Использование методов кинезиологии, как средства оздоровления и развития детей с нарушениями речи

Аннотация: Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников.

Использование методов кинезиологии, как средства оздоровления и развития детей с нарушениями речи

КинезиологияВ последние годы увеличилось количество детей с недоразвитием речи. Чтобы справиться с этими нарушениями, нужна комплексная коррекционная работа. В том числе кинезиология в логопедии. Хорошая, внятная речь – одно из важных условий полноценного развития. Логопедическая гимнастика снижает тревожность, улучшает речь, повышает стрессоустойчивость и навыки коммуникации.

Значительную долю воспитанников нашего дошкольного учреждения составляют дети с общим недоразвитием речи. Для данного контингента детей характерны: системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной сферы.

Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников [3, c. 34].

Из всего многообразия кинезиологических упражнений на логопедических занятиях целесообразно применять те, которые предусмотрены и усовершенствованы для основных направлений развития речи детей: коррекции нарушений звукопроизношения; фонематического слуха; лексико-грамматического строя речи

Кинезиологические приёмы, которые используются в логопедической практике:

  1. артикуляционные упражнения;
  2. дыхательные упражнения;
  3. упражнения на звукоразличение (восприятие и дифференциация звуков);
  4. сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов);
  5. упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

Этапы реализации и содержание работы по использованию кинезиологических упражнений в логопедической практике:

1. Сначала воспитатели с воспитанниками разучивают кинезиологические упражнения, отрабатывая технику.

2. Затем, преследуя задачи развития речи, учитель-логопед: добавляет к этим упражнениям речевое сопровождение; подключает движение языка к движениям рук; сочетает дыхательные и двигательные упражнения; дополняет растяжки, двигательные упражнения учебными действиями, связанными с мыслительной деятельностью (отбором, классификацией, различением). Усовершенствованные упражнения прорабатываем постепенно: вначале дети выполняют их пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения – самостоятельно (индивидуально или в группе).

Кинезиологические упражнения используем в непосредственно образовательной деятельности, на фронтальных, индивидуально-подгрупповых занятиях по развитию и коррекции речи [2, c.65].

Применение данных упражнений позволяет улучшить у ребенка:

1) звукопроизношение (подготовить органы артикуляции к постановке звуков, формировать правильное речевое дыхание, автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях);

2) фонематические процессы (нормализовать темп и ритм речи, умение различать звуки, определять их количество и последовательность звуков в слове);

3) лексико-грамматический строй речи (обогащать словарный запас, формировать навыки словоизменения, словообразования).

Кинезиологические упражнения, используемые в логопедической работе

В работе по формированию звукослогового анализа и синтеза слова мы учим детей определять количество слогов в слове, проводить анализ гласных и согласных звуков. Например, упражнения «Перекрестное марширование» и «Колечко» подходят для деления слов на слоги. Выполняя ритмичные действия, дети проговаривают слова по слогам.

Кинезиологические приёмы можно с успехом применять и на фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи.

Задачи данного этапа:

1) обогащение, уточнение, дифференциация словаря;

2) формирование грамматического строя речи: навыков словоизменения и словообразования;

3) развитие связной речи. Например, когнитивное упражнение «Рыба, птица, зверь» отлично подходит для уточнения и дифференциации словаря на лексические темы. Исходное положение детей – сидя на полу. Логопед указывает на каждого ребенка и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать и изобразить соответствующего животного (например, «рыба – щука», «зверь – медведь»).

Кинезиологические упражнения на логопедических занятиях

Из большого количества разнообразия упражнений на логопедических занятиях целесообразно включать следующие, предусмотренные для различных его этапов [1, c. 25]

Для начала занятия. Глазодвигательные упражнения. Расширяют поле зрения, улучшают восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарные взаимодействия и повышают энергетизацию организма, включают структуры мозга, которые контролируют мышление, речь и поведение, активизируют процесс коррекции.

Двигательные упражнения. Позволяют развивать мелкую моторику. Чем больше в занятиях задействуют мелкие мышцы тела, тем лучше включаются в работу нервные пути между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкенезии).

Упражнения на дыхание. Позволяют развивать ритмику организма, самоконтроль и произвольность.

Для середины занятия. Перекрёстные движения способствуют активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Для конца занятия. Релаксация телесная, способствующие снижению тонуса скелетной мускулатуры.

Литература:

1. Аммосова В.Г., Николаева Л.В. Кинезиологические упражнения в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 24-27;

2. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.

3. Сиротюк А. Л. Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии. — М.: Аркти, 2003. – 156 с.

4. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999

Ожигова Татьяна Юрьевна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста
Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.