Система двигательных упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями речи
И П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу, жевании хрустящих продуктов.
В результате движения во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При этом происходит выделение вещества — нейро-трансмиттера ацетилхолина через синапсы активизированных нейронов, что способствует росту дендритов, развитию нервной сети и речи. На двигательной активности построены все нейропсихологические, коррекционно-развивающие и формирующие программы.
Вот почему нужно помнить, что неподвижный ребенок не обучается!
Нейропсихология − это наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозге. С ее помощью удается определить восприятие окружающего мира, внимание, ориентацию в пространстве, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику.
Все эти процессы являются основой, при помощи которой можно точно определить насколько успешно идет развитие малыша и его обучаемости. Если есть хоть небольшие отклонения, то обучение ребенку будет даваться тяжело, появляется нелюбовь к занятиям, возможно даже развитие серьезного психосоматического недуга.
Нейропсихологические упражнения для детей младшего и старшего школьного возраста − это своего рода тест, который позволит точно определить и оценить состояние здоровья.
Во время оценивания специалист предлагает ребенку выполнить несложные задачи, после выполнения которых, можно точно рассказать об особенностях развития малыша, его возможностях. Будет очень полезно узнать сильные и слабые стороны малыша, чтобы в дальнейшем правильно с ними работать.
Нейропсихология также будет эффективна, если у ребенка:
- есть проблемы с памятью, работоспособностью и общением со сверстниками;
- наблюдается задержка развития речи, логопедические нарушения;
- есть нарушения психомоторного развития, сна, аппетита; гиперактивность или наоборот заторможенность.
Нейропсихологические упражнения для детей помогают улучшить ситуацию в таких случаях:
- недоразвитость речи;
- ЗПР (задержка психического и психоречевого развития);
- СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность);
- аутизм;
- ОВЗ (ограниченные возможности развития);
- минимальные функции мозга;
- недоразвитость тела мозга;
- умственные и эмоциональные нарушения.
Специально подобранный комплекс поможет специалисту последовательно активизировать каждую зону мозга в отдельности. Программа разрабатывается индивидуально, за счет чего удается благодаря тактильно-кинестетическим упражнениям убрать все нарушения.
В начале курса важно научить ребенка выработать правильное дыхание, которое позволит оптимизировать газообмен и кровообращение. Правильный массаж органов, расположенных в брюшной полости, поможет ускорить выздоровление, улучшить самочувствие, сконцентрировать внимание и снять напряжение.
Основой является полное дыхание, в котором сочетаются брюшное и грудное дыхание. Выполняют его в положении лежа, после сидя и в конце стоя.
Универсальными считаются четырехфазные дыхательные упражнения. Вдох − задержка − выдох − задержка: все этапы должны быть равные по времени по 2-3 секунды.
Система двигательных упражнений состоит из следующих блоков:
- растяжки
- дыхательные упражнения
- глазодвигательные упражнения
- перекрестные (реципрокные) телесные упражнения
- релаксация
- упражнения с правилами (развитие коммуникативной и когнитивной сферы
Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц.
Оптимизация тонуса одна из важных задач нейропсихологической коррекции.
Гипертонус- неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение.
Гипотонус- неконтролируемая мышечная вялость(вялость конечностей — пальцев и кистей рук).
Гипотонус связан со снижением психической и двигательной активностью ребенка. Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий.
Гипертонус сопровождается двигательным беспокойством, эмоциональной лабильностью и нарушениями сна.
Двигательные, сенсорные, эмоциональные реакции возникают быстро, после короткого латентного периода, и так же быстро угасают, такие дети с трудом расслабляются.
На первом этапе необходимо дать ребенку почувствовать свой тонус и показать варианты работы с ним на примерах и обучать приемам релаксации.
Дыхательные упражнения — улучшают ритмику тела, повышают самоконтроль и произвольность.
Часто у детей с нарушениями речи наблюдается нарушение ритмов организма — электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т.д. Это все ведет к нарушениям психического развития ребенка. Особенно касается детей с синдромом дефицита внимания и детей с СДВГ.
