Формирование фонематического слуха у дошкольников. Советы родителям

Лекторий

Формирование фонематического слуха у дошкольников. Советы родителям

Фонематический слухВ школе часто встречается такое явление, что первоклассники испытывают трудности в письме под диктовку.

В чем же причина такого неумения?

Порассуждаем логически: чтобы записать слово, ребенку необходимо произнести его, услышать каждый звук по порядку и обозначить буквой. Трудности, в основном, возникают у учащихся в тот момент, когда надо расслышать звуки, а этому надо учиться, т. е. развивать фонематический слух или фонематическое восприятие.

В логопедии традиционно принято обозначать следующие фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно, и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.

Способность воспринимать и различать звуки речи формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Только при наличии фонематического слуха возможно понимание смысла отдельных слов. Именно поэтому фонематический слух называют смысловым.

Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2 – 4 недели от момента рождения, а в 7 – 11 месяцев откликается на слово, но только на интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.

К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы входящие в его состав). Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что служит основой совершенствования произношения. К концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит и усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Признаками нарушения фонематического восприятия у дошкольников являются:

1. Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);

2. Нарушения звуковой структуры слова, проявляющееся в ошибках звукового анализа:

а) пропуск гласных и согласных букв, слогов;
б) вставки букв;
в) перестановки букв, слогов;

3. Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.

Пропуск свидетельствует о том, что ребенок не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например «снки» — санки, «кичат» — кричат.

Перестановки звуков и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове.

Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений, например: чулан – «чунал», плюшевого – «плюшегово», на лугах – «нагалух»,. более многочисленные перестановки, искажают слоговую структуру слов. Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных: двор – «довр», стёр – «сётр», брат – «барт» и т.д.

Вставки гласных звуков наблюдаются обычно при стечении согласных (особенно когда один из них взрывной): «шекола» — школа, «девочика» — девочка, «ноябарь» — ноябрь и т.д. эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно появляется при медленном проговаривании слов в ходе письма и который напоминает редуцированный гласный.

При нечётком различении звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство, на письме проявляется смешение звуков.

Смешиваются обычно следующие фонемы:

Звонкие и глухие парные согласные в чёткой позиции (т.е. исключаются случаи оглушения звонких и озвончения глухих в соответствии с орфоэпическими нормами):

Д – Т – «тавно», «сыдый», З – С – «кослик», «вазилёк», Б – П – «попеда», «бодарил»,

Ж – Ш – «шдёт», «ужибла», Г – К – «долко», «клавный», В — Ф — «портвель», «ворточка»,

Лабиализованные гласные:

О – У – «звенит рочей», «по хрупкуму льду». Ё – Ю – «клёква», «лёбит», «самолют».

Сонорные:

Р – Л – «хородный», «провеляр», Й – Ль – «тут бывалет и солька» — тут бывает и сойка.

Заднеязычные:

Г – К – Х – «черёмука», «колгоз», «гороговый».

Свистящие и шипящие:

С- Ш — «шиски», «шушим», З – Ж – «жажгли», «скажал», Сь – Щ – «нещёт», «сенок».

Аффрикаты:

Ч – Щ – «стущал», «роча», Ч – Ц – «сквореч», «граци», Ч – Ть – «черчит», «утитель»,

Ц – Т – «пцицы», «цвецёт», Ц – С – «рельцы», «куриса».

Как показала практика, у детей с нарушением слухового восприятия много ошибок на грамматические правила, например на безударные гласные, на удвоенные согласные, на разделительный мягкий знак. Ребёнок не слышит ударный гласный, поэтому затрудняется в определении безударного гласного, а, следовательно, и в правильном подборе проверочного слова.

Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

Основными задачами развития фонематических процессов у дошкольников являются следующие:

• Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.

• Формирование фонематических противопоставлений:

а) выработка у детей умения дифференцировать фонемы на слух;

б) выработка у детей умения дифференцировать фонемы в собственной речи.

• Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.

• Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.

Тренинг

К концу дошкольного периода (т.е. в начале первого класса) для дальнейшего успешного обучения письму и чтению желательно чтобы ребенок знал:

1. Какие бывают звуки?
2. Чем гласный звук отличается от согласного звука?
3. Чем отличается звук от буквы?

