Игры на формирование фонематического слуха у детей 4–5 лет

Семинар-практикум для родителей «Игры на формирование фонематического слуха у детей 4–5 лет»

Фонематический слухЦели:

- Учить родителей правильно организовывать работу по развитию фонематического восприятия в ходе игр, игровых упражнений в условиях семьи.

- Дать практические советы и рекомендации для создания условий формирования фонематического слуха.

Материал: буклеты, игры на развитие фонематического слуха, бочонки, крупы.

План проведения:

1 .Сообщение учителя-логопеда «Фонематический слух — это такое?»

2. Игры на развитие фонематического восприятия и речевого слуха у детей – учимся и играем с мамами.

3. Практическая часть.

Ход семинара-практикума:

- Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь. Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три.

Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т. д.

Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой.

Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.

Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать “кодом” языка. Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого. Чаще всего не- сформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением.

Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.

Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.

Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове.

Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове, так как необходимое условие обучения чтению — это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т. е. представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Это предполагает наличие сформированного фонематического слуха как способности к различению как звуков, так и зрительных изображений, особенно тех, которые являются составными частями букв.

На начальном этапе формирования фонематического восприятия у детей можно выделить 6 ступеней:

1. Узнавание неречевых звуков;

2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру;

3. Различение слов, близких по звуковому составу;

4. Дифференциация слогов;

5. Дифференциация фонем;

6. Развитие навыков звукового анализа.

Игры на развитие первых трех ступеней в формировании фонематического восприятия

- Я предлагаю вашему вниманию игры на развитие первых трех ступеней в формировании фонематического восприятия.

Игра «Где позвонили?»

Для этой игры нужны колокольчик или дудочка. Одному ребенку завязывают глаза, а другой, передвигаясь бесшумно, звонит в разных

местах. Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами.

Игра «Жмурки с голосом»

Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, поймавший кого-нибудь, по голосу узнает, кого именно поймал он.

Игра «Колокольчики»

Цель: — дифференцировать близкие по звучанию неречевые звуки (колокольчик с низким и высоким звучанием);

- называть прилагательные, обозначающие характер звучания колокольчика: «низкое», «высокое».

Ход игры:

Показать ребенку два одинаковых колокольчика, но резко отличающихся по звучанию. Позвоните сначала в колокольчик с низким звучанием, затем – с высоким. Спросите у ребенка, одинаково ли они звучат. Колокольчики любят… играть в прятки. Колокольчик сейчас спрячется, а ты должен внимательно послушать и сказать, какой колокольчик сейчас пел. Можно использовать картинки-подсказки (колокольчик с большим «ртом» поет песенку низким голосом, а колокольчик с маленьким «ротиком» поет песенку высоким голосом). (Игра проводится с родителями).

Игра «Послушай, о чем говорит улица», «О чем говорит дом?»

Определить на слух направление звука, источник которого расположен справа — слева – сзади – спереди.

Игра «Поставь по порядку»

Цель:

– запоминать последовательность звучания неречевых звуков, узнавать, различать, называть звучащие музыкальные игрушки.

Ход игры:

Показать ребенку музыкальные инструменты, которые в ходе игры он должен будет узнать по звучанию. Поиграйте на каждом из них на глазах у ребенка. Скажите: «Дудочка гудит. Барабан гремит. Колокольчик звенит».

Предложите ребенку поиграть на игрушечных музыкальных инструментах.

Расскажите ему о правилах игры: «Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая музыкальная игрушка звучала. Какая игрушка звучала первой, какая последней»

Игра «Коробочка гремит»

Цель :

– дифференцировать неречевые звуки.

Ход игры: Предложите ребенку послушать звучание каждой коробочки. После прослушивания обобщите услышанное: «Коробочки гремят». Поставьте все коробочки на стол в один ряд. Предложите ребенку потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят. Попросите найти две одинаково звучащие коробочки (Игра проводится с родителями.)

Игра «Скажи, что ты слышишь?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.) . Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.) (Игра проводится с родителями).

Игра «Найди игрушку»

Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо.

Игры на развития речевого слуха:

Игры и задания, направленные на различение высоты, силы и тембра голоса.

Игра «Кто как кричит?»

«В лесу» — ребенок определяет, кто его позвал, близко или далеко;

«Три медведя» — определить, кому принадлежат реплики из сказки.

Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах: — Кто сидел на моем стуле?

— Кто ел из моей чашки?

— Кто спал в моей постели?

— Кто же был в нашем доме? И т. п. (Игра проводится с родителями.)

Игра «Найди нужную картинку»

Называются слова, сходные по звучанию;

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные. (перина, подушка, рубашка)

Без ключа, ты мне поверь,

Не откроешь эту (тумбочку, дверь, книгу).

От грязнули даже стол

Поздним вечером (сбежал, ушел, ускакал) .

Две сестрички, две лисички

Отыскали где-то (спички, щетку, ложку).

Тебе кукла, а мне — мячик.

Ты девочка, а я (игрушка, медведь, мальчик).

Говорила мышка мышке:

До чего люблю я (сыр, мясо, книжки).

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую(лису, белку).

Опустела мостовая, и уехали (автобусы, трамваи, такси).

(Игра проводится с родителями).

Игры на дифференциацию по ритму:

Игра «Кто стучится?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: иллюстрация к сказке «Три поросенка»

Описание игры: Логопед говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (логопед отстукивает ритм, второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Логопед предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.

Игра «Капельки»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: картинки с изображением ритмов в виде капель: капля – хлопок в ладоши, тире (черточка) – пауза.

Описание игры:

логопед объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Логопед показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.

(Игра проводится с родителями)

- Теперь я предлагаю вам самим изготовить игру «Шумящие бочонки».

Практическая часть: родители изготавливают шумящие бочонки из разных круп, гороха , фасоли и. т.д. и бочонков от киндер сюрпризов.

В конце семинара — практикума родители получают буклеты с играми на развитие фонематического слуха, которые они могут провести с детьми дома.

Используемая литература:

1. Ткаченко Т. А. « Если дошкольник плохо говорит…» – Санкт-Петербург:

2. Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». Логопедическая тетрадь.

Наталья Данилова,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Совершенствование словаря прилагательных у старших дошкольников с нарушениями зрения Совершенствование словаря прилагательных у старших дошкольников с нарушениями зрения
Система двигательных упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями речи Система двигательных упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями речи
Игры по развитию речи дошкольников старшего возраста Игры по развитию речи дошкольников старшего возраста
Песочная игротерапия как средство развития речи дошкольников с ОВЗ Песочная игротерапия как средство развития речи дошкольников с ОВЗ

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.