Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда

Нейропсихологический подход в работе логопеда. В данной статье специфика и адаптированные методы нейропсихологической коррекции в условиях коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ в ДОУ.

Даются практические советы, как и на каких этапах можно применять нейропсихологические методы.

Делается вывод, что применение данных методов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда

Нейропсихология. Почему именно нейропсихология позволяет разобраться и помочь в проблемах детей?

Сейчас нейропсихология активно внедряется в психолого-коррекционную службу в сфере образования. И это не случайно, количество детей с нарушениями устной и письменной речи увеличивается год от года.

И это не значит, что с ребенком что-то не так, ребенок может здоров и физически и умственно, просто его мозг, который еще развивается (т.е. некоторые структуры головного мозга еще «недоформированны»), не справляется с нагрузкой. Чтобы помочь ребенку справиться с трудностями, нам, специалистам необходимо знание нейропсихологии.

Что такое нейропсихология?

Нейропсихология – это наука о взаимодействии высших психических процессов с работой головного мозга и его отделов (левого и правого полушария).

Иными словами, нейропсихология детского возраста изучает развитие высших психических функций. Для нейропсихологии характерен структурно функциональный подход к изучению психических процессов.

Нейропсихология относительно молодая область научного знания, официально она заявила о себе в середине XIX столетия, а точнее со времен 2-ой мировой войны. Ее признанный создатель отечественный ученый Александр Романович Лурия, имеет двойное неврологическое и психологическое образование сумел соединить наиболее важные положения этих дисциплин в одно целое, результатом чего явилась нейропсихология. Он разработал теорию системной локализации психических процессов являющуюся теоретической основой нейропсихологии.

Что изучает нейропсихология?

Нейропсихология изучает:

· психологическую структуру, мозговую организацию неречевых ВПФ (различные виды неречевого гнозиса и праксиса) и речевой функции;

· нарушение речевой и других ВПФ, их диагностику и методы коррекционно-восстановительной работы в процессе развития, и в период зрелости;

· нарушения речевой и других ВПФ в зависимости от поражения мозга.

Каково значение нейропсихологии для логопедии?

Нейропсихология позволяет понять мозговые механизмы различных нарушений развития, анализировать структуру дефекта пострадавших функций, понять структуру вторичных и первичных симптомов, для понимания компенсаторных перестроек и выборов методов, направленного воздействия.

Нейропсихологическое понятие речевой функции

Речь — это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, имеющею различные виды и формы.

В задачи нейропсихологии входят исследования различных форм патологии речи, возникающих при локальных поражениях головного мозга.

Ни одна форма психической деятельности не формируется и не реализуется без прямого или косвенного участия речи. В рамках созданной А.Р.Лурии нейропсихологии, речевая функция рассматривается, как с точки зрения ее психологической особенности, так и мозговой организации. Подчеркивается сложная структура речи – это гностический и праксический и смысловой.

Гностические и праксические функции в структуре речевой функции, А.Р. Лурия расценил, как базисные над которыми надстраивается в течении жизни смысловой уровень речевой деятельности, связанный с пользованием средствами языка – словами, фразами, построенными по правилам грамматики.

Речь, как и любая другая ВПФ осуществляется при участии трех основных блоков головного мозга:

1. Энергетический блок.

2. Блок приема, переработки и хранения информации.

3. Блок программирования, регуляции и контроля.

Для правильного развития речи и других ВПФ очень важна согласованная работа всех трех блоков, а также согласованная работа левого и правого полушарий. Иначе при недостаточном развитии одного из них у ребенка могут возникать трудности в обучении, в том числе в освоения письменной речи.

Если недостаточно развит 1 блок, отвечающий за активацию мозга, то ребенок будет быстро утомляться, их энергетического ресурса хватает ненадолго, хотя такие дети могут быть очень сообразительные. Для обеспечения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Справиться с этим помогут дыхательные упражнения и приемы массажа и двигательная коррекция.

Недостаточная сформированность 2 блока приводит к проблемам с памятью и трудностью написания (например, зеркальное отображение букв). Кроме того, 2 блок мозга обеспечивает фонематическое восприятие, необходимое для правильного различения звуков и букв.

При недостаточном развитии 3 блока ребенок не может себя контролировать. Не может действовать по образцу.

