Лекторий
Формирование фонематического слуха у дошкольников. Советы родителям
В школе часто встречается такое явление, что первоклассники испытывают трудности в письме под диктовку.
В чем же причина такого неумения?
Порассуждаем логически: чтобы записать слово, ребенку необходимо произнести его, услышать каждый звук по порядку и обозначить буквой. Трудности, в основном, возникают у учащихся в тот момент, когда надо расслышать звуки, а этому надо учиться, т. е. развивать фонематический слух или фонематическое восприятие.
В логопедии традиционно принято обозначать следующие фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно, и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.
Способность воспринимать и различать звуки речи формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Только при наличии фонематического слуха возможно понимание смысла отдельных слов. Именно поэтому фонематический слух называют смысловым.
Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2 – 4 недели от момента рождения, а в 7 – 11 месяцев откликается на слово, но только на интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.
К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы входящие в его состав). Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что служит основой совершенствования произношения. К концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.
Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит и усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Признаками нарушения фонематического восприятия у дошкольников являются:
1. Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);
2. Нарушения звуковой структуры слова, проявляющееся в ошибках звукового анализа:
а) пропуск гласных и согласных букв, слогов;
б) вставки букв;
в) перестановки букв, слогов;
3. Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.
Пропуск свидетельствует о том, что ребенок не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например «снки» — санки, «кичат» — кричат.
Перестановки звуков и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове.
Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений, например: чулан – «чунал», плюшевого – «плюшегово», на лугах – «нагалух»,. более многочисленные перестановки, искажают слоговую структуру слов. Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных: двор – «довр», стёр – «сётр», брат – «барт» и т.д.
Вставки гласных звуков наблюдаются обычно при стечении согласных (особенно когда один из них взрывной): «шекола» — школа, «девочика» — девочка, «ноябарь» — ноябрь и т.д. эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно появляется при медленном проговаривании слов в ходе письма и который напоминает редуцированный гласный.
При нечётком различении звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство, на письме проявляется смешение звуков.
Смешиваются обычно следующие фонемы:
Звонкие и глухие парные согласные в чёткой позиции (т.е. исключаются случаи оглушения звонких и озвончения глухих в соответствии с орфоэпическими нормами):
Д – Т – «тавно», «сыдый», З – С – «кослик», «вазилёк», Б – П – «попеда», «бодарил»,
Ж – Ш – «шдёт», «ужибла», Г – К – «долко», «клавный», В — Ф — «портвель», «ворточка»,
Лабиализованные гласные:
О – У – «звенит рочей», «по хрупкуму льду». Ё – Ю – «клёква», «лёбит», «самолют».
Сонорные:
Р – Л – «хородный», «провеляр», Й – Ль – «тут бывалет и солька» — тут бывает и сойка.
Заднеязычные:
Г – К – Х – «черёмука», «колгоз», «гороговый».
Свистящие и шипящие:
С- Ш — «шиски», «шушим», З – Ж – «жажгли», «скажал», Сь – Щ – «нещёт», «сенок».
Аффрикаты:
Ч – Щ – «стущал», «роча», Ч – Ц – «сквореч», «граци», Ч – Ть – «черчит», «утитель»,
Ц – Т – «пцицы», «цвецёт», Ц – С – «рельцы», «куриса».
Как показала практика, у детей с нарушением слухового восприятия много ошибок на грамматические правила, например на безударные гласные, на удвоенные согласные, на разделительный мягкий знак. Ребёнок не слышит ударный гласный, поэтому затрудняется в определении безударного гласного, а, следовательно, и в правильном подборе проверочного слова.
Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.
Основными задачами развития фонематических процессов у дошкольников являются следующие:
• Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.
• Формирование фонематических противопоставлений:
а) выработка у детей умения дифференцировать фонемы на слух;
б) выработка у детей умения дифференцировать фонемы в собственной речи.
• Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.
• Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.
Тренинг
К концу дошкольного периода (т.е. в начале первого класса) для дальнейшего успешного обучения письму и чтению желательно чтобы ребенок знал:
1. Какие бывают звуки?
2. Чем гласный звук отличается от согласного звука?
