Консультация для родителей «Нарушение слоговой структуры слова»
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно.
До трех лет такое явление нормально, а в возрасте 4-5 лет — является сигналом нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь.
Самостоятельно нарушения слоговой структуры слова не проходят.
Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует времени.
Выделяют следующие типы нарушений слоговой структуры слова:
1. Нарушение количества слогов:
· Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
· Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
· Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечениях согласных: «команата» — комната;
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
· Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
· Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;
3. Искажение структуры отдельного слога:
· Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
· Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;
4. Уподобление слогов:
«кококосы» — абрикосы;
5. Замена предшествующих звуков последующими:
«нананасы» — ананасы;
6. Смешение элементов слов:
«кабудка» — конура + будка.
Если в речи у ребенка имеются подобные нарушения – это повод обратиться к специалисту. Ведь правильно сформированная слоговая структура является залогом последующего грамотного навыка чтения и письма ребенка.
Игры для формирования слоговой структуры
Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры:
Для развития слуховой памяти:
«Где позвонили?»
«Узнай музыкальный инструмент»
Слухового внимания:
«Сколько раз ударили в ладоши?»
«Кто позвал»
Работа над ритмом и темпом (сначала над простым, затем над сложным).
Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов.
Графические упражнения:
«Выложи орнамент»
«Что следующее»
«Собери бусы»
Артикуляционная гимнастика:
«Приключения Язычка»
Игры и упражнения, направленные на развитие пространственно-временных представлений:
- начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. На примере детских сказок – «Репка», «Теремок»
Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова:
«Паровозик»: Выделять последний звук и подбирать на него следующее слово – вагончик.
«Подбери слово»: Подбираем слова на заданный звук, слог.
Туркина Виктория Сергеевна,
учитель-логопед