Мастер-класс для родителей «Поможем малышу заговорить»

Аннотация: С каждым годом дети говорят всё хуже. Для этого есть разные причины. Логопеды детских садов обычно занимаются с детьми старшего дошкольного возраста. А ко мне стали приходить родители неговорящих детей 2 лет. Пришлось выискивать различные средства, методы и приёмы. В результате получился очень эффективный мастер — класс, как для родителей, так и для педагогов. Дети заговорили! Самое интересное, что ничего особенного делать не пришлось!

Мастер-класс для родителей «Поможем малышу заговорить»

(советы логопеда для родителей детей 1 -2 лет)

Речь ребенка в 3-4 года - Тест логопеда для родителейПоследние годы наблюдается увеличение числа неговорящих детей раннего возраста. Часто ко мне обращаются родители за консультацией, с просьбой позаниматься. Но как общаются с детьми родители? На что обращают внимание? И какую конкретную помощь можно им оказать?

Отношения родителей к данной проблеме

Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит… Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.

Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: «Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит»

Таким родителям приходится объяснять, что они нагружают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать, корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лепетные слова ку-ку, би-би, бай-бай: «Что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим только «машина, полотенце».

Некоторые родители привыкли к тому, что его ребёнок общается в основном жестами. Существует такое понятие, как функциональный мутизм, развитие которого обусловлено психологическими факторами, например, застенчивость ребенка, эмоциональная гиперчувствительность, долговременный стресс, беспокойство, родительские ошибки в воспитании, унижение, отказ, физическое и психологическое насилие над ребенком.

Функциональный мутизм диагностируется при исключении анатомических дефектах речевых органов и неврологических дисфункций. Ребенок с функциональным мутизмом имеет способность говорить и понимать речь, но не разговаривает в важных социальных ситуациях. Он отказывается говорить, только кивает и использует альтернативное невербальное общение. Этот вид мутизма чаще всего встречается в раннем детстве. Его еще называют истерический, элективный. Несмотря на понимание речи, ребенок не говорит вообще в определенных ситуациях, хотя при других обстоятельствах он может говорить довольно свободно. Мутиотерапия в первую очередь сводится к минимизации страха перед разговором и развитию доверия у ребенка.

Рекомендуется стимулировать речь, поощряя малыша даже за отдельные слова, например, призом или другим вознаграждением.

Но и в том, и в другом случае, результат один: ребёнок не говорит! Что же делать?

Работа логопеда с родителями

Анамнез.

Во время беседы выяснить с родителями анамнез ребёнка.

· Тяжелые или неестественные роды (например, кесарево сечение и затяжные роды).

· Гипоксия плода (недостаток кислорода) в период внутриутробного развития, что в свою очередь приводит к нарушению обменных процессов и задержке в формировании ЦНС.

· Родовые травмы у новорожденного: при повреждении коры головного мозга, если была затронута речевая зона, однозначно следствием будет проявление патологии. Травмы головы, особенно в раннем возрасте.

· Перенесенные в первый год жизни инфекционные заболевания, давшие впоследствии осложнения.

· Очень большую роль играет правильно поставленный диагноз, так как коррекционная методика, включенная в план работы логопеда, эффективна для одного типа нарушения, но может абсолютно не подходить для другого.

Работа логопеда с ребёнком

1. Работа с любым ребенком начинается с установления контакта.

В случае с неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым «скажи». На первых порах лучше не требовать от них речевой активности. Можно посоветовать применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка. Игры типа «Делай, как я» (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии — на речевое подражание.

2. Следующий этап — привлечение к занятиям.

По итогам беседы с родителями, выяснения анамнеза и общения с ребёнком, учитель – логопед устанавливает специфику речевого нарушения и решает, какое направление работы будет приоритетным в данном, конкретном случае.

Работа ведется по нескольким направлениям:

· развитие понимания речи, простейших инструкций(дай ручку, покажи носик);Игра «Сделай, как я делаю».

· побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка. Здесь применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребенка),побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это? Что там?). Используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге. Главное — привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, уу), рассматривание семейных фотографий.

Игра с альбомами

Можно изготовить маленькие альбомы с картинками или фотографиями близких ребенку людей, которые потом рассматривать по 5-10 минут в день. В одном альбоме пусть будут фотографии членов семьи, в другом – картинки с изображением животных, птиц, в третьем – картинки с изображением предметов, которые издают какой либо шум (молоток, машина, самолет, паровоз и т.п.), в четвертом – картинки с изображением игрушек и т.д.

Цель игры с такими альбомами: вызвать аморфные слова у ребенка.

Сначала, рассматривая альбомы, нужно эмоционально говорить названия близких ребенку лиц, имена: это мама, это папа, это баба, это тетя, это Катя, это Маша, это Вова и т.д. При повторных рассматриваниях можно спросить: «Кто это?». Допустимы любые ответы, например: мама («ма»), папа («па»), дядя («дя»), баба («ба»), Катя («ка»), Вова («ова») и т.д.

Рассматривая альбом с животными, рассказываем ребенку «кто как кричит». Взрослый: «Собака кричит «ав-ав» (ребенок «аф»), корова – му-му (ребенок «у» или «му»), козлик — «бе-бе» (ребенок «пи-пи»), кошка – «мяу-мяу» (ребенок «миау» или «ау»), ослик – «иа-иа» (ребенок «а») и т.д.

Рассматривая альбом с предметами, издающими шум, учим ребенка подражать транспортным шумам, музыкальным игрушкам: машина — би-би, самолет — у-у-у, паровозик — ту-ту, молоток стучит — тук-тук, дудочка играет — ду-ду-ду, барабан — бом-бом-бом, балалайка — ля-ля-ля, колокольчик — динь-динь, дождик капает — кап-кап, ножки топают — топ-топ, что-то упало — бах.