3. Чем отличается звук от буквы?
ЗВУКИ БЫВАЮТ:
Гласные звуки: А, У, О, И, Э, Ы (воздух при произнесении гласных звуков не встречает преграду, гласные звуки всегда обозначаются красным цветом.)
Согласные звуки: М, Б, Д, К, Л и т. д (воздух при произнесении согласных звуков встречает преграду, согласные звуки бывают твердыми и мягкими, глухими и звонкими).
ЧЕМ ГЛАСНЫЙ ЗВУК ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СОГЛАСНОГО ЗВУКА:
ЧЕМ ЗВУК ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ БУКВЫ
У каждого звука есть буква (символ), который обозначает звук.
ЗВУКИ МЫ СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ, А БУКВУ МЫ ВИДИМ И МОЖЕМ НАПИСАТЬ.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников
Цель игр и заданий: развитие фонематического слуха у дошкольников.
1. Поймай звук.
Ход задания: Хлопать в ладоши тогда, когда услышишь заданный звук. Например: А, У, Б, Д, Т, Ть, Г, Вь, О и т.д.
2. Какой звук есть во всех словах?
Ход задания: учитель-логопед произносит три — четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (шуба, кошка, мышь, шапка.
Так же можно спросить у ребенка, какой предмет по счету стоит предмет 2,4,1,3. Убрать один предмет и спросить у ребенка чего не стало?
3. Каким звуком отличаются слова?
Например: удочка – уточка, мишка — мышка, коза – коса, мак — рак
4. «Цепочка слов».
Дети по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего.
Например: зима — арбуз — заяц — цапля — яйцо — очки — игла.
5. «Первый и последний звук».
Рассмотреть картинки, сказать, что изображено на рисунках. Назвать первый или последний звук в словах, в дальнейшем при выполнении этого задания, можно предложить прочитать по первым или по последним буквам слово.
6. «Звук потерялся».
Например: ___ ОМ, Р___К, ___ИР, и тд. . Далее ребенку можно предложить составить слово, которое будет начинаться на потерянный звук, Д, А, М.
Сначала, для опоры, ребенку желательно показать картинки, в дальнейшем можно попробовать играть без картинок.
7. Игра «Добавь звук» или «Отними звук».
Какое слово получится, если добавить звук [К] в конце слова:
Например: вол – волк, рыба -, завтра -, пар –.
8. «Превращение слов».
Например: Дочка, точка, почка, мочка, кочка, ночка.
9. «Собери слово»
Произносить слова, но не слитно, а по отдельным звукам:
[м], [а], [к]. По мере освоения упражнения слова удлиняются.
10. «Математическая арифметика».
Например:
САНКИ+АРБУЗ = СА (закрытый слог)
АРБУЗ+САНКИ = АС (открытый слог)
11. Ребёнку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах.
Так же, ребенку можно предложить составить описательный рассказ. Например: молоко (жидкое, белое, вкусное, полезное и т.д.)
САМОЛЕТ МОЛОКО МОРОЖЕННое
12. «Слоговой аукцион»
Придумать слова, начинающиеся со слога БУ (бумага, букашка, бутон, булавка, Буратино и т.д.
13. Из слогов составить слова:
Например: МА, У, РА, НА, ЛА, ША, ШИ, ПА
(МАША, ЛАПА, УРА, УШИ, РАМА, НАШИ. НАША, ЛАРА, РАНА)
Так же ребенку можно предложить составить предложения с составленным словом.
Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д.).
В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза:
а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);
б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т. д.; открытые: ро, сы, ха и т. д.);
в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.);
г) слова без стечения согласных:
1) односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.)
2) двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);
д) слова со стечением согласных:
1) двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.);
2) односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.);
3) односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.);
4) двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.);
5) двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.);
е) трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.)
14. Звуковой анализ слов.
Ребенку предлагается из фишек выложить звуковой анализ сначала слога, а затем слов состоящих из 3 звуков, 4 и т.д. Дать характеристику каждому звуку. Попросить ребенка назвать 1, 3, 2, 4 звук в словах по отдельности.
15. Звуко-буквенный анализ слов.
