Специфика логопедического массажа при разных формах дизартрии

Аннотация: В данной работе рассмотрена Специфика логопедического массажа при разных формах дизартрии. Применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию этого метода механического воздействия, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику (которая и присутствует при дизартрии), только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект. Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Специфика логопедического массажа при разных формах дизартрии

ДизартрияЦелью логопедического массажа при коррекции дизартрии является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата.

Основными задачами логопедического массажа в коррекции произносительной стороны речи при дизартрии является:

1. Нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо или гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре.

2.Устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.

3. Стимуляция положительных кинестезий.

4. Улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.).

5. Увеличение силы мышечных сокращений.

6. Активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.

При дизартрии применение логопедического массажа позволяет нормализовать тонус мышц, без чего дальнейшая работа по коррекции нарушений произносительной стороны речи была бы невозможна. Вместе с тем при проведении логопедического массажа необходимо учитывать и варианты нарушений отдельных групп звуков у конкретного ребенка, так как проявления нарушений тонуса имеют и индивидуальные особенности. В этом случае стандартный комплекс массажных приемов должен быть модифицирован за счет изменения продолжительности воздействия на отдельные группы мышц, возможно, необходимо внести некоторые изменения в последовательность приемов.

Рассмотрим особенности логопедического массажа при различных видах дизартрии, предложенные Е.А. Дьяковой .

При бульбарной дизартрии рекомендован тонизирующий массаж шейной, лицевой и артикуляционной мускулатуры (включая мышцы небно-глоточного кольца) с использованием точечного массажа. Ввиду того, что нарушения мышечного тонуса охватывает и практически все мышцы, участвующие в организации речи, программа включает массаж мышц плечевого пояса (обхватывающее поглаживание), точечный тонизирующий массаж дна полости рта, подъязычной кости, углов нижней челюсти, массаж в области гортани (легкое, ритмичное круговое поглаживание по направлению от корня языка, спускаясь вниз), укрепляющий массаж лицевых мышц (лобных, скуловых, крыловидной, щечных, губных), артикуляционных (язычных мышц мягкого нёба с захватом язычно-небных дужек). Массаж проводился без использования зондозаменителей.

Основными приемами являются чередующиеся поглаживание, растирание, разминание и сильная вибрация.

Логопедический массаж при псевдобульбарной дизартрии зависит от подвида. При спастической форме дизартрии основными целями логопедического массажа являются:

1) нормализация состояния мышечного тонуса, т. е. снижение тонуса спастичных мышц;

2) улучшение сократительной функции мышц;

3) улучшение кровообращения и обменных процессов;

4) повышение кинестетических ощущений;

5) уменьшение патологических двигательных проявлений (синкенезии, патологические симптомы орального автоматизма, повышенные рефлексы: небно-глоточный и нижнечелюстной и т. п.);

6) формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.

Массаж следует начинать с легкого поглаживания в области плечевого пояса и шеи. Поглаживающие движения производятся сверху вниз по ходу лимфатических сосудов и венозному оттоку крови. Движения легкого

плоскостного поглаживания захватывают также область над- и подъязычных мышц (дно полости рта), поскольку таким образом оказывается легкое расслабляющее воздействие на скелетные мышцы языка. Затем используется легкое и обхватывающее поглаживание в области мимических, жевательных и артикуляционных мышц и заканчивается программа расслабляющим массажем мышц языка.

Е.А. Дьякова предлагает также программу массажа псевдобульбарной спастической дизартрии, которая включает:

1. Расслабляющий массаж скелетных мышц и дна полости рта.

2. Расслабляющий массаж лицевых мышц (лобных, височных, скуловых, круговой мышцы зуб).

3. Расслабляющий точечный массаж корня языка.

4. Расслабляющий точечный массаж губ (точка под носом в верхней трети вертикальной борозды, точка в центре подбородочно-губной складки, две парные точки кнаружи от угла рта).

5. Расслабляющий массаж тела языка.

6. Укрепляющий массаж мягкого нёба.

