учителем ставится непростая задача.
Еще более сложная задача стоит перед педагогом в условиях инклюзии, когда в классе есть ученик с расстройствами аутистического спектра. У педагогов возникает вопрос о необходимости особого подхода к таким детям.
С каждым годом все больше детей рождается с диагнозом расстройства аутистического спектра (РАС). У них отмечаются нарушения в познавательной деятельности (восприятии, памяти, мышлении, речи, интеллектуальная недостаточность, а также нарушения в мотивационно-потребностной, социально-эмоциональной, моторно-двигательной сферах.
Аутизм – это тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к общению и социальному взаимодействию.
Отсутствие навыков коммуникации влияет на социальное и эмоциональное развитие ребенка.
Одной из главных проблем при аутизме, является сложность и в большей степени невозможность проявления волевого действия в общении с другими людьми. Как следствие, вербальное и невербальное общение становится крайне затрудненным.
По результатам Всероссийского мониторинга, проведенного Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с РАС, общая численность детей с РАС на уровнях начального образования составила 14645 человек, их доля в общей численности лиц с РАС составляет 63,9%.
Но на самом деле, процент детей младшего школьного возраста с РАС гораздо больше, чем по примерным подсчетам специалистов.
По мнению детского невролога Минздравсоцразвития РФ, профессора А. Петрухина, аутизм входит в число наиболее встречающихся болезней на территории России.
Детей, страдающих этим расстройством не намного меньше, чем больных эпилепсией, астмой или диабетом.
Причины, по которым нет объективных данных о количестве аутистов:
· отсутствие хороших психиатров, которые умеют ставить правильные диагнозы;
· нежелание россиян обращаться к врачам;
· несерьезное отношение к расстройствам нервной системы.
Изучение аутизма является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин.
Решению данного вопроса посвящены работы С.С. Мнухина, А.Е. Зеленецкой, Д.Н. Исаева, О.П. Юрьевой, М.Ш. Вроно, В.М. Башиной, В.Е. Каган, К.С. Лебединской и др.
К сожалению, сфера письменной речи в изучении аутизма в настоящее время остается недостаточно разработанной.
Более того, обучение детей с РАС в школе письму представляет значительные трудности. Именно поэтому знание генезиса письма, его структуры, функций, его места и роли в психической деятельности необходимы для правильного методического подхода к обучению письменной речи.
Некоторые исследования последних лет показали тесную связь трудностей формирования и недоразвития письма у младших школьников с РАС не столько с недоразвитием речи, сколько с несформированностью невербальных форм психических процессов, таких как зрительно-пространственные представления, слухо-моторные и оптико-моторные координации, общая моторика, с несформированностью процесса внимания, а также целенаправленности деятельности, саморегуляции, контроля за действиями.
Таким образом, письменная речь имеет прямую взаимосвязь и отображает развитие не только устной речи, но и невербальные формы психических процессов. Исходя из этого можно смело утверждать о необходимости уделять должное внимание развитию письменной стороны речи.
Иванова Анна,
учитель-логопед