Сказка «В стране Логопедия»

Аннотация: Сказка «В стране Логопедия» направлена на ознакомление старших дошкольников с терминами, используемыми в русском языке, и их значениями. Цель: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.

Сказка «В стране Логопедия»

ДетиЖили-были ребята в детском саду. Жили дружно, весело: играли, гуляли, книжки читали.

И вот как-то раз у них в группе появилась Волшебница. Она мило улыбнулась ребятам, дети удивились, но почему-то не испугались…. Волшебница поманила детей за собой. Переступив порог своей группы, вся компания оказалась в незнакомом странном месте.

Там было всё другое: стены, потолки, окна.

Волшебница заговорила:

- Слышите шум машины, звон капели, бой барабана, пение птиц, смех и крики детей? – это ЗВУКИ! Всё что мы слышим и говорим- это УСТНАЯ РЕЧЬ, а она состоит из звуков.

Вдруг на стенах, потолке, полу, да и в воздухе стали возникать буквы! Они шевелились, хихикали, толкались, менялись местами и… складывались в слова. Было забавно наблюдать за ними!

- Это БУКВЫ – сказала Волшебница – из букв образуются СЛОВА, из слов ПРЕДЛОЖЕНИЯ, а из предложений ТЕКСТ – так создаются рассказы и сказки. Детки, запомните: то, что мы пишем и читаем — это ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ.

Вдруг вокруг детей закружились предметы, стали вспыхивать цветные пятна, а забавные человечки прыгать, петь, бегать и кувыркаться. Дети стали смеяться – они подумали, что это весёлый мультфильм.

А Волшебница сказала:

- Дети, обратите внимание на то, что окружает нас – это стол, шкаф, карандаши, окно, игрушки – всё это слова, которые обозначают предметы, а называются эти слова СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ. Когда на вопрос ЭТО ЧТО? или ЭТО КТО? мы отвечаем стол, или птица, или девочка – мы отвечаем словом, которое обозначает предмет.

А вот то, что поблёскивает и вспыхивает разным цветом – это слова ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. Они прилагаются, то есть прикладываются к словам – ПРЕДМЕТАМ и обозначают их признак. Признаки у предметов бывают разные, например: вот СТОЛ – это предмет, а вот его признаки – деревянный, светлый, круглый или квадратный, тяжёлый, красивый…. Признаков у предмета много и с ними становится понятно, о каком предмете мы говорим. Если я скажу: «Возьмите книгу на столе» — вы будете искать её на каждом столе, а их у вас в детском саду много и это займет время, а вот если я скажу: «Возьмите книгу на кукольном столе», вам станет понятно, и вы её быстро найдёте, ведь кукольный стол в группе один.

А теперь расскажу про весёлых человечков, которые скачут вокруг нас. Это слова, которые обозначают действия предмета, они называются ГЛАГОЛЫ. Посмотрите на человечков – ЧТО ДЕЛАЕТ красный человечек? – прыгает; ЧТО ДЕЛАЕТ синий человечек? – поёт; ЧТО ДЕЛАЕТ серебристый человечек? – спит; а ЧТО ДЕЛАЕТ чёрный человечек? – рисует.

А когда эти разные слова СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ и ГЛАГОЛ встанут рядом и возьмутся за руки, получится ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Оно несёт в себе смысл. Когда эти слова вместе, нам всё становиться понятно. Посмотрите: КРАСНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК БЕЖИТ. Нам понятно, что речь идет о человечке, что он красный, и что он бежит.

Дети дружно стали придумывать предложения и наперебой декламировать их Волшебнице. Стало шумно и весело. Но вдруг Волшебница подняла руку вверх, дети затихли. Она указала рукой на окно. Окно было открыто и в него вплывали очень странные знаки .

Волшебница сказала:

- Знакомьтесь – это знаки препинания! Они ставятся в конце предложения, показывая, что оно закончено, ещё они показывают интонацию (настроение), с которой произноситься предложение.

Вот это точка, когда она стоит в конце предложения, значит оно произносится спокойно, не повышая голоса. А вот восклицательный знак. Предложение с этим знаком на конце читается более громко, голос усиливается и становиться выше. А вот этот знак называется вопросительным. Его ставят в конце предложения, которое является вопросом. Например: Тебе интересно?

Дети стали задавать вопросы друг-другу. Вопросы были разные: длинные, короткие, серьёзные и шутливые. Дети веселились! Новые знакомые им понравились.

Вдруг одна девочка сказала:

- А что это за место? Куда мы пришли? Раньше мы не ходили сюда.

- Это страна Логопедия, а не ходили, потому что вы были маленькими, теперь вы подросли и мы будем ходить сюда чато. – ответила Волшебница.

- Хорошо! Мне нравиться здесь! – ответила девочка – А Вы кто?

- Я – логопед и теперь мы будем путешествовать по стране Логопедия вместе! – ответила Волшебница – В путешествиях будем учиться новому, а я буду вашим гидом.

- Нет, вы не гид, а логогид – сказали дети и побежали в группу – До новых путешествий!

Шманина Татьяна Николаевна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям

Посмотрите ещё:

Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.