Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе является развитие графомоторного навыка.
Тематический план по развитию графомоторных навыков
Так как дошкольный возраст является сензитивным для развития мелкой моторики, то организуя различные виды деятельности в этом периоде, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь положительных результатов в развитии пальцевого праксиса и совершенствовании графомоторных навыков у старших дошкольников.
Работа по формированию графомоторных навыков включает следующие этапы.
✔️Развитие общей и мелкой моторики:
- физминутки;
- пальчиковая гимнастика;
- лепка из пластилина или глины;
- вырезание из бумаги;
- нанизывание бусин, пуговиц и т.д.;
- мозаики и конструкторы;
- раскраски.
✔️Кинезиологические упражнения.
✔️Формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений:
- ориентировка в собственном теле;
- ориентировка в окружающем пространстве;
- ориентировка на листе бумаги.
✔️Развитие зрительного гнозиса (зрительного восприятия и узнавания):
- контурные изображения предметов,
- перечеркнутые контурные изображения,
- изображения, наложенные друг на друга и др.
✔️Знакомство с тетрадью и рабочей строкой:
- знакомление с клеткой, пространством листа;
- рисование вертикальных и горизонтальных прямых линии и комбинации из них;
- рисование наклонных прямых линии и комбинации из них;
- рисование орнаментов (дуги, волнистые линии, круги, овалы);
- графические диктанты.
Коррекционно-развивающая работа в области графомоторных навыков может вестись различными способами. Но самое главное, чтобы она стала важнейшей и неотъемлемой задачей дошкольного воспитания.
Чтобы работа велась систематически, был составлен тематический план по развитию графомоторных навыков.
Сентябрь
Сроки |
Тема | Пальчиковая гимнастика | Пальчиковые игры | Кинезиологические упражнения | Упражнения на развитие зрительно – пространственнойориентировки | Графические упражнения |
3 неделя | Фрукты | «Апельсин» | «Сушка фруктов»Нанизывание на верёвочку; прищепки | Упражнение «Колечки» | Упражнение «Что между …?» | Упражнение «Помой фрукты» — заполнение точками основы фрукта. |
Буква А | Выкладывание буквы из палочек | Обвести и раскрасить букву | ||||
4 неделя | Осень | «Дождик, лей», «Полянка» с использованием массажного коврика | Грибок из палочек | Сжимать кулачки и разжимать пальцы рук | Упражнение «Выложи тучки вверху, а ручейки — внизу» ориентировке на различных плоскостях и на листах бумаги. | «Тучи. Дождик» — обводка по точкам. |
Буква У | Выкладывание буквы из семян | Обвести и раскрасить букву |
Октябрь
Сроки |
Тема | Пальчиковая гимнастика | Пальчиковые игры | Кинезиологические упражнения | Упражнения на развитие зрительно – пространственнойориентировки | Графические упражнения |
1 не де ля |
Деревья | «Осенний букет» | Упражнение «Ёлка» , «Дерево» пальчиками и палочками | Ладонь – ребро Колечки |
«Собери бусы из листьев».Где упал листочек? (справа от дерева, слева …) | Упражнение «Дорожки» (от листика к дереву).«Дорисуй иголки ёлке» |
Буквы А, У |
Покажи пальчиками буквы | Выкладывание букв из желудей | Наложенные изображения букв, раскрашивание | |||
2 не де ля |
Части тела человека |
«У Катюшиной сестрички …» | Выкладывание палочками рожицы (Цвынтарный с.27) | Упражнять в чередовании: палец – кулак | Игра «Кто это?» (Собрать фигурки человека из геометрических фигур по образцу). | «Веселый человечек» — дорисовывание волос. |