Дыхательное упражнение:
- стадия- выдох
- пауза
- желание вдохнуть
- глубокий вдох ртом или носом, после чего наступает легкое, приятное ощущение вдоха без напряжения.
Учит контролировать движения диафрагмы, в процессе работы над дыханием добавляем упражнения для глаз и языка.
В последующие этапы работы происходит подключение визуальной и сенсорной системы — надувание цветных шаров, « вдыхание солнечного света, золотистой энергии и т. д.»
Прыжки на батуте, езда на лошадях, катание на качелях активизируют работу стволовых структур мозга, стимулируют дальнейшее развитие мозга.
Глазодвигательные упражнения – расширяют поле зрения, улучшают восприятие. Совместные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Движение глаз активизирует процесс обучения.
Многие черепномозговые нервы, идущие от продолговатого мозга – тройничный, лицевой, глазодвигательный и блоковый, соединяются с глазом. Они активизируют движения глазного яблока во всех направлениях, сокращают или расслабляют мышцы зрачка, влияют на работу сетчатки и хрусталика. Глаза находятся в постоянном движении, собирают сенсорную информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Мозг объединяет эти образы с другой сенсорной информацией для построения визуальной системы восприятия. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения. К сожалению, в учебном процессе используется двухмерное пространство (книга, таблица, экран компьютера), что снижает качество обучения.
Жан-Жак Руссо говорил, что обучать ребенка нужно на природе. («Эмиль, или о воспитании»).
Большая часть двигательной части коры головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти и глаз. Упражнения, построенные на движениях гортани, рта, языка, глаз стимулируют работу базального ганглия лимбической системы, которая соединяется с лобной долей головного мозга, которая в свою очередь контролирует процессы мышления, речь и поведение.
Движения тела и пальцев или телесные упражнения
Эти упражнения способствуют развитию межполушарного взаимодействия и снижению синкинезии (непроизвольные движения) и снятию мышечных блоков, зажимов. Происходит «чувствование своего тела», что в свою очередь способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации. Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, которая отвечает за внутреннюю речь, произвольность и контроль. Интересно, что человек может мыслить сидя неподвижно. Однако, для закрепления мысли необходимо движение.
Процесс миелинизации нервных волокон (сетей) происходит при условии высокой двигательной активности детей.
Миелинизация — это образование миелиновой оболочки покрывающей быстродействующие проводящие пути ЦНС.
Миелиновые оболочки повышают точность и скорость передачи нервных импульсов. Дети, которые пропустили стадию развития — ползание, испытывают трудности в обучении. Дело в том, что во время ползания используются перекрестные движения рук, ног и глаз, что в свою очередь способствует развитию мозолистого тела.
При регулярном выполнении реципрокных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связанных с большими полушариями головного мозга, что приводит к развитию психических функций, активизации вестибуляторного аппарата и лобных долей головного мозга.
Исследования показали, что у музыкантов, виолончелистов, развитие мелких мышц тела (пальцев) способствует развитию мозолистого тела головного мозга, математических способностей, они лучше чувствуют и осознают свое тело, переживания, могут адекватно их выразить и имеют развитые коммуникативные навыки.
Коммуникативные упражнения бывают 3-х типов
1. индивидуальные — восстановление и дальнейшее углубление контакта со своим телом.
2. парные упражнения – открытость по отношению к партнеру. Актуально для детей с аутичной симптоматикой.
3. групповые упражнения – учат взаимодействию с коллективом, через организацию совместной деятельности.
Массаж – только на пальцах и на ушах находятся 148 важных точек. При этом верхняя часть уха соответствует ногам, а мочка — голове.
Все упражнения имеют комплексное воздействие, повышают потенциальный энергетический уровень, обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают внимание, интеллект, мышление, память, произвольность, успокаивают и уравновешивают психику.
Воздействие на двигательную сферу способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию и называется «эффектом не — направленной коррекции», при этом свидетельствуя о базовом значении своевременного созревания моторных зон головного мозга на развития всех психических функций.
Приложение
Инна Исмагилова,
учитель-логопед