Аннотация: Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников.
Использование методов кинезиологии, как средства оздоровления и развития детей с нарушениями речи
В последние годы увеличилось количество детей с недоразвитием речи. Чтобы справиться с этими нарушениями, нужна комплексная коррекционная работа. В том числе кинезиология в логопедии. Хорошая, внятная речь – одно из важных условий полноценного развития. Логопедическая гимнастика снижает тревожность, улучшает речь, повышает стрессоустойчивость и навыки коммуникации.
Значительную долю воспитанников нашего дошкольного учреждения составляют дети с общим недоразвитием речи. Для данного контингента детей характерны: системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной сферы.
Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников [3, c. 34].
Из всего многообразия кинезиологических упражнений на логопедических занятиях целесообразно применять те, которые предусмотрены и усовершенствованы для основных направлений развития речи детей: коррекции нарушений звукопроизношения; фонематического слуха; лексико-грамматического строя речи
Кинезиологические приёмы, которые используются в логопедической практике:
- артикуляционные упражнения;
- дыхательные упражнения;
- упражнения на звукоразличение (восприятие и дифференциация звуков);
- сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов);
- упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.
Этапы реализации и содержание работы по использованию кинезиологических упражнений в логопедической практике:
1. Сначала воспитатели с воспитанниками разучивают кинезиологические упражнения, отрабатывая технику.
2. Затем, преследуя задачи развития речи, учитель-логопед: добавляет к этим упражнениям речевое сопровождение; подключает движение языка к движениям рук; сочетает дыхательные и двигательные упражнения; дополняет растяжки, двигательные упражнения учебными действиями, связанными с мыслительной деятельностью (отбором, классификацией, различением). Усовершенствованные упражнения прорабатываем постепенно: вначале дети выполняют их пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения – самостоятельно (индивидуально или в группе).
Кинезиологические упражнения используем в непосредственно образовательной деятельности, на фронтальных, индивидуально-подгрупповых занятиях по развитию и коррекции речи [2, c.65].
Применение данных упражнений позволяет улучшить у ребенка:
1) звукопроизношение (подготовить органы артикуляции к постановке звуков, формировать правильное речевое дыхание, автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях);
2) фонематические процессы (нормализовать темп и ритм речи, умение различать звуки, определять их количество и последовательность звуков в слове);
3) лексико-грамматический строй речи (обогащать словарный запас, формировать навыки словоизменения, словообразования).
Кинезиологические упражнения, используемые в логопедической работе
В работе по формированию звукослогового анализа и синтеза слова мы учим детей определять количество слогов в слове, проводить анализ гласных и согласных звуков. Например, упражнения «Перекрестное марширование» и «Колечко» подходят для деления слов на слоги. Выполняя ритмичные действия, дети проговаривают слова по слогам.
Кинезиологические приёмы можно с успехом применять и на фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи.
Задачи данного этапа:
1) обогащение, уточнение, дифференциация словаря;
2) формирование грамматического строя речи: навыков словоизменения и словообразования;
3) развитие связной речи. Например, когнитивное упражнение «Рыба, птица, зверь» отлично подходит для уточнения и дифференциации словаря на лексические темы. Исходное положение детей – сидя на полу. Логопед указывает на каждого ребенка и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать и изобразить соответствующего животного (например, «рыба – щука», «зверь – медведь»).
Кинезиологические упражнения на логопедических занятиях
Из большого количества разнообразия упражнений на логопедических занятиях целесообразно включать следующие, предусмотренные для различных его этапов [1, c. 25]
Для начала занятия. Глазодвигательные упражнения. Расширяют поле зрения, улучшают восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарные взаимодействия и повышают энергетизацию организма, включают структуры мозга, которые контролируют мышление, речь и поведение, активизируют процесс коррекции.
Двигательные упражнения. Позволяют развивать мелкую моторику. Чем больше в занятиях задействуют мелкие мышцы тела, тем лучше включаются в работу нервные пути между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкенезии).
Упражнения на дыхание. Позволяют развивать ритмику организма, самоконтроль и произвольность.
Для середины занятия. Перекрёстные движения способствуют активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
Для конца занятия. Релаксация телесная, способствующие снижению тонуса скелетной мускулатуры.
Литература:
1. Аммосова В.Г., Николаева Л.В. Кинезиологические упражнения в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 24-27;
2. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
3. Сиротюк А. Л. Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии. — М.: Аркти, 2003. – 156 с.
4. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999
Ожигова Татьяна Юрьевна,
учитель-логопед