Буква И |
«Отгадай букву» прописывание буквы на спине | Выкладывание буквы из палочек | Упражнение «Допиши букву», «Найди буквы И» | Обводка трафарета буквы | ||
3 не де ля |
Игрушки | «Танины игрушки» | Игра «Надуваем шарик».«Я мячом круги катаю» с массажным мячиком. | Упражнение в чередовании: зайчик — пальчик. | Упражнение «Выложи кубики справа, а машинки слева» ориентировке на различных плоскостях и на листах бумаги. | Штриховка фигур в направлении, показанном стрелками |
Буква О | Покажи руками букву | Выложить букву из верёвочек | Обводка и раскрашивание буквы | |||
4 не де ля |
Одежда. Обувь. | «Дружно помогаем маме, мы белье полощем сами»,«Выйдем на прогулку». | Упражнение «Застегни одежду» (на пуговицы, липучки, молнии).Игры с прищепками | «Ладонь — кулак» | Упражнение «Разложи одежду» (справа — слева).«Маленький –модельер» конструирование предметов одежды из геометрических фигур | Упражнение «Соедини точки» (сарафан).Штриховка – полосатый сарафан. |
Гласные буквы | Упражнение «Отгадай букву» (рисование буквы пальчиком на спине) | Выложи буквы А У вверху, О И — внизу | «Отгадай, какие буквы спрятались в траве». Дорисуй и раскрась. |
Ноябрь
Сроки |
Тема | Пальчиковая гимнастика | Пальчиковые игры | Кинезиологичес-кие упражнения | Упражнения на развитие зрительно – пространственнойориентировки | Графические упражнения |
1 не де ля |
Посуда | 1, 2, 3, 4Мы посуду перемыли… | «Разноцветная мозаика» — выкладывание предметов посуды из мозаики. | Кулак – ребро — ладонь | Упражнение «Накроем стол для кукол» — пространственная ориентировка на плоскости. | «Чашки и блюдца» — штриховка горизонтальными и вертикальными линиями. |
Буква Ы |
Покажи пальчиками буквы | Выкладывание букв из желудей | Упражнение «Раскрась только буквы Ы» | Наложенные изображения букв, раскрашивание | ||
2 не де ля |
Мебель |
«1, 2, 3, 4 много мебели в квартире …» | «В домике»(Ткаченко)
Упражнение «Мебель для гостиной» — выкладывание из палочек шкафа, дивана. |
Ребро – ладонь — кулак | Игра «Расставим мебель в квартире» | «Стол и стулья для гномов» — обводка по точкам и самостоятельно.Учимся копировать рисунок (стульчик и табуретка) Грамотейка |
Буква М |
Покажи пальчиками буквы | Выкладывание буквы из палочек | Упражнение «Зачеркни все буквы, кроме буквы М» | Обводка трафарета буквы. Штриховка | ||
3 не де ля |
Домашние птицы | «Наши уточки с утра»(соединение паьчиков) | «На птичьем дворе»(Ткаченко с.33, Цвынтарный с.18) | Ладонь – кулак — ребро | Упражнение «Посади курочку справа, а петуха слева» ориентировке на листах бумаги. | «Покормим курочек» (рисуем карандашом точки внутри контура).Упражнение «дорожки»
Скопируй рисунок по клеточкам (Грамотейка) |
Буква Н | Покажи руками букву | Выложить букву из верёвочек | Обведи правильно написанные буквы Н | Обводка и раскрашивание буквы Упражнение «Допиши букву» | ||
4 не де ля |
Домашние животные | «Хозяюшка»(соединение пальчиков «колечки») | «Собака», «Кошка», «Коза»(Цвынтарный с.14 ) | Упражнение в чередовании: колечко – ушки – рожки. | «Расставь котят слева, а клубочки — справа». | «Нарисуй дорожку от мамы к сыночку»; «Клубок для котенка» (рисование по кругу от центра, не отрывая карандаш). |
Буква П | Упражнение «Отгадай букву» (рисование буквы пальчиком на спине) | Упражнение «Раскрась только буквы П» | Обводка буквы по точкам, штриховка.Допиши букву |
Бушкова Любовь Николаевна,
учитель-логопед