Коррекционно-развивающаяся работа, имеющая нейропсихологическую направленность, имеет 3 направления:

1. Формирование базовых основ предпосылок познавательных функций;

2. Ориентированная на развитие и коррекцию познавательных функций;

3. На развитие и становление межполушарных взаимодействий. Только согласованная работа полушарных систем мозга формирует полноценную работу психики человека.

Если межполушарное взаимодействие не сформировано у ребенка происходит неправильная обработка информации, что в дальнейшем ведет к сложности в обучении.

Одним из универсальных методов развития межполушарного взаимодействия является наука– кинезиология.

Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.

Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность ребенка, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания.

Упражнения надо выполнять ежедневно, продолжительность занятия зависит от возраста. Упражнения можно выполнять в любом порядке.

Кинезиологическое упражнение Крышечка-бочонок

Также развитию межполушарного взаимодействия способствуют перекрестные движения.

перекрестные движения

Использование нейропсихологических прописей и линек для рисования двумя руками позволяет научится снимать гипер/гипотонус руки и контролировать пишущую руку, соблюдать границы строки, регулировать темп письма, развивать пространственную ориентацию в строке, усидчивость, тонкую дифференциацию пальцев рук, цветовое восприятие и воображение, т. е. правое полушарие мозга.

Одним из методов двигательной нейропсихологической коррекции является мозжечковая стимуляция. Она помогает развивать когнитивны функции улучшая способ передачи информации между различными сенсорными зонами в мозге, все из которых основаны на чувстве равновесии, баланса.

Все действия мозжечковой стимуляции происходят на специально разработанной доске Бильгау. Ребенок стоит на поверхности доски, которая прикреплена на полукруглой основе, что и заставляет балансировать ребенка в попытках удержать равновесие, выполняя различные упражнения.

аналог доски Бельгау, сделанная своими руками

На первом снимке аналог доски Бельгау, сделанная своими руками. Фрагмент занятия с ребенком по автоматизации звуков.

Второй снимок представляет Комплекты для мозжечковой стимуляции – Баламетрикс, «Быстрый Старт Плюс».

Стоя на балансировочной доске ребенок выполняет задания логопеда, обмениваясь мячом, называет речевой материал по автоматизации закрепляемого слова или речевой материал по лексико-тематическим циклам.

Но чтобы у ребенка не было страха перед балансировочной доской начинать надо с простых упражнений: залезь, слезь на доску спереди, сбоку….Можно использовать положение сидя по-турецки.

Для занятий на доске Бильгау используются и дополнительные аксессуары, мешочки разного веса и наполняемости, палка и разметкой, мяч на шнуре, напольная мишень, мячи разного размера и прыгучести.

Какие упражнения можно использовать с применением аксессуаров?

Мешочки разного веса с крупой, которые ребенок должен поймать или подкидывать двумя руками, поочередно правой и левой рукой, соответственно можно наполнять эти упражнения речевым материалом на автоматизацию и дифференциацию звуков. Отбивать подвешенную мишень или отбивать мяч попрыгунчик от напольной мишени.

Использование нейроскакалки

Для прыжков на нейроскакалке нужна разнонаправленная работа обеих ног. Одна нога совершает прыжки, а другая нога совершает движение вправо-влево, либо вперед-назад. При этом улучшается межполушарное взаимодействие, работа вестибулярного аппарата, гармонизуется работа мозга. А если еще и на каждый круг скакалки произносить автоматизируемые ряды, будем развивать левое полушарие.

Известно, что функционирование нервной системы — это сложная ритмичная деятельность предполагающая синхронизированное взаимодействие между разными областями мозга. У ребенка с нарушениями в развитии мозг работает как правило недостаточно ритмично. Упражнения, направленные на решение этой проблемы, оказывают плодотворное влияние на все области функционирования. В качестве предпосылок в развитии чувства ритма можно использовать камешки марблс, выкладывание камешков в определенной последовательности, по цвету форме размеру. Использовать игровые поля, так называемые «бродилки», для автоматизации и дифференциации звуков.

Благодаря использованию на индивидуальных и подгрупповых занятиях нейропсихологических приемов, в организме ребенка происходит положительные структурные изменения, которые способствуют развитию силы, равновесия, подвижности, а пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.

Таким образом, использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.

Литература:

1. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М. : 1996. – 64 с

2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т. Ю. Гогберашвили;. – М. : 2001. – 272с.

3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.-М.,2011

Асабина Любовь Владимировна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.