· расположить к речевому подражанию, повторению наряду с лепетными обычных слов (ля-ля).

Дидактическая игра «Кап –кап»

Для этого задания вам потребуется набор небольших цветных губок для мытья посуды. Поставьте на стол две миски: одну пустую, а другую с водой, рядом разложите губки, чтобы ребенок мог выбрать любую. Возьмите одну, намочите и выжмите в пустую миску, приговаривая: «кап-кап-кап». Предложите ребенку сделать то же самое с другими губками.

Дидактическая игра «Буль-буль»

Приготовьте большую миску с водой, цветные мелкие камешки, бусины, пуговицы, ракушки и пр. Бросайте вместе с малышом предметы в воду, повторяя на каждый бросок: «буль», «бултых».

· работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой, дыханием, уточнением (но не постановкой) отдельных звуков раннего онтогенеза.

«Пальчиковый театр»

Можно изготовить из бумаги различных животных, которые надеваются на пальчики (или просто рассматривать этих животных на картинках). Вместе с ребенком можно изобразить пальчиками как ходит каждый зверек, какие звуки издает (мяу–мяу, ква-ква), мимику, интонацию голоса (медведь ревет, ходит, переваливаясь с ноги на ногу; лиса ласково улыбается, метет хвостом, ходит тихохонько; заяц прыгает — соединяем указательный и средний пальцы и т.д.). Во время этой игры нужно стараться чаще спрашивать ребенка, кто как кричит. Лучше, если одно и то же звукоподражание ребенок произнесет 4-6 раз (это хорошо для развития артикуляции звуков, для удлинения речевого выдоха). Можно шагать по игрушечной лесенке (указательным и средним пальчиками) и на каждой ступеньке произносить, например, как собачка — «гав» и т.п. Для развития речевого дыхания можно просто пропевать гласные своими героями: а-а-а-а, о-о-о-о, у-у-у-у, и-и-и-и (то громким голосом, то тихим, то тоненьким голоском, то грубым и т.д.)

· развитием речевого слуха и внимания, формированием умения передавать простейшие ритмы.

Дидактическая игра«Шагаем и прыгаем»

Цель: Различать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному: под звуки барабана- шагать, под звуки бубна- прыгать.

· Развитие речевого слуха.

«Кто говорит?» (запись на телефон)

Цель: учить прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами; учить произносить звукоподражания.

Оборудование: игрушки (кошка, собака, птичка, петух, корова и т.д.), фотографии родных, картинки животных и птиц.

· Уточнение и расширение пассивного словаря по лексическим темам, объединенным общей ситуацией (Мы играем; Мы едим; Моя комната и т.п.)

Игра «Веселый кубик»

Изготовьте кубик из картона, например из коробки из-под кефира, прикрепите прозрачные кармашки к граням кубика (можно использовать специальные файлы для дисков), разместите в кармашках нужные для игры картинки и «веселый кубик» готов. Для игры на запоминание новых слов лучше подбирать картинки по лексическим темам (овощи, фрукты, животные, игрушки, одежда, посуда, мебель и т.д.), например, тема «овощи» — на каждой грани кубика картинка с изображением какого-то одного овоща, ребенок подкидывает кубик — взрослый говорит название выпавшей картинки. Переходите к новой теме только тогда, когда ребенок хорошо запомнил и может легко найти на кубике названный вами овощ. По теме «животные» можно провести игру на подражание — подкидываем кубик, называем выпавшее животное и изображаем, какие звуки оно издает.

· Развитие сенсорной базы (цвет, форма, размер, количество);

«Разноцветные дорожки» (Блоки Дьенеша)

Цель: Учить группировать фигуры по цвету независимо от формы и размера (находить и выкладывать в соответствии с цветом домика).

Показать детям домики. Рассматривая изображения домиков, выяснить, что все они разного цвета (побуждать называть цвет). Показать блоки Дьенеша, обратить внимание, что они не только разного цвета, но и разной формы (назвать знакомые формы: круг, квадрат), разного размера. Объяснить задание; «ты будешь выкладывать дорожку от одного дома к другому из «камешков» (блоки) такого цвета, как цвет домиков». «Саша, какого цвета у тебя домики? Возьми «камешек» такого же цвета и положи его к домику».

Положив по одному блоку, далее дети отбирают их самостоятельно и продолжают выполнение. Когда дорожки выложены, можно дать для обыгрывания маленькую игрушку или плоскостное изображение персонажа.

«Чудо – крестики» В.В.Воскобовича.

Цель: Развивать сенсорные способности (восприятие цвета, формы, размера, воображение и творческие способности; Совершенствовать интеллект (внимание, мышление, память, речь); Тренировать мелкую моторику рук.

· стимуляция развития зрительного и слухового внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности.

“Найди пару”, “Тихо – громко”

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация шумов.

У логопеда звучащие коробочки (одинаковые коробочки внутри, горох, песок, спички и др.) расположены на столе хаотично. Детям предлагается разобрать их по парам, одинаково звучащим.

Еще один совет для родителей: старайтесь как можно чаще создавать ситуации, когда ребенку может потребоваться тот или иной предмет, игрушка, добивайтесь того, чтобы он делал хотя бы попытки назвать его словом.

Одно из главных условий развития речи – непрерывность, поэтому важно не только регулярно заниматься со специалистом, но и дома каждый день находить время для занятий.

Помните! С первого раза ребенок вряд ли поймет, как правильно выполнять упражнение, поэтому запаситесь терпением и объясняйте, показывайте снова и снова. Занимаясь, каждый день по 10-15 минут, вы обязательно добьетесь успеха, и ребенок порадует вас первыми словами.

Капацкая Оксана Анатольевна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: , ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.