При паретической форме дизартрии основными задачами активизирующего логопедического массажаи являются следующие:

1) активизация мышечного тонуса периферического речевого аппарата;

2) улучшение трофики тканей периферического речевого аппарата;

3) уменьшение проявлений парезов и параличей мышц речевого аппарата, а следовательно повышение их двигательной активности;

4) стимуляция проприоцептивных ощущений;

5) стимуляция оральных рефлексов (нёбного, глоточного и нижне- челюстного);

6) формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.

Основными приемами активизирующего массажа являются: растирание, разминание, сильная вибрация.

При активизирующем массаже в первую очередь уделяется внимание наиболее пораженным мышцам (т.е. мышцам, находящимся в гинотонусе), а затем включаются в массажный комплекс все группы мышц, которые опосредованно связаны с ними.

Если пониженный мышечный тонус диагностируется во всех отделах речевого аппарата, то массаж можно начинать с наиболее крупных мышц, т.е. мышц шеи и плечевого пояса.

Длительность воздействия на каждую мышечную группу определяется степенью ее поражения. Наиболее пораженные мышцы (находящиеся в состоянии гипотонуса) массируются длительнее с постепенным увеличением нагрузки, чем менее пораженные мышцы.

Основными задачами логопедического массажа при гиперкинетической форме дизартрии являются следующие:

1) нормализация эмоционального состояния;

2) нормализация состояния мышечного тонуса;

3) улучшение сократительной функции мышц;

4) улучшение кровообращения и обменных процессов;

5) улучшение кинестетических ощущений;

6) уменьшение патологических двигательных проявлений в виде ги- перкинезов и спазмов;

7) формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.

В связи с нестабильностью мышечного тонуса при гиперкинетической форме дизартрии основным приемом массажа является обхватывающее поглаживание. Обхватывающее поглаживание можно сочетать с легким поглаживанием с целью общей релаксации и регуляции эмоционального состояния, а также в тех случаях, если возникает ощущение нарастания мышечного тонуса. Активизирующие приемы растирания, разминания и сильной вибрации при данной форме дизартрии не используются. Все приемы поглаживания проводятся с использованием масла. Кроме приемов поглаживания рекомендуется использовать массаж по биологически активным точкам. При этом точки используются не симметрично, а перекрестно. Выбираются две пары симметричных точек. Из каждой пары массируют одну точку справа и другую точку (из другой пары) ассиметрично, слева.

Чем выраженнее симптоматика при гиперкинетической форме дизартрии, тем удаленнее должны быть точки друг от друга при перекрестном (ассиметричном) методе воздействия. Постепенно, по мере снижения патологической симптоматики, логопед может массировать точки, расположенные более близко друг к другу, пока не появиться возможность перехода к массажу по симметричным точкам.

Проведение массажа при стертой форме дизартрии может включать как расслабляющие, так и активизирующие приемы воздействия. В качестве базового приема рекомендуется использовать обхватывающее поглаживание. При явлениях спастики используются методы поглажива-ния, растирания и легкой вибрации. На отдельных участках, там, где находятся мышцы в пониженном тонусе, программа усиливается приемами разминания и перетирания.

Таким образом, при неоднородном распределении мышечного тонуса активизирующие и расслабляющие приемы логопедического массажа можно сочетать в одном сеансе, с учетом состояния мышечного тонуса в отдельных группах мышц, а также учитывая взаимозависимость основных и косвенных мышц, участвующих в речевом процессе. Составление программы и выбор приемов массажа должны быть строго индивидуальны для каждого ребенка, и должны строиться на основании результатов логопедической диагностики.

Е.Ф. Архипова предлагает три комплекса дифференцированного логопедического массажа, в каждом из которых предлагаются упражнения, направленные на преодоление патологической симптоматики дизартрии:

Первый комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме (высокий тонус). Данный комплекс проводится с целью обеспечения успокаивающего действия, приведения мышц в состояние полного покоя. Перед проведением массажа ребенка необходимо уложить или усадить в удобную позу с учетом рефлекс запрещающего положения тела.

Движения должны быть очень легкими. Логопед должен реагировать на судорожную реакцию ребенка и мгновенно прекращать массажные движения, вызывающие подобную реакцию. Приемы разминания и вибрации при ригидном синдроме применять не следует, так как эти приемы способствуют нарастанию мышечного тонуса.

