Формирование фонематического слуха у дошкольников. Советы родителям

Лекторий

Формирование фонематического слуха у дошкольников. Советы родителям

Фонематический слухВ школе часто встречается такое явление, что первоклассники испытывают трудности в письме под диктовку.

В чем же причина такого неумения?

Порассуждаем логически: чтобы записать слово, ребенку необходимо произнести его, услышать каждый звук по порядку и обозначить буквой. Трудности, в основном, возникают у учащихся в тот момент, когда надо расслышать звуки, а этому надо учиться, т. е. развивать фонематический слух или фонематическое восприятие.

В логопедии традиционно принято обозначать следующие фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно, и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.

Способность воспринимать и различать звуки речи формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Только при наличии фонематического слуха возможно понимание смысла отдельных слов. Именно поэтому фонематический слух называют смысловым.

Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2 – 4 недели от момента рождения, а в 7 – 11 месяцев откликается на слово, но только на интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.

К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы входящие в его состав). Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что служит основой совершенствования произношения. К концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит и усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Признаками нарушения фонематического восприятия у дошкольников являются:

1. Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);

2. Нарушения звуковой структуры слова, проявляющееся в ошибках звукового анализа:

а) пропуск гласных и согласных букв, слогов;
б) вставки букв;
в) перестановки букв, слогов;

3. Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.

Пропуск свидетельствует о том, что ребенок не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например «снки» — санки, «кичат» — кричат.

Перестановки звуков и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове.

Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений, например: чулан – «чунал», плюшевого – «плюшегово», на лугах – «нагалух»,. более многочисленные перестановки, искажают слоговую структуру слов. Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных: двор – «довр», стёр – «сётр», брат – «барт» и т.д.

Вставки гласных звуков наблюдаются обычно при стечении согласных (особенно когда один из них взрывной): «шекола» — школа, «девочика» — девочка, «ноябарь» — ноябрь и т.д. эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно появляется при медленном проговаривании слов в ходе письма и который напоминает редуцированный гласный.

При нечётком различении звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство, на письме проявляется смешение звуков.

Смешиваются обычно следующие фонемы:

Звонкие и глухие парные согласные в чёткой позиции (т.е. исключаются случаи оглушения звонких и озвончения глухих в соответствии с орфоэпическими нормами):

Д – Т – «тавно», «сыдый», З – С – «кослик», «вазилёк», Б – П – «попеда», «бодарил»,

Ж – Ш – «шдёт», «ужибла», Г – К – «долко», «клавный», В — Ф — «портвель», «ворточка»,

Лабиализованные гласные:

О – У – «звенит рочей», «по хрупкуму льду». Ё – Ю – «клёква», «лёбит», «самолют».

Сонорные:

Р – Л – «хородный», «провеляр», Й – Ль – «тут бывалет и солька» — тут бывает и сойка.

Заднеязычные:

Г – К – Х – «черёмука», «колгоз», «гороговый».

Свистящие и шипящие:

С- Ш — «шиски», «шушим», З – Ж – «жажгли», «скажал», Сь – Щ – «нещёт», «сенок».

Аффрикаты:

Ч – Щ – «стущал», «роча», Ч – Ц – «сквореч», «граци», Ч – Ть – «черчит», «утитель»,

Ц – Т – «пцицы», «цвецёт», Ц – С – «рельцы», «куриса».

Как показала практика, у детей с нарушением слухового восприятия много ошибок на грамматические правила, например на безударные гласные, на удвоенные согласные, на разделительный мягкий знак. Ребёнок не слышит ударный гласный, поэтому затрудняется в определении безударного гласного, а, следовательно, и в правильном подборе проверочного слова.

Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

Основными задачами развития фонематических процессов у дошкольников являются следующие:

• Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.

• Формирование фонематических противопоставлений:

а) выработка у детей умения дифференцировать фонемы на слух;

б) выработка у детей умения дифференцировать фонемы в собственной речи.

• Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.

• Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.

Тренинг

К концу дошкольного периода (т.е. в начале первого класса) для дальнейшего успешного обучения письму и чтению желательно чтобы ребенок знал:

1. Какие бывают звуки?
2. Чем гласный звук отличается от согласного звука?
3. Чем отличается звук от буквы?

