Аннотация: Статья знакомит нас с логопедической ритмикой как с наукой, с ее целями и задачами коррекционной направленности. Анализирует структуру логоритмического занятия, методы и приёмы обучения, это поможет в подборе и составлении коррекционных логоритмических занятий.
Значение логоритмики в формировании моторной сферы детей с дизартрией
В нашей статье мы проанализировали и взяли за основу труды ученых: Л. С. Выготского, М. Е. Хватцевой, Л. С. Волковой, П. К. Анохина и др.
Логопедическая ритмика – это один из видов активной терапии движениями, который основан на связи движения, музыки и слова (Е. А. Медведева).
По определению Г. Р. Шашкиной, логопедическая ритмика — это коррекционная методика обучения лиц с различными пороками развития с помощью слова, движения и музыки. Она является частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь. Логоритмика призвана преодолевать речевое расстройство через коррекцию и развитие двигательной сферы.
Логопедическая ритмику, как науку впервые создала Г. А. Волкова, определив:
• объект и предмет цель и задачи
• естественно-научную основу логоритмики
• её принципы и методы
разработав:
• содержание логоритмики, как одной из форм активной терапии
• методики логопедической ритмики в коррекции различных видов речевой патологии
Логоритмика является частью комплексного медико-психолого-педагогического воздействия на лиц с речевыми нарушениями.
Цель логопедической ритмики: преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у людей с речевой патологией двигательной сферы и система движений в сочетании с музыкой и словом и в конечном итоге адаптации человека в окружающем мире.
Задачи логопедической ритмики
формирование
развитие
коррекция вышеназванных функций (речевых и неречевых).
Условно задачи подразделяются на:
1) оздоровительные
2) образовательные
3) воспитательные
4) коррекционные
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, направленная на преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции вы и речевых психических функций.
В ходе логоритмических занятий реализуются задачи коррекционной направленности:
совершенствования общей и мелкой моторики,
уточнение артикуляции,
выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью,
развитие фонематического восприятия,
расширение лексического запаса,
развитие слухового внимания и двигательной памяти,
развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
Структура логоритмических занятий включает в себя развитие:
• двигательной сферы,
• ручной моторики,
• артикуляционной моторики,
• речевой функциональной системы,
• оптико-пространственных функций,
• звукопроизношения,
• внимания,
• слуховых функций,
• памяти.
В занятия включаются:
логопедическая гимнастика
пальчиковые игры или массаж пальцев,
гимнастика для глаз,
различные виды ходьбы и бега под музыку,
стихотворения, сопровождаемые движениями,
мимические упражнения,
упражнения на релаксацию под музыку,
чистоговорки,
речевые и музыкальные игры.
На занятиях логоритмикой развиваются
• дыхание,
• сенсорное чувство равновесия,
• правильная осанка,
• походка,
• грация движений,
• укрепляется костно-мышечный аппарат.
Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких расстройств, как нарушение моторики, смазанности и нечеткости звукопроизношения.
Методы и приёмы обучения в логопедической ритмике
(По Л. С. Волковой)
Методы |
Приёмы |
Наглядные |
наглядно-зрительные |
наглядно-слуховые | |
тактильно-мышечные | |
Словесные |
образный сюжетный рассказ |
сказка | |
беседа | |
пояснение | |
указание | |
краткое объяснение | |
вопросы детям | |
команды, сигналы | |
Практические |
игровойсоревновательный |
В данной статье мы ознакомились с логопедической ритмикой как с наукой, узнали ее цели и задачи коррекционной направленности. Проанализировали структуру логоритмического занятия, методы и приёмы обучения, это поможет в подборе и составлении коррекционных логоритмических занятий.
Базерова Разина Расилевна,
учитель-логопед