Аннотация: Статья рассказывает о специфике работы учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с ТНР: о задачах, стоящих перед специалистом, о путях их реализации через различные виды деятельности. Также в статье представлена краткая информация о целях создания групп компенсирующей направленности и условий, необходимых для зачисления ребенка в такую группу.
Специфика работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
С 2009 г. на базе МБДОУ д/с №12 г.Конаково функционирует группа компенсирующей направленности для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи).
Целью организации данного вида групп в дошкольных учреждениях является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.
Зачисление в группу компенсирующей направленности
Зачисление в группу компенсирующей направленности производится с согласия родителей (законных представителей) и на основе соответствующих рекомендаций ПМПК.
Как правило, к нам зачисляются дети одной возрастной группы (5-6 лет) со следующими заключениями:
- общее недоразвитие речи – ОНР (срок обучения — 2 года);
- фонетико-фонематическое недоразвитие — ФФН (срок обучения – 1 год):
- системное недоразвитие речи – СНР (срок обучения – 2 года).
Обучение и воспитание детей группы компенсирующей направленности в МБДОУ д/с №12 г.Конаково ведется в соответствии с рабочей программой учителя-логопеда, а также АООП ДО для детей с ТНР МБДОУ д/с №12 г.Конаково, разработанной на основе примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под ред. профессора Л.В. Лопатиной.
Какова же роль логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР?
Учитель-логопед является координатором коррекционно-речевой работы, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.
Перед учителем-логопедом стоят следующие задачи:
- коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;
- своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;
- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
- активизация познавательной деятельности детей;
- пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).
В течение учебного года (как в старшей, так и в подготовительной группе) логопед осуществляет деятельность по следующим направлениям:
· организационная: подготовка кабинета и всех необходимых условий для последующей работы с детьми;
· диагностическая: логопедическое обследование детей (проводится в начале и в конце учебного года); заполнение соответствующей документации (речевых карт, индивидуальных планов работы);
· коррекционно-развивающая: проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми в соответствии с разработанными планами работы (календарным, тематическим и перспективным);
· профилактическая: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе (артикуляционная и дыхательная гимнастика, физминутки, элементы логоритмики, пальчиковая гимнастика и др.); предупреждение нарушений письма и чтения у детей;
· научно-методическая: разработка методических рекомендаций для родителей воспитанников и для педагогов, включенных в процесс; участие в методических объединениях, обмен опытом с коллегами; изучение и обобщение передового опыта, поиск наилучших стратегий коррекции речи; создание методических пособий и т.д.;
· взаимосвязь с другими участниками коррекционного процесса: посредством бесед и консультаций, разработки совместных планов работы, организации мероприятий – логопед осуществляет преемственность в работе с родителями детей-логопатов, воспитателями, психологом, музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре;
· аналитическая: мониторинг усвоения программных материалов (середина и конец учебного года); заполнение отчетов за полугодие и учебный год.
Сравнивая работу логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР и работу на логопункте, можно сделать вывод, что она по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается. Главным образом потому, что учитель-логопед, работающий на логопункте, вынужден вклиниваться в общеобразовательный процесс, подстраиваясь под программу и режимные моменты, принятые в саду. Работа же учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности ведётся параллельно общеобразовательному процессу, гармонируя со всеми образовательными областями и в соответствии с едиными программными требованиями.
При четкой организации работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, при продуманном отборе ее содержания и отсутствии жесткой регламентации — обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия и играет важную роль в полноценной речевой и общей подготовке детей к школьному обучению.
Юлия Сергеевна Давыдова,
учитель-логопед