ЗВУКИ БЫВАЮТ:

Гласные звуки: А, У, О, И, Э, Ы (воздух при произнесении гласных звуков не встречает преграду, гласные звуки всегда обозначаются красным цветом.)

Согласные звуки: М, Б, Д, К, Л и т. д (воздух при произнесении согласных звуков встречает преграду, согласные звуки бывают твердыми и мягкими, глухими и звонкими).

ЧЕМ ГЛАСНЫЙ ЗВУК ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СОГЛАСНОГО ЗВУКА:

ЧЕМ ЗВУК ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ БУКВЫ

У каждого звука есть буква (символ), который обозначает звук.

ЗВУКИ МЫ СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ, А БУКВУ МЫ ВИДИМ И МОЖЕМ НАПИСАТЬ.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников

Цель игр и заданий: развитие фонематического слуха у дошкольников.

1. Поймай звук.

Ход задания: Хлопать в ладоши тогда, когда услышишь заданный звук. Например: А, У, Б, Д, Т, Ть, Г, Вь, О и т.д.

2. Какой звук есть во всех словах?

Ход задания: учитель-логопед произносит три — четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (шуба, кошка, мышь, шапка.

Так же можно спросить у ребенка, какой предмет по счету стоит предмет 2,4,1,3. Убрать один предмет и спросить у ребенка чего не стало?

3. Каким звуком отличаются слова?

Например: удочка – уточка, мишка — мышка, коза – коса, мак — рак

4. «Цепочка слов».

Дети по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего.

Например: зима — арбуз — заяц — цапля — яйцо — очки — игла.

5. «Первый и последний звук».

Рассмотреть картинки, сказать, что изображено на рисунках. Назвать первый или последний звук в словах, в дальнейшем при выполнении этого задания, можно предложить прочитать по первым или по последним буквам слово.

6. «Звук потерялся».

Например: ___ ОМ, Р___К, ___ИР, и тд. . Далее ребенку можно предложить составить слово, которое будет начинаться на потерянный звук, Д, А, М.

Сначала, для опоры, ребенку желательно показать картинки, в дальнейшем можно попробовать играть без картинок.

7. Игра «Добавь звук» или «Отними звук».

Какое слово получится, если добавить звук [К] в конце слова:

Например: вол – волк, рыба -, завтра -, пар –.

8. «Превращение слов».

Например: Дочка, точка, почка, мочка, кочка, ночка.

9. «Собери слово»

Произносить слова, но не слитно, а по отдельным звукам:

[м], [а], [к]. По мере освоения упражнения слова удлиняются.

10. «Математическая арифметика».

Например:

САНКИ+АРБУЗ = СА (закрытый слог)
АРБУЗ+САНКИ = АС (открытый слог)

11. Ребёнку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах.

Так же, ребенку можно предложить составить описательный рассказ. Например: молоко (жидкое, белое, вкусное, полезное и т.д.)

САМОЛЕТ МОЛОКО МОРОЖЕННое

12. «Слоговой аукцион»

Придумать слова, начинающиеся со слога БУ (бумага, букашка, бутон, булавка, Буратино и т.д.

13. Из слогов составить слова:

Например: МА, У, РА, НА, ЛА, ША, ШИ, ПА

(МАША, ЛАПА, УРА, УШИ, РАМА, НАШИ. НАША, ЛАРА, РАНА)

Так же ребенку можно предложить составить предложения с составленным словом.

Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д.).

В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза:

а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);
б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т. д.; открытые: ро, сы, ха и т. д.);
в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.);
г) слова без стечения согласных:
1) односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.)
2) двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);
д) слова со стечением согласных:
1) двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.);
2) односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.);
3) односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.);
4) двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.);
5) двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.);
е) трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.)

14. Звуковой анализ слов.

Ребенку предлагается из фишек выложить звуковой анализ сначала слога, а затем слов состоящих из 3 звуков, 4 и т.д. Дать характеристику каждому звуку. Попросить ребенка назвать 1, 3, 2, 4 звук в словах по отдельности.