При ригидном синдроме рекомендуются следующие массажные приемы: поглаживания шеи сверху вниз, поглаживание лба от висков к центру, поглаживание от корней волос к линии бровей, вращательное поглаживающее движение по поверхности щек, поглаживание щек от мочек ушей к крыльям носа, растирание от мочек ушей к крыльям носа, поглаживание губ от углов рта к центру, поглаживание круговой мышцы рта, легкое поглаживание языка от кончика языка, к его корню вибрация двумя пальцами под углами нижней челюсти и др.

Второй комплекс упражнений логопедического массажа при спастико-атактико-гиперкинетическом синдроме (на фоне высокого тонуса проявляются гиперкинезы, дистония, атаксия).

Массаж должен проводиться очень осторожно, логопед должен следить за ответной реакцией в других группах мышц. Если мышцы очень напряжены, особенно в руках, следует прекратить массаж, т.к. расслабляющий массаж лица будет неэффективен. Необходимо сначала расслабить руки.

Комплекс упражнений логопедического массажа проводится 2–3 раза в день за час до еды и спустя 2,5 часа после еды. Специалисты в области массажа советуют проводить массаж в сопровождении тихой классической музыки. Перед проведением массажа ребенка необходимо посадить или уложить в удобную позу с учетом рефлекс запрещающей позиции.

Е.Ф. Архипова предлагает выполнять следующие приемы логопедического массажа: поглаживания круговыми движениями шеи сзади и с боков сверху вниз, поглаживающие движения гортани сверху вниз, легкое прерывистое поглаживание лба от висков к центру лба, точечная вибрация мышц лба от висков к центру лба, поглаживание лба от волосистой части головы к линии бровей, через глаза по всему лицу к шее, поглаживание круговой мышцы глаза, вращательные поглаживающие движения по поверхности щек, пощипывание скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка, поглаживание губ от краев к середине губ, похлопывание кончика языка к корню языка, поглаживание языка из стороны в сторону. Рекомендуется также точечный массаж щёк.

Третий комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме (низкий тонус). Данный комплекс проводится с целью укрепления мышц. Движения проводятся интенсивно, с нажимом. Применяются растирания, разминания, пощипывания.

При данном комплексе рекомендованы следующие массажные приемы: поглаживание лба от середины к вискам, разминание лба от середины к вискам, растирание лба от середины к вискам, спиралевидные движения от середины лба к вискам, постукивание лба от середины к вискам, пощипывание лба от середины к вискам, растирание лба от бровей к волосистой части головы, вращательные поглаживающие движения по поверхности щек, спиралевидное растирание жевательной мышцы от висков к углам челюсти, растирание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей, поглаживание губ от середины, к углам. Также Е.Ф. Архипова предлагает несколько вариантов точечного массажа.

Применение логопедического массажа при дизартрии позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно.

Можно сделать вывод о том, что при выборе различных видов логопедического массажа необходимо учитывать форму дизартрии. Основной принцип коррекционного воздействия логопедического массажа при дизартрии заключается в постепенной нормализации мышечного тонуса, уменьшении проявлений парезов и параличей мышц речевого аппарата, повышении их двигательной активности.

Основная цель логопедического массажа при речевых нарушениях – восстановление нормального тонуса артикуляционных мышц, стимуляция проприоцептивных ощущений, способствующих четкости кинестетических ощущений. В логопедической практике используются следующие виды массажа: классический, точечный, инструментальный, смешанный. Длительности особенности проведения массажных процедур зависят от возраста ребенка, тяжести речевого нарушения, этапа логопедической работы. Для правильного назначения логопедического массажа необходимо произвести тщательную диагностику речевого нарушения.

В случае дизартрии логопедический массаж способствует устранению патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата, позволяет преодолеть гипо или гипертонус в мимической и артикуляционной мускулатуре, устранить гиперкинезы, синкинезии, девиация, улучшить качество артикуляционных движений, активизировать тонкие дифференцированные движения органов артикуляции.

Специалистами были разработаны рекомендации и массажные комплексы для различных форм дизартрии, позволяющие повысить эффективность логопедической работы при данном виде речевого нарушения.

Нам Татьяна Фаритовна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.