ЗВУКИ БЫВАЮТ:

Гласные звуки: А, У, О, И, Э, Ы (воздух при произнесении гласных звуков не встречает преграду, гласные звуки всегда обозначаются красным цветом.)

Согласные звуки: М, Б, Д, К, Л и т. д (воздух при произнесении согласных звуков встречает преграду, согласные звуки бывают твердыми и мягкими, глухими и звонкими).

ЧЕМ ГЛАСНЫЙ ЗВУК ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СОГЛАСНОГО ЗВУКА:

ЧЕМ ЗВУК ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ БУКВЫ

У каждого звука есть буква (символ), который обозначает звук.

ЗВУКИ МЫ СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ, А БУКВУ МЫ ВИДИМ И МОЖЕМ НАПИСАТЬ.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников

Цель игр и заданий: развитие фонематического слуха у дошкольников.

1. Поймай звук.

Ход задания: Хлопать в ладоши тогда, когда услышишь заданный звук. Например: А, У, Б, Д, Т, Ть, Г, Вь, О и т.д.

2. Какой звук есть во всех словах?

Ход задания: учитель-логопед произносит три — четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (шуба, кошка, мышь, шапка.

Так же можно спросить у ребенка, какой предмет по счету стоит предмет 2,4,1,3. Убрать один предмет и спросить у ребенка чего не стало?

3. Каким звуком отличаются слова?

Например: удочка – уточка, мишка — мышка, коза – коса, мак — рак

4. «Цепочка слов».

Дети по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего.

Например: зима — арбуз — заяц — цапля — яйцо — очки — игла.

5. «Первый и последний звук».

Рассмотреть картинки, сказать, что изображено на рисунках. Назвать первый или последний звук в словах, в дальнейшем при выполнении этого задания, можно предложить прочитать по первым или по последним буквам слово.

6. «Звук потерялся».

Например: ___ ОМ, Р___К, ___ИР, и тд. . Далее ребенку можно предложить составить слово, которое будет начинаться на потерянный звук, Д, А, М.

Сначала, для опоры, ребенку желательно показать картинки, в дальнейшем можно попробовать играть без картинок.

7. Игра «Добавь звук» или «Отними звук».

Какое слово получится, если добавить звук [К] в конце слова:

Например: вол – волк, рыба -, завтра -, пар –.

8. «Превращение слов».

Например: Дочка, точка, почка, мочка, кочка, ночка.

9. «Собери слово»

Произносить слова, но не слитно, а по отдельным звукам:

[м], [а], [к]. По мере освоения упражнения слова удлиняются.

10. «Математическая арифметика».

Например:

САНКИ+АРБУЗ = СА (закрытый слог)
АРБУЗ+САНКИ = АС (открытый слог)

11. Ребёнку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах.

Так же, ребенку можно предложить составить описательный рассказ. Например: молоко (жидкое, белое, вкусное, полезное и т.д.)

САМОЛЕТ МОЛОКО МОРОЖЕННое

12. «Слоговой аукцион»

Придумать слова, начинающиеся со слога БУ (бумага, букашка, бутон, булавка, Буратино и т.д.

13. Из слогов составить слова:

Например: МА, У, РА, НА, ЛА, ША, ШИ, ПА

(МАША, ЛАПА, УРА, УШИ, РАМА, НАШИ. НАША, ЛАРА, РАНА)

Так же ребенку можно предложить составить предложения с составленным словом.

Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д.).

В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза:

а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);
б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т. д.; открытые: ро, сы, ха и т. д.);
в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.);
г) слова без стечения согласных:
1) односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.)
2) двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);
д) слова со стечением согласных:
1) двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.);
2) односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.);
3) односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.);
4) двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.);
5) двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.);
е) трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.)

14. Звуковой анализ слов.

Ребенку предлагается из фишек выложить звуковой анализ сначала слога, а затем слов состоящих из 3 звуков, 4 и т.д. Дать характеристику каждому звуку. Попросить ребенка назвать 1, 3, 2, 4 звук в словах по отдельности.

