Постановка и автоматизация звука «Т»

звук тВ статье собран и систематизирован практический материал по постановке и автоматизации звука «Т», подобран комплекс практических упражнений по артикуляционной и дыхательной гимнастике, речевой материал для автоматизации звука в слогах, словах, предложениях. Материал будет интересен логопедам, работающим над постановкой и автоматизацией звуков с детьми с речевыми нарушениями.

Постановка и автоматизация звука «Т»

Подготовительный этап

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука «Т»

(каждое упражнение выполняется 5-8 раз под счет от 5 до 15; на одном занятии не следует предлагать детям более 3 – 4 упражнений; упражнения выполняются от простого к сложному; упражнения выполняются сидя перед зеркалом; из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления):

Упражнение «Заборчик»: максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы; верхние зубы находятся напротив нижних, расстояние между ними -1 мм.

Упражнение «Блинчик»: рот приоткрыт, губы не напряжены, расслаблены; широкий, плоский язык-блинчик спокойно лежит ни нижней губе; удерживать это положение не менее 10 секунд.

Упражнение «Чистим зубы»: открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы; кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние); кончик языка должен находиться за зубами; губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается.

Упражнение «Лошадка»: приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы; цокать языком медленно-быстро-медленно; смотреть на язык и не двигать нижней челюстью.

Упражнение «Вкусное варенье»: широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз; нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык – видны нижние зубы.

Дыхательная гимнастика

Постановка звука «Т» требует резкого и сильного выдоха, поэтому необходимо сформировать умения правильно выдыхать.

Комплекс дыхательной гимнастики:

Упражнение «Снежинка»: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку-снежинку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Упражнение «Футбольный поединок»: дуть на ватный шарик — «мяч», пытаясь «забить гол» в ворота (два кубика) — вата должна оказаться между кубиками.
Упражнение «Перышко, лети!»: подбросить перышко вверх и дуть на него, не давая упасть вниз. Обратите внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

Упражнение «Карандаш»: на столе на расстоянии 20 см от ребенка лежит карандаш; с силой подуть на карандаш, что бы он перекатился на противоположный край стола.

Упражнение «Флажок»: дуть на бумажную полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами): превратить бумажные полоски в настоящие флажки.

Постановка звука «Т»

• Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука,
• Расстояние между зубами 5 мм.
• Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку.
• Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная
• Демонстрация правильного положения губ и языка: логопед показывает различия при произношении Т (кончик язычка) и К (хвостик язычка).

• Постановка по подражанию: логопед предлагает ребенку повторять
сначала слоги, а потом слова, целесообразно начинать со слога «та» (та-та-та, та-ты-то-ту, ты-ты-ты, ты-та-то-ту, то-то-то, то-ту-та-ты).

• Межзубной способ: логопед показывает ребенку положение языка
(язык зажимается губами, в таком положении нужно сильно выдохнуть до получения звука, затем расположить язык за зубами).

• Постановка звука «Т» от звука «П»: ребенок повторяет па-па-па,
расположив широкий кончик языка на нижней губе, затем, широко улыбаясь, произносит – П (получается – Т).

• Постановка от Ц (прием от обратного): звук Ц «прячет» за собой два звука — с-т.

Автоматизация звука «Т»

1. Автоматизация в открытых слогах

ТА-ТА-ТА
ТЫ-ТЫ-ТЫ
ТО-ТО-ТО

ТУ-ТУ-ТУ
ТЭ-ТЭ-ТЭ

2. Автоматизация в закрытых слогах

АТ-АТ-АТ
ОТ-ОТ-ОТ
УТ-УТ-УТ
ЭТ-ЭТ-ЭТ
ЫТ-ЫТ-ЫТ

3. Автоматизация в слогах со стечением согласных

ПТА, ПТО, ПТУ, ПТЭ, ПТЫ
СТА, СТО, СТУ, СТЭ, СТЫ
КТА, КТО, КТУ, КТЭ, КТЫ
ШТА, ШТО, ШТУ, ШТЭ, ШТЫ

4. Автомазация в словах

там, так, таз, ты, Том, ток, топ, тушь
Таня, тапки, тачка, такси, тайна, табун, тазик, такой, тащит, Тоня, Тома, талон, топот, торба, точка, торт, только, тополь, туча, туя, тучки, туфли, Тузик, тыкать, тыква
Тамара, таракан, тарелка, топанье, тыковка

вата, лето, это, сито, коты, ноты
батон, бетон, бутон, петух, пятак, кофта, шутка, щетка, каток, пальто, Антон, платок, цветок, завтрак
Виталий, капитан, сметана, копыто, конфеты, молоток, веточка, автобус.

кот, кит, рот, тут, енот, балет, батут, живот, канат, тонет, дует, ходит, компот, пишет, Марат, идет, бежит, сидит, прыгает, думает, самолет
аист, август, бинт, зонт, лист

5. Автоматизация в словосочетаниях

глупый петух, горькая таблетка, мамин халат, ранний завтрак, домашние тапочки, вкусный торт, сладкая тыква, зеленый зонт, железный таз, вкусный компот

Таня плачет, тот тополь, в саду астры, старая карта, тушеная капуста, Тома идет, туфли у Тани, пьёт компот, тонкая кофта, пустой конверт, быстрый танец, самолёт падает, Виталий тащит, кушает потом, под столом туфли, толкай туда, Танины тапочки, летние туфли

6. Автоматизация в чистоговорках

Та-та-та — накормили мы кота.
Ты-ты-ты – съели колбасу коты.
От-от-от – вот болит у них живот.
Ту-ту-ту- помогу сейчас коту.

7. Автоматизация в предложениях

Таня тащит торбу.
У Томы пальто.
Тома чистит пальто.
Виталий чистит зубы.
Тома пьёт компот.
На тарелке конфеты.

У Тони толстый халат.
Эта конфета такая вкусная.
Таня стоит за тополем.
Под столом стоят туфли.
Под кустом лежит топор.
Топор и молоток — инструменты.
Тоня говорит с Таней.
Виталий утром кушает кашу.
У Тоси новые туфли.

В деревне живет глупый петух.
В огороде растет сладкая тыква.

8. Автоматизация в скороговорках

Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Не ходи то-то по то-то, не проси то-то того-то — вот тебе то-то за то-то.
У Кондрата куртка коротковата.
От топота копыт пыль по полю летит.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!
Волки pыщут — пищу ищут.

Скепко Татьяна Васильевна,
методист

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям Метки: 

Сейчас читают:

Методическая разработка: Индивидуальные коррекционные занятия по постановке звуков у детей с ТНР с использованием артикуляционных мнемодорожек и мини рассказов Методическая разработка: Индивидуальные коррекционные занятия по постановке звуков у детей с ТНР с использованием артикуляционных мнемодорожек и мини рассказов
Тренажер для развития речевого дыхания «Новогодний венок» — мастер класс Тренажер для развития речевого дыхания «Новогодний венок» — мастер класс
Индивидуальное занятие на тему: Дифференциация звуков [с]-[ш] Индивидуальное занятие на тему: Дифференциация звуков [с]-[ш]
Автоматизация звука [Ш] в словах и словосочетаниях — конспект индивидуального логопедического занятия Автоматизация звука [Ш] в словах и словосочетаниях — конспект индивидуального логопедического занятия

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.