15. Звуко-буквенный анализ слов.

Использование описанных игр и упражнений позволяет у детей сформировать навыки слухового самоконтроля, способность определять последовательность, количество и местоположение звуков по отношению к другим звукам слова, производить действие звукового анализа во внутренней речи.

Все игры, задания и упражнения направленные на формирование фонематического восприятия являются основой для дальнейшего успешного овладения чтением и письмом. Их существует огромное множество и с приобретением полученного навыка отличать звуки речи на слух – усложняются.

Например:

16. Подобрать похожие по звучанию рифмующиеся слова.

Например:

Мальчик – пальчик – зайчик
Медаль – педаль – деталь
Пелёнка – зелёнка – продлёнка
Боль – моль – соль – роль – ноль

17. «Подумай, не торопись»

• Подобрать слово, которое начинается на последний звук слова стол.
• Вспомнить название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр (Воробей, грач).
• Подбери слово, чтобы первый звук был бы к , а последний — а .

18. Задания развитие слогового анализа и синтеза.

Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слов:

па- па— (парк), па— (паром), па—- (паруса).

19. Переставить звуки в словах, чтоб получилось другое слово:

пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак

20. Назвать цветы, деревья, домашних и диких животных, посуду или мебель, в названии которых есть заданный звук.

21. Определение место звука по отношению к другим звукам:

Какой по счету звук р в словах: метро, гора, рыба, ковёр .

22. Назови соседей звука ш в слове кошка

23. Слово рассыпалось на слоги:

ран ка даш, ши ма на.

24. Учитель — логопед читает небольшой текст, посчитай, сколько слов начинается на определённый звук.

25. Цифровой диктант.

Напиши цифрой, сколько букв в данном слове: мечта, рис, тень .

26. Назови, какой звук слышится:

Перед У в слове «стружка»;
Перед Н в слове «конь».

27. Назови, какой звук слышится между М и К в слове «мак»;

Между С и О в слове «стол».

28. Слово в слове. Из каждого слова исключить по одному звуку, чтобы получилось новое слово.

Столб — стол, укол — кол, полк-волк.

29. Анаграммы.

Переставить буквы в слове баян так, чтобы получилось новое слово (баня).

30. Весёлая арифметика.

БА + большой деревянный сосуд = летающее насекомое. (Бабочка)
БА+ музыкальный звук =белый хлеб удлинённой формы. (Батон)
БА+ приятный полезный напиток = струна, дающая низкий звук, голос с низким тембром. (Басок)

31. Читать, вставляя разные гласные.

Т ___К (И, О, Ы, А, Ё, Ю, У)
К ___ШКА (А, И, О)

32. Вставь звук по счету.

Вставить Р вторым по счёту : П__уд, с__ок, к__ойка, б__итва.

33. Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.

• Найти слова, в названии которых 3, 4, 5 звуков. (Например, на картинках)
• Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором месте.
• Составить из одного слова как можно больше слов.

Например: платок – лак, кот, ток, пол, клоп, пот.

34. Игра «Путаница».

В слове перепутаны буквы, «собери» его правильно. ХОУПЛ (ЛОПУХ), СМТО (МОСТ), УГРША (ГРУША)

35. Посчитай, сколько раз встретилась данная буква в тексте.

36. Игра «Разведчик». Из заданного текста найти и прочитать только те слова, в которых есть данный звук. Например Р, С и т.д.

Рабочие тетради для формирования фонематического восприятия, развития звукового анализа и синтеза:

1. Н.В. Нищева «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза.

2. Е.В. Назарова ТЕТРАДЬ-ТРЕНАЖЕР для развития фонематического слуха у детей 4-7 лет.

3. Сборник формирования фонематического слуха путем использования бланковых методик.

Таким образом, все перечисленные игры, задания и упражнения формируют не только фонематические процессы, но и развивают такие психические функции как внимание, память, и мышление детей, что очень важно для детей с ЗПР.

Список литературы:

1. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки. — СПб.: Детство пресс, 2008.
2. Цейтлинг С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. — М.: 1982.- 187с.
3. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. — СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена: Союз, 2000
4. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007.

Сайкова Елена Вячеславовна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.