15. Звуко-буквенный анализ слов.

Использование описанных игр и упражнений позволяет у детей сформировать навыки слухового самоконтроля, способность определять последовательность, количество и местоположение звуков по отношению к другим звукам слова, производить действие звукового анализа во внутренней речи.

Все игры, задания и упражнения направленные на формирование фонематического восприятия являются основой для дальнейшего успешного овладения чтением и письмом. Их существует огромное множество и с приобретением полученного навыка отличать звуки речи на слух – усложняются.

Например:

16. Подобрать похожие по звучанию рифмующиеся слова.

Например:

Мальчик – пальчик – зайчик
Медаль – педаль – деталь
Пелёнка – зелёнка – продлёнка
Боль – моль – соль – роль – ноль

17. «Подумай, не торопись»

• Подобрать слово, которое начинается на последний звук слова стол.
• Вспомнить название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр (Воробей, грач).
• Подбери слово, чтобы первый звук был бы к , а последний — а .

18. Задания развитие слогового анализа и синтеза.

Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слов:

па- па— (парк), па— (паром), па—- (паруса).

19. Переставить звуки в словах, чтоб получилось другое слово:

пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак

20. Назвать цветы, деревья, домашних и диких животных, посуду или мебель, в названии которых есть заданный звук.

21. Определение место звука по отношению к другим звукам:

Какой по счету звук р в словах: метро, гора, рыба, ковёр .

22. Назови соседей звука ш в слове кошка

23. Слово рассыпалось на слоги:

ран ка даш, ши ма на.

24. Учитель — логопед читает небольшой текст, посчитай, сколько слов начинается на определённый звук.

25. Цифровой диктант.

Напиши цифрой, сколько букв в данном слове: мечта, рис, тень .

26. Назови, какой звук слышится:

Перед У в слове «стружка»;
Перед Н в слове «конь».

27. Назови, какой звук слышится между М и К в слове «мак»;

Между С и О в слове «стол».

28. Слово в слове. Из каждого слова исключить по одному звуку, чтобы получилось новое слово.

Столб — стол, укол — кол, полк-волк.

29. Анаграммы.

Переставить буквы в слове баян так, чтобы получилось новое слово (баня).

30. Весёлая арифметика.

БА + большой деревянный сосуд = летающее насекомое. (Бабочка)
БА+ музыкальный звук =белый хлеб удлинённой формы. (Батон)
БА+ приятный полезный напиток = струна, дающая низкий звук, голос с низким тембром. (Басок)

31. Читать, вставляя разные гласные.

Т ___К (И, О, Ы, А, Ё, Ю, У)
К ___ШКА (А, И, О)

32. Вставь звук по счету.

Вставить Р вторым по счёту : П__уд, с__ок, к__ойка, б__итва.

33. Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.

• Найти слова, в названии которых 3, 4, 5 звуков. (Например, на картинках)
• Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором месте.
• Составить из одного слова как можно больше слов.

Например: платок – лак, кот, ток, пол, клоп, пот.

34. Игра «Путаница».

В слове перепутаны буквы, «собери» его правильно. ХОУПЛ (ЛОПУХ), СМТО (МОСТ), УГРША (ГРУША)

35. Посчитай, сколько раз встретилась данная буква в тексте.

36. Игра «Разведчик». Из заданного текста найти и прочитать только те слова, в которых есть данный звук. Например Р, С и т.д.

Рабочие тетради для формирования фонематического восприятия, развития звукового анализа и синтеза:

1. Н.В. Нищева «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза.

2. Е.В. Назарова ТЕТРАДЬ-ТРЕНАЖЕР для развития фонематического слуха у детей 4-7 лет.

3. Сборник формирования фонематического слуха путем использования бланковых методик.

Таким образом, все перечисленные игры, задания и упражнения формируют не только фонематические процессы, но и развивают такие психические функции как внимание, память, и мышление детей, что очень важно для детей с ЗПР.

Список литературы:

1. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки. — СПб.: Детство пресс, 2008.
2. Цейтлинг С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. — М.: 1982.- 187с.
3. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. — СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена: Союз, 2000
4. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007.

Сайкова Елена Вячеславовна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста
Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.