Использование описанных игр и упражнений позволяет у детей сформировать навыки слухового самоконтроля, способность определять последовательность, количество и местоположение звуков по отношению к другим звукам слова, производить действие звукового анализа во внутренней речи.
Все игры, задания и упражнения направленные на формирование фонематического восприятия являются основой для дальнейшего успешного овладения чтением и письмом. Их существует огромное множество и с приобретением полученного навыка отличать звуки речи на слух – усложняются.
Например:
16. Подобрать похожие по звучанию рифмующиеся слова.
Например:
Мальчик – пальчик – зайчик
Медаль – педаль – деталь
Пелёнка – зелёнка – продлёнка
Боль – моль – соль – роль – ноль
17. «Подумай, не торопись»
• Подобрать слово, которое начинается на последний звук слова стол.
• Вспомнить название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр (Воробей, грач).
• Подбери слово, чтобы первый звук был бы к , а последний — а .
18. Задания развитие слогового анализа и синтеза.
Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слов:
па- па— (парк), па— (паром), па—- (паруса).
19. Переставить звуки в словах, чтоб получилось другое слово:
пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак
20. Назвать цветы, деревья, домашних и диких животных, посуду или мебель, в названии которых есть заданный звук.
21. Определение место звука по отношению к другим звукам:
Какой по счету звук р в словах: метро, гора, рыба, ковёр .
22. Назови соседей звука ш в слове кошка
23. Слово рассыпалось на слоги:
ран ка даш, ши ма на.
24. Учитель — логопед читает небольшой текст, посчитай, сколько слов начинается на определённый звук.
25. Цифровой диктант.
Напиши цифрой, сколько букв в данном слове: мечта, рис, тень .
26. Назови, какой звук слышится:
Перед У в слове «стружка»;
Перед Н в слове «конь».
27. Назови, какой звук слышится между М и К в слове «мак»;
Между С и О в слове «стол».
28. Слово в слове. Из каждого слова исключить по одному звуку, чтобы получилось новое слово.
Столб — стол, укол — кол, полк-волк.
29. Анаграммы.
Переставить буквы в слове баян так, чтобы получилось новое слово (баня).
30. Весёлая арифметика.
БА + большой деревянный сосуд = летающее насекомое. (Бабочка)
БА+ музыкальный звук =белый хлеб удлинённой формы. (Батон)
БА+ приятный полезный напиток = струна, дающая низкий звук, голос с низким тембром. (Басок)
31. Читать, вставляя разные гласные.
Т ___К (И, О, Ы, А, Ё, Ю, У)
К ___ШКА (А, И, О)
32. Вставь звук по счету.
Вставить Р вторым по счёту : П__уд, с__ок, к__ойка, б__итва.
33. Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.
• Найти слова, в названии которых 3, 4, 5 звуков. (Например, на картинках)
• Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором месте.
• Составить из одного слова как можно больше слов.
Например: платок – лак, кот, ток, пол, клоп, пот.
34. Игра «Путаница».
В слове перепутаны буквы, «собери» его правильно. ХОУПЛ (ЛОПУХ), СМТО (МОСТ), УГРША (ГРУША)
35. Посчитай, сколько раз встретилась данная буква в тексте.
36. Игра «Разведчик». Из заданного текста найти и прочитать только те слова, в которых есть данный звук. Например Р, С и т.д.
Рабочие тетради для формирования фонематического восприятия, развития звукового анализа и синтеза:
1. Н.В. Нищева «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза.
2. Е.В. Назарова ТЕТРАДЬ-ТРЕНАЖЕР для развития фонематического слуха у детей 4-7 лет.
3. Сборник формирования фонематического слуха путем использования бланковых методик.
Таким образом, все перечисленные игры, задания и упражнения формируют не только фонематические процессы, но и развивают такие психические функции как внимание, память, и мышление детей, что очень важно для детей с ЗПР.
Список литературы:
1. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки. — СПб.: Детство пресс, 2008.
2. Цейтлинг С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. — М.: 1982.- 187с.
3. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. — СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена: Союз, 2000
4. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007.
Сайкова Елена Вячеславовна